конспект урока 13 "Особенности аппликации из ткани"

  • docx
  • 04.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8.13 кл 13 Оосбенности аппликации из ткани.docx

                              Информационно-технологическая карта урока

 

Раздел тематического планирования

Технологии изготовления предмета труда

Проверено

Завуч по УВР

Абжакова Л.Н.

Подраздел

АППЛИКАЦИЯ  из  ТКАНИ

Дата:

ФИО учителя:  Пилявская Т.Ю.

Класс:  8

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Особенности аппликации из ткани.

Выбор сюжета, композиции, создание эскиза.

Цель урока

8.2.3.2.1 знать особенности изготовления изделий в технике «Аппликация из ткани»; назначение, применение изделий в данной технике, иметь представление о форме различных изделий, их конструкции;

8.2.3.2.2 знать материалы, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения изделий в технике «аппликация из ткани», правила хранения материалов и инструментов, правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами, утюгом, используемыми в работе, оборудование рабочего стола;

8.2.3.2.3 знать приёмы безопасной работы ножницами, правильной хваткой инструмента и материала, приёмы выполнения вырезания и наклеивания, соблюдение рабочей позы;

8.2.3.2.4 знать виды тканей, её разновидности, свойства (цвет, текстура) и строение ткани (ткацкое переплетение), происхождение, уметь отбирать ткань, нитки (по цвету и качеству) для выполнения изделий;

8.2.3.2.5 развивать чувство меры, ритма при выборе натуры, сюжета, узора, составлении эскиза аппликации;

8.2.3.2.6 выполнять эскиз аппликации по выбранному сюжету, с правильным композиционным построением, применяя правила линии горизонта и перспективы;

8.2.3.2.7 развивать композиционные навыки при создании аппликации, умение чувствовать пространство и расположение деталей на плоскости листа;

Цели обуче-ния, которые достигаются на данном  уроке

Ознакомить учащихся с одним из видов ДПИ – техникой «Аппликация», совершенствовать графические и трудовые навыки  (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем, ножницами, правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали).

Совершенствовать умения по подготовке ткани к раскрою, раскраивания деталей, резания ткани по намеченным линиям, вырезания округлых линий.

Коррекцион-но-развивающие цели

Развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, произвольное внимание, зрительную память, глазомер, тактильные анализаторы, абстрактное и образное мышление, активную связную диалогическую речь, долговременную память, пространственную ориентировку, чувство цвета и его преобразование, чувство ритма и меры, наблюдательность, творческую деятельность.

Формировать терпение, усидчивость, стремление доводить до конца начатое дело, самостоятельность, интерес к составлению собственных сюжетов и композиций.

Поддерживать интерес учащихся к творческому воспроизведению изделия в разной технике.

Расширять кругозор учащихся, словарный запас, понимание  художественных терминов.

Воспитательные цели

Воспитывать художественный вкус в процессе правильного и гармоничного расположения элементов на плоскости и в пространстве.

Воспитывать аккуратность, усидчивость, навыки взаимопомощи.

Воспитывать любовь к труду, усидчивость, самостоятельность, аккуратность в выполнении работы, эстетический вкус, экономию материала.

Наглядные пособия

изделия в технике «аппликация» в натуральную величину и в масштабе, иллюстрации, образцы тканей, инструкционные карты, плакат «Ассортимент тканей»

Оборудова-ние 

различные лоскутки ткани (по цвету, фактуре, форме), ножницы, иглы, булавки, бумага (плотная), бумага для фона, картон, карандаши (простые, цветные), стирательная резинка, шаблоны, лекала, лоскуты ткани для лабораторной работы, плакаты с элементами композиции, рабочие коробки, рабочая одежда

Тип урока

Комбинированный    

(повторение, сообщение новых сведений, закрепление, практическая работа).

Словарная работа

композиция, колорит, контур, мотив, перспектива, силуэт, симметрия, стилизация, сюжет, паспорту, узор, фон, шаблон, эскиз, тема, пейзаж

Формативное оценивание

После каждого ответа учащихся поощрять положительными эмоциями, показывать, как хорошо они справляются с выполнением задания, если есть ошибки, указать на них и проанализировать их причины, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, создание благоприятной учебной атмосферы

Применяются следующие приёмы: «Чистый родник», фронтальный (формативный) опрос, метод «Мозговой штурм», Венн-диаграмма, «Обратная связь», «Вопрос-ответ», «Рассуждаем вместе», «Рефлексия по кругу», «Большой палец», заполнение таблиц «Верно ли утверждение», «Таблица ЗУХ»,   рефлексия - «Светофор»

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Дифферен-цирован-ный подход к ученикам

Ресурсы

 

I. Психолого-педагогичес-кий настрой

·         Подготовка учащихся к занятию

·         Подготовка рабочих мест

·         Сообщение темы и цели занятия    

Стратегия «Чистый родник»

Цель: задать позитивный настрой на урок

Задание:  У вас на партах лежат карточки «Настроение родника», вы должны  найти в списке имя прилагательное, которое будет описывать ваше желание и настроение, объясните свой выбор.

Способы поиска родника в лесу | Вода, Водоснабжение

 

Ученики 1-2, 3  тип. группы

 

II.

Сообщение новых сведений

 

 

 

 

Цветы  из  ткани

 

Слово учителя

 

Метод  «Мозговой штурм»    (актуализация знаний, опыта учащихся)

Душа и руки создают шедевры
Да просто украшают нашу жизнь.
За чудо творчества, истраченные нервы
Рукам искусным низко поклонись.

      О чем это стихотворение?

      Давайте вспомним: какие виды аппликации и способ выполнения аппликации вы знаете?

Виды и способы выполнения аппликации - технология (девочки ...

    Мы с вами начинаем изучать тему: «Особенности аппликации из ткани. Выбор сюжета, композиции, создание эскиза».

    А сейчас вспомните пожалуйста:

1.    Какие виды ткани вы знаете?

·     хлопчатобумажная (ситец, бязь, мадапалан, фланель и т.д.);

·     льняные;

·     шерстяные;

·     шёлковые;

·     синтетические

2.    Назовите натуральные ткани

·     хлопчатобумажные;

·     льняные;

·     шерстяные;

·     шёлковые

3.    Назовите искусственные ткани

·     нейлон;

·     капрон и др.

4.    Применяли ли мы с вами ткани при изготовлении различных изделий? Да, мы применяли различные ткани при вышивке, пошиве мягкой игрушки, аппликации в технике «Кинусайга».

          А теперь внимательно посмотрите на плакат «Ассортимент ткани» и вы видите, что на плакате размещены различные ткани – по фактуре и структуре, по цвету.

          Перед вами также находятся различные лоскутики ткани. Внимательно изучите их и определите их по сортам.

Слово учителя

          Почти все виды ткани можно использовать для создания лоскутных изделий (картины, панно, сюжеты и т.д.).

