Конспект теоретического материала
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Педиатрический профиль
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Тема 2.11: Сестринский уход при заболеваниях нервной системы.
Цели: – освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
– освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и
службами
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования
ОК 1. – ОК 8., ОК 12.
Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:
– причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы
диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания
сестринской помощи при нарушениях здоровья;
– пути введения лекарственных препаратов
Учебные вопросы:
1. Детский церебральный паралич. Этиопатогенез.
2. Клинические проявления ДЦП.
3. Прогноз и принципы лечения ДЦП.
4. Особенности невротических расстройств у детей. Лунатизм.
5. Страха невроз.
6. Ночное недержание мочи.
7. Заикание.
8. Тики.
Учебная информация:
1. Детский церебральный паралич. Этиопатогенез.
Детский церебральный паралич – термин, объединяющий группу непрогрессирующих заболеваний головного мозга, возникших вследствие недоразвития или повреждения структур мозга в антенатальный, интранатальньгй и ранний постнатальный периоды, характеризующихся двигательными расстройствами, нарушениями позы, речи, психики.
Частота детского церебрального паралича составляет 1,7—3,3 на 1000 детского населения и 1,7—5,9 на 1000 родов.
Этиопатогенез.
Факторы, детерминирующие структурно-функциональные изменения в мозге, в 80 % случаев действуют в процессе внутриутробного развития плода, в 20 % – постнатально. Среди патогенных факторов, повреждающих мозг внутриутробно, ведущая роль принадлежит инфекциям (грипп, краснуха, токсоплазмоз), соматическим и эндогенным заболеваниям матери (врожденные пороки сердца, хронические заболевания легких, сахарный диабет, гипо – и гипертиреоз и др.), иммунологической несовместимости крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам), профессиональным вредностям, алкоголизму. Из факторов, вызывающих поражение мозга в процессе родов, основное значение имеют родовая травма, асфиксия в родах, в раннем послеродовом периоде – энцефалиты.
Изменения в нервной системе связаны с гипоксией и метаболическими расстройствами, оказывающими прямое и опосредованное (через продукты нарушенного метаболизма) влияние на развитие и функцию мозга.
2. Клинические проявления ДЦП.
Классификация. В зависимости от особенностей двигательных, психических и речевых расстройств выделяются пять форм:
1) спастическая диплегия;
2) двойная гемиплегия;
3) гиперкинетическая форма;
4) атонически-астатическая форма;
5) гемиплегическая, или гемипаралитическая, форма.
Различают три стадии течения заболевания:
1) раннюю;
2) начальную хронически-резидуальную;
3) конечную резидуальную.
В конечной стадии определяют I степень, при которой дети овладевают навыками самообслуживания, и II степень – некурабельную, с глубоким нарушением психики и моторики.
Спастическая диплегия (болезнь Литтла).
Наиболее распространенная форма ДЦП. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия (диплегия) или тетрапарез с преимущественной локализацией в ногах, психические и речевые расстройства. Наиболее отчетливо спастическая диплегия проявляется к концу первого года жизни. У детей задерживается формирование статических и локомоторных функций, выпрямляющих рефлексов туловища. Мышечный тонус значительно повышен во всех конечностях. Особенно выражено повышение тонуса в сгибательных группах мышц рук, а также разгибательных и приводящих мышцах ног. Вследствие повышения мышечного тонуса ограничиваются активные движения ребенка, возникает вынужденное положение конечностей. В положении лежа руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, ноги вытянуты, разогнуты в тазобедренных и голеностопных суставах, приведены друг к другу, иногда перекрещены. При попытке поставить ребенка на ноги он упирается на носки, а ноги при этом перекрещиваются. Движения в проксимальных группах мышц затруднены, а в дистальных сохранены. Повышение мышечного тонуса с возрастом способствует возникновению тугоподвижности, контрактур в крупных суставах. Постоянное напряжение пяточного (ахиллова) сухожилия и усиленная опора на носки приводят к грубым деформациям стоп.
