Тема урока: «Способы размножения растений».
Цель урока: изучить новый материал.
Задачи: познакомить учащихся со способами размножения растений; сформулировать понятия: «половое, бесполое, вегетативное размножение», «гамета», «зигота», «сперматозоид», «спермий», «яйцеклетка»; познакомить учащихся с размножением споровых растений; сравнивая размножение водорослей, мхов и папоротников, подвести учащихся к выводу о родстве и единстве их происхождения; продолжить формирование умений работать с учебником по инструктивными картам.
Оборудование: инструктивные карты, рисунки и таблицы по теме урока.
Методы: беседа, рассказ, работа по инструктивным картам.
Ход урока:
1. Организация урока.
2. Проверка домашнего задания:
1) Фронтальный опрос по вопросам учебника.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Изучение нового материала:
1) Вводная беседа.
2) Работа по инструктивным картам.
5. Домашнее задание: параграф, вопросы в конце параграфа.
6. Подведение итогов урока.
№ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоен. учебн. матер |
|||
УЭ - 0 |
Цель: определить исходный уровень знаний о делении клеток, размножении бактерий, грибов, лишайников и представителей отделов царства Растения. Задания: 1. Что такое спора? 2. Какие растения относятся к низшим споровым, а какие – к высшим? 3. Какие семенные растения вы знаете? 4. Какие органы растения называются вегетативными? 5. Какие органы растения называют генеративными или репродуктивными? 6. Какая часть клетки участвует в делении? 7. Какую роль играют хромосомы? |
Фронтальная беседа
|
|||
УЭ - 1 |
Цель: повторить и закрепить у учащихся имеющиеся знания о размножении растений; изучить подробно размножение низших споровых растений. Размножение: бесполое (спорообразование, вегетативное) и половое (гаметы). 1. А. Одноклеточные водоросли (объяснение учителя с использованием рисунков учебника). Размножение хламидомонады: 1. Летом: а) взрослая особь теряет жгутики, перестает двигаться; б) под оболочкой происходит деление на 2-4, иногда 8 частей; в) образование наружной оболочки и выход зооспор в воду. 2. Неблагоприятные условия (похолодание, пересыхание) а) образование внутри водорослей половых клеток (гамет); б) выход гамет в воду; в) сближение и слияние гамет; г) образование зиготы. При наступлении благоприятных условий происходит: д) деление зиготы; е) выход 4 молодых хламидомонад. Б. Многоклеточные водоросли (схема на доске, объяснение учителя с использованием рисунков в учебнике). Размножение половое и бесполое. Благоприятные условия Зооспора Улотрикс
Улотрикс
Неблагоприятные Благоприятные условия условия
гамета зигота 4 споры улотрикс гамета
улотрикс
зооспора улотрикс
Вегетативно – кусочек слоевища 2. Проверка уровня усвоения полученных знаний в ходе работы. Задание: верны ли утверждения? Назовите верные утверждения. 1. К низшим споровым относятся мхи, водоросли. 2. К низшим споровым относятся только водоросли. 3. Бесполое размножение – это образование гамет. 4. Бесполое размножение – это спорообразование и вегетативное. 5. В половом размножении участвуют гаметы. 6. При благоприятных условиях образуются гаметы. 7. При неблагоприятных условиях образуются гаметы. 8. При благоприятных условиях образуются зооспоры. 9. Многоклеточные водоросли могут размножаться кусочками слоевища. |
|
|||
УЭ - 2 |
Цель: выяснить, как размножаются высшие споровые растения, выяснить чередование бесполого и полового размножения. 1. Прочитать и рассмотреть схемы (циклы развития) у мхов (1 вариант) и у папоротников (2 вариант) в тексте параграфа 41. 2. Проверить уровень усвоения знаний учащихся в ходе выполнения самостоятельной работы. 1 вариант. 1. Какое размножение четко выражено у мхов? 2. Что участвует в бесполом размножении у мхов? 3. Что такое предросток и что из него вырастает? 4. Какое главное условие при оплодотворении? 5. Что образуется при слиянии гамет? 6. Из чего развивается коробочка на ножке? 7. Что образуется в коробочке? 2 вариант 1. Чередование чего четко представлено у папоротников? 2. Что такое спорангий и его назначение? 3. Что такое заросток? 4. При каком условии может произойти оплодотворении под заростком? 5. Что развивается из зиготы? 6. Как получает питательные вещества зародыш по мере роста? 7. Как осуществляется вегетативное и «живородящее» размножение? |
Самостоятельная работа с учебником, проверочная работа по вариантам. |
|||
УЭ - 3 |
Цель: обобщить и закрепить полученные знания. К параграфу 40 вопросы 1-16. К параграфу вопросы 1-5. 1. «Выходной контроль» - каждый ответ – 1 балл. 2. Общее подведение итогов урока (подсчет баллов, полученных каждым учеником за урок, заполнить оценочный лист). 3. Домашнее задание: параграфы 40-41, пересовать схемы циклов развития мхов и папоротников. |
Работа по вопросам к параграфу 40-41 и выполнение №148-152 в рабочей тетради. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.