           В изделиях из ткани рядом уживаются ситец и тюль, шерсть и батист, крепдешин и мешковина, прекрасно используются шёлк, атлас, бархат, сукно, драп и т.п.

          Техника выполнения аппликации располагает большими возможностями. В процессе трудовой деятельности вы будете осваивать целый ряд графических навыков (работать карандашом, линейкой, циркулем), будете совершенствовать умение владения ножницами, правильного нанесения клея и аккуратного наклеивания деталей.

          В работе над созданием изделия у вас будет развиваться воображение, точность, аккуратность, усидчивость, глазомер, художественный и эстетический вкус, творческая деятельность.

     Аппликация – это художественное произведение, выполненное путём наклеивания, пришивания различных материалов к основанию из однородного или другого материала.

Аппликация "Друзья" ÐÐ¿Ð¿Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ñ стрекозыОчень красивый филин в венке  Канарейки  

Картинки по запросу аппликации из ткани для взрослых ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу аппликации из ткани для взрослых

          При создании художественного произведения вам обязательно встретятся такие термины как: композиция, колорит, контур, мотив, перспектива, силуэт, симметрия, стилизация, сюжет, паспорту, узор, фон, шаблон, эскиз, тема.

 

История возникновения аппликации Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость «сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.    

      Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов (V—III вв. до н.э.). Произведенные раскопки пяти курганов могил племенных вождей - обнаружили мумии с различными предметами. Найдены останки 10 трупов лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились изделия не только из металла, но из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вшитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцы художественного шитья. Вся внешняя поверхность колоды была оклеена узкими полосками тонкой кожицы молодых березок, имевших в свое время красивый желто-коричневый цвет. Борта колоды, кроме того, были украшены наклеенными на них изображениями петухов, вырезанными из кожи. На огромном белом шатре 7 площадью около 30 кв.м из войлока нашиты цветные аппликации - орнаментальные полосы.

      Многие столетия аппликация находит самое широкое распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярностью аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков-гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Король Сицилии Рожер II вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одна из особенностей сицилийских вышивок - своеобразное применение техники аппликации. Большой известностью пользовались так называемые «вырезные сицилийские сукна». Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось по всей Италии. Особенно славились испанские аппликации - вырезные узоры из бархата на фоне атласа.

      В период раннего Возрождения вышивка достигает совершенства, чаще применяют аппликации. Особенно процветания аппликационные работы достигли в XVI в. Италии и Испании в церковном одеянии. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

      В России конца XVIII - начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников профессионалов, но и дворянства. В это время в России работали два силуэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Антинг и Ф. Сидо.

     В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф.П. Толстой (1783-1873). За свою долгую жизнь он сделал свыше 2000 разнообразных работ: он модельер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравер.

     Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают аппликации кожу с золотисто - желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.   

     Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.

     Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.

     В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового. Вырезая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и фоны, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» - Волк, символический образ «Судьба», воспоминания об острове Таити.

Разновидности аппликационных технологий Народы с древних времен широко применяли аппликацию для украшения своего быта. Казахи аппликацией украшали войлочные ковры, юрты; татары - мягкие кожаные сапоги, конские седла; народы Севера на кожаную одежду нашивали узоры из меха; русские широко использовали аппликацию на ткани.

      Аппликация выполняется наклеиванием или нашиванием на основной фон (бумагу, ткань, кожу и другие материалы) кусочков того или иного материала различных цветов. Готовое изделие, выполненное таким способом, также называется аппликацией. Для аппликации используется цветная бумага, ткань, солома, семена, засушенные листья, лепестки цветов, тополиный пух, вата, фанера, фольга и др.

      По своему содержанию аппликации можно подразделять на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые. Как правило, они выполняются многоцветно или одноцветно (силуэтно). По виду аппликации плоские и объемные.

ВИДЫ  АПЛИКАЦИИ

По содержанию

По способу изготовления деталей

а)  предметная

б)  сюжетная

в)  декоративная

а)  резаная

б)  рваная

По количеству используемых цветов

По степени прилегания к основе

а)  силуэтная (монохромная)

б)  цветная (полихромная)

а)  плоская

б)  объёмная

По форме

По количеству деталей

а)  геометрическая

б)  не геометрическая

а)  целая силуэтная

б)  раздробленная на части

в)  мозаика

По наличию симметричности

По способу крепления деталей

а)  симметричная

б)  асимметричная

а)  однослойная

б)  многослойная

     Все виды аппликаций выполняют на определенной основе. Основа – это материал, на который наклеивают аппликацию. Материал для основы должен быть более плотным по фактуре, чем детали аппликации. Отдельные элементы аппликации в зависимости от материала можно пришивать (вручную или на швейной машине) или приклеить.

      Предметная аппликация это наиболее простая аппликация, представляет собой наклеенные на базовый фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Предметные аппликации (листья, фрукты, овощи, грибы, насекомые, животные, птицы, т.д.) изготавливают из вырезанных геометрических фигур, изображения могут либо вырезаться цельными, либор состоять из отдельных элементов. Важно, чтобы каждый отдельный элемент уже являлся обобщенным и завершённым. Они наиболее просты и доступны для выполнения. Предметная аппликация – это изображение отдельных предметов, наклеенные на фон отдельные предметные изображения, предметы с отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Открытый урок по технологии по теме: «Работа с бумагой. Предметная ...   Иллюстрация 1 из 8 для Аппликация "Рыбки" | Лабиринт - игрушки ...   Пазл Рыбка. Пэчворк — собрать пазл онлайн

 Детская аппликация «Попугай» #papercraft #kidscraftart ...  презентация аппликация из ткани  Аппликация из ткани по фото и видео мастер-классам

     Сюжетная аппликация (тематическая)  более сложная, состоящая из нескольких предметов, находящихся в движении. Эти аппликации часто  используют для иллюстрирования литературных произведений: басни, сказки, стихотворения, рассказы. Чаще всего  такие аппликации многоцветные, но могут выполняться и из одного цвета. Сюжетная аппликация – это аппликация, где картинка складывается из нескольких деталей, взаимосвязанных друг с другом каким-либо действием или событием, отображает  явления.

Презентация урока к теме "Виды аппликации"   008-6971 Аппликация из пряжи (с ножницами) "Фея ветра" – купить в ...   аппликация из цветной бумаги" — card of the user Любовь Я. in ...

Апликация (Виды техник)

      Декоративная аппликация не изображает какой либо-предмет или сюжет, а служит для украшения, связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т. п.).

      Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации шрифтовая аппликация, т. е. оформление заголовков, текстов.

      Латинский термин композиция означает составление, расположение, сочинение. Поэтому, обозначив тему аппликации, необходимо составить эскиз будущей - работы, выбрать правильное композиционное решение. Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их надо сделать много, выбрав потом лучший.

      Слово орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Украшения из узоров и орнаментов можно встретить повсюду: в интерьере помещений, на предметах быта (шкатулках, книгах, посуде, одежде и др.). Между понятиями орнамент и узор есть различия, потому что не всякий узор можно считать орнаментом.

