План-конспект
урока «Сообщающиеся сосуды»
Автор: Поправко Ирина Викторовна, учитель физики МБОУСОШ №17,г.Новочеркасск
Класс: 7
Предмет: физика.
Тема урока: Сообщающиеся сосуды
Базовый учебник: «Физика-7» Перышкин А.В., 2010 г.
Тип урока: Освоение новых знаний
Вид деятельности учащихся: экспериментальная, исследовательская деятельность.
Форма деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.
Задачи урока:
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, различные виды сообщающихся сосудов, жидкости: окрашенная вода, подсолнечное масло, керосин; металлический зажим, штатив с лапкой и муфтой, два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой,
Основные термины и понятия: Сообщающиеся сосуды, закон сообщающихся сосудов.
План урока:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (На доске заранее записана дата) (Слайд 1)
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на уроке физики. Сегодня у вас необычный урок, так его будет вести не Ваш учитель, а я Ирина Викторовна Поправко. Я работаю учителем физики в школе №17 и являюсь участником конкурса «Учитель года 2020». Давайте начнем наш урок.
II. Мотивационно – целевой этап
Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, посмотрите на предметы на слайде.(Слайд 2)
- Какие предметы вы видите? (чайник, лейка, сосуды различной формы)
- Что общего между ними? (имеют соединения).
- Как будет располагаться жидкость в этих сосудах? (в резервуаре и боковой трубке)
- Все эти сосуды являются примерами сообщающихся сосудов.
- Вы можете назвать тему нашего урока? (формулируют тему урока)
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока: Сообщающиеся сосуды. (Учащиеся записывают тему урока; учитель записывает тему на доске)
Таким образом, целью нашего урока является изучение какого объекта? (сообщающихся сосудов) (Слайд 3 )
Для изучения их, нам необходимо определить предмет нашего изучения, т. е. дать определение сообщающимся сосудам.
В виде чего в физике формулируются результаты изучения, исследования? Как называются такие утверждения? Например, как называется открытие, которое сделал Блез Паскаль?(формула, закон).
Таким образом, следующей задачей урока является: формулировка закона сообщающихся сосудов.
А зачем нам нужно что-то изучать? Для чего нам нужно знать законы физики?
(чтобы применить их на практике)
Итак, третья задача урока: узнать, как на практике применяются сообщающиеся сосуды .
III. Изучение нового материала
(Слайд 4) На слайде изображены различные сосуды. Выберите из них сообщающиеся. Чем они отличаются от других сосудов? (Ученики предлагают свои варианты определений сообщающихся сосудов).
Записываем определение в тетрадь. (Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися) (Слайд5)
С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. (Вся беседа сопровождается демонстрациями.)
Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимаем и в одну из трубок наливаем воду.
- Что произойдет, если открыть зажим? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне)
- Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне)
- Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне)
- Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне).
Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне.
Как вы думаете, как установится жидкость, если взять два сосуда разной ширины? Формы? Если изменится давление над одним из сосудов? Если в сосудах жидкости с разной плотностью?
А сейчас вы самостоятельно проверите это свойство сообщающихся сосудов. Вы разделены на 4 группы. Даю вам 15 секунд подумать, кто в вашей группе будет представлять результаты вашей работы. (Работа в группах). (Слайд 6)
Задание группе №1: наблюдение уровня однородной жидкости в сообщающихся сосудах разной ширины. (Вывод: В сообщающихся сосудах любой ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне)
Задание группе №2: наблюдение уровня однородной жидкости в сообщающихся сосудах различной формы (Вывод: В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне)
Задание группе №3: наблюдение уровня однородной жидкости в сообщающихся сосудах от внешнего давления.(Вывод: В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся однородной жидкости устанавливается на одном уровне, если давление над жидкостью одинаково)
Задание группе №4: наблюдение уровня жидкостей с разной плотностью в сообщающихся сосудах(Вывод: При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет ниже высоты столба жидкости с меньшей плотностью).
Перед Вами находится необходимое оборудование, план проведения эксперимента и план ответа. На выполнение исследования вам отводится 5 минут.
Каждой группе раздается технологическая карта исследования:
1) название исследования.
2) Оборудование
3) Порядок выполнения работы
4) Сделайте вывод.
(Слайд 7)План ответа
1. Цель эксперимента
2. Оборудование
3. План исследования
4. Вывод
(Первыми свои результаты представляют группы, работающие с однородной жидкостью. Учитель выслушивает и формулирует свойство сообщающихся сосудов для однородной жидкости, учащиеся записывают его в тетрадь.)
(Слайд 8) При равенстве давления в сообщающихся сосудах любой ширины и формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. Запишите вывод в тетрадях.
(Выступление 4 группы. Учитель выслушивает и формулирует свойство сообщающихся сосудов для разнородной жидкости, учащиеся записывают его в тетрадь.)
(Слайд 9) При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет ниже высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Сделанные вами два вывода по проделанным опытам, называются законом сообщающихся сосудов
IV. Применение сообщающихся сосудов.
В каких же устройствах люди используют закон сообщающихся сосудов?
(Слайд 10) Откройте учебник (с.120 – 121). В задачах, заданиях найдите примеры применения сообщающихся сосудов и выпишите в тетрадях. Минута времени вам на работу. Ученики работают.
