Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по русскому языку
МКОУ СОШ №5
Дата: 19.02.12
Класс: 2
Учитель-наставник: Захарова О.А.
Студентка: Артамонова И.Д.
Тема: Имена собственные и нарицательные
Тип: Изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию;
Предметные: понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
Ресурсы: учебник «Русский язык 2 класс, 2 часть», презентация, видео
Ход учебного занятия
№ п/п |
Этапы учебного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Формы организации |
|
Организационный момент |
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо. - Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!-А сейчас откройте тетради и запишите число: 14 февраля Классная работа |
|
Личностные: создание условий для развития интереса к изучению данной темы; |
индивидуальная |
|
Словарная работа |
-Итак, а у нас словарная работа. Я загадываю загадки , вы записываете словарные слова. Долговязый Тимошка Бежит по узенькой дорожке. Его следы - твои труды. (Карандаш) Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. (Горох) Закутан ребенок В сорок пеленок. (Капуста) Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) На грядке длинный и зеленый, А в кадке желтый и соленый. (Огурец) Маленький мальчишка в сереньком пальтишке По дворам шныряет, крохи подбирает, По ночам кочует - коноплю ворует. (Воробей) Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь) Проверяем |
Карандаш
Горох
Капуста
Морковь
Огурец
медведь |
Познавательные: использовать учебник и словарь в качестве источников информации |
индивидуальная |
|
Каллиграфическая минутка |
-Следующий наш причал – это минутка чистописания. Посмотрите на доску:
-Прочитайте пословицы. - Почему слово Москва надо писать с большой буквы? - Какие слова пишутся с заглавной буквы? -Сядьте прямо и запишите пословицу к себе в тетрадь. |
Записывают пословицу |
|
индивидуальная |
|
Актуализация знаний
|
-Ребята, скажите какие бывают части речи? -На какие вопросы отвечает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол? -Что обозначает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол? -А какое у вас было домашнее задание? У кого что получилось?
- Послушайте слова. солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок - Какой частью речи они являются? - Почему вы так решили? - Как можно разделить данные существительные на две группы? - Какие существительные называются одушевлёнными? - Какие существительные называются неодушевлёнными?
слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Волгоград, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро - Посмотрите вы видите записанные имена существительные. выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку. - Почему эти слова написаны с заглавной буквы? - Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах. Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание. Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Аня, Ивановна, Миша, ученик, Королёв, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов. - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? - Молодцы. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? - Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. |
Существительное, прилагательное, глагол Ответы
Ответы
Разбирают домашнее задание
именем существительным обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?) одушевлённые и неодушевлённые
которые отвечают на вопрос кто?
Вопрос что?
|
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия Коммуникативные УУД: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно
|
индивидуальная |
|
целеполагание |
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных? А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока. Сегодня на уроке мы узнаем … научимся … попробуем …
|
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Ответы
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике. |
Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
|
|
Работа по теме урока |
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»? - Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
-С какой буквы пишутся имена собственные? - А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52. - Какие существительные мы называем собственные? -С какой буквы они пишутся? -А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные. Приведите примеры собственных имён существительных. - Прочитаем правило в учебнике на странице 53. - Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся? Приведите примеры нарицательных имён существительных.
-Давайте устно выполним упражнение 88. Прочитайте Что нам нужно сделать? |
Выдвижение версий.
Самостоятельное чтение правила с.52 Определение собственных имен существительных.
Приводят примеры сущ.
Самостоятельное чтение правила с.53 Определение нарицательных имен существительных. Приводят примеры сущ.
|
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы
Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины; понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; уметь планировать учебное сотрудничество в группе Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
индивидуальная |
|
Итоги урока. Рефлексия. |
Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей?
Оцените «смайликом» свою работу на уроке. С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом»., У. 90, с 52-53 правло |
Ответы
самооценка
Записывают домашнее задание |
|
индивидуальная |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.