Урок 21. Лепка. Художественное конструирование и дизайн «терем расписной»
Цели
деятельности |
Расширить представления учащихся о русском зодчестве, видах теремов; учить приемам лепки с использованием готовых форм; развивать пространственные представления, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, умение работать с пластилином; воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы |
Объяснительно-иллюстративный, практический; групповая, фронтальная |
Основные понятия
|
Зодчие, терем, хоромы |
Образовательные |
Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство», 3 класс. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2/?&subject=32 Чудные терема Коломенского. – «Труд-7», 07.04.2005 г. – Режим доступа : http://spasskievorota.ru/default.asp-ob_no=2174.htm Зрительный ряд («восьмое чудо света» в Коломенском): http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=444622404-70-72&n=21 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=547611957-35-72&n=21 http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=498752576-70-72&n=21 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=401696625-55-72&n=21 |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийная презентация по теме, образец изделия |
Оборудование |
Учебник, рабочая тетрадь, пластилин, подкладная доска, стеки, небольшие коробочки и баночки, салфетка |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные умения: расширят свои представления о русском зодчестве; ознакомятся с сохранившимися домами-теремами; научатся выполнять лепку изделий с использованием готовых форм. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике лепки из пластилина, русском зодчестве; регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения результата, планировать решение учебной задачи, корректировать свою деятельность; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, адекватно оценивать свою роль в коллективной деятельности. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, мотивируют свою деятельность, применяют правила делового сотрудничества, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства |
организационная структура урока
Этапы
|
Обучающие
|
Деятельность учителя |
Деятельность
|
Формы |
Универсальные
|
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Все мы немного строители. Еще в детстве многие из вас сооружали сказочные дворцы, мосты и дома из песка. Какие игры с песком вы знаете? – В каждую эпоху существовали особенные каноны красоты архитектурных сооружений. Русское зодчество богато своими традициями. Мы можем видеть сооружения, которые дожили до наших времен, и убеждаться, что они необыкновенно красивы. Я предлагаю вам сегодня побольше узнать о русских теремах и выполнить коллективную работу на тему «Град на острове стоит» |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, сориентированы на проявление интереса к культуре русского народа. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы |
Устные ответы |
II. Изучение нового материала |
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Терем расписной». |
– Искусство строить из дерева зародилось на Руси в глубокой древности. За многие столетия были накоплены богатые традиции и опыт возведения различных зданий, разработаны специфические конструктивные приемы, определились основные национальные черты деревянного зодчества, получившие огромное значение для дальнейшего развития |
Рассматривают слайды, иллюстрации в учебнике, читают |
Фронтальная. |
Личностные: умеют мотивировать свою деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. |
Устные ответы. |
|
Просмотр мультимедийной презентации или работа с учебником (с. 72). Работа с рабочей тетрадью (с. 39). |