Сухожильные и надкостничные рефлексы на руках и особенно ногах повышены, вызываются с расширенной рефлексогенной зоны. Возможны клонусы стоп, коленных чашечек, патологические сгибательные (Россолимо, Менделя – Бехтерева, Жуковского) и разгибательные (Бабинского, Оппенгейма, Шеффера, Гордона) рефлексы. Спастическая диплегия сочетается с гиперкинезами главным образом атетоидного и хореоатетоидного типа, синкинезиями. Гиперкинезы в руках и мимической мускулатуре лица преобладают над гиперкинезами в ногах. Атетоидный гиперкинез доминирует в пальцах, кистях, мышцах лица, хореический – в проксимальных отделах конечностей. Гиперкинезы усиливаются при волнении и ослабевают во сне, в состоянии покоя. Степень выраженности гиперкинезов прямо коррелирует с тяжестью поражения нервной системы.
Развитие речи у детей со спастической диплегией задерживается. Речевые расстройства проявляются дизартрией, алалией. Гиперкинезы артикуляционной и дыхательной мускулатуры делают речь смазанной, толчкообразной. Интеллект в большинстве случаев снижен. Дети с трудом концентрируют внимание на занятиях, быстро истощаются, отвлекаются. Как правило, не могут самостоятельно организовать игру, не владеют собой. Память снижена. Судорожные пароксизмы при спастической диплегии встречаются реже, чем при других формах детского церебрального паралича.
В первые месяцы жизни чаще возникают генерализованные пароксизмы, затем характер их варьирует. Наличие судорог ухудшает прогноз.
Двойная гемиплегия.
Наиболее тяжелая форма ДЦП. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия или тетрапарез с преимущественной локализацией в руках и неравномерным поражением сторон, выраженные психические и речевые расстройства. Заболевание проявляется в первые месяцы жизни. В положении ребенка на спине обращает на себя внимание ограничение его активности. Вследствие высокого мышечного тонуса в конечностях руки согнуты в локтевых суставах, приведены к туловищу, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах или, наоборот, разогнуты. Статические и локомоторные функции у детей с двойной гемиплегией не формируются. Они не овладевают навыками сидения, самостоятельной ходьбы. Тяжелые двигательные расстройства сочетаются с ранними контрактурами суставов, костными деформациями.
Сухожильные рефлексы очень высокие. Выявляются патологические кистевые и стопные рефлексы. Часто выражен симптомокомплекс псевдобульбарного паралича, что обусловливает затруднение приема пищи, нарушение функций артикуляционного аппарата.
Речевые расстройства при двойной гемиплегии проявляются задержкой речевого развития, малым словарным запасом, псевдобульбарными дизартриями. Речь обычно смазанная, гнусавая, плохо понятная, нередко отмечается неправильное произношение звуков. Изменен темп речи. Слова и звуки произносятся либо чрезмерно громко, быстро, либо слабо, медленно.
Интеллект значительно снижен. Мышление замедленно, инертно, память ослаблена. Часто наблюдаются расторможенность, эйфория, апатико-абулические нарушения, отмечаются судорожные припадки. Как и при спастической диплегии, они влияют на прогноз заболевания.
Гиперкинетическая форма.
Характерны непроизвольные атетоидные движения, нарушение мышечного тонуса, речевые расстройства. Непроизвольные насильственные движения в тяжелых случаях появляются в грудном возрасте, но у большинства детей при умеренном поражении нервной системы гиперкинезы возникают в конце 1-го – начале 2-го года жизни. Гиперкинезы локализуются в дистальных отделах конечностей, мимической мускулатуре лица, мышцах туловища, шеи. При тяжелых формах непроизвольные движения медленны, наблюдаются главным образом в кистях и стопах, при относительно легких развиваются быстро, внезапно, охватывают мышцы шеи, плеч, туловища, типа торсионного спазма. Эмоциональные переживания усиливают движения, а физиологический покой, спокойная обстановка ослабляют непроизвольные движения.