      Узор - это рисунок. Различные линии, формы, краски в нем могут быть расположены без строгого порядка. Узоры создает окружающая нас природа. Например, морозные узоры на окне, этот рисунок природы, не назовешь иначе, как узор.

      Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом (чередованием). Самостоятельного значения орнамент не имеет. Обычно он служит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру. Орнаменты могут быть плоскими и рельефными.

      В зависимости от месторасположения на предмете орнаменты принято делить на следующие виды:

 · вписанный в круг -розетты;

 · ленточный - оформляющий края предмета (кайма, узорный край, рамка, шкатулки, наличник окна);

 · сетчатый - заполняющий всю поверхность • изделия сплошным узором (обои, ткани, ковры и т. д.);

 · неполный - украшающий не всю поверхность, а только ее часть (узор в центре подноса, скатерти, на поверхности чашки и т. д.).

      По характеру составляющих элементов орнаменты подразделяют на геометрический, растительный, животный и др.

·         геометрический орнамент включает линии, плоские фигуры, квадраты, многоугольники, круги, спирали и т. д.;

·         растительный - стилизованные листья, плоды, цветы;

·         животный - стилизованные фигуры и части фигур реальных животных и птиц.

       Сюжетно - тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явления). Содержание такой аппликации может быть как несложным, гак и достаточно сложным, динамичным по действию, е большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка. Сюжетные аппликации, состоящие из нескольких разных фигур, части в динамике, т. е. в движении, служат для иллюстрирования литературных произведений, сказок, басен, стихотворений.

     Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанных из бумаги беспрерывным, слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т. д.).

     Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

      Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

     Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

     Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или деталей крепятся на фон только частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной или тесненной бумаги.  

      Прежде чем приступить к выполнению аппликации. Необходимо решить какие она будет иметь характеристики, т. е. какой она будет по содержанию, по количеству цветов, по способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по качеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь представление об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония и соответствие содержанию аппликации).

     Еще одним немаловажным моментом является выбор материала.  

     Аппликация на ткани - разновидность вышивки. Вышивание аппликации из ткани состоит в том, чтобы укрепить на определенном фоне из ткани куски другой ткани.

      Укрепляют такие аппликации:

· пришиванием;

 · приклеиванием;

· приглаживанием.

      Детали аппликации из ткани, как правило, пришивают по контуру:

·         швом «через край»;

·         петельным швом;

·         тамбурным - «цепочкой».

      В начале закрепляют детали аппликации швом «вперед иголку», затем используют один из вышеперечисленных швов. Аппликацию выполняют из хлопчатобумажных или шерстяных тканей, обрезков трикотажа и кожи, резной тесьмы. Главное - сочетание материала по цвету и фактуре, соответствие идее и настроению задуманного. Прежде чем приступить к работе, чтобы ткань при раскрое не осыпалась, хлопчатобумажные обязательно крахмалят, а остальные сбрызгивают раствором желатина и просушивают. В качестве фона для аппликации можно использовать полотно, бархат, сукно, твид светлых тонов. Фон должен быть более плотным по фактуре, чем материал самой аппликации. Аппликация выполняется в несколько этапов.

Выполнение эскиза   Перед началом работы нужно сделать общий эскиз, учитывающий размер готового изделия, его назначение. Силуэты должны легко читаться, не иметь мелких деталей и решаться одним цветом без оттенков. Эскиз выполняется в двух экземплярах.

Изготовление лекал Один экземпляр эскиза можно разрезать или скопировать на картон, из него выполнить лекала всех деталей, другой экземпляр контрольный. Картонные лекала наложить на ткань и обвести мелом. Детали выкроить по обведенному контуру или с припусками, если они не должны заходить друг на друга.

Окончание работы Прикреплять деталь можно разными способами, это зависит от композиции аппликации, ее назначения и вида используемых материалов. При выполнении аппликации на игрушках, одежде, скатертях, салфетках, чехлах для подушек, на других изделиях которые подвергаются частой стирке, надежный способ крепления - машинный шов «зигзаг», вышивальные швы или пришиванием вручную петельным, тамбурным, бархатным швами. В декоративных композициях, выполняемых  из плотных материалов, по контуру деталей можно проложить узкую тесьму, самодельные шнуры, связанные крючком и сплетенные в технике макраме. Детали из тонких тканей и кожи приклеивают клеями ПВА, БФ-2. Клей наносят на фон по контуру детали, затем накладывают деталь и проглаживают. Детали закрепляют с помощью полиэтиленовой пленки, выкроенной по форме детали. При сборке на фон сначала прикладывают пленку, сверху - деталь из ткани и проглаживают горячим утюгом. Когда все детали прикреплены к основе, отдельные штрихи и линии можно вышивать по верху тамбурным или стебельчатым швом.

Венн-диаграмма

      Важно для развития ручных умений многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани, она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной, присуще четкость в передаче силуэтов, лаконичность формы и цвета.

     Давайте с вами сравним два вида аппликации: из бумаги и ткани, и найдем, общее и различия.

                              Аппликация из бумаги и ткани

 


Аппликация из бумаги

Использование бумаги и

картона

Основа (фон)

Использование однородных материалов

Работа с шаблонами

Вырезание деталей

Соблюдение композиции

Работа с клеем

Приклеивание готовых деталей

Одинаковые по своему содержанию

Аппликация из ткани

Использование ткани

Основа (фон)

 

 

          Посмотрите внимательно на этот плакат и давайте повторим все термины, мы уже неоднократно с ними встречались.

          Художественная красота выполненной вами аппликации будет полностью зависеть от сюжета, мотива, колорита, композиции и перспективы – основных средств выражения изобразительного искусства, аккуратности выполнения приёмов труда: разметки, вырезания и наклеивания деталей.

          И сейчас мы с вами вспомним основные правила выполнения работ в технике «Аппликация».

          Эскиз  Прежде чем приступить к выполнению изделия нужно подготовить эскиз – предварительный набросок будущего изделия.

Картинки по запросу эскиз аппликации из ткани     Картинки по запросу эскиз аппликации из ткани     ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу контур аппликации из ткани

          Перед выполнением эскиза необходимо проанализировать форму предметов: на вашем изделии и их соразмерность.

          Для выполнения эскиза сначала наносим рисунок на бумаге карандашом тонкими линиями, соблюдая пропорциональность в рисунках.

Примечание: выполняя эскиз аппликации учащиеся должны помнить,

                        что для работы необходим контурный рисунок с

                       характерным выразительным силуэтом, раскрывающим

                       художественный образ выбранных фигур.

          Контур – это рисунок, эскиз, выполненный только линиями, передающими внешнее очертание предметов.

