Тема классного часа: «Весело, весело встретим Новый год!»»
Автор разработки: Удодова Галина Константиновна-классный руководитель.
Цель:
Знакомство
с историей, обычаями и традициями новогоднего праздника в России и других
странах.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями празднования Нового года в России, других странах.
2. Развивать творческие способности, мышление, речь.
3. Воспитание этических норм, уважения традиций и обычаев других стран.
Подготовительная работа: подбор и изучение литературы, интернет - ресурсов, подбор картинок, создание презентации, подбор новогодних песен.
Оборудование: мультимедиа, презентация.
Форма проведения классного часа: лекция, беседа, игра.
Участники: обучающиеся 7 класса
Место проведения: ГКОУ РО «Новочеркасская специальная школа -интернат №1»
План проведения классного часа:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели классного часа.
3. Основная часть.
3.1. Знакомство с Дедами Морозами разных стран.
3.2. Дед Мороз России.
3.3. История появления Деда Мороза.
3.4. Наряд Деда Мороза.
3.5. Место жительства Деда Мороза.
3.6. Снегурочка – внучка Деда Мороза.
3.7. Елка – вечнозеленая красавица.
4. Практическая работа.
4.1. Игра «Где растет ЕЛЬ».
4.2. Игра «Да – Нет».
5. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
Звучит новогодняя песенка «Что такое Новый год».
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с Вами будет удивительный, сказочный, волшебный классный час. Но для начала я хочу задать Вам вопрос: «А Вы знаете, откуда к нам приходит Новый год?»
(ответы детей)
Педагог: - Сейчас я прочитаю Вам стихотворение, которое написал Андрей Усачев, а называется оно «Откуда приходит Новый год?».
Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит Новый год?
Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде.
(слайд1)
Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло...
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт...
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!
2. Сообщение темы и цели классного часа.
(слайд2)
Педагог: - Удивительное время - наступление Нового года. Эта зимняя сказка пленяет весь мир, наполняет души людей мечтой о грядущем счастье. А у детей под праздник свои заботы! Во всех уголках планеты они заказывают щедрому Деду Морозу желанные подарки и с замиранием сердца ждут появления доброго старичка, веря, что он непременно постучится в их дверь.
Педагог: - Сегодня, ребята, мы познакомимся с Дедами Морозами разных стран, узнаем, какие бывают Деды Морозы. Ну и, конечно же, познакомимся с нашим Дедом Морозом. Мы узнаем откуда к нам пришел Дед Мороз, почему так любят этого сказочного героя и взрослые и дети, узнаем, почему Новый год празднуют 1 января и почему главным украшением праздника является Елка. Поиграем в разные игры .
А тема нашего классного часа «Весело, весело встретим Новый год!».
3. Основная часть.
Педагог: - Ребята, а прихода кого мы больше всего ждем на Новый год?
(ответы детей)
Педагог: - Я хочу загадать Вам загадки.
(Педагог читает загадку, дети отвечают)
***
У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает, за пальцы хватает, за уши дерет.
Но вечер приходит счастливый в году, сердитого дедушку в гости все ждут.
Подарки приносит он, добрый на вид, и все веселятся - никто не ворчит! (Дед Мороз)
Педагог: - Молодцы, ребята! А знаете ли Вы, что в мире живет много других Дедов Морозов и у каждого из них свое имя?
(ответы детей)
3.1. Знакомство с Дедами Морозами разных стран.
Педагог: - Уже несколько сотен лет, каждую новогоднюю ночь, все люди нашей планеты ждут прихода Деда Мороза. Ждут прихода Деда Мороза и взрослые и дети, ждут, когда Дед Мороз принесет подарки, исполнит все их самые заветные желания.
- Ребята, а вы ждете прихода Деда Мороза? Вы успели написать письма Деду Морозу?
(ответы детей)
Педагог: - Оказывается у нашего Деда Мороза, есть много сородичей по всей Земле. У каждого из них есть свое имя. Если присмотреться, то окажется, что Деды Морозы разных стран весьма похожи между собой. Давайте знакомиться…
1. В США, Канаде и странах Западной Европы его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом и в красные шаровары. На голове — красный колпак.
