Конспект урока " Семейные ценности"
Оценка 4.6

Конспект урока " Семейные ценности"

Оценка 4.6
docx
18.03.2023
Конспект урока " Семейные ценности"
В конспекте дан материал о семейных ценностях в разных религиях
конспект урока семейные ценности.docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Сердобска

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по курсу ОДНКНР

«Семья – хранитель духовных ценностей»

 

 

 

 

Подготовила  учитель

русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 г.Сердобска

Гладкова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сердобск,

2023 г.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

-  показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить , как традиционные религии относятся к семье, привить детям любовь к своей семье и культивирование бережного отношения к семейным ценностям.

Задачи:

  1. Формировать представления о роли семьи в традиционных религиях России: православие, ислам, буддизм, иудаизм.

2. Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.

Методы: частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальная, групповая (парная), фронтальная.

Оборудование: видеопроектор, презентация, видеоролик, ручки, раздаточный материал.

 

Ход урока.

 

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Доброе утро, ребята. Доброе утро, уважаемые гости. Предлагаю начать наше знакомство и наш урок с эмоциональной зарядки. Уважаемые коллеги и ребята, предлагаю вам поработать в парах с рядом сидящим и повторять движения за мной. А мне в этом поможет ….

Здравствуй, друг – жмут друг другу руки;

Как ты тут? – хлопают друг друга по плечу;

Где ты был? – берутся за ухо;

Я скучал. – показав на себя, перекрещивают руки на груди;

Ты пришел – раскрывают руки в стороны;

Хорошо –  поглаживают друг друга по спине.

Надеюсь,  что у всех нас настроение улучшилось, и на уроке наша совместная работа будет плодотворной. Сегодня на уроке, ребята, вы будете работать в командах.

2.Мотивация.

 (показ отрывка из мультфильма «Скворец и кукушка» о семье).

Обсуждение:

      1. Какой смысл заложен в данном сюжете? Что нам хотел сказать автор? (важно каждому иметь семью)

      2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о семье)

Формулируют и записывают тему: Семья – хранитель духовных ценностей.

Учитель: (интрига) Я принес сегодня на урок вот эту коробочку? А что в ней, мы узнаем в конце урока.

3.Актуализация знаний.

Обсуждение:

- У Л.Н Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме». У самого писателя было 14 детей и крепкая, дружная месья.

 - Довольно часто мы слышим слово «семья», но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Что такое  «семья»? (дети дают ответы) (Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья)

4. Изучение нового материала. 

- Предлагаю вам провести небольшое исследование:

1 команде найти значение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова и Д.Ушакова. Сравнить их.

2 команде подготовить чтение по ролям стихотворения «Семья».

А 3 команда найдет информацию о традициях славянской православной семьи в материалах интернета и заполнит таблицу. Время подготовки 2 минуты. (представление медио-студии «ПРО движение»).  (ответы учеников).

2.Что такое семейные ценности.

- Послушайте притчу. 

         «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Отец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова…

  - Как выдумаете,  какие это были слова?  «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» (ответы детей)

Учитель: Правильно. Однако очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Можно назвать одним словом  -  это семейные ценности. Давайте зачитаем информацию о том, что же такое семейные ценности.

- Вспомним пословицы о семье. Чему нас учит народная мудрость? Закончи пословицу… 

Где любовь да совет, там и горя …

Где мир и лад, не нужен и …

Лучший клад, когда в семье …

В гостях хорошо, а дома …

В своём доме и стены …

В семье разлад, так и дому …

Доброе братство лучше …

Вся семья вместе, …

Физминутка

- А сейчас поиграем в игру, которая называется

«Моя семья».

Встаньте все и выполняйте движения по заданию:

- Присядьте те, --- - кто похож на маму?

- Потопайте те, ---- кто похож на папу?

- Покружитесь те, ---- кто похож сам на себя?

-Похлопайте те, --- у кого есть сестрёнки?

-Покачайте головой те, --- у кого есть братишки?

-Попрыгайте те,----- у кого есть и братишки и сестрёнки

-Поднимите руки те, --- у кого пока никого нет?

Покажите сердечко ----- кто любит свою семью и дорожит ею!

3. Какие семейные ценности существуют в различных религиях?

- Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными ценностями разных религий.

Работа групп (пар).

Сейчас вы попробуете себя в роли исследователей. Мы будем работать с учебником на стр…. Заполните таблицу, которая лежит у вас на столе.