Кто мне назовет, где же применятся закон сообщающихся сосудов? (водомерное стекло парового котла (Слайд 11), , артезианский колодец(слайд 12),
15
шлюз Волго - донского судоходного пути на реке Дон (Ростовская область) (слайд
13), 14 шлюз Волго
- донского судоходного пути на реке Дон (Ростовская область) (слайд 14) Действие шлюза.(слайд
15)
Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните принцип
действия шлюзов.( В работе шлюзов используется свойство
сообщающихся сосудов: жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном
уровне. Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем течении и шлюзе
устанавливается на одном уровне и т.д., когда последние ворота откроются, уровень
воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль будет опускаться вместе с
водой и сможет продолжить плавание).
Также закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней (слайд 16-17), фонтанах (слайд 18). Наш город украшают фонтаны различной формы и размера, но все они действуют благодаря закону сообщающихся сосудов.
Давайте проделаем простой опыт и сделаем «фонтан». (Демонстрация принципа действия фонтанов) Итак, на чем основано действие фонтанов? (Действие фонтанов основано на принципе сообщающихся сосудов)
V. Закрепление материала.
(Ученики решают качественные задачи, применяя полученные знания на уроке, учитель оценивает ответы)
Ну, а сейчас пришло время проверить ваши знания по данному вопросу.
1. (Слайд 19)Один из кофейников, изображенных на рисунке, вмещает больше жидкости, чем другой. Укажите, какой и объясните. (Вмещает жидкости больше второй кофейник, так как носик поднят выше, следовательно, уровень жидкости в нем выше.)
2. Точкой А обозначен уровень воды в левом колене трубки. Сделайте рисунок и на нем отметьте точкой В уровень воды в правом колене трубки.
(Ответ: )
3. В сообщающиеся сосуды налита вода. Что произойдет если в средний сосуд долить воды? (уровень воды во всех трех сообщающихся сосудах поднимется)
4. Рассмотрите рисунки а-г и ответьте на вопрос: что произойдет с жидкостью, если открыть кран? ( На рисунке а – из правого колена жидкость будет перетекать в левое, пока уровень жидкости в сосудах не уравняется; на рисунке б – из левого колена жидкость будет перетекать в правое, пока уровень жидкости в обоих коленах не станет равным; на рисунке в – жидкость перетекать не будет).
VI. Домашнее задание.
§ 41, с.120, впр.:1-3, с.121
Творческое домашнее задание: Сделать фонтан.
VII. Рефлексия.
Мы прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов.
Итак, что мы узнали на уроке?
Дополните предложения.
- Сообщающимися называются cосуды, …………………………………
- В сообщающихся сосудах любой ширины и формы однородная жидкость устанавливается на……
- При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет………….......... (выше или ниже) высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Всем спасибо за работу.
До свидания.
Самоанализ урока
1. Характеристика класса
В классе 8 учащихся. Один учится на «отлично», четверо - на «хорошо», трое – на «удовлетворительно». По способностям высокие успехи по предмету могут иметь двое учеников, трое способны усвоить предмет на «хорошо», один на «удовлетворительно», двое с трудом усваивают изучаемый материал.
Детей с выраженными недостатками биологического развития нет. Один обладает некоторой заторможенностью.
Четверо учащихся имеют ограниченный словарный запас, слабо развиты интелектуально. У двух учащихся можно отметить слабое развитие волевой сферы, отсутствие познавательного интереса. Речь троих плохо связана, окончания слов «замямливаются», иногда не несет смысла.
Подготовленность класса к уроку в общем удовлетворительная. Можно отметить незнание отдельными учащимися формулы статистического давления жидкости, плохую ориентацию отдельных учеников в физических ситуациях, неумение анализировать и делать выводы, применять полученные знания, ясно и четко выражать свои мысли, не умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
2. Внешние связи урока
Данный урок является одним из основных в разделе "Давление", т.к. объясняет основной закон сообщающихся сосудов, а этот закон объясняет множество явлений, окружающих нас в быту и практической деятельности, на нем будет опираться материал следующего урока.
3. Цели урока:
1. Показать реализацию метода постановки проблемной ситуации и ее разрешения учащимися в ходе урока, где они учатся формулировать, отстаивать и мотивировать свою точку зрения, используя наблюдения, жизненный опыт и знания.
2. Уметь различать сообщающиеся сосуды, пользуясь определением понятия.
3. Знать закон сообщающихся сосудов (формулировка, формула).
4. Научить выделять существенные признаки сообщающихся сосудов и применять их при выполнении практических заданий.
5. Воспитание мотивов учения, дисциплинированности.
6. Формирование потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета.
Тип урока – урок комбинированный. Основные этапы: проверка правильности выполнения домашнего задания, повторение и закрепление знаний ранее изученных и необходимых для усвоения новых, проверка качества этих знаний, новые знание, их применение в быту и технике, в природе, анализ знаний, проверка качества их усвоения.
Формы - фронтальная беседа, наблюдение эксперимента и его объяснение, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации. Индивидуальные особенности учитывались на всех этапах, как результат восприятия и усвоения: если понял - отвечает, получает оценку деятельности. Не понял - слушает объяснения других, затем делает по образцу, после этого только может быть оценен.
Самостоятельная работа предполагает выяснить уровень усвоения, чтобы скорректировать результат на следующем уроке. Акцент на уроке сделан согласно целям, которые, считаю, реализованы полностью.
Атмосфера на уроке была рабочая, соответствовала уровню класса. Активность учащихся хорошая, учащиеся работали, делали выводы на основе опытов и предыдущих знаний. Между мною и учащимися был хороший контакт, который помог учащимся раскрыться.
За урок оценена работа
8-ми учащихся:
"5" - 1.
"4" - 6.
"3" - 1.
Главная цель урока по созданию и реализации проблемной ситуации, нахождение выхода из нее учащимися реализована.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.