Мышечный тонус в течение первого года жизни периодически меняется. Типичны быстрые полярные изменения его за короткий период (перемежающиеся спазмы, дистония). У детей 1-го месяца жизни наблюдается мышечная гипотония. Со 2-го месяца жизни отмечаются дистонические атаки, во время которых происходит внезапное повышение мышечного тонуса. сменяющееся снижением. Сухожильные рефлексы нормальны или повышены. Речевые расстройства проявляются задержкой формирования речи, нарушением артикуляции, темпа речи. Как правило, речь при гиперкинетической форме ДЦП замедленная, монотонная, невнятная, иногда представляет набор трудноразличимых звуков. Интеллект может страдать незначительно. Судорожные пароксизмы редки.
Атонически-астатическая форма.
Характерными особенностями являются мозжечковые расстройства. С рождения наблюдается генерализованная мышечная гипотония. Задерживается формирование статических и локомоторных функций. Дети со значительным опозданием по сравнению с физиологической нормой начинают садиться, стоять, ходить. В вертикальном положении вследствие мышечной гипотонии наблюдается переразгибание в коленных суставах. Сухожильные и периостальные рефлексы могут быть сохранными, что отличает данную форму от спинальных амиотрофий. Нарушения координации и статики движений становятся заметными при развитии произвольных движений. Типичны интенционный тремор, дисметрия, атаксия. Интеллект страдает незначительно. В ряде случаев у детей с атонически-астатической формой имеются умеренные гиперкинезы и признаки пирамидной недостаточности.
Гемиплегическая форма.
Характерными особенностями являются односторонний парез руки и ноги по центральному типу, преимущественно выраженный в руке, судорожные пароксизмы, психические и речевые расстройства. В тяжелых случаях гемиплегическая форма диагностируется с рождения. Признаки двигательной недостаточности пораженных конечностей обнаруживаются по ограничению объема спонтанных активных движений. Гемипарез в конечностях сочетается с поражением по центральному типу VII и XII пар черепных нервов. Мышечный тонус в первые 2-3 мес. жизни снижен. Повышение мышечного тонуса происходит медленно. Выраженным оно становится к 1-1,5 годам жизни, когда ребенок начинает ходить. Увеличение мышечного тонуса в сгибателях руки и разгибателях ноги определяет классическую позу Вернике – Манна.
Сухожильные и периостальные рефлексы обычно высокие с обеих сторон, но на стороне поражения выше. На стороне гемипареза выявляются также патологические кистевые и стопные рефлексы. Редко наблюдаются чувствительные нарушения по проводниковому типу. Речевые расстройства проявляются псевдобульбарной дизартрией. Интеллект и память, как правило, снижены. Внимание неустойчиво, дети быстро истощаются. Психическая активность снижена. Судороги обычно генерализованные, реже парциальные, встречаются в 40—50 % случаев. Они влияют на психическое развитие и прогноз болезни.
3. Прогноз и принципы лечения ДЦП.
Течение ДЦП обычно регредиентное, с постепенным улучшением. Исключением являются случаи с судорогами.
Прогноз определяется степенью поражения мозга. При ДЦП, возникшем вследствие действия повреждающего фактора в ранние сроки беременности, имеются более глубокие нарушения в нервной системе и прогноз серьезен.
Лечение должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, этапным, длительным. Раннее лечение ДЦП предусматривает своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций позы, ротации, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка. Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, массаж, занятия с логопедом, медикаментозную терапию, а в случае необходимости хирургическое лечение контрактур.
Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости. Улучшение психического развития детей достигается назначением глутаминовой кислоты, церебролизина, аминалона, пиридитола (энцефабола). Стимулируют и улучшают обмен веществ также витамин В12, пирогенал.
4.Особенности невротических расстройств у детей. Лунатизм.
