Конспект совместной деятельности с использованием карт Проппа "Спасем сказку"
Оценка 4.8

Конспект совместной деятельности с использованием карт Проппа "Спасем сказку"

Оценка 4.8
docx
17.06.2021
Конспект совместной деятельности с использованием карт Проппа "Спасем сказку"
занятие спасем сказку.docx

Конспект совместной деятельности с использованием карт Проппа «Спасём сказку»

Цель:Составление детьми собственного оригинального речевого продукта посредством использования карт Проппа.

Задачи:

1.     Закрепить у детей умение использовать карты Проппа, как опорные модели для составления собственных сказок, рассказов.

2.     Развивать умение детей использовать в речи сложные предложения, законченные высказывания.

3.     Воспитывать интерес к изучению событийного пространства сказок, желание в дальнейшем самостоятельно применять карты Проппа при составлении собственных сказок

Ход:

Ребята! Очень рада вас видеть. Я принесла вам книги со сказками! Вы любите сказки, ребята?(Да!)

Воспитатель: Это замечательно! А вы знаете, кто сочиняет сказки?(писатели, сказочники, люди)

Воспитатель: Верно. Сказки сочиняют люди, и даже мы с вами можем сочинять сказки. Правда, здорово! Ну, а сегодня я порадую вас, почитаю вам ваши любимые сказки. (открывает книгу, а там – чистые страницы). Ой! Посмотрите-ка! Что это такое? Куда же сказка делась? (хватает следующую книжку, открывает – опять пусто, воспитатель волнуется, как будто на самом деле не понимает, что произошло). Ай-яй-яй! Как же так? Где же все наши сказки? (Из книжки выпадывает записка со следующим содержанием:Все ваши сказки спрятал я!Я злой и страшный волшебник! И больше ни одну сказку у вас не получится прочитать! Все сказки спрятаны!)

Воспитатель: Вот беда-то! Какой злой волшебник! Ребята, как же быть? Мы теперь навсегда останемся без сказок… Но ведь во всех сказках добро побеждает зло, правда?(Да)

Воспитатель: Что же нам нужно сделать, чтобы победить колдовство злого волшебника?(Дети отвечают).

Воспитатель: посмотрите, на доске домики, может быть в них спрятал злой волшебник сказки. Посмотрим? (Поочередно достает карты) Здесь карты. Мы с вами их хорошо знаем. Для чего они нужны? (они помогают сочинять сказки)

С чего обычно начинаются сказки? (зачин, жили-были). Видите домик, эта карта означает зачин.

Кто живет в сказках? (герои) Какие бывают герои? (добрые и злые). Вот на этих картах изображены герои, добрый и злой. Этот какой? А этот? Молодцы.

Кто еще бывает в сказках, кто помогает доброму герою? (звери, птицы, волшебные помощники). Вот карта, на которой есть волшебный помощник.

А с помощью чего герой может одолеть злодея? (волшебные предметы). Посмотрите, на карте нарисовано зелье, значит, карта обозначает волшебный предмет.

Что еще происходит в сказке? Герой встречает злодея или нет? (встречает) Вот, посмотрите, встретились герой и злодей на карте.

Чем заканчиваются сказки? (жили они долго и счастливо, конец). Вот наш герой едет домой с победой, это счастливый конец, правда?

 А я предлагаю нам самим сочинить собственную сказку. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: сначала постараемся вспомнить, что бывает в сказках. Из чего состоят сказки, что и кто в них встречается.

Дети (называют элементы сказки): Зачин, герой добрый, герой злой, волшебный помощник, волшебное средство, конец.

Молодцы, ребята! Хоть злой волшебник и заколдовал сказки, но мы все равно очень много всего вспомнили! Теперь мы точно сможем сочинить свою сказку, а для этого нам нужно отправиться в путь  и зайти подряд во все домики. Готовы?

Воспитатель: Вот и первый домик на нашем пути. Мы с вами вспомнили, с чего всегда начинается сказка. Напомните мне.

Дети: с зачина.

Воспитатель: Это значит, что мы должны придумать начало сказки. Как наша сказка будет начинаться? Где будет происходить? В какое время года?

Дети отвечают.

Воспитатель: Чтобы нам ничего не забыть, давайте начнем заполнять вот эту пустую книжку картинками. И потом увидим, что получится! (достает книгу с кармашками, снимает с доски карту «Жили-были», вставляет в первый кармашек).

Воспитатель: Итак, запомним начало нашей сказки: жили-были…   Отправляемся дальше. Кто это живет в следующем домике?  Кто это, ребята?

