Конспект урока : "Международное гуманитарное право"
Оценка 4.7

Конспект урока : "Международное гуманитарное право"

Оценка 4.7
doc
05.08.2020
Конспект урока : "Международное гуманитарное право"
Международное гуманитарное право.doc

 

 

Международное гуманитарное право

 

Цели урока:

1. Закрепление знаний учащихся по международному гуманитарному праву.

2. формирование навыков аналитического мышления.

3. Совершенствование умений работать в группах.

Тип урока: игра.

Время – 90 мин.

 Средства обучения:

1. Схемы и рисунки по теме: «Международное гуманитарное право»

2. Видеоматериал – фильм «блок – пост», кинофрагменты по Великой Отечественной войне.

3.Рабочие листы по МГП.

4. Телевизор, видео- и аудиоаппаратура.

План урока

1. Ознакомление с порядком проведения игры по МГП.

 

 

Ход урока

 

После проверки готовности учеников в проведению игры (выполнение домашнего задания, наличие необходимых дидактических материалов) знакомлю учащихся с планом проведения урока и правилами игры, организовываю игру так,  чтобы все ученики приняли в ней активное участие,  а урок прошёл эффективно, с максимальной пользой.

Разбиваю класс на команды (по 4 – 6 человек). Каждая команда придумывает название.

Игра состоит из 5 этапов:

1 этап – Творческая мастерская «МГП языком плаката», «Военные пословицы, поговорки,  высказывания»»;

         2 этап – Просмотр фрагментов фильмов о войне;

         3 этап -  Международные знаки защиты;

         4 этап – Встреча с песней;

         5 этап – Вот такая сложилась ситуация…

В процессе игры ученики знакомятся с условиями игры на каждом этапе; провожу оценочную работу на каждом этапе игры, сводя итоги в сводную таблицу, находящуюся на доске.

Название

команды

Этапы игры

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники конкурса проявляют умение анализировать ситуации, применяя знания по МГП, и предлагают варианты их решения, исходя из норм гуманитарного права.

Урок игра проводится для закрепления ранее изученного материала по темам:

·  Военные аспекты международного права,

·  Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ.

На уроке рассматриваются такие понятия, как: «Право войны», «Комбатант», «Военные преступления», «Миротворец», «Вооружённые конфликты», «Победитель и побеждённый», «Законные и незаконные действия».  Сделать акцент на том,  что положения МГП предназначены для защиты жизни и достоинства человека в экстремальных ситуациях войны, независимо от того,  к какой стороне (нападающей или защищающей) он относится.

Для более глубокого понимания МГП необходимо повторить с учащимися содержание четырёх Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. и двух Дополнительных протоколов е ним от 8 июня 1977г., знаки особой защиты категорий сил и объектов. После этого проводим урок – игру.

1этап.  Творческая мастерская

1. «МГП языком плаката» - конкурс плаката – конкурс плаката

 

Учащиеся показывают умение отразить знания по МГП изобразительно – наглядными средствами.

Задание. Нарисовать плакат по теме МГП (выполняется дома). Кратко изложимть замысел плаката.

Возможный вариант выполнения задания (плаката): обозначить в рисунках категории лиц и объектов, находящихся под защитой МГП, ограничения на средства и методы ведения военных действий.

Примерный комментарий к плакату капитана группы:

«Наше будущее в наших руках! Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – бедствия, которые грядущее поколение будет рассматривать как безумие. Поэтому мы присоединяемся ко всему здравому населению планеты и будем следовать прописным законам МГП».

 

2. Конкурс пословиц и поговорок по теме игры

 

Задание. Назвать пословицы и поговорки на тему войны и дать к ним комментарии.

В случае, если ученики не подберут необходимые пословицы и поговорки, то можно предложить им следующий вариант этого конкурса. Учитель называет первую часть пословицы,  а ученики – вторую.

 

Учитель                                                                      Ученики

1. Повинную голову                                             и меч не сечёт

2. Согнутую шею                                                  сабля не рубит

3. В пленного стрелять -                                       солдатскую честь терять

 4. Слепая ненависть -                                          плохой советчик

 5. Раненый поправится,                                       униженный не оправится.

 6. Солдат тот, кто не жизнь,                                а честь свою бережёт.

 7. Честь солдата                                                    береги свято.