Картинки по запросу контур аппликации из ткани      Картинки по запросу эскиз аппликации из ткани        ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

          Стилизация – всё подмеченное в жизни, природе являлось неиссякаемым источником для вдохновения народных мастеров при составлении узоров. Элементы различных предметов зарисовывались с окружающей среды, преобразовывались в ритмичное чередование цветовых пятен и форм на основе симметрии и асимметрии. При этом натурные природные формы обобщались, упрощались, подчёркивая только характерный силуэт.

          Процесс по изменению, упрощению природных  форм для составления декоративных узоров с возможным изменением цвета получил название «стилизация».

          В узорах применяют стилизованные изображения цветов, птиц, зверей, насекомых.

Картинки по запросу картинки составления орнаментов и картин из готовых элементов

  Похожее изображениеПохожее изображениеКартинки по запросу стилизованные узоры аппликации

          Перспектива – это способ изображения на плоскости глубины пространства.

          Для более реального и правдивого изображения природы художники эпохи Возрождения разработали законы воздушной и линейной перспективы.

          Воздушная перспектива присутствует в любом пейзаже.

  • Передний план – все предметы воспринимаются объёмно, цвет наиболее контрастен.
  • Средний план – объём и цвет постепенно смягчаются.
  • Задний план – все сливается в воздушной дымке.

          ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу воздушная перспектива рисунки     ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу воздушная перспектива рисунки  

 

      ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу воздушная перспектива рисунки     ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу воздушная перспектива рисунки     ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу воздушная перспектива рисунки        

          Основное правило воздушной перспективы: чем дальше какой-либо объект или предмет находится от наблюдателя, тем менее чётко он виден. Воздушная перспектива используется в основном в изображении пейзажей.

          Пейзаж – жанр искусства, посвященный изображению природы или местности. Изображая пейзаж, художник не копирует природу, а старается выразить свои чувства.

          Линейная перспектива

          При построении композиции городского пейзажа особое внимание следует уделять линейной перспективе. Основное правило линейной перспективы: все параллельные линии в пейзаже сходятся в одной точке.

       Картинки по запросу линейная перспектива рисунки   ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу линейная перспектива рисунки    ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу линейная перспектива рисунки

          В каждом пейзаже есть линия горизонта, в центре которой находится точка схода.

          Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

          Точка схода – это точка, в которой должны сходиться все параллельные линии.

          Горизонтальные линии (очертания домов, линии окон, границы дороги)  должны уходить в эту точку. Все вертикальные линии должны быть прямо направлены вверх.

         Законы перспективы:

  • по мере удаления предметов к линии горизонта предметы уменьшаются
  • насыщенность цвета бледнеет
  • контрастность постепенно смягчается
  • ближние предметы изображаются детально, а дальние – обобщенно
  • удалённые светлые предметы притемняются, а тёмные осветляются

Красная линия – линия горизонта, черная точка в центре – точка схода. При

изображении ряда одинаковых деревьев, фонарей, столбов, домов в линейной перспективе все они визуально уменьшаются, уходя вдаль, в перспективу, и расстояние между этими объектами сокращается. Например, каждый следующий фонарь ближе к предыдущему. Дома по мере удаления уменьшаются.

          Городской пейзаж – это фонтан в тихом скверике, лёгкий весенний дождик, гуляющие по улицам города прохожие, разнообразие фасадов зданий и пр.

Картинки по запросу картинки городской пейзаж ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинки городской пейзаж ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинки городской пейзаж  Картинки по запросу картинки городской пейзаж

          В работе над изделием мы с вами часто будем использовать слово композиция.

          Композиция – это взаимосвязь между размерами и расположениями основных фигур на выбранном формате в сюжетной аппликации или рациональное взаимное расположение основных элементов узора на плоскости определённого изделия.

         Для украшения предмета обычно выбирают определённый мотив – простейшую основную часть декоративного узора.

Похожее изображение  Похожее изображение  ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

Картинки по запросу картинки составления композиции из узоров в квадрате  Картинки по запросу картинки составления композиции из узоров в квадрате  ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинки составления композиции из узоров в квадрате

          Чтобы выбрать узор, надо знать, с какой целью он будет использован, для какой вещи предназначен, какого она размера, какой формы, из какого материала изготовлена. Зная особенности изделия, которое следует оформить аппликацией, выбирают соответствующий мотив и его декоративные элементы. Это могут быть узоры в полосе, круге, квадрате (орнаментальная композиция) и т.д.

     Давайте с вами повторим правила безопасной работы с ножницами, утюгом

При работе с утюгом

·         Не оставлять включенный электроутюг в сеть без присмотра.

·         Включать и выключать утюг сухими руками.

·         Ставить утюг на подставку.

·         Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

·         Отключать утюг только за вилку.

При работе с ножницами 

·      Храни кожницы в определенном месте.

·      Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

·      Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

·      Ножницы клади кольцами к себе.

·      Следи за движением лезвий во время резания.

·      Не оставляй ножницы открытыми.

·      Следи за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего рядом.

·      Передавай ножницы кольцами вперед.

·      Не играй ножницами, не подноси к лицу.

·      Используй ножницы по назначению.

При работе с клеем

·         Клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность.

·         Работая с клеем, пользуйтесь кисточкой.

·         При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу.

·         По окончании тщательно вымойте руки с мылом.

 

ОБОРУДОВАНИЕ  РАБОЧЕГО  СТОЛА

      Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если в столе нет ящика, то инструменты хранить в коробочке, а листы кальки с рисунками – в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперед, не сутулится, не склонять низко голову.

    

1.    Необходимо подготовить стол – прикрепить рабочую доску, разложить инструмент, приспособления, материалы.

2.    Необходимо заранее подобрать и рассортировать материал.

3.    Острые инструменты обязательно должны быть в чехлах или коробках.

4.    Рабочее место должно быть хорошо освещено.

5.    Ножницы, шило, пинцеты, линейки, тюбики с клеем удобно ставить в тяжелую ёмкость с широким горлышком.

6.    Коробочки для мелких деталей, выкроек, фурнитуры для удобства можно подписать, это облегчит поиск нужного.

7.    Тряпочка, чтобы вытереть руки от клея и протереть стол.

8.    Необходимо перед работой надеть фартук.

9.    Обязательно должна быть коробка для мусора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеоро-лика «Апплика-ция из ткани»

 

 

Образцы изделий 

 

Иллюстрации

 

Материа-лы, инст-рументы, оборудование для апплика-ции из ткани

 

III

Вводный инструктаж

 Практическая работа по составлению композиции

      Выбор правильной композиции – трудная творческая задача.

      И мы с вами сейчас постараемся составить композиции из определённых элементов.

      На магнитной доске учитель располагает узоры (узор можно сосредоточить в центре, по краям или по углам).

      Варьируя расположение фигур на плоскости, подбирается интересное решение. Можно попробовать изменить размеры фигур: уменьшить или увеличить отдельные детали узора.

Похожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение    

Похожее изображение  Похожее изображение 

Похожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение 

Похожее изображениеКартинки по запросу стилизованные узоры аппликацииКартинки по запросу картинки составления композиции из узоров в квадрате 

          После некоторых перестановок фигур, изменения их размеров и цвета выбирают окончательный узор композиции.