(слайд 3)
2. В Англии Деда Мороза зовут Батюшка Рождество.
(слайд 4)
3. На Кипре и в Греции Деда Мороза зовут Василий.
(слайд 5)
4. В Италии к детям приходит БАбо НатАле и старушка БефАна. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.
(слайд 6)
5. В Румынии «снежного дедушку» зовут Мош Джерилэ. Он очень похож на нашего Деда Мороза.
(слайд 7)
6. В Узбекистане его зовут Кербобо. Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Кербобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.
(слайд 8)
7. В Норвегии к детям приходят в новогоднюю ночь маленькие домовые или гномики – Ниссе. Они носят вязаные красные колпачки, башмаки и любят сладкое.
(слайд 9)
8. В Японии Деда Мороза зовут Одзи – сан. Он звонит в новогодний колокол, предвещая приход Нового года.
(слайд 10)
Педагог: - А Вы знаете, что даже в России, в некоторых ее регионах, существуют несколько Дедов Морозов?
(ответы детей)
Педагог: - Давайте знакомиться ближе…
1. В Карелии Деда Мороза зовут ПАккайне.
2. В Якутии – Чисхан.
3.2. Дед Мороз России.
Педагог: - Посмотрите, ребята, сколько Дедов Морозов существует на Земле, но это еще не все, их гораздо больше.
- А сейчас, я предлагаю Вам, поближе познакомиться с нашим русским, российским Дедом Морозом. И так, начнем знакомство.
- Что Вы знаете о Деде Морозе?
(ответы детей)
(слайд 11)
Педагог: - Дед Мороз очень часто изображается в синей или красной шубе с длинной, белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит Дед Мороз на тройке лошадей. Дед Мороз не носит очки и не курит трубку, как другие его сородичи.
Педагог: - Ребята, а Вы знаете, когда у Дедушки Мороза День рождения?
(ответы детей)
(слайд 12)
Педагог: - 18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза. Каков возраст зимнего волшебника - доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине - в Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.
Особенно тщательно к этому празднику готовятся на родине именинника. В этот день открывают специальный почтовый ящик, в который можно опустить поздравление для Деда Мороза. Этой возможностью с удовольствием пользуются и местные детишки, и приезжие туристы.
3.3. История появления Деда Мороза.
Педагог: - Ребята, а как Вы думаете, откуда появился Дед Мороз? И почему Дед Мороз стал символом Нового года?
(ответы детей)
(слайд 13)
Педагог: - Дед Моро́з (Де́дко Моро́зко, Трескун, Студенец) — персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду.
Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание – сильная стужа. Его слёзы – сосульки. Иней – замерзшие слова. А волосы – снежные облака.
С тех пор, как в России начали отмечать Новый Год, в домах стал появляться старый дед, с бородой, в валенках. В одной руке он нес мешок с подарками, а в другой – палку. Тогда Дед Мороз не был веселым старичком, который распевал песенки. Подарки он, конечно же, дарил, но только самым умным и послушным, а остальным хорошенько доставалось палкой. Но годы шли, и Дед Мороз старел и добрел: перестал раздавать тумаки, а стал просто запугивать плохих детей страшными сказками. Но в наше время Дед Мороз уже никого не наказывает и не пугает, а только раздает подарки и веселит всех у новогодней елки. Палка превратилась в волшебный посох, который не только отогревает все живое в лютые морозы, но и помогает Дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры.
3.4. Наряд Деда Мороза.
Педагог: - Ребята, а чем наш Дед Мороз отличается от Санта – Клауса? Посмотрите на слайд и найдите отличия.
(ответы детей)
(слайд 14)
Педагог: - Если Санта-Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз - великан, богатырь, обходящий дозором свои владения. Это седой старик, можно сказать, спортивного телосложения, без брюшка, с седой бородой до пола. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху с меховой опушкой. Изначально цвет шубы был бело-синим, холодным, снежным. После того как он все больше и больше становился праздничным персонажем, шуба его стала красной, что значит по-русски - красивой (то есть это не заимствование у Санта-Клауса). Сегодня Дед Мороз носит наряды как голубого, так и красного цветов.