Дети: Герой

Воспитатель: А это добрый герой или злой? (добрый) Каких вы знаете добрых героев сказок?

Дети называют

Воспитатель: Кто же будет героем нашей сказки? Как его зовут? Как он выглядит? Какие качества у него есть? Какой он?

Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его.

Воспитатель: Итак, жил-был (в лесу зимой)… (Иван-царевич, красивый, добрый, сильный). (снимает с доски картинку «Герой», вставляет в книжку). Решил он отправиться в путь-дорогу, на мир посмотреть, себя показать. Идет себе, идет, вдруг видит – стоит камень возле двух дорог. Что же нам подсказывет следующая карта – запрет. Какой может быть запрет. Нельзя идти направо. Иванушка послушался? Что нам подсказывает следующая карта – нарушение запрета. Не послушался Иванушка – пошел по правой дороге. Идет дальше, вдруг видит стоит избушка. А кто же там живет? Посмотрим! (открывает карту «Злодей»).

Дети: Это злодей.

Воспитатель: Правильно! Каких вы знаете сказочных злодеев? Кто же в нашей сказке будет злодеем? Как его зовут? Какое зло он творит? Что он сделал (герою)?

Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его. Снимает карту с доски, вставляет в книгу.

Давайте поиграем «Изобрази злодея». Я называю сказочного злодея, а вы изображаете, как он выглядит: походкой, выражением лица, жестами.(Баба Яга, Кощей, Леший, Змей Горыныч, Снежная королева)

Воспитатель: Опечалился Иван, идет, невесел, головушку повесил. Не знает, как победить злодея. Но тут на пути у него встречается кто? (открывает домик, там – карта «Волшебный помощник»).

Дети: Волшебный помощник.

Воспитатель: Каких волшебных помощников вы знаете? А кто нашему герою будет помогать, кто в нашей сказке будет помощник?

Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его. Снимает карту с доски, вставляет в книгу.

Воспитатель: Но непросто победить коварного (злодея), даже волшебный помощник сам не может справиться.  И тогда дает герою волшебное средство.

 Воспитатель: Какое же средство дал (помощник герою)?

Дети предлагают варианты.

Воспитатель: Как оно поможет одолеть злодея?

Дети отвечают.

Воспитатель: (снимает карту «Волшебное средство» с доски, кладет в книгу). Итак, у нашего (героя) есть помощник – такой-то, волшебное средство – такое-то. Что герою нужно делать?

Дети: победить злодея.

 Вернулся (герой) к (злодею) (рассказать выбранный вариант)

Воспитатель: Злодей побежден, а путь еще не закончен. Смотрите, последний домик остался. Что в этом домике? (открывает, там – карта «Возвращение домой») Чем закончится наша сказка? Какими словами можно закончить сказку.

 Воспитатель (снимает последнюю карту с доски, вставляет в книгу). Вот видите, мы пришли к концу пути, а доска-то волшебная опустела! Куда же делись все карты?

Дети: Они в книжке.

Воспитатель: Верно, смотрите, теперь страницы в книжке не пустые, они могут рассказать целую историю, которую мы с вами сочинили. Давайте ее вспомним с самого начала.

Воспитатель открывает поочередно карты на страницах книги, дети пересказывают содержание своей сочиненной сказки, воспитатель подсказывает местами. Обязательно вспомнить: жили-были где? Когда? Кто? какой герой был? Кто был злодей? Какой он был? Что плохого он сделал? Кого встретил герой? Какое средство нашел? Как победил злодея? Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Вот здорово, мы с вами сочинили настоящую сказку!  

Для чего мы сочиняли сказку?

Как вы думаете, сложно сочинять сказки? Почему? Кто бы из вас хотел в будущем сочинять сказки. А чтобы сказки были еще интереснее, можно использовать и другие карты, которые мы рассматривали, но пока еще не использовали.

 


 

Конспект совместной деятельности с использованием карт

Конспект совместной деятельности с использованием карт

Кто еще бывает в сказках, кто помогает доброму герою? (звери, птицы, волшебные помощники)

Кто еще бывает в сказках, кто помогает доброму герою? (звери, птицы, волшебные помощники)

Воспитатель: Итак, жил-был (в лесу зимой)… (Иван-царевич, красивый, добрый, сильный)

Воспитатель: Итак, жил-был (в лесу зимой)… (Иван-царевич, красивый, добрый, сильный)

Воспитатель: Злодей побежден, а путь еще не закончен

Воспитатель: Злодей побежден, а путь еще не закончен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2021