Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Сердобска
Открытый урок по курсу ОДНКНР
«Семья – хранитель духовных ценностей»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 г.Сердобска
Гладкова Л.В.
Сердобск,
2023 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
- показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить , как традиционные религии относятся к семье, привить детям любовь к своей семье и культивирование бережного отношения к семейным ценностям.
Задачи:
1. Формировать представления о роли семьи в традиционных религиях России: православие, ислам, буддизм, иудаизм.
2. Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
Методы: частично-поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, групповая (парная), фронтальная.
Оборудование: видеопроектор, презентация, видеоролик, ручки, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Доброе утро, ребята. Доброе утро, уважаемые гости. Предлагаю начать наше знакомство и наш урок с эмоциональной зарядки. Уважаемые коллеги и ребята, предлагаю вам поработать в парах с рядом сидящим и повторять движения за мной. А мне в этом поможет ….
Здравствуй, друг – жмут друг другу руки;
Как ты тут? – хлопают друг друга по плечу;
Где ты был? – берутся за ухо;
Я скучал. – показав на себя, перекрещивают руки на груди;
Ты пришел – раскрывают руки в стороны;
Хорошо – поглаживают друг друга по спине.
Надеюсь, что у всех нас настроение улучшилось, и на уроке наша совместная работа будет плодотворной. Сегодня на уроке, ребята, вы будете работать в командах.
2.Мотивация.
(показ отрывка из мультфильма «Скворец и кукушка» о семье).
Обсуждение:
1. Какой смысл заложен в данном сюжете? Что нам хотел сказать автор? (важно каждому иметь семью)
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о семье)
Формулируют и записывают тему: Семья – хранитель духовных ценностей.
Учитель: (интрига) Я принес сегодня на урок вот эту коробочку? А что в ней, мы узнаем в конце урока.
3.Актуализация знаний.
Обсуждение:
- У Л.Н Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме». У самого писателя было 14 детей и крепкая, дружная месья.
- Довольно часто мы слышим слово «семья», но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Что такое «семья»? (дети дают ответы) (Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья)
4. Изучение нового материала.
- Предлагаю вам провести небольшое исследование:
1 команде найти значение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова и Д.Ушакова. Сравнить их.
2 команде подготовить чтение по ролям стихотворения «Семья».
А 3 команда найдет информацию о традициях славянской православной семьи в материалах интернета и заполнит таблицу. Время подготовки 2 минуты. (представление медио-студии «ПРО движение»). (ответы учеников).
2.Что такое семейные ценности.
- Послушайте притчу.
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Отец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова…
- Как выдумаете, какие это были слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» (ответы детей)
Учитель: Правильно. Однако очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Можно назвать одним словом - это семейные ценности. Давайте зачитаем информацию о том, что же такое семейные ценности.
- Вспомним пословицы о семье. Чему нас учит народная мудрость? Закончи пословицу…
Где любовь да совет, там и горя …
Где мир и лад, не нужен и …
Лучший клад, когда в семье …
В гостях хорошо, а дома …
В своём доме и стены …
В семье разлад, так и дому …
Доброе братство лучше …
Вся семья вместе, …
Физминутка
- А сейчас поиграем в игру, которая называется
«Моя семья».
Встаньте все и выполняйте движения по заданию:
- Присядьте те, --- - кто похож на маму?
- Потопайте те, ---- кто похож на папу?
- Покружитесь те, ---- кто похож сам на себя?
-Похлопайте те, --- у кого есть сестрёнки?
-Покачайте головой те, --- у кого есть братишки?
-Попрыгайте те,----- у кого есть и братишки и сестрёнки
-Поднимите руки те, --- у кого пока никого нет?
Покажите сердечко ----- кто любит свою семью и дорожит ею!
3. Какие семейные ценности существуют в различных религиях?
- Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными ценностями разных религий.
Работа групп (пар).
Сейчас вы попробуете себя в роли исследователей. Мы будем работать с учебником на стр…. Заполните таблицу, которая лежит у вас на столе.