Дед Мороз носит теплую шапку, тоже с опушкой, правильной полукруглой формы, никаких помпонов и кисточек. Руки прячет в огромные рукавицы. Дед не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком. В крайнем случае, застегивается на пуговицы. Дед Мороз носит белые, шитые серебром валенки. С собой Дед Мороз всегда носит хрустальный посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи «диким Морозко», этим самым посохом народ-то и морозил.
Костюм у Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его вообще стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. К концу того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. И вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка, который сегодня известен каждому: кому-то как Санта Клаус, а нам – как Дед Мороз.
(слайд 15)
Мешок с подарками – появился у деда Мороза позднее. Многие дети верят, что мешок Деда Мороза бездонный, то есть не имеет дна. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он, не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжным ходом. А еще Дед Мороз никогда не носит очков и не курит трубку!
3.5. Место жительства Деда Мороза.
Педагог: - А Вы знаете, где живет Дед Мороз?
(ответы детей)
(слайд 16)
Педагог: - Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что он родом с Северного полюса, другие - из Лапландии. Ясно только одно: он живет где-то на Крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» Мороз Красный Нос живет в колодце, в который он перебирается по весне, где «и летом студено».
Но все, же принято считать, что родиной Деда Мороза является север Восточной Европы. Зародившаяся здесь основа миропонимания дошла через тысячелетия и сохранила свои традиции в глубинке северо-восточной Вологодчины. Именно поэтому сказочным местом жительства Деда Мороза был назван Великий Устюг.
3.6. Снегурочка – внучка Деда Мороза.
Педагог: - Ребята, я Вам сейчас загадаю загадку, а Вы отгадайте о ком идет речь.
***
С
дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?… (Снегурочка)
(ответы детей)
(слайд 17)
Педагог: - Самое главное отличие русского Деда Мороза - его неизменная спутница, внучка Снегурочка. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые или голубые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается.
Ни один из зарубежных собратьев Деда Мороза не имеет такого милого сопровождения. Снегурочка - явление уникальное, свойственное только нашему Новому году.
Новейшая история считает датой ее рождения 1873 год, а местом рождения - имение Щелыково, что недалеко от Костромы. Именно там из дремучих лесов «вышел» навстречу писателю Александру Островскому образ снежной девушки. Ее отец - Мороз, мать – Весна - Красна. Сегодня в большинстве сказок Снегурочка, снежная девочка, не дочь, а внучка Деда Мороза.
3.7. Елка – вечнозеленая красавица.
Педагог: - А сейчас я загадаю Вам загадку…
Новогодняя принцесса,
Вся в гирляндах и шарах,
Принесенная из леса,
Добрым папой на плечах.
Платьице в иголочках
И зовусь я ... . (Елочкой)
(ответы детей)
(слайд 18)
Педагог: - Ну, конечно же, какой Новый год без Новогодней Елки.
Раньше на Руси Новый год праздновали 1 сентября, по летоисчислению от сотворения мира.
Главным деревом славян - олицетворением добрых сил испокон веку являлся дуб. Так было до 1 января 1700 года. Именно в этот день по Указу Петра I начали встречать Новый год под нарядной елочкой и украшать жилища еловыми ветвями.
Новый год и Рождество сложно представить без елки. Пусть у Вас нет елки, но еловые ветки должны быть в обязательном порядке. Своеобразный еловый запах наполняет дома новогодней свежестью и прибавляет сил. Каким же образом зародился обычай украшать дома еловыми ветками?
В далеком прошлом люди украшали просто деревья. Считалось, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. И, развешивая на деревьях угощения, подарки, пытались задобрить этих духов. Часто деревья украшались яблоками (символ плодородия), орехами (непостижимость божественного промысла), яйцами (символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия).
В начале в России украшали не целые деревья, а еловые ветки. Этот обычай появился благодаря Петру I. В Петровском указе писалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому, хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...».
Публично в столице ёлки ставились только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов.
И до сир пор, ни один новогодний праздник не мыслим без елки, богато и ярко украшенной.
3.1. Игра «Где растет ЕЛЬ».