1 к.-  буддийская семья, 2 –  иудейская семья, 3 – исламская семья. Время работы 2 мин.

( Интервью с гостями. Ваши семейные традиции?)

- Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

- Какие общие увлечения есть у членов Вашей семьи?

- Какой общий труд объединяет Вашу семью?

- Какие фирменные семейные блюда есть в Вашей семье?

- Собираете ли Вы семейные советы? Если да, то в каких случаях?

-  Какой девиз Вы бы выбрали для своей семьи?

Ответы команд.

Учитель: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним.

Вывод: Семья – это свято для всех!

Давайте  семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.

5.Первичное закрепление знаний.

- Ребята, наша страна 8 июля ежегодно отмечает  – День семьи, любви и верности. Появился он  благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. 

6.  Строительство дома. Работа на доске.

- Сейчас вам нужно будет построить родительский дом – основу каждой семьи. А построить нам его поможет форма синквейна, короткого нерифмованного стихотворения, отражающего тему нашего урока. Для этого  в окошечках «дома» надо вставить слова, характеризующие счастливую семью, отношения между ее членами. На слайде мы видим условия для составления синквейна. Первое слово я прикреплю сам – это наша крыша – семья, именно она является темой урока.

1 команда – 2 строчка

2 – 3 строчка

3 – 4 строчка

Гости – последняя строчка.

- Итак, мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в счастливой семье.

 

6.Рефлексия. Интрига.

- Сейчас давайте вернемся к нашей  коробке. Что в ней?

Это ромашки. Эти цветки выбраны нами не случайно. Они символизируют семью.

Дети берут из коробки ромашки. Положите их перед собой и вспомните все то, о чем мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то интересное,  нарисуйте ромашке веселую улыбку. Если что-то  вам не понравилось – грустную улыбку. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.
– Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Согрейте их в своих руках. Представьте, как каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!

- А нашим гостям мы подарим в память о нашем уроке тоже ромашки с пожеланиями их семьям добра и счастья. Спасибо всем за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  1

 

 

«Семья»

Когда появилось слова  «семья»?

Когда- то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

,, Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»

-          Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я»

-  Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

-          Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит  жильё?

«Я, я»,- тихо молвила Ева – Я,я....

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на земле появилась семья.

 

 

 

Приложение 2

 

 

Традиции славянской православной семьи.

 

Труд

Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.

 

Состав семьи

Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Покровительницей семьи была богиня Лада.

 

Распределение ролей в семье

. Необходимо заметить, что славянская семья – многодетная семья, большая и дружная. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Однако все решения,  муж и жена принимали совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. Отсюда выражение "сор из избы не выносить ".

 

Обязанности в семье

Обязанности в их доме распределены между супругами. Жена слушается мужа. Дети, слушаются родителей и следуют их воспитанию. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в доме, поле и огороде. При любых внешних опасностях, сохранность рода ставилась превыше всего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Чем является семья?

 

 

 

 

Как должны люди жить в браке?

 

 

 

 

 

Отношение к старшим

 

 

 

 

 

Обязанности родителей перед детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

Буддизм.

Жизнь в буддистской семье полна любви и радости. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается  доверием и взаимным уважением. Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга и воспитывать своих детей в духе национальных, семейных традиций. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей.

Иудаизм

Семья - одна из основных микрокосмических клеток Творения. Муж несет в себе начало справедливости: святость, авторитет, уважение, правду, нетерпимость к злу и греху. Жена являет собой милосердие: любовь, сострадание, гибкость способность прощать зло и грех. Семья объединяет эти начала в одно целое, воплощая единство и совершенство мироздания. Полнота личности невозможна вне семьи, в которой человеческая сущность дополняется противоположным и противоречащим ей началом.

Ислам

Мусульманские семьи, как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов и детей, но и остальных родственников. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности. Муж – глава мусульманской семьи. Он должен трудиться и делать все возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. В мусульманских семьях принято поддерживать крепкие родственные связи. В исламе разрыв с родственниками считается грехом.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г

Тип урока: урок изучения нового материала

Тип урока: урок изучения нового материала

Отец взял бумагу и написал на ней что – то

Отец взял бумагу и написал на ней что – то

Их мощи хранятся в храме Св. Троицы

Их мощи хранятся в храме Св. Троицы

Приложение 1 «Семья»

Приложение 1 «Семья»

Приложение 3 Чем является семья?

Приложение 3 Чем является семья?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2023