1 к.- буддийская семья, 2 – иудейская семья, 3 – исламская семья. Время работы 2 мин.
( Интервью с гостями. Ваши семейные традиции?)
- Какие семейные традиции Вы соблюдаете?
- Какие общие увлечения есть у членов Вашей семьи?
- Какой общий труд объединяет Вашу семью?
- Какие фирменные семейные блюда есть в Вашей семье?
- Собираете ли Вы семейные советы? Если да, то в каких случаях?
- Какой девиз Вы бы выбрали для своей семьи?
Ответы команд.
Учитель: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним.
Вывод: Семья – это свято для всех!
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.
5.Первичное закрепление знаний.
- Ребята, наша страна 8 июля ежегодно отмечает – День семьи, любви и верности. Появился он благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
6. Строительство дома. Работа на доске.
- Сейчас вам нужно будет построить родительский дом – основу каждой семьи. А построить нам его поможет форма синквейна, короткого нерифмованного стихотворения, отражающего тему нашего урока. Для этого в окошечках «дома» надо вставить слова, характеризующие счастливую семью, отношения между ее членами. На слайде мы видим условия для составления синквейна. Первое слово я прикреплю сам – это наша крыша – семья, именно она является темой урока.
1 команда – 2 строчка
2 – 3 строчка
3 – 4 строчка
Гости – последняя строчка.
- Итак, мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в счастливой семье.
6.Рефлексия. Интрига.
- Сейчас давайте вернемся к нашей коробке. Что в ней?
Это ромашки. Эти цветки выбраны нами не случайно. Они символизируют семью.
Дети берут из коробки ромашки. Положите их перед собой и
вспомните все то, о чем мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний
урок, если вы узнали на уроке что-то интересное, нарисуйте ромашке веселую
улыбку. Если что-то вам не понравилось – грустную улыбку. Если в уроке что-то
осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.
– Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Согрейте их в своих
руках. Представьте, как каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах.
Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту
величайшую ценность – нашу семью. Сегодня,
когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то
позвонить и сказать, что вы их очень любите!
- А нашим гостям мы подарим в память о нашем уроке тоже ромашки с пожеланиями их семьям добра и счастья. Спасибо всем за урок.
Приложение 1
«Семья»
Когда появилось слова «семья»?
Когда- то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,, Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я»,- тихо молвила Ева – Я,я....
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья.
Приложение 2
Традиции славянской православной семьи.
Труд |
Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.
|
Состав семьи |
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Покровительницей семьи была богиня Лада.
|
Распределение ролей в семье |
. Необходимо заметить, что славянская семья – многодетная семья, большая и дружная. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Однако все решения, муж и жена принимали совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. Отсюда выражение "сор из избы не выносить ".
|
Обязанности в семье |
Обязанности в их доме распределены между супругами. Жена слушается мужа. Дети, слушаются родителей и следуют их воспитанию. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в доме, поле и огороде. При любых внешних опасностях, сохранность рода ставилась превыше всего.
|
Приложение 3
Чем является семья?
|
|
Как должны люди жить в браке? |
|
Отношение к старшим |
|
Обязанности родителей перед детьми |
|
Буддизм.
Жизнь в буддистской семье полна любви и радости. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается доверием и взаимным уважением. Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга и воспитывать своих детей в духе национальных, семейных традиций. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей.
Иудаизм
Семья - одна из основных микрокосмических клеток Творения. Муж несет в себе начало справедливости: святость, авторитет, уважение, правду, нетерпимость к злу и греху. Жена являет собой милосердие: любовь, сострадание, гибкость способность прощать зло и грех. Семья объединяет эти начала в одно целое, воплощая единство и совершенство мироздания. Полнота личности невозможна вне семьи, в которой человеческая сущность дополняется противоположным и противоречащим ей началом.
Ислам
Мусульманские семьи, как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов и детей, но и остальных родственников. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности. Муж – глава мусульманской семьи. Он должен трудиться и делать все возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. В мусульманских семьях принято поддерживать крепкие родственные связи. В исламе разрыв с родственниками считается грехом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.