 8. Вы не найдёте мира,                                         если будете искать на дорогах войны.

 9. Война ничего не спишет, она                          только пропишет: одним  -  славу, другим – позор.

Глубокий смысл и жизненную верность этих пословиц можно прокомментировать на примере пословицы №9.

1. Нюрнбергский процесс (20.11.1945 – 1.10.1946) осудил группу нацистских военных преступников и воздал каждому по заслугам.

2. В современных условиях мировая общественность серьёзно осуждает военные действия США в Ираке, где происходит постоянное нарушение ими международного гуманитарного права:

 - использовали белый фосфор,  кассетные бомбы,

- бесчеловечное и унижающее обращение в тюрьмах по отношению к пленным,  чем вызывали возмущение и гнев не только иракцев, но и многих людей в мире.

 

2 этап. Просмотр фрагментов фильмов о войне (10 – 12 мин.)

При просмотре фрагментов фильмов о войне участники конкурса показывают умение выявлять и анализировать информацию,  связанную с темой МГП, применяя имеющиеся знания по МГП о правилах  ведения войны для оценки действий героев фильмов, оказавшихся в условиях вооружённых конфликтов. В качестве примера можно предложить просмотреть фильм «Блок-пост».

Задание. Проанализировать по кинофрагментам нарушения международных договоров. Нарушения зафиксировать в рабочем листе. После подробного описания нарушений норм МГ*П рабочие листы передаются капитану команды, а он передаёт их учителю для оценивания.

 

Примерные комментарии

 

Эпизод

Комментарии

1. Срывание яблок с ветвей яблонь, находящихся за забором и крик местной жительницы, последовавший за этим

Кража чужого имущества, а по правилам МГП следует: «Щади гражданское население и его имущество»

2. Снятие с убитого находящегося в автомобиле плеера.

Ограбление мёртвых -  мародёрство.

3. войдя в один из домов,  военные обнаруживают в нём мальчика инвалида с миной, по которой тот бьёт молотком. Мина взрывается только после третьего удара.

По МГП: «Гуманно относись к больным и раненым. Подбери и им необходимую помощь».

Дети до 15 лет не являются комбатантами,  поэтому действия военнослужащих должны были быть следующими: после того как мина не взорвалась от первого удара, они должны были попытаться отобрать мину у мальчика.

4. Взрыв мины привёл к гибели ребёнка и пожару в доме, что вызвало возмущение и агрессию сбежавшихся к месту происшествия жителей. Местная жительница в суматохе завладела оружием и применила его. Военнослужащие открыли ответный огонь. В результате ранены женщина и военнослужащий.

По МГП: «присутствие среди гражданского населения отдельных лиц с оружием не лишает это население гражданского характера». « Веди боевые действия только против комбатантов».

Вывод: проводя операцию «зачистка» необходимо продумывать корректные методы проверки домов для того, чтобы не озлобить местное население и не провоцировать конфликт.

Главное всё решить мирным путём!

 

 

3 этап. Международные знаки защиты

 

Учащиеся проявляют умение извлекать необходимую информацию из ряда источников (текст, графическое изображение, фотография), решать ситуационные задачи, сравнивая,  сопоставляя,  классифицируя лица и объекты, имеющие право на защиту,  согласно нормам МГП, и не имеющие этой защиты.

Задание. Для защиты ряда лиц и объектов в условиях вооружённого конфликта в МГП существуют отличительные знаки.

1. Какие это знаки? Изобразите их.

2. Перечислите категории лиц и объектов,  имеющих право на использование этих знаков.

3. Подберите изображение этих лиц и объектов.

Рабочие листы с выполненным заданием передаются учителю. Оценивается третий этап игры.

 

Примерный вариант выполнения задания

 

Изображение отличительных знаков для опознания лиц и объектов, пользующихся особой защитой

 

Категория лиц и объектов,  имеющих право на использование знака

Номера изображений лиц или объектов,  которые могут быть обозначены этими знаками

1. Красный крест на белом поле или равноценный ему красный полумесяц на белом поле.

Военные и гражданские медицинские службы,  их персонал и оборудование. Военный духовный персонал.

Гражданский духовный персонал (только гражданской медслужбы и ГО).международные организации Красного Креста или Красного полумесяца.

