Предмет: русский язык
Класс: 2Г
Учитель: Зарицкая Е.В., МБОУ СОШ № 13
Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов.
Цель урока: формировать представление о правописании мягкого знака после согласных в середине слова и в конце; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака.
Формируемые УУД:
ПРЕДМЕТНЫЕ: наблюдение над произношением слов с мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком. Подбор примеров слов с мягким знаком. Объяснение написания мягкого знака в словах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.
Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.
Ожидаемый результат: высказывать собственные суждения;
-критически относиться к мнениям других;
- формирование навыков правописания слов с мягким знаком;
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
- Добрый день, уважаемые гости и ребята!
Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
2.Мотивация учебной деятельности.
Работа с пословицей.
- Посмотрите на доску.
Ученье –свет, а неученье-тьма. (Слайд 1)
-Прочитайте пословицу. Это девиз нашего сегодняшнего урока.
-Как вы её понимаете?
- В прямом или переносном значении выступают слова свет и тьма? (Свет – олицетворение знаний, полученных в результате учения; тьма – незнание, неумение).
«Елочка»
-А чему мы учимся на уроках русского языка?
-Мы познаём его тайны, и сегодня нас ждут новые открытия. Ёлочку, которую будем украшать, приведет нас к новым знаниям. (Слайд 2)
-Я думаю, что сегодня каждый из вас повесит новогоднюю игрушку на елку-покажет свои знания.
-Готовы к работе? Новых открытий и хороших отметок вам. У нас всё получится.
3. Актуализация знаний.
-Различие твердых и мягких согласных на слух.
Показываю(называю) звук, ваша задача подобрать слово, чтобы согласный был твердым, а потом мягким
б х щ ж ч ц
-Какие гласные обозначают твердость предшествующего согласного? (а о у ы э)
-Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного? (я е ё ю и)
-Вывод:
-Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной из интересных, «трудолюбивых» букв, которые не обозначают звука.
-Как вы думаете, что это за буквы? (Ъ и Ь)
- У нас две буквы Ъ и Ь не обозначают звука. Давайте найдем ту букву, с которой связана тема нашего урока.
-Справиться с этой задачей нам поможет ребус, и конечно ваши умения его разгадать. (Слайд 3)
-Что получилось? (МЯГКИЙ ЗНАК)
«Елочка»
Давайте повесим новогоднюю игрушку
4.Сообщение темы и цели урока.
- А для чего же нужен мягкий знак, если он не обозначает никакого звука? (Для смягчения согласных звуков).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков
в середине и конце слова)
- А какая цель урока? Для чего мы изучаем эту тему? Помогут слова…
Познакомимся с…правилом
Научимся …находить слова с ь
Тренироваться…правильно писать
Минутка чистописания.
- Запишите сегодняшнее число, классная работа.
- С какой буквы начинается наш алфавит? (а)
- Какая буква находится между буквами «ка» и «эм»? (л)
- Какие согласные буквы всегда обозначают мягкие звуки? (ч щ)
- Запишите буквы, которые не обозначают никакого звука, а являются только помощниками? (ъ и ь).
Проверка: а л ч щ ъ ь (Слайд 4)
- Подчеркните букву, с которой связана наша тема.
Словарная работа.
- Назовите словарные слова, в которых есть ь.
Дети пишут на доске.
Медведь, щавель, пальто, снегирь, тетрадь, мальчик.
Сделайте выводы: где же пишется мягкий знак? (После согласного в середине и в конце слов)
- Молодцы, вы справились с заданием урока. Повесьте игрушку на елку.
5. Работа с новым материалом. (Слайд 5)
шест – шесть мел-мель галка-галька
- Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест — это длинная палка).
- Что обозначает слово шесть? (Шесть — это цифра и число).
- Сравните слова шест и шесть по числу букв. (В слове шест на одну букву меньше).
- Что можете сказать о числе звуков в данных словах? (Количество звуков в данных словах одинаковое).
- Как вы это объясните? (Буква Ь звука не обозначает).
- Одинаково ли произносится звук [т] в первом и втором словах? (В первом слове звук [т] звучит твердо, во втором — мягко).
- Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?
(Мягкий знак показывает, что согласный m во втором слове надо произносить мягко).
- В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного? Подчеркните (Ь) и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него).
- Какую важную роль он выполняет? (Может менять лексическое значение слова).
- Какой вывод можно сделать?
(Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается ь).
- Откройте учебник на стр. 124 и проверьте, правильный ли вывод мы сделали. (Эталон) (Да).
Обобщим наши знания о мягких согласных
- Каким образом обозначается мягкость согласных в русском языке? (Мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными е, ё, ю, я, и и Ь).
«Елочка»
Давайте повесим новогоднюю игрушку
6. Первичное закрепление. (Слайд 6)
карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.
- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.
карась яблонька
апрель альбом
лошадь пальцы
- Отгадайте загадки, запишите красиво отгадки. (Учащиеся по цепочке отгадывают загадки, записывают отгадки в тетради и на доске с комментированием, объясняют написание с опорой на эталон).
1. Одну меня не съешь никогда,
А без меня – невкусна еда. (Соль)
2. Спит или купается, все не разувается.
День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)
3. Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня? (Коньки)
4. У двух матерей
По пять сыновей.
Одно имя всем. (Пальцы)
- Какое место занимает Ь в словах первого столбика? (Стоит в конце слова после согласной).
- Какова роль Ь в этом случае? (Показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко).
- Какое место занимает Ь в словах второго столбика? (Стоит в середине слова между двумя согласными).
- Какой из двух согласных произносится мягко? (Согласный, который стоит перед Ь).
- Какова роль Ь в этом случае? (Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко).
- Какой вывод можем сделать? (Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма).
«Елочка»
Давайте повесим новогоднюю игрушку
7.Закрепление материала.
Работа с учебником. (с. 125 упр.205)
- Если вы справились без ошибок с этим заданием, можно повесить игрушку на елку.
Домашнее задание. (с.125 упр. 204)
8.Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наш урок. Какая пословица помогла нам на уроке? (Слайд 7)
- Какую тему сегодня изучали? Что же это за буква? Когда пишется ь?
- Достигнута ли цель, которую ставили в начале урока?
- Что понравилось на уроке? Кто особенно сегодня проявил себя?
- Выставление оценок
«Елочка»
Давайте повесим новогоднюю игрушку.
-Посмотрите, какая нарядная получилась наша елочка!
- Спасибо всем за урок!!!
(Слайд 8)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.