Неврозы – это ряд заболеваний, в развитии или поддержании которых ведущую роль играет психогенный фактор или функциональный разлад в согласованной деятельности коры и подкорки. Клиника невротических расстройств у детей отличается своеобразием ввиду незавершенности и рудиментарности симптоматики, значительной выраженности соматовегетативных и двигательных нарушений, а также меньшей, чем у взрослых, степени личностной переработки психотравмирующих переживаний и самих невротических расстройств. Очерченные формы «общих неврозов» в связи с этим м.б. диагностированы лишь с 8-12 лет. До этого возраста у детей преобладают так называемые «моносимптомные» неврозы (соответствующие системным неврозам или неврозам органов у взрослых). К ним относят невротический энурез, тики, заикания и т.д. Среди общих неврозов у детей выделяют невроз страха, неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний, ипохондрический невроз.
Лунатизм (сомнамбулизм, снохождение и сноговорение)– проявляются совершением в состоянии глубокого сна ряда автоматизированных действий с передвижением в пространстве (снохождение) и/или речевой продукцией (сноговорением.)
При снохождении ребенок во время сна вдруг встает с постели, ходит по комнате, что-то ищет, перекладывает вещи, одевается, совершает другие привычные движения или действия; глаза м.б. открыты или закрыты. При сноговорении ребенок во время сна произносит бессвязные звукосочетания, отдельные слова, фразы, реже - последовательные фразовые высказывания.
Снохождение и сноговорение могут возникать одновременно или изолированно. При утреннем пробуждении ребенок не помнит этих эпизодов и не может ответить, что с ним было. Снохождение и сноговорение распространены у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Различают снохождение и сноговорение, развивающиеся по невротическому механизму как отставленные реакции на дневной психотравмирующий фактор (конфликт в школе, вечерняя ссора родителей при ребёнке и т.п.), также возникающие по типу сумеречного помрачения сознания при эпилепсии и органических поражениях ЦНС.
Невротические снохождение и сноговорение обычно имеют отчётливую связь с психотравмой, отражают отдельные психотравмирующие переживания, имеют соответствующую эмоциональную окрашенность. От эпилептических приступов ночного автоматизма их отличает более постепенное начало (с усиленного шевеления во сне) и конец (постепенное успокоение). При них часто возможен контакт с ребёнком. При пробуждении дети, хотя и забывают сам эпизод снохождения и сноговорения, могут вспомнить своё сновидение, с содержанием которого и были связаны снохождение и сноговорение. Снохождение и сноговорение эпилептического происхождения характеризуются безмотивированностью возникновения, резким внезапным началом и завершением, глубиной помрачения сознания (контакт с больным невозможен), расширением зрачков, отсутствием эмоционального насыщения, стереотипной и ритмичной повторяемостью, часто сочетаются с другими эпилептическими расстройствами.
5. Страха невроз.
В этиологии играют роль как шоковые и субшоковые психогении, вызывающие острый испуг, так и длительные психотравмирующие воздействия типа длительного отделения от родителей, их тяжелой болезни и т.п. К предрасполагающим факторам относят повышенную впечатлительность и внушаемость, тревожную мнительность, гиперопеку в воспитании с тревожными опасениями за ребенка. Клиника определяется синдромом сверхценных страхов, содержание которых связано с психотравмирующей ситуацией и возрастом больного; тревожными расстройствами, часто двигательным беспокойством и нарушением восприятия (иллюзии, м.б. галлюцинации). Характерны приступы, когда страхи длятся от 10-15 мин. до нескольких часов. После окончания приступа может появиться частично критичное отношение к страхам, но отсутствуют характерные для навязчивых страхов сознание их чуждости и активное стремление к их преодолению.
По характеру динамики различают 2 типа: кратковременный и затяжной. Кратковременный типичен для детей младшего возраста. Продолжительность 3-4 недели. Страхи имеют неизменное содержание. В межприступный период состояние меняется мало. В последующем наступает полное выздоровление.
