ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОТКРЫТЫЙ УРОК во 2 классе
УЧИТЕЛЬ: Артёмова О.В.
Тема урока: Охрана природы
зимой.
Цели урока:
1.образовательно-развивающие
— знакомство с правилами поведения зимой в природе, со способами подкормки
зверей и птиц, понятием «Красная книга», с животными, занесёнными в неё; ; развитие устной
речи, интереса к чтению научной и художественной литературы; развитие
творческого воображения, мышления младших школьников; обучение детей основам
классификации, обобщения, сравнения, умению работать подгруппами
2.воспитательные — воспитывать бережное отношение к живым существам, к
окружающей природе; помощь детям в составлении основных правил экологического
поведения в природе; развитие учебной мотивации; воспитание эмоциональной
отзывчивости и любви к природе.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся правилам поведения в зимнем лесу, парке, сквере; узнают особенности жизни зимой охраняемых животных; узнают способы подкормки зимующих птиц.
Тип
урока:
по дидактической цели: комбинированный;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный и
частично-поисковый, с применением ИКТ.
Оборудование:
Красная книга ,
учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», Рабочая тетрадь, книга «Великан на
поляне», тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, карточки с
текстом для работы в группах, фотографии зверей и птиц, презентация.
Формы работы учащихся: фронтальная с элементами работы в группах.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Учитель:
Не теряя ни
минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Встали все у
парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Путешествие настало.
(слайд 1)
Видеоролик включить и остановить (белка).
- А белка прислала корзину. В ней находятся баллы, которые вы должны заработать во время путешествия.
- У каждого лежит оценочный лист, где вы будете показывать свои знания в каждом задании. А капитаны следят за заполнением каждого этапа урока.
-Вы, наверное, заметили, что наша работа будет в группах. Представьте, что вы- искатели клада. И сейчас каждая группа найдёт своё название на внутренней стороне парты.
-1-ая группа- «Зайчата», 2-ая группа- «Бельчата», 3-я группа- «Тигрята», 4-ая группа- «Медвежата».
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а куда мы сегодня отправимся путешествовать?
Дети: В лес.
Учитель: А в какой?
Дети: Зимний (слайд 2)
Учитель: Зима- холодное время года. Давайте вспомним некоторые правила, которые относятся к зимнему периоду и правильные ответы укажем на своих карточках.
2.Проверка домашнего задания (каждому). Тест на карточках:
(читать сразу по одному заданию-------каждая группа)
1. Какое правило охраны здоровья надо выполнять зимой? *
2. Какой предмет необходим зимой на улице? *
3. Какой овощ надо есть зимой, чтобы реже болеть? *
4. Почему осенью и зимой дети чаще болеют? *
- Проверяем. Ребята, а в №4 значение всех ли слов вам понятно?
Иммунитет- способность организма защищать себя от попадания вредных бактерий и вирусов.
(Один ученик из группы даёт ответ на два вопроса, и картинка появляется на экране) (слайд 3)
Учитель: Какие все молодцы!
3.Работа по теме урока
Сообщение темы:
- О каком же времени года мы продолжаем говорить? О зиме. Но прежде, чем мы отправимся дальше, давайте расшифруем девиз нашего путешествия:
(слайд 4)
!МОГУРД ЕДОРИРП ЬДУБ (Будь природе другом!)
- Ребята, как вы понимаете смысл этого предложения? Ответы детей
-А сейчас вместе скажем наш девиз.
-Давайте сформулируем тему нашего урока? (Охрана природы зимой)
- Правильно! Тема нашего урока «Охрана природы зимой». (слайд 5)
- Отправляясь в путешествие, мы всегда намечаем план. Но перед отправлением- вспоминаем что? Правила!
- -----Правилами поведения в природе !. Это и будет нашим первым пунктом в плане работы на уроке. ( Слайд 6 )
----А к кому мы должны хорошо относиться в природе? К зверям и птицам. ----А что должен делать человек, чтобы животные не погибли? Надо кормить! ----второй пункт _Подкормка животных . (Слайд 6 )
-----А где можно найти информацию о животных, которые находятся на грани исчезновения? Правильно, в Красной книге!------Значит, третий пункт_____Знакомство с Красной книгой. .(Слайд 6 )-----появление на одном слайде постепенно.
План: (Слайд 7 )
1. Правила поведения зимой в природе.
2. Способы подкормки зверей и птиц.