          Основное в работе – это правильное расположение элементов, чтобы вся композиция была симметричной, пропорциональной и хорошо смотрелась.

Лабораторная  работа

СРАВНЕНИЕ  ВИДОВ  ТКАНИ  ИЗ  РАЗЛИЧНЫХ  ВОЛОКОН

Задания:

  • распределение кусочков ткани по сортам
  • определение название тканей
  • назовите группы ткани  (натуральные, химические)
  • какого происхождения бывают натуральные ткани  (растительного или животного происхождения)
  • назовите группы ткани животного происхождения (шёлковые и шерстяные)
  • назовите группы растительного происхождения (хлопковые, льняные, джутовые)
  • назовите группу минерального происхождения (асбест)
  • назовите группы химических волокон  (искусственные и синтетические)

Картинки по запросу классификация текстильных волокон таблица

     Разбор таблицы   «Сочетание фона и цвета основных крупных фигур»

 

                  «Сочетание фона и цвета основных крупных фигур»

 

Цвет  фона

Цвет  крупных  фигур

Красный

Чёрный, белый, синийрозовый, жёлтый

Синий

Красный, белый, голубой, серый, малиновый, розовый, оранжевый

Жёлтый

Чёрный, коричневый, красный, синий

Оранжевый

Зелёный, пурпурный, коричневый, синий

Голубой

Белый, розовый, красный

Коричневый

Жёлтый, салатовый, зелёный, розовый, белый

Чёрный

Салатовый, жёлтый, розовый, голубой

 

 

Материал для апплика-ции из ткани

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполне-ние лабораторной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по таблице

 

 

 

 

 

 

 

IV. Повторение

Беседа

 

Метод  «Вопрос – ответ»

 

Фронтальный  опрос

 

1.         Что такое аппликация? Аппликация – способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала,  наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

2.         Каким способом выполняется аппликация? Аппликация выполняется наклеиванием или нашиванием на основной фон (бумагу, ткань, кожу и другие материалы) кусочков того или иного материала различных цветов.

3.         Какой материал используется для аппликации из ткани? Для аппликации используется цветная ткань, различная по структуре и фактуре.

4.         На какие виды по содержанию делится аппликация?  По своему содержанию аппликации можно подразделять на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые.

5.         В какой цветовой гамме выполняется аппликация? Как правило, они выполняются многоцветно (полихромно)  или одноцветно (силуэтно).

6.         Как называется аппликация по степени прилегания деталей? По  степени прилегания деталей к основе аппликации плоские и объемные.

7.         Какие по форме бывают аппликации? По форме геометрическая, не геометрическая.

8.         Какие по способу изготовления деталей бывают аппликации? По способу изготовления деталей – резаная или рваная.

9.         Сколько деталей может быть в аппликации? По количеству деталей – целая силуэтная, раздробленная на части, мозаика.

10.     Какие по способу крепления деталей бывают аппликации? По способу крепления деталей однослойная и многослойная.

11.     На чем выполняют аппликацию? Все виды аппликаций выполняют на определенной основе.

12.     Что такое основа? Основа – это материал, на который наклеивают аппликацию.

13.     Какой материал используют для основы?  Материал для основы должен быть более плотным по фактуре, чем детали аппликации.

14.     Как соединяются детали к основе? Отдельные элементы аппликации в зависимости от материала можно пришивать (вручную или на швейной машине) или приклеить.

15.     Что такое предметная аппликация? Предметная аппликацияэто изображения отдельных предметов, наклеенные на фон отдельные предметные изображения, предметы с отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

16.     Из каких деталей выполняется предметная аппликация? Предметные аппликации (листья, фрукты, овощи, грибы, насекомые) изготавливают из вырезанных геометрических фигур. Они наиболее просты и доступны для выполнения.

17.     Что такое сюжетная аппликация? Сюжетная аппликация (тематическая) – это аппликация, где картинка складывается из нескольких деталей, взаимосвязанных друг с другом каким-либо действием или событием, отображает явления.

18.     Как выглядит сюжетная аппликация? Сюжетная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный).

19.     Как выполняется сюжетная аппликация? Сюжетная аппликация выполняется из нескольких предметов, находящихся в движении.

20.     Где используют сюжетную аппликацию? Эти аппликации часто  используют для иллюстрирования литературных произведений: басни, сказки, стихотворения, рассказы.

21.     В каком цвете выполняются сюжетные аппликации? Чаще всего  такие аппликации многоцветные, но могут выполняться и из одного цвета.

22.     Что такое декоративная аппликация? Декоративная аппликация служит для украшения, связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т. п.).

23.     На какие виды делится декоративная аппликация? Орнаментальная характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора), бесконечная или замкнутая (ленточная или центрально-лучевая композиция), шрифтовая аппликация, т. е. оформление заголовков, текстов.

24.     Что такое композиция? Композиция – это взаимосвязь между размерами и расположениями основных фигур на выбранном формате в сюжетной аппликации или рациональное взаимное расположение основных элементов узора на плоскости определённого изделия.

25.     Что такое орнамент? Орнамент  - ряд последовательно расположенных элементов, служит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия.

26.     Что такое узор? Узор - это рисунок, где различные линии, формы, краски в нем могут быть расположены без строгого порядка.

27.     Что такое ритм?  Ритм - ряд последовательно расположенных элементов, соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и чередованием  (ритмом).

28.      Какие виды орнамента существуют? В зависимости от месторасположения на предмете орнаменты принято делить на следующие виды:

· вписанный в круг -розетты;

 · ленточный - оформляющий края предмета (кайма, узорный край, рамка,

                            шкатулки, наличник окна);

 · сетчатый - заполняющий всю поверхность • изделия сплошным узором

                          (обои, ткани, ковры и т. д.);

 · неполный - украшающий не всю поверхность, а только ее часть (узор в

                        центре подноса, скатерти, на поверхности чашки и т. д.).

29.      На какие виды по характеру элементов разделяют аппликацию? По характеру составляющих элементов орнаменты подразделяют на геометрический, растительный, животный и др.

  • геометрический орнамент включает линии, плоские фигуры, квадраты, многоугольники, круги, спирали и т. д.;
  • растительный - стилизованные листья, плоды, цветы;
  • животный - стилизованные фигуры и части фигур реальных животных и птиц.

30.     Что такое сюжетно-тематическая аппликация? Сюжетно - тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явления).

31.     Как располагают детали в сюжетно-тематической аппликации? Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

32.     Что такое силуэтная аппликация? Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанных из бумаги беспрерывным, слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета.

33.     В каком цвете выполняется силуэтная аппликация? Такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т. д.).

34.     Что такое рваная аппликация?  Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

35.     Как выполняется плоская аппликация?  Плоская аппликация выполняется креплением изображений предметов  на плоскость всего фона.