Затяжной тип встречается у более старших детей. Длится от 3-4 мес. до 2-3 лет. При нем отмечается более сложная картина приступов (расширение тематики страхов, появление самато-вегетативных расстройств) и межприступных состояний, в которых наблюдаются выраженные общеневротические симптомы: эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость, расстройства сна, аппетита, ипохондрические опасения. Этот тип клиники при отсутствии необходимой помощи может переходить в невротическое развитие личности.
У детей раннего возраста страхи возникают после падений, неожиданных и громких звуков, появления незнакомых людей и животных, окатывания водой, устрашающих рассказов, угроз, скандалов, запугиваний. Ночные страхи возникают в виде приступов ночью, чаще в просоночном состоянии, когда аффект страха сопровождается двигательным возбуждением по типу оборонительных движений, гипногогическими галлюцинациями, являющимися продолжением сновидений.
6. Ночное недержание мочи.
Энурез – недержание мочи во время сна. Одно из самых распространенных заболеваний детского возраста, у мальчиков встречается чаще; к концу пубертата – редок. Энурез – неоднородное в этиопатогенетическом и клиническом отношении расстройство. Выделяют 2 его основные формы: невротическую и неврозоподобную. В этиологии играют роль неспецифические психогении, черты тормозимости и тревожности, семейная отягощенность по энурезу, невропатические состояния. Согласно данным ЭЭГ – исследований, ночное недержание мочи возникает у детей преимущественно в момент перехода от медленной фазы сна к быстрой, вследствие чего энурез предлагают рассматривать как один из патологических компенсаторных механизмов системы сон – бодрствование.
Существует зависимость частоты энуреза от ситуации и обстановки, в которой находится ребенок. Временное изъятие ребенка из психотравмирующей ситуации часто способствует уменьшению или даже исчезновению энуреза. С 6 - 8 лет многие дети начинают болезненно переживать свой недостаток, у них появляется заниженная самооценка, обостряются тревожность, робость, впечатлительность, затрудняется засыпание. Энурез обычно сочетается с тиками, страхами, заиканием, лунатизмом… В зависимости от варианта течения энурез м.б. 1 раз в 1 - 2 недели или еженощным.
Энурез невротический надо отличать от недержания мочи при др. заболеваниях. Возникновение неврозоподобного энуреза не связано с психотравмой, он характеризуется большей монотонностью, отсутствием четких ситуационных изменений при выраженной зависимости от соматических заболеваний, сочетанием с неврологическими симптомами мягкого органического поражения ЦНС; до наступления препубертата и пубертата реакция личности на дефект может отсутствовать.
Энурез, как типичная протестная реакция возникает у дошкольников днем, преимущественно в психотравмирующей ситуации (в ДДУ при нежелании его посещать, в присутствии нежелательного лица…) и обычно на фоне других форм протестного поведения.
Недержание мочи при урологических и эндокринных заболеваниях (С.Д. и несахарный диабет) бывает как ночью, так и днем, при этом выявляются соответствующие изменения общего состояния и данных лабораторных исследований.
Лечение комплексное:
1. Режимные мероприятия. В первую очередь они касаются пищевого и питьевого режима: ограничение во 2-й половине дня пищи, содержащей большое количество жидкости (супы, каши, сырые овощи, фрукты), а также ограничение в это время любого питья с его полным исключением за 3-4 часа до сна.
2.Специальная диета Н.И.Красногорского, которая повышает осмотическое давление крови и способствует задержке воды в тканях, что уменьшает диурез.
3.Общетерапевтические мероприятия: адекватная организация процессов сна-бодрствования с ежедневным внушением и самовнушением (для старших детей) перед сном формулы самостоятельного пробуждения при позыве к мочеиспусканию.