3. Знакомство с Красной книгой.
-Беседа о красоте зимнего леса ( чтение отрывка рассказа « Белый сказочный дворец») (слайд 6)
4. Работа со знаками
- Откройте учебник на стр.52 и посмотрите, с какими знаками мы должны познакомиться. Со знаками поработаем после прочтения текста.
Учитель: А сейчас примите «Позу слушателя» и внимательно послушайте отрывок из рассказа Андрея Анатольевича Плешакова « Белый сказочный дворец».
1. Есть определенная культура общения с зимним лесом. Главное правило: не повреди его красоте! Белые шапки на ветвях, ровная снежная гладь, причудливый узор следов разных животных...
-Какой знак подойдет к прочитанному отрывку? (1)
-Продолжаем читать рассказ « Белый сказочный дворец»
2. И ещё: не оставляй в лесу никакого мусора! Зимой мусор не заметен — снег спрячет его, зато весной, когда снег растает, станет видно, как много мусора принесли сюда люди. (2)
3. Беседа о значении ели в лесу
-Посмотрите на слайд (слайд 8 ). Почему фотохудожник сфотографировал ель прямо в лесу, а не принес её домой и не нарядил там?
-Какое значение имеет ель для лесных жителей зимой?
-Какую ёлку лучше нарядить на праздник?
-Какой знак соответствует этой проблеме? (3)
4. Беседа о птицах
- А теперь посмотрите на эту красоту. Легко ли лесным жителям найти корм в такую погоду? (слайд 9 )
-Чем мы можем помочь?
-Какой знак соответствует этой проблеме? (4)
Учитель: А сейчас откроем РАБОЧУЮ тетрадь стр. 28 и выполним упр. №2.
Учитель: Каких же птиц вы отметили, прилетавших к кормушке?( воробей, снегирь, синица)
5. Беседа о белках (слайд 10)
Узнали зверька?
Белки часто живут рядом с людьми в парках и скверах.
-Как мы можем помочь им зимой?
-Какой знак подойдет в этом случае?(6)
6. Беседа о диких животных в зимнем лесу (слайд 11)
-Назовите животных, каких вы видите на экране (указкой).
-Чем человек может им помочь?
-Какой знак выберем для этого случая? (5)
(Каждый следующий знак появляется постепенно на одном слайде):
-Каждый знак, каждый рисунок – это символ чего-то. Перед нами картинка. Какая? Книга. ( СЛАЙД 12 ) А книга символ чего? Правильно, символ науки, знаний, культуры! Голубь (СЛАЙД 12 )- символ мира, правильно!
-А это что за знак? ( СЛАЙД 12 ) Какова форма знака? Какие цвета использованы? (голубой, зелёный, белый – что они обозначают? Так что же на нём изображено, как вы думаете? Природа,земля…Давайте вспомним наш девиз и что он обозначает. (бережное отношение к животному и растительному миру).А как же называется эта наука? А может кто знает 2017 год чего? (СЛАЙД 13 ).
ЭКОЛОГИЯ Откроем сейчас толковые словари и найдём значение этого слова. Учитель читает, а дети следят.
( СЛАЙД 14 )ЭКОЛОГИЯ- наука о природе, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. Эколог- человек, который изучает природу.
- Подберите, пожалуйста, однокоренные слова или словосочетания к слову ЭКОЛОГИЯ (эколог, экологический турнир, экологическая беседа, знатоки экологии…)
4.Физминутка.
Мы с вами тихо входим в лес. - шагают
Сколько здесь вокруг чудес! - посмотрели вправо, влево
Руки вверх и покачали-
Это деревья в лесу. – вправо, влево
Руки согнули, кисти встряхнули –
Вдали увидели лису.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
5. Игра «Мудрые мысли».(работа в группе) – если группа готова, то поднимают руки, соединившись.
Учитель: Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении: ( пословицы, которые повторяются – не говорить!)
1гр. -1,3,5; 2 гр.-1,2,6; 3 гр.- 2,3,7; 4 гр.- 4,5,8.
1. ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО!
2. ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
3.СРУБИТЬ ДЕРЕВО – ПЯТЬ МИНУТ, ВЫРАСТИТЬ - СТО ЛЕТ!
4. ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!
5. ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!
6. БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ, ВЕДЬ ДРУГОЙ НА СВЕТЕ НЕТУ!