 

 

 

 

3,7

2. Равносторонний синий треугольник на оранжевом фоне.

Объекты и персонал ГО

 

1,2,5

3. Бело-синий щит

Культурные ценности, общая защита: персонал для охраны культурных ценностей.

 

6,8

4. Три знака - бело-синий щит (расположены треугольником, один знак внизу).

Культурные ценности под специальной защитой; транспортные средства для перевозки культурных ценностей.

 

5. Три оранжевых круга,  расположенных на одной оси,  на белом поле.

Установки и сооружения,  содержащие опасные силы: плотины, дамбы,  атомные электростанции.

 

4,9,10

6. Белый флаг

Флаг парламентёра, используемый для переговоров или капитуляции.

 

 

4 этап. Встреча с песней

 

Участники игры,  работая с таким источником информации,  как песня, развивают умение видеть в песнях проблематику МГП,  комментировать содержание песен или отдельных строк с позиции МГП.

Задание. Прослушать песни. Определить, есть ли среди предложенных песен или фразы из них,  содержащие идеи,  конкретные фразы,  имеющие отношение к темам гуманитарного права. Дайте необходимые комментарии.

В. Высоцкий «Солдаты группы «Центр»

Примерный комментарий

«Солдат на всё готов». – Победа любой ценой не допустима. МГП вводит определённые ограничения на использование методов и средств ведения военных действий.

«Не надо думать,  с нами тот,  кто всё за нас решить». – существует личная уголовная ответственность за особо серьёзные нарушения норм МГП,  совершённые во время вооружённого международного конфликта.

«А перед нами всё цветёт, за нами всё горит», «по выжженной равнине за метром метр идут по Украине солдаты группы «Центр». – Тотальное уничтожение лиц и объектов на оккупированной территории не допустимо.

Можно предложить для анализа другие песни:

А .Розенбаум «А может не было войны..»

Ю. Шевчук «Не стреляй?»

Б. Гребенщиков «поезд в огне»

И. тальков «Глобус»

На основе рабочих листов учитель оценивает работу команд перед последним этапом игры.

 

5 этап. Вот такая сложилась ситуация…

 

Задание. Ознакомиться с ситуациями, имевшими место во время вооружённого конфликта международного характера. Определить, прибегали ли противоборствующие стороны к действиям, запрещённым МГП. Если да,  то указать конкретно,  какие это действия,  и прокомментировать их.

Учитель доводит ситуации,  а ученики отвечают,  записывая ответы в рабочие листы.

1. Рота пехотинцев вступает в село на оккупированной территории. Её задача состоит в подготовке к оборонительным действиям. Жителям села, не успевшим эвакуироваться, сообщается,  что через несколько часов здесь может начаться бой. Командир роты отдаёт периказ двум солдатам найти подходящее место для командного пункта. Они находят подвал одного из домов. На стене дома висит оранжевый флаг с изображением синего равностороннего треугольника. Солдаты докладывают командиру,  что подвал лучше всего подходит для командного пункта,  и получают приказ к его оборудованию.

Правильно ли поступил командир?

2. Подразделение пехотинцев приступает к подготовке оборонительного плацдарма. В качестве плацдарма выбирается участок вокруг церкви,  которая представляет собой не только удобный наблюдательный пункт,  но и хорошую позицию для пулемётной огневой точки. На колокольне церкви отчётливо виден знак: голубой щит на белом фоне.

Есть ли в действиях пехотинцев нарушение норм МГП?

3. Командир роты, не желая рисковать,  приказывает собрать всех взрослых жителей села на центральной площади и провести обыск на предмет наличия оружия. Оружие не обнаружено. Подозрения командира не рассеиваются. Он приказывает взять под стражу любых трёх мужчин и удерживать их в качестве заложников, объявив,  что в случае,  если жители села поддержат наступающих, заложники будут расстреляны.

Оцените действия командира роты.

4. Обороняющиеся стремятся ускорить оборонительные работы и заставляют жителей рыть траншеи. Четверо пожилых мужчин и два 14-летних подростков отказываются это делать,  за что подвергаются избиению.

Какие нарушены нормы МГП?

