Конспект учебного занятия "Дыхание"

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1. Дыхание.docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области                                                                             "Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко "






Конспект занятия

на тему «Введение в технику речи. Дыхание. »

Направление: Общекультурное

Возраст: Средний школьный

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса,

специальности 44.02.03 Педагогика

дополнительного образования,

группы 407,

Старицына Нина Ивановна

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2021

Конспект занятия

Учебный курс 1 Педагог Старицына Нина Ивановна

Группа (возраст) : Средний школьный

Продолжительность занятия 45 минут.

Раздел программы Техника речи.

Тема занятия: Введение в технику речи. Дыхание.

Цели занятия: Формирование  представления о технике речи, видах дыхания через комплекс упражнений.

Обучения:

- Изучить теоретический материал о понятие «Дыхание»;

-Закрепить знания через комплекс упражнений.

 

Развития:

-Развивать доверительные взаимодействия между детьми и педагогом: продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки

-Развивать психические процессы (память, мышление, восприятие), познавательный интерес.

 

Воспитания: Воспитывать чувство коллективизма, доверие друг другу.

Планируемые личностные результаты освоения:

Личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы: положительное отношение к процессу познания: проявление внимания, инициативы, ответственности и желание узнать больше.

Метапредметные результаты освоения:

-          Регулятивные

Учащиеся научатся: анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.

-          Познавательные

Учащиеся научатся: выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное.

-          Коммуникативные

Учащиеся научатся: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.

Предметные результаты освоения:

- Учащиеся познакомятся с разделом «Техника речи»;

 -Учащиеся изучат основные понятия из темы «Дыхание»

-Учащиеся на практике закрепят теоретические знания и освоят комплекс упражнений.

Тип занятия: Комбинированный
Форма проведения:
Беседа с игровыми элементами.

Ведущие методы:

методы мотивации: Предъявление требований, поощрение.

методы организации УПД: Словесный - беседа, объяснение; игра.

методы контроля и самоконтроля: Фронтальный опрос, наблюдение, самоанализ, рефлексия.

Учебно-методическое обеспечение: -

Материально-техническое обеспечение: Проектор, презентация.

Форма организация деятельности учащихся: Фронтальная.


 

 

Ход занятия


п/п

Элементы занятия

Деятельность
педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационное начало занятия.

- Здравствуйте, ребята!  Для начала проведем наше традиционное приветствие.

 

 

. Напоминаю, нам нужно взяться всем вместе за руки, и сказать слово «Актеры».

Сейчас нам нужно собрать всю нашу энергию произнося звук «мммм», и двигаем наши руки к центру, как только мы все соберемся нужно сказать хором - Актеры! Готовы? Начинаем.

Учащиеся вместе с педагогом проводят приветствие.

 

С приветствием мы справились на отлично!

Учащиеся отвечают: - Здравствуйте.



 

 

Учащиеся отвечают на вопрос педагога.

 

 

 

Учащиеся берутся за руки.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы: положительное отношение к процессу познания: проявление внимания, инициативы, ответственности и желание узнать больше.

 

Коммуникативные результаты освоения:

Учащиеся научатся:

Инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации;

2.

Настройка психофизического аппарата.

Сегодня, мы с вами познакомимся с новым разделом. Напоминаю, на прошлом занятии мы попрощались с успешно пройденным курсом «Мастерство актера». Сейчас приступаем к знакомству с не менее интересным и важным «Техника речи».

 

Не трудно догадаться, что все, что мы с вами будем делать на следующих занятия связано с голосом и речью в целом. А для таких занятий нам  нужно подготавливать свой артикуляционный аппарат.  Делать это мы будем с помощью традиционной разминки, которая разделена на 3 части: Гигиенический и вибрационный массаж  и артикуляционная гимнастика. 

 

 

Начнем мы с гигиенического массажа.  Повторяйте за мной.

- « Рисуем дорожки» Движение пальцами от середины лба к вискам.

- «Рисуем яблочки». Круговые движения от середины лба к вискам.

-«Нарисуем усы».  Движение указательным и среднем пальцем от середины верхней  губы к уголкам губ.

-«Надеваем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

 

Теперь вибрационный массаж. Выполняется с помощью произнесения звуков и легкого простукивания.

 

Энергично постукивать пальцами обеих рук:

· по лбу с произнесением звука [М] (мычание);

 

по крыльям носа с произнесением звука [М];

 по верхней губе с произнесением звука [В];

· по нижней губе с произнесением звука [З];

· по верхней части груди с произнесением звука [Ж];

· по нижним частям грудной клетки справа и слева (на звуке [М]);

 

Заканчиваем разминку артикуляционной гимнастикой:

 - « Пятачок - улыбка»

- «Укол»

-«Чистим зубы».

 

Ну что, мы отлично справились, давайте поаплодируем друг другу.

 

Учащиеся  внимательно слушают речь педагога.















.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют упражнения вместе с педагогом.











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся аплодируют.

 

 

.


Регулятивные

Учащиеся научатся:

Развивать способность к мобилизации сил и энергии;

Вырабатывать способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

 

3.

Содержательная часть.

У меня такой вопрос: Могут ли актеры, находясь на сцене говорить тихо и не четко?

(ответ)

Правильно, а почему?
(ответ)

Все верно. Четко произносить звуки, говорить громко и выразительно, а также правильно дышать актеру помогают занятия техникой речи. Именно этот раздел мы с вами будем изучать.