4.Физиотерапия-иглорефлексотерапия
5.Психотерапия (гипноз…)
6.Медикаментозное лечение:
-транквилизаторы со снотворным эффектом для нормализации глубины сна (эуноктин, радедорм)
-при неврозоподобных формах энуреза приём перед сном стимуляторов (сиднокарб) или препаратов тимолептического действия (амитриптилин, мелипрамин – антидепрессанты)
- на ночь: эфедрин, кофеин – растормозить сторожевой пункт коры, чтобы сон стал менее глубоким.
7. Заикание.
Заикание (логоневроз) – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Это нарушение возникает чаще в 4-5 лет, когда значительно усложняется фразовая речь и интенсивно формируется мышление; возможно появление заикания и в 2-3 года - на этапе становления речи.
Этиология: 1) острые и подострые психотравмы (испуг, помещение в ДДУ)
2) длительные психотравмы (конфликтные отношения в семье…)
3)способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и наследственная отягощённость патологией речи, в частности, заиканием.
4) провоцирующие факторы – чрезмерная требовательность родителей к речи детей, двуязычие в семье, перегрузки информацией…
Избирательное нарушение речедвигательной функции при заикании объясняют наличием врожденной или приобретенной функциональной недостаточности систем, обеспечивающих моторные компоненты речи; в патогенезе заикания, возникшего в раннем детстве, имеет место механизм патологической фиксации механических запинок и задержек речи, свойственный детям в период ее становления в 2-4 года.
В начальном периоде заикания отмечаются тонические судороги дыхательно-голосовой мускулатуры с постепенным присоединением судорог в артикуляционном мышечном аппарате. Часто отмечают скрытое повышение тонуса голосовых мышц, нарушение речевого дыхания, дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей при речи. Через несколько месяцев или 1-2 года после начала заикания дети начинают давать психогенную реакцию на свой дефект: не любят говорить при посторонних, отказываются выступать публично. В школьном возрасте возникает логофобия (страх речи), из-за чего заикание усиливается еще больше. Она приводит к отказу от устных ответов в школе. Заикание м.б. незаметным в привычной обстановке, но резко усиливается при общении с незнакомыми людьми и в любых условиях эмоционального напряжения.
Часто наблюдается сочетание заикания с другими невротическими расстройствами: эмоциональной неустойчивостью, расстройствами сна, страхами, тиками, энурезом, которые могут предшествовать возникновению заикания.
В 15-17 лет отмечается усиление заикания и усиление невротического состояния из-за обострения личностной реакции больного на заикание. У подростков с характерологическими особенностями тормозимого типа и / или у соматически ослабленных может возникать невротическое формирование личности с пониженным фоном настроения и патологическим изменением характера астенического и псевдошизоидного типа. Однако сам симптом заикания имеет тенденцию к сглаживанию или даже к исчезновению в постпубертате. Это связанно с возрастным созреванием или компенсацией системы речедвигательных механизмов.
Основной метод лечения – психотерапевтический. При возникновении заикания в связи с шоковыми или субшоковыми травмами или в раннем возрасте (2-3г.), в период становления речи, рекомендуется «режим молчания» в течение 1-2 недель с постепенным включением речевой деятельности. В случаях заикания из-за хронической психотравмы действенна семейная психотерапия и психокоррекция родительско-детских отношений. В семье заикающегося ребёнка устанавливается особый «речевой режим», при котором всем членам семьи предлагается говорить медленно и спокойно, а ребенку ограничить речевую нагрузку; необходимо исключить любые замечания и высказывания относительно речи больного ребенка. При затяжных формах применяют аутогенную тренировку, игровую терапию у дошкольников, специальные групповые психотерапевтические сеансы у старших детей, логопедическую и музыкальную ритмику, суггестивные воздействия (внушение). Для снятия общеневротических расстройств применяют транквилизаторы, седативные средства; медикаменты, снижающие мышечный тонус (мидокалм), а также дегидратирующие и рассасывающие средства при психоорганических нарушениях.
8.Тики.