5. Подозрения командира относительно намерений жителей оправдываются, когда ему сообщают о задержании 12-летней девочки,  в рюкзаке которой обнаружены боеприпасы. Девочку допрашивают,  угрожая расстрелять её близких родственников,  если она не сообщит,  кто её подослал, и для кого предназначаются боеприпасы. Девочка испугана и подавлена, но отказывается что-либо сообщить. Не имея времени на продолжение допроса,  командир приказывает поместить её вместе с заложниками,  взятыми ранее.

Правильно ли поступил командир?

6. Начинается массированная атака противника. Обороняющимся удаётся её отбить. Атакующие отступают,  оставив на поле боя своих убитых и раненых. Командир роты отдаёт приказ подобрать всех раненых. При транспортировке тяжелораненого  внимание одного солдата привлекают дорогие часы на его руке, и он забирает их себе.

Как должен был поступить солдат?

7.  командир роты, обеспокоенный нехваткой боеприпасов. Отдаёт приказ забрать оружие и боеприпасы,  принадлежащие раненым солдатам противника. Он также отдаёт приказ,  чтобы на медицинской машине после доставки ею в тыл тяжелораненых привезли со склада боеприпасы.

Есть ли здесь нарушения норм МГП?

8. Противник снова атакует. Но атака сломлена огнём обороняющихся, и им даже удаётся перейти в контрнаступление. Они натыкаются на группу солдат противника, прикрывающую отход основной группы. У группы прикрытия закончились боеприпасы, и,  видя бессмысленность продолжения боя, они сдаются в плен. Но, у контрнаступающих нет ни времени, ни людей, чтобы отправить пленных на сборный пункт за линию фронта. Ночью трём пленным удаётся убить охранников и бежать. Но их обнаруживает патруль и возращает обратно. Командир роты в наказание за совершённый побег и убийство своих людей отдаёт приказ расстрелять предпринявших побег. Приказ приводится в исполнение.

Правомерны ли действия командира роты?

Примерный план выполнения задания

 

Эпизоды к ситуациям

Комментарий действий, запрещённых МГП

1. переоборудование подвала

Подвал обозначен знаком «ГО» и не должен быть использован для оборудования командного пункта (военный объект) (ДП1,ст.62,63)

2. Использование церкви для расположения огневого расчёта

Церковь обозначена знаком «Культурные ценности, общая защита» и не должна быть использована для расположения огневого расчёта (военный объект) (ДП1,ст.52,53)

3.Избиение гражданских лиц, взятие заложников из их числа

Коллективные наказания,  взятие заложников – запрещены (IV ЖК, ст.33,34, 147)

4.Привлечение гражданского населения к работам военного характера

Покровительствуемых лиц не направлять на какую-либо работу, которые вынуждала бы их принимать участие  в военных операциях. (IV ЖК, ст.51)

5. Задержание девочки с боеприпасами

Дети до 15 лет не должны привлекаться к участию в военных действиях, они должны пользоваться особой защитой, задержанный ребёнок не содержаться со взрослыми (ДП 1, ст. 77)

6. Изъятие часов у тяжелораненого

Ограбление мёртвых – мародёрство – запрещено (ЖК, ст.15)

7. Использование санитарного транспорта для перевозки боеприпасов

Перевозка военных грузов медицинским транспортным средством запрещена и рассматривается как вероломство (ДП 1, ст.37,38)

8. Расстрел военнопленных

Расстрел военнопленных в данном случае запрещён, т.к. смертный приговор ожжет быть вынесен только соответствующими судебными органами  и прведён в исполнение не ранее чем через 6 месяцев со дня получения сообщения о приговоре Державой покровительствующей. (III ЖК, ст.99 – 107, 130)

 

Подведение итогов

 

Анализирую результаты игры,  делает разбор ошибок, выставляю оценки, называю наиболее активных и пассивных учеников, объявляет победителей. Даю рекомендации по дальнейшему изучению темы.


Международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право

Для более глубокого понимания

Для более глубокого понимания

В качестве примера можно предложить просмотреть фильм «Блок-пост»

В качестве примера можно предложить просмотреть фильм «Блок-пост»

Равносторонний синий треугольник на оранжевом фоне

Равносторонний синий треугольник на оранжевом фоне

Подразделение пехотинцев приступает к подготовке оборонительного плацдарма

Подразделение пехотинцев приступает к подготовке оборонительного плацдарма

Изъятие часов у тяжелораненого

Изъятие часов у тяжелораненого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2020