 

Техника речи представляет собой цветок, а название его «Речевик». Я предлагаю нам всем вместе вырастить его.

Вы согласны?
(ответ)

 

Что самое главное в цветке?

(ответ)
Верно, это корни. Корнями нашего цветка является осанка. (Цветок появляется на экране)

Спина должна быть ровной, плечи расправлены, а подбородок находится параллельно полу. Давайте все вместе встанем в круг.

Упражнение «Колышек».

Мы с вами полностью расслабляем шею, руки, плечи и спину. Опускаемся вниз. Мы полностью расслаблены. Теперь мы с вами как бы надеваем себя на колышек. Поднимаем голову. Запомните это положение вашей спины. Она всегда должна быть у нас прямая.

А что идет в цветке после корней?

(ответ)

 Верно. Стеблем нашего цветка является дыхание. Оно один  из важнейших компонентов и будет держать наш цветок.

(цветок появляется на экране)

Ну и  сердцевина – это голосообразование, а лепестки – это сила голоса, его полетность, резонаторы и многое другое.

 

(цветок появляется на экране)

 

Перейдем к стеблю нашего цветка – дыханию. Что такое дыхание? Давайте обратимся к понятию.


Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть:

 

-грудное (присуще чаще женщинам. Дыхательное движение за счет сокращения межреберных мышц)

-брюшное ( присуще чаще мужчинам. За счет диафрагмы)

- смешанное

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают педагога.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы педагога.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

Учащиеся научатся: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.

 

 

 

Познавательные

Учащиеся научатся: выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное.

4.

Закрепление знаний в творческом аспекте.

Теперь, когда мы познакомились с дыханием теоретически. Закрепим знания с помощью практики.

 

Для этого я попрошу вас встать.

 

 

Упражнение называется «Мяч».

 

Правила: Имитируйте мяч, который прокололи шилом, звукоподражанием: сссссссс…

Сопровождайте это движением рук,как будто мяч сдувается прямо у вас в руках.

 

Следующее упражнение

 

« Гексаметр»

 

Правила:  На экране появится отрывок из произведения. Ваша задача всем вместе попробовать одновременно на одном дыхании начать и на одном дыхании закончить читать эти строчки. Попытайтесь самостоятельно рассчитать и распределить дыхание так, чтобы его хватило от самого начала до конца чтения, без добора воздуха.

 

Пробуем?

(ответ)

 

Здорово, вы большие молодцы!

 Следующее упражнение «Я могу»

 

Правила: Ваша задача представить, что над вами воздушный шарик, необходимо надрать как можно больше воздуха и с помощью этого запаса удержать шарик так, чтобы он не упал.

 

Задание понятно?

(ответ)

Отлично, тогда приступаем, я наблюдаю за вами.

 

Какие вы молодцы!

 

Ну а следующее упражнение, крайнее на сегодня «НОС».

 

Правила:  Зажмите сначала правую ноздрю пальцем. Выпрямите спину. Устремите взгляд на свободно дышащую в данный момент ноздрю, вернее на крыло ноздри, вот эту часть (педагог демонстрирует). Наблюдайте, как она активно двигается. Теперь поменяйте положение. И проделайте тоже самое с другой ноздрей.

Понятно?

(ответ)

 

Упражнение «НОС»

У всех все получается?
(ответ) 

 

Какие молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся встают со своих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос педагога.

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы педагога.

 

Учащиеся выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос педагога.

 

Учащиеся выполняют упражнение.

 

Учащиеся отвечают на вопросы педагога.

 

 

Предметные результаты освоения:

Учащиеся познакомятся с основными понятиями тем.

Освоят комплекс  упражнений на заданные темы.

5.

Рефлексия.

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

(ответ)

Сейчас на экране появятся 2 картинки. Каждого из вас я прошу выбрать одну из 2 картин. Выбирайте картинку в соответствии с вашим настроением на занятии. Выберите картинку и попробуйте объяснить, почему именно эта картинка описывает ваше настроение на занятие, ваши успехи, неудачи и т.д.

Все понятно?
(ответ)

Тогда начинаем.

(Проводится рефлексия)

Сегодня вы большие молодцы, давайте поаплодируем друг другу.


 

Учащиеся отвечают на вопросы педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос педагога.

 

Учащиеся аплодируют друг другу.

 

Регулятивные

Учащиеся научатся: анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


Сказка

https://main-cdn.goods.ru/big2/hlr-system/1630060/100023032252b1.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценическое внимание

Сценическая свобода

Сценическое воображение и фантазия

 

 

1.   Полная сосредоточенность всей внутренней и физической природы артиста. Процесс концентрации сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. В зависимости от характера объекта различается - внешнее (направленное на происходящее в окружающем мире) и внутреннее (сосредоточенность на своих мыслях).

 

2.   Полное владение актера своим телом. Состояние организма, при котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение или положение тела требуют.

 

3.   Два понятия одно, из которых обозначает: мысленное представление  чего-то, в реальности несуществующего или даже невозможного: то, чего нет, чего мы не знаем, чего не было и не будет (ковер-самолет/аэроплан)- конструкция невозможного. А второе обозначает: То, что мы видели ранее, знакомы с этим и можем представить по памяти.