36.     Как выполняется объемная аппликация?  В объемной аппликации  изображения предметов или деталей крепятся на фон только частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной или тесненной бумаги.

37.     Как соединяются детали в аппликации из ткани?  Детали аппликации из ткани, как правило, пришивают по контуру: швом «через край», петельным швом, тамбурным - «цепочкой».

38.     Что такое эскиз? Эскиз  – предварительный набросок будущего изделия.

39.     Что такое контур?  Контур – это рисунок, эскиз, выполненный только линиями, передающими внешнее очертание предметов.

40.     Что такое мотив?  Мотив – простейшая основная часть декоративного узора.

41.     Что такое стилизация? Стилизация - процесс по изменению, упрощению природных  форм для составления декоративных узоров с возможным изменением цвета.

42.     Что такое колорит? Колорит - сочетание цветовых соотношений в живописной картине или аппликации.

43.     Что такое пейзаж? Пейзаж – жанр искусства, посвященный изображению природы или местности. Изображая пейзаж, художник не копирует природу, а старается выразить свои чувства.

44.     Что такое перспектива? Перспектива – это способ изображения на плоскости глубины пространства.

45.     Какое основное правило перспективы? Основное правило линейной перспективы: все параллельные линии в пейзаже сходятся в одной точке

46.     Что такое линия горизонта? Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

47.     Что такое точка схода?  Точка схода – это точка, в которой должны сходиться все параллельные линии. 

 

 

 

 

 

Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно,

3 группы – с помощью учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.   

    Практичес-  

     кая работа  

Определение дескрипторов   

  1.  Умение различать виды ткани

  2.  Умение правильно сочетать ткань по цвету

  3.  Уметь составлять узор из готовых элементов

  4.  Уметь составлять композицию из деталей

  5.  Знать правила безопасной работы с клеем, ножницами, электроутюгом

 

Инструктивно-рецептивный  метод

 

Самостоятельно-практическая работа

·         При работе с какими инструментами нужно быть внимательными?

·         Как правильно расположить инструменты на рабочем столе?

 

Особенности аппликации из ткани.

Выбор сюжета, композиции, создание эскиза.

 

Практическая работа

1.       Выполнить лабораторную работу по различению видов ткани

2.       Выполнить раскладку деталей из ткани, сочетая их по цвету

3.       Составить узор из готовых элементов

4.       Составить композицию из деталей

 

Метод «Обратная связь»

(анализ образца, построение плана работы, работа с инструкционной картой)

Ориентировка в задании

1. Анализ образца.

     Посмотрите на образец:

1.    В какой технике выполнено изделие? Техника – аппликация из ткани

2.    Какой материал требуется для выполнения работы?    Используются различная ткань по цвету и фактуре

3.    Посмотрите внимательно на изделие и скажите простое оно или сложное?   Простое

4.    По форме плоское или объёмное?  Плоское

5.    Какие инструменты необходимы в работе? Для изготовления аппликации из ткани потребуются различные инструменты: ножницы, иглы, спицы, кисти

6.    Правила безопасной работы с ножницами, иглами, клеем, утюгом 

 

ПТБ работы  иглами

   1. Перед началом работы сосчитать количество иголок и булавок.

   2. Во время работы с иглой быть осторожными и внимательными.

   3. Вкалывать иголку после работы только в игольницу.

   4. Не брать иглу в рот.

   5. По окончании работы прибрать место, сосчитать иглы, булавки.

ПТБ работы  ножницами

 1.  Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно!

2.   Хранить ножницы нужно в определённом месте.

3.   Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд в закрытом виде.

4.   Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя.

5.   Следи, чтобы пальцы левой руки не поранить.

6.   При вырезании детали поворачивай бумаги.

7.   Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

8.   Не работай ножницами с ослабленным креплением.

9.   Работать ножницами только на своём рабочем месте.

Правила работы электроутюгом

   1. Перед началом работы проверить исправность электроприбора.

   2. Выполнять влажно-тепловую обработку стоя на резиновом коврике.

   3. Включать и выключать утюг сухими руками за вилку, не дергая за шнур.

   4. Ставить утюг на специальную подставку, следить, чтобы утюг не перегревался.

   5. Следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга и шнур не был оголен и перекручен.

   6. Отутюживать ткань только с влажной тканью.

   7.  После работы утюг оставляют в вертикальном положении до полного остывания.

Прием   «Рассуждаем вместе»

           Ход выполнения работы (технологическая карта)

     Прежде чем начать работу, давайте определим порядок выполнения.

1.         -   выбрать задание (карточка-задание, образец)

-   выполнить задание
-   провести анализ выполненной работы

2. Составление плана

           На доске хаотично  крепятся карточки с названием действий. Дети должны расположить по порядку.

·         С чего начнете работу?

·         Что будете делать потом?

·         Что дальше?

 

3. Оценка работы над изготовлением изделия  (критерии для самоанализа)

·         Работа выполнена аккуратно

·         Самостоятельность в работе

·         Использует разные виды ткани

·         Участвует в обсуждении работы

 

     СОСТАВЛЕНИЕ  УЗОРА  ИЗ  ГОТОВЫХ  ЭЛЕМЕНТОВ

      Учащимся раздаются пакеты с элементами узора и предлагается составить узор  (в прямоугольнике, в квадрате, в круге, в зависимости от возможностей учащихся).

       В процессе выполнения учащимися аппликации, учитель следит за тем, как учащиеся раскладывают их на фоне.

       По мере необходимости (если учащиеся затрудняются), учитель помогает правильно расположить элементы в задуманной композиции.

       Композиция составляется учащимися по собственному замыслу, или же по образцу.

      

Картинки по запросу картинки составления орнаментов и картин из готовых элементов ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинки составления орнаментов и картин из готовых элементов 

     ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

Похожее изображение  Похожее изображение  

          Во время работы учитель поощряет самостоятельность учащихся, решение творческого замысла, напоминает, что при создании композиции необходимо помнить о перспективе. Если внимательно посмотреть на окружающий мир, можно заметить, что удаляющие от нас предметы (столбы, деревья) уменьшаются в размерах, а железнодорожные рельсы далеко, на линии горизонта сходятся в одной точке.

          Удалённые предметы теряют чёткость в мелких деталях, становятся расплывчатыми, а яркие цвета переднего плана переходят в более тусклые, блёклые на заднем плане.

          Далее учитель объясняет, что большую роль в выразительности в создаваемых картинах играет цветовое решение.От сочетания цветов зависит выразительность аппликации. Контрастный цвет выделяет основу сюжета, подчеркивает ритмичность композиции. Яркие, тёплые цвета вызывают радостное настроение, как и хмурые, дождливые дни осени наводят грусть.

        Фигуры на аппликации могут быть несколько упрощенными, подчеркивая характерный профиль, поэтому цветовое сочетание в них играет решающую роль.

        Правильно подобранные цветовые сочетания радуют человеческий глаз, доставляют человеку эстетическое наслаждение. Сочетание цветовых соотношений в живописной картине или аппликации – это и есть  колорит.

