Конспект урока "ь-показатель мягкости" 2 класс , УМК " Школа России"
Оценка 4.9

Конспект урока "ь-показатель мягкости" 2 класс , УМК " Школа России"

Оценка 4.9
docx
22.03.2023
Конспект урока "ь-показатель мягкости" 2 класс , УМК " Школа России"
Ь-показатель мягкости Зарицкая ЕВ.docx

Предмет: русский язык

Класс:

Учитель: Зарицкая Е.В., МБОУ СОШ № 13

 

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов.

 

Цель урока: формировать представление о правописании мягкого знака после согласных в середине слова и в конце; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака.

Формируемые УУД:

 ПРЕДМЕТНЫЕ: наблюдение над произношением слов с мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком. Подбор примеров слов с мягким знаком. Объяснение написания мягкого знака в словах.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

 Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

 Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

 Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.

Ожидаемый результат: высказывать собственные суждения;

-критически относиться к мнениям других;

- формирование навыков правописания слов с мягким знаком;

- повышение активности на уроках;

- улучшение результатов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

- Добрый день, уважаемые гости и ребята!

 Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

 

2.Мотивация учебной деятельности.

Работа с пословицей.

- Посмотрите на доску.

Ученье –свет, а неученье-тьма. (Слайд 1)

-Прочитайте пословицу. Это девиз нашего сегодняшнего урока.

-Как вы её понимаете?

- В прямом или переносном значении выступают слова свет и тьма? (Свет – олицетворение знаний, полученных в результате учения; тьма – незнание, неумение).

«Елочка»

-А чему мы учимся на уроках русского языка?

-Мы познаём его тайны, и сегодня нас ждут новые открытия. Ёлочку, которую будем украшать, приведет нас к новым знаниям. (Слайд 2)

-Я думаю, что сегодня каждый из вас повесит новогоднюю игрушку на елку-покажет свои знания.

-Готовы к работе? Новых открытий и хороших отметок вам. У нас всё получится.

 

3. Актуализация знаний.

-Различие твердых и мягких согласных на слух.

Показываю(называю) звук, ваша задача подобрать слово, чтобы согласный был твердым, а потом мягким

б х щ ж ч ц

 

-Какие гласные обозначают твердость предшествующего согласного? (а о у ы э)

-Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного? (я е ё ю и)

-Вывод:

-Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной из интересных, «трудолюбивых» букв, которые не обозначают звука.

-Как вы думаете, что это за буквы? (Ъ и Ь)

- У нас две буквы Ъ и Ь не обозначают звука. Давайте найдем ту букву, с которой связана тема нашего урока.

-Справиться с этой задачей нам поможет ребус, и конечно ваши умения его разгадать.  (Слайд 3)

-Что получилось? (МЯГКИЙ ЗНАК)

 

«Елочка»

Давайте повесим новогоднюю игрушку

 

4.Сообщение темы и цели урока.

- А для чего же нужен мягкий знак, если он не обозначает никакого звука? (Для смягчения согласных звуков).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков

 в середине и конце слова)

- А какая цель урока? Для чего мы изучаем эту тему? Помогут слова…

Познакомимся с…правилом

Научимся …находить слова с ь

Тренироваться…правильно писать

 

 Минутка чистописания.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа.

- С какой буквы начинается наш алфавит? (а)

- Какая буква находится между буквами «ка» и «эм»? (л)

- Какие согласные буквы всегда обозначают мягкие звуки? (ч щ)

- Запишите буквы, которые не обозначают никакого звука, а являются только помощниками? (ъ и ь).

Проверка:  а   л   ч   щ   ъ   ь   (Слайд 4)

- Подчеркните букву, с которой связана наша тема.

 

 Словарная работа.

- Назовите словарные слова, в которых есть ь.

Дети пишут на доске.

     Медведь, щавель, пальто, снегирь, тетрадь, мальчик.

Сделайте выводы: где же пишется мягкий знак? (После согласного в середине и в конце слов)

- Молодцы, вы справились с заданием урока. Повесьте игрушку на елку.

 

5. Работа с новым материалом. (Слайд 5)

шест – шесть    мел-мель    галка-галька

- Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест — это длинная палка).

- Что обозначает слово шесть? (Шесть — это цифра и число).

- Сравните слова шест и шесть по числу букв. (В слове шест на одну букву меньше).

- Что можете сказать о числе звуков в данных словах? (Количество звуков в данных словах одинаковое).

- Как вы это объясните? (Буква Ь звука не обозначает).

- Одинаково ли произносится звук [т] в первом и втором словах? (В первом слове звук [т] звучит твердо, во втором — мягко).

- Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?

(Мягкий знак показывает, что согласный m во втором слове надо произносить мягко).

- В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного? Подчеркните (Ь) и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него).

- Какую важную роль он выполняет? (Может менять лексическое значение слова).

- Какой вывод можно сделать?

(Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается ь).

- Откройте учебник на стр. 124 и проверьте, правильный ли вывод мы сделали. (Эталон) (Да).

Обобщим наши знания о мягких согласных

- Каким образом обозначается мягкость согласных в русском языке? (Мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными е, ё, ю, я, и и Ь).

 

«Елочка»

Давайте повесим новогоднюю игрушку

 

6. Первичное закрепление. (Слайд 6)

карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.

карась яблонька

апрель альбом

лошадь пальцы

 

- Отгадайте загадки, запишите красиво отгадки. (Учащиеся по цепочке отгадывают загадки, записывают отгадки в тетради и на доске с комментированием, объясняют написание с опорой на эталон).

1. Одну меня не съешь никогда,

А без меня – невкусна еда. (Соль)

 

2. Спит или купается, все не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)

 

3. Езжу сразу на обоих!

Что за кони у меня? (Коньки)

 

4. У двух матерей

По пять сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы)

 

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика? (Стоит в конце слова после согласной).

- Какова роль Ь в этом случае? (Показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко).

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика? (Стоит в середине слова между двумя согласными).

- Какой из двух согласных произносится мягко? (Согласный, который стоит перед Ь).

- Какова роль Ь в этом случае? (Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко).

- Какой вывод можем сделать? (Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма).

«Елочка»

Давайте повесим новогоднюю игрушку

 

7.Закрепление материала.

 Работа с учебником. (с. 125 упр.205)

- Если вы справились без ошибок с этим заданием, можно повесить игрушку на елку.

Домашнее задание. (с.125 упр. 204)

8.Рефлексия.

- Вот и подходит к концу наш урок. Какая пословица помогла нам на уроке? (Слайд 7)

- Какую тему сегодня изучали? Что же это за буква? Когда пишется ь?

 - Достигнута ли цель, которую ставили в начале урока?

- Что понравилось на уроке? Кто особенно сегодня проявил себя?

 

- Выставление оценок

 

«Елочка»

Давайте повесим новогоднюю игрушку.

-Посмотрите, какая нарядная получилась наша елочка!

- Спасибо всем за урок!!!

(Слайд 8)


 

Предмет: русский язык Класс: 2Г

Предмет: русский язык Класс: 2Г

Ход урока 1. Самоопределение к деятельности

Ход урока 1. Самоопределение к деятельности

Какие согласные буквы всегда обозначают мягкие звуки? (ч щ) -

Какие согласные буквы всегда обозначают мягкие звуки? (ч щ) -

У двух матерей По пять сыновей

У двух матерей По пять сыновей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2023