7. РОЩИ ДА ЛЕСА – ВСЕМУ МИРУ КРАСА!
8. Береги землю родимую, как мать любимую!
(каждой группе даётся по три пословицы (одна из трёх повторяется в группе)- работают ПАРАМИ.
Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось (представитель из группы читает на слайде первую часть, а вторая -появляется). Будьте вимательны! Пословицы пронумерованы. ( слайд 15).
Оцените работу каждой группы при помощи сигналов : - работу 1ой группы; и т.д..
6.Знакомство с Красной книгой
А сейчас мы продолжим путешествие, но сначала отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.(книга)
- Ребята, где же можно найти более подробную информацию о животных, которые находятся на грани исчезновения?
В красной книге.
(учитель показывает Красную книгу) ( слайд 16)
Учитель: - О чем нас предупреждает красный цвет? (Опасность, тревога)
Учитель: - Как вы думаете, почему именно Красной книгой назвали, а не синей, жёлтой? (Красный цвет у светофора – это значит внимание, стоп; а в природе- не убивайте животных, не уничтожайте растения.)
Учитель: Правильно.- Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Была создана Международная красная книга. Позднее она переиздавалась.
- Как вы думаете, почему Красную книгу переиздавали?
- Появлялись новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения.
7. Знакомство с охраняемыми животными
(Учитель вывешивает картинки филина, тигра и белого медведя, бурого медведя)
Дети назвали животных
- В своих оценочных листах напишите то животное, которое вам понравилось.
- Всех ли из представленных животных мы можем встретить, путешествуя по нашему лесу? (филин, бурый медведь)
-Но кроме Красной книги России, существует ещё Красная книга нашей Тамбовской области.( ПОКАЗЫВАЕТ) ( слайд 17)
- В Тамбовской области существует Воронинский заповедник. Вам это название уже знакомо.( слайд 18)
- Как вы понимаете значение слова «заповедник»?
Заповедник - особо охраняемая территория, которая
создана для сохранения и изучения растительного и животного мира. Можно сказать, что это красная книга под открытым небом.
- Наше путешествие продолжается, и мы оказываемся в нашем пригородном лесу. Здесь существуют охраняемые территории, которые называются «Зонами покоя». Как вы думаете, почему возникло именно такое название?
Ответы детей.
- Молодцы! За этой зоной следит охотовед Алексей Владимирович Пивоваров.
( слайд 19) - Ребята, посмотрите и скажите, чем же занимаются люди, что они делают?
- Правильно! (Люди насыпают соль в столбики, она необходима животным. На круглые столы Алексей Владимирович высыпает горох с гречкой. Это лакомство для зверей и птиц.)
8. Формулировка вывода (работа в группах)
- Наше путешествие по зимнему лесу завершается, и мы выходим на опушку леса. ( слайд 20)
- А какую помощь мы можем оказать животным зимой?
- Сейчас вы сами сделаете кормушку для птиц и покормите пернатых друзей едой, которая находится в формочках. Выбираем и ставим в кормушку..Лишних деталей не должно быть. Птичку прикрепляем к поделке.
- А сейчас вернёмся к намеченному плану нашего путешествия и проанализируем, всё ли нам удалось.:………ПЛАН ( слайд 21 )
9. Итог урока
Представитель от каждой группы берёт эмблему и заработанные баллы, и прикрепляет на доску.
10. Домашнее задание. ( слайд 22 )
Так как на уроке вы работали в группах, то и дом. задание будет групповое по Красной книге Тамбовской области. Представитель от каждой группы вытягивает лист с названием животного. И по два человека должны распределить между собой обязанности ( экологи, художники, ). Роли распределите на перемене.
10. Рефлексия.
А сейчас каждый ученик посмотрит в оценочный лист и оценит свои знания в начале и в конце урока.
А сейчас я попрошу каждого из вас оставить частичку своего настроения, поделиться с нами впечатлениями от урока. И сделаем мы это при помощи стикеров, прикрепив их к одному из трёх смайликов.
зелёный – урок очень понравился;
жёлтый – урок понравился;
красный– урок не оставил впечатления.
11. Оценка работы учащихся за урок.
А я хочу поблагодарить всех детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные ответы.
Просьба. Каждая группа соберёт и сдаст после урока:
- лист самооценки;
- конверт с заданием.
(Оценки за урок)
- А урок- путешествие хочется закончить стихотворением:
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Спасибо за работу, а гостям за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.