Педагог: - Ребята, а теперь предлагаю Вам немного поиграть. Наша игра называется «Где растет ЕЛЬ».
Условие игры: Класс делиться на две группы. Ребятам за 10 минут нужно вспомнить слова, где встречается слово «ЕЛЬ». Каждая команда, по очереди, называет свои слова, педагог записывает на доске. У какой команды больше слов, та команда побеждает.
(ответы детей: метЕЛЬ, карамЕЛЬ, дЕЛЬфин, апЕЛЬсин, писатЕЛЬ, водитЕЛЬ, портфЕЛЬ, кисЕЛЬ, пЕЛЬмень, карусЕЛЬ, понедЕЛЬник, учитЕЛЬ, бездЕЛЬник, мЕЛЬ, цЕЛЬ, мебЕЛЬ, рЕЛЬс, картофЕЛЬ, мЕЛЬница, мЕЛЬник, новосЕЛЬе, весЕЛЬе, атЕЛЬе, апрЕЛЬ, гжЕЛЬ, вермишЕЛЬ, др.)
4.2. Игра «Да – Нет»
Педагог:
- А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно,
Если я вам скажу верно,
Говорите «ДА!» в ответ.
Ну, а если вдруг - неверно,
Говорите смело «НЕТ!».
***
- Разноцветные хлопушки?
(Да!)
- Одеяла да подушки? (Нет!)
- Раскладушки и кроватки? (Нет!)
- Мармеладки, шоколадки? (Да!)
- Шарики стеклянные? (Да!)
- Лавки деревянные? (Нет!)
- Плюшевые мишки? (Да!)
- Буквари и книжки? (Нет!)
- Бусы разноцветные? (Да!)
- Шапки одноцветные? (Нет!)
- Снег из ваты белой? (Да!)
- Ранцы и портфели? (Нет!)
- Туфли и сапожки? (Нет!)
- Чашки, вилки, ложки? (Нет!)
- Мишура блестящая? (Да!)
- Тигры настоящие? (Нет!)
- Шишки золотистые? (Да!)
- Звездочки лучистые? (Да!)
***
- Дед Мороз старик
веселый? (Да!)
- Любит шутки и приколы? (Да!)
- Знает песни и загадки? (Да!)
- Съест все ваши шоколадки? (Нет!)
- Он зажжет ребятам елку? (Да!)
- Носит шорты и футболку? (Нет!)
- Он душою не стареет? (Да!)
- Нас на улице согреет? (Нет!)
- Санта Клаус - брат Мороза? (Да!)
- В зале этом есть березы? (Нет!)
- Новый год идет все ближе? (Да!)
- Есть Снегурочка в Париже? (Нет!)
- Дед Мороз несет подарки? (Да!)
- Ездит он на иномарке? (Нет!)
- Носит тросточку и шляпу? (Нет!)
- Иногда похож на папу? (Да!)
***
- Дед Мороз известен
всем? (Да!)
- Он приходит ровно в семь? (Нет!)
- Дед Мороз старик хороший? (Да!)
- Носит шляпку и калоши? (Нет!)
- Скоро Дед Мороз придет? (Да!)
- Он подарки принесет? (Да!)
- Ствол хорош у нашей елки? (Да!)
- Был он срублен из двустволки? (Нет!)
- Что растет на елке? Шишки? (Да!)
- Вафли торты и коврижки? (Нет!)
- Вид красив у нашей елки? (Да!)
- Всюду красные иголки? (Нет!)
- Дед Мороз боится стужи? (Нет!)
- Со Снегурочкой он дружит? (Да!)
4.3 Пдагог: -Ребята а кто знает стихотворение про новый год?
4.4 А сейчас все встали в дружный хоровод «Новый год у врот».
5. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: - Какие Вы молодцы! Ребята, а теперь ответьте мне на вопрос: «О чем Вы сегодня узнали?».
(ответы детей)
Педагог: - А какое у Вас настроение? Вам понравился наш классный час?
(ответы детей)
Педагог: - На этом наш классный час окончен. Спасибо за работу, за внимание!!!
Желаю
Вам под Новый год
Веселья звонкого, как лед,
Улыбок
светлых - как янтарь,
Здоровья - как мороз в январь!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.