Рисунок7  Похожее изображение  ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

         Большое значение имеет выбор фона для аппликации. Аппликация получается немного красивее, если она наклеивается не на белый фон, а на цветной.

          В декоративном искусстве, и в частности в аппликационных работах, выбор цвета зависит от художественного вкуса исполнителя, темы выбранного сюжета и его назначения.

          В хорошей аппликации трудно один цвет заменить другим, так как сразу нарушается цветовая гармония. При подборе колорита в первую очередь учитывается цвет украшающего предмета или фон, на который будут наклеены детали аппликации.

          Прикладывая кусочки ткани на фон, подбирается цвет основной или наиболее крупной детали.

         Далее, прикладывая, рассматривая и подбирая детали, находятся цвета для мелких деталей, гармонирующие с фоном и цветом основных деталей.

Задания:

  • выбрать разный фон для одного и того же узора
  • подобрать цвет листьев на зелёном фоне
  • решить, одним или несколькими цветами выполнить узор (вся работа выполняется передвижными деталями)

Аппликация в старшей группе Птицы (в том числе перелётные ...  Листья из ткани, выкройка | Hojas de fieltro, Flores en foami  Занятие по аппликации в старшей группе ворона. Занятия по ...

Аппликация ПТИЦЫ (55 идей для детского сада. | Семейная Кучка  Аппликация плоскостная картинки – Ой! – club-detstvo.ru – Центр ... М.П. Аппликация/Чем Питается Зверек • , купить книгу по низкой ...

     Во время выполнения практической работы учитель внимательно следит за действиями учащихся, поправляет их, если работа выполняется неправильно, следит за позой учащихся, помогает по необходимости.

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ образца изделия

(по типол.

группе)

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка знаний ПТБ

 

Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно,

3 группы – с помощью учителя

 

 

Оборудование, инструменты и приспособления, применяемые в изготовлении апплика-ции из ткани

 

 

 

 

 

 

 

Совмест-ное сос-тавление плана работы

 

 

Конкрети-зация плана работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполня-ют объем работы соотноси-тельно своей типологич

 группы

 

 

 

Работа с раздаточ-ным материа-лом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Закрепление

Словесный  отчёт  о  работе

Приём   «Рассуждаем вместе»

 

Вопросы:

1.    Из чего выполнена аппликация?  Из ткани

2.    Как подготовить ткань для аппликации?  Проверить на прочность окраски, отутюжить

3.    Для удобства работы с тканью как её обрабатывают?  При выполнении аппликации из ткани из кусочков тонких тканей нужно проклеить с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам, или смазать с изнаночной стороны клейстером

4.    Какими стежками прикрепляют аппликацию к основе? Ручными: петельные, тамбурные, косые, крестообразные. Машинной зигзагообразной строчкой

5.    Как перевести рисунок на ткань?  Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, или пользуются лекалом

6.    Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? Картон, ткань, ножницы, клей, кисточка, тряпочка, спица

Работа  по  карточкам-заданиям

1-2  типологическая  группа

 

Свойства  ткани

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

Подчеркните      свойства      ткани

цвет,       блеск,       мягкость,       запах,       влажность,       плотность,

теплопроводность,     усушка,     электропроводимость,     ворсистость

 

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ

Напиши    Из какой ткани выполняют аппликацию

 

Х

 

 

п

 

 

т

 

б

 

м

 

ж

 

 

й

Ш

 

л

к

 

в

 

й

Ш

 

р

с

 

 

н

 

й

С

 

н

т

 

т

 

ч

 

с

 

 

й

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ

Напиши    Как определяется лицевая сторона ткани

 

 

Р

 

С

 

Н

 

У

Б

Л

 

С

 

У

 

В

 

В

 

У

 

 

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ

Напиши    Как определяется лицевая сторона ткани

 

п о:

Р

 

С

Т

 

Ж

 

Н

 

Ю

К

 

 

М

 

Е

 

 

 

З

 

У

 

У

 

 

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

                         Напиши     Вид  аппликации по содержанию

Пазл Рыбка. Пэчворк — собрать пазл онлайн

П

р

е

д

м

е

т

н

а

я

Krylova Handmade: Лоскутная аппликация - золотые рыбки.

С

ю

ж

е

т

н

а

я

 Иллюстрация 1 из 8 для Аппликация "Рыбки" | Лабиринт - игрушки ...

Д

е

к

о

р

а

т

и

в

н

а

я

 

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

     Напиши     Вид  аппликации по степени прилегания к основе

КУКЛЫ - ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ. Идеи для творчества | аппликация из ...

презентация аппликация из ткани

  

О

б

ъ

ё

м

н

а

я

П

л

о

с

к

а

я

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

     Напиши     Вид  аппликации по количеству используемых цветов

  Симметричная аппликация - Картинка 142180-16

Papercut Wycinanki. Киригами по-польски. Обсуждение на ...

  

С

и

л

у

э

т

н

а

я

Ц

в

е

т

н

а

я

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

     Напиши     Вид  аппликации по способу крепления деталей

❄ Аппликации и композиции для Нового года: разные варианты 

✂ Аппликации и композиции для Нового года: идеи и разные техники ... 

  

О

д

н

о

с

л

о

й

н

а

я

М

н

о

г

о

с

л

о

й

н

а

я

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

     Напиши     Вид  аппликации по наличию симметричности

  Тихая комната: Аппликация на ткани из мелких деталей. Изготовление ...

 Аппликация птицы: делаем своими руками. Идеи и мастер-классы

  

С

и

м

м

е

т

р

и

ч

н

а

я

А

с

и

м

м

е

т

р

и

ч

н

а

я

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

     Напиши     Вид  аппликации по форме деталей

Лоскутное шитьё — Википедия   

Аппликация из ткани своими руками - Самоделкин 

  

Г

е

о

м

е

т

р

и

ч

е

с

к

а

я

Н

е

г

е

о

м

е

т

р

и

ч

е

с

к

а

я

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

                         Напиши     Вид  аппликации по количеству деталей

 Презентация на тему: "Аппликация. Виды аппликации".

Ц

е

л

а

я

 

с

и

л

у

э

т

н

а

я

Занятие по аппликации в старшей группе ворона. Занятия по ... 

Р

а

з

д

е

л

е

н

а

 

н

а

 

ч

а

с

т

и

 Осенние поделки (77 идей для взрослых и детей). | Семейная Кучка 

М

о

з

а

и

к

а

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

                        Укажи стрелкой     Вид  аппликации

Презентация на тему: "Аппликация из цветной бумаги. Выберите ...

Предметная

 

Сюжетная

 

Декоративная

3  типологическая  группа

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

Подчеркните     Из  какой  ткани  выполняют  аппликацию

   хлопчатобумажной,        шерстяной,   шелковой,     синтетической

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

Допишите       Как  определяется  лицевая  сторона  ткани

        п о:               Р      И     С      У      Н      К      У

                              Б       Л       Е       С       К       У

                              В     О      Р      С      У  

 

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

Допиши    Как    определяют    долевую    нить

         п о:                 К       Р       О      М       К       Е

                                 Р    А    С    Т    Я    Ж    Е    Н    И    Ю

                                 З     В     У      К      У

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

                     Укажи  стрелкой   Вид  аппликации  по содержанию

Объемная аппликация на тему школа. Аппликация из бумаги для ...

Объемная аппликация на тему школа. Аппликация из бумаги для ...

Иллюстрация 1 из 8 для Аппликация "Рыбки" | Лабиринт - игрушки ...

Декоративная

Предметная

Сюжетная

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

     Укажи стрелкой     Вид  аппликации по степени прилегания к основе

v-sadik-applikacii - запись пользователя Liliya 29 (id815559) в ... 

Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему ...

 

Плоская

Объёмная

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

Укажи стрелкой    Вид  аппликации по количеству используемых цветов

Предметная аппликация 

Похожее изображение

Цветная

Силуэтная

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

Укажи стрелкой     Вид  аппликации по способу крепления деталей

  🎄 Аппликации и композиции для Нового Года: существующие виды и ...

 Многослойная ппликация «Зимний лес». Мастер-класс

 

Многослойная

Однослойная

 

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

    Укажи стрелкой     Вид  аппликации по наличию симметричности

 Симметричная и ассиметричная аппликации - Презентация 108893-14 

Презентация "Аппликация" - ИЗО - 5 класс 

 

Ассиметричная

Симметричная

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

     Укажи стрелкой     Вид  аппликации по форме деталей

   Клоун детская аппликация. | Детские аппликации, Детские поделки ...

 Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему ...

 

Негеометрическая

Геометрическая

 

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

      Укажи стрелкой     Вид  аппликации по количеству деталей

Аппликация кошка из ткани (com imagens) | Meias de crochê para ... 

Разделена на части

 Шаблоны аппликаций распечатать – Аппликации из цветной бумаги для ...

Мозаика

мозаика из кусочков ткани - mimege.ru | Мозаика, Ткань  

Целая силуэтная

 

КАРТОЧКА  -  ЗАДАНИЕ

                        Укажи стрелкой     Вид  аппликации

Объемная аппликация на тему школа. Аппликация из бумаги для ...

Предметная

 

Сюжетная

 

Декоративная

 

Задание повышенной сложности

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Заполни  Венн-диаграмму  (самостоятельно)

Аппликация из бумаги и ткани

 


Аппликация из бумаги

Использование бумаги и

картона

Основа (фон)

Использование однородных материалов

Работа с шаблонами

Вырезание деталей

Соблюдение композиции

Работа с клеем

Приклеивание готовых деталей

Одинаковые по своему содержанию

Аппликация из ткани

Использование ткани

Основа (фон)

 

 

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

                                                            РАЗГАДАЙ РЕБУС   (узор)

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

                                                            РАЗГАДАЙ РЕБУС   (орнамент)

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

                                                            РАЗГАДАЙ РЕБУС   (композиция)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение  таблицы

 

Верно ли утверждение?

Ответ

Аппликация это способ создания художественных изображений путем пришивания или приклеивания

 

В аппликации используется только однородный материал

 

Аппликация может быть только одного цвета

 

Аппликация выполняется только плоской

 

Аппликация выполняется однодетально

 

В аппликации используется только растительный орнамент

 

Аппликация выполняется однослойно и многослойно

 

В аппликации используется только пейзаж

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно,

3 группы – с помощью учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по карточкам-заданиям

 

 

Учащиеся выполня-ют объем работы соотноси-тельно своей типологич

 группы

 

 

VII.   Индивидуальная работа 

Метод «Ромашка»

Словесный  отчёт  о  работе

 

  1. Какой сюжет использовался для твоей аппликации?
  2. Какой фон и почему выбран тобою?
  3. Какие цвета используешь в своей  композиции?
  4. Какую работу ты выполнила в первую очередь?
  5. Что выполняла на следующем этапе?
  6. Нравится ли тебе эта работа?
  7. Нужно ли учитывать сочетания цветов деталей?
  8. Каким образом ты заготовила шаблоны?

 

По окончании работы:

·         демонстрация учащимися своих заданий

·         самооценка    метод «Рефлексия по кругу»

·         взаимооценка       метод  «Большой палец»

Метод  «Таблица ЗУХ»

·         Заполнение таблицы  ЗУХ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

Цель: определить уровень полезности полученной информации, необходимой для

            успешности в достижении целей урока

 

 

 

 

Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно,

3 группы – с помощью учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполне-ние таблицы

 

Физкульт-минутка

«Упражнения»  (на выбор)

 

1.И.п. – стоя, руки опущены. «Замочек» - завести одну руку за голову, вторую за

              лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.
2. И.п. – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки  на поясе. Выполнить

               перекат с пятки на носок. 6-8 раз.
3. И.п. – стоя, руки опущены. Выполнить полуприседания на носках. Руки в

               стороны, вверх и вперед. 6-8 раз.

 

 

Все учащиеся выполняют упражнения на релакса-цию

 

VIII. Подведение итогов занятия

Метод «Ромашка»

     Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д., и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Анализ деятельности  учащихся

 

Беседа:

  • Что нового узнали на занятии?
  • Что научились делать?
  • Во время какой операции были затруднения?
  • Что больше всего понравилось при выполнении практической работы?

Анализ выполненной работы учащимися:

  • просмотр выполненной работы
  • выставление оценок за устные ответы с учётом ответов на

             вопросы, словесного отчёта

  • выставление оценок за практическую  работу, с учётом качества выполненной работы и самостоятельности, самооценки

Оценка работы:

  • За устные ответы с учетом активности, словесного отчета, самоконтроля
  • За практическую работу

Критерии оценивания:

·         продуктивность деятельности оценивается по степени аккуратности

Уровни оценивания:

·         низкий - в работе преобладают явные погрешности, неаккуратность;

·         средний - работа выполнена аккуратно с несущественными погрешностями;

·         высокий - работы аккуратные.

Домашнее задание

  • подобрать сюжет по самостоятельному творческому замыслу
  • выполнить аппликацию из ткани

Рефлексия

Метод «Светофор»

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/02/s_5931a9cf0423f/640812_3.jpegУчитель предлагает ученикам установить по результатам их работы степень достижения ими учебной цели и приобретение уверенности в своих знаниях.

Зеленый цветцели достигнуты, уверенно движутся вперед.

Желтый цвет: частичная динамика, достигнуты отдельные элементы успеха, не достаточная степень уверенности, обращаются за советом, помощью.

Красный цвет: цели не достигнуты, находятся в замешательстве, о чем ставят в известность учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно,

3 группы – с помощью учителя

 

 

 

IХ. Уборка рабочих мест и помещения

 


 

Скачано с www.znanio.ru