Тики – это разнообразные автоматизированные привычные элементарные движения: мигание, наморщивание лба, раздувание ноздрей, подёргивание головой, плечами, различные движения конечностей, покашливание, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респираторные тики). Ранее эти движения были целесообразными, а затем «вошли в привычку» (моргание при заболевании роговицы, теперь уже прошедшем). Невротические тики не сопровождаются навязчивым стремлением к повторению фиксированных движений.
Этиология: острые и хронические психотравмы, нередко в совокупности с местным раздражением (кожи, конъюнктивы, дыхательных путей…), что вызывает защитную рефлекторную двигательную реакцию.
Тики обычно возникают как непосредственная или несколько отставленная по времени от действия психогении невротическая реакция. В форме того или иного локализованного тика, она может продолжаться 3-4 недели. При фиксировании невротической реакции появляется тенденция к возникновению тиков другой локализации и присоединению других невротических расстройств: эмоциональной лабильности, плаксивости, нарушений сна, астенических симптомов. Дети усилием воли могут подавлять тики, они не наблюдаются во сне. Дальнейшее течение заболевания часто носит рецидивирующий характер, однако в 2/3 случаев с возрастом тики исчезают или значительно смягчаются. У некоторых больных состояние не меняется или ухудшается. У школьников возможен переход психопатологических недифференцированных тиков в навязчивые.
Невротические тики часто сочетаются с заиканием и энурезом.
Лечение.
Желательно изъятие ребенка из психотравмирующей ситуации и создание у него эмоционально заряженных новых интересов и увлечений, особенно спортивных. Психотерапевтические методы включают: гипносуггестию (внушение под гипнозом), аутогенную тренировку, иглотерапию, бихевиоральные методики (поведенческие), семейную психотерапию и психокоррекцию родительско-детских отношений.
Медикаментозное лечение начинают транквилизаторами, при недостаточной эффективности подключают галоперидол, этапиразин, меллерил (нейролептики).
Выводы по теме:
1. Детский церебральный паралич – термин, объединяющий группу непрогрессирующих заболеваний головного мозга, возникших вследствие недоразвития или повреждения структур мозга в антенатальный, интранатальньгй и ранний постнатальный периоды, характеризующихся двигательными расстройствами, нарушениями позы, речи, психики.
2. В зависимости от особенностей двигательных, психических и речевых расстройств выделяются пять форм ДЦП: спастическая диплегия; двойная гемиплегия; гиперкинетическая; атонически-астатическая; гемиплегическая формы.
3. Неврозы – это ряд заболеваний, в развитии или поддержании которых ведущую роль играет психогенный фактор или функциональный разлад в согласованной деятельности коры и подкорки.
4. Лунатизм (сомнамбулизм, снохождение и сноговорение)– проявляются совершением в состоянии глубокого сна ряда автоматизированных действий с передвижением в пространстве (снохождение) и/или речевой продукцией (сноговорением.)
5. В этиологии невроза страха играют роль как шоковые и субшоковые психогении, вызывающие острый испуг, так и длительные психотравмирующие воздействия.
6. Энурез – недержание мочи во время сна.
7. Заикание (логоневроз) – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте.
8. Тики – это разнообразные автоматизированные привычные элементарные движения.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое ДЦП? Каковы причины возникновения?
2. Каковы основные клинические проявления ДЦП?
3. Каковы принципы лечения и особенности ухода при ДЦП?
4. Что такое невроз?
5. Чем характеризуется лунатизм?
6. Каковы основные проявления невроза страха?
7. Каковы основные проявления энуреза?
8. Каковы основные симптомы логоневроза?
9. Какова клиника тиков?
10. Каковы принципы лечения и особенности ухода при неврозах у детей?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:
1. Приказ Минздрава и соц. развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»
2. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцова Н.М. Сестринское дело в педиатрии: учеб. пособие для студентов медицинских колледжей и училищ под ред. Морозовой Р.Ф. – Изд. 19-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 383 стр. – (Медицина)
3. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / под
ред. Баранова А. А. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 768 с.: ил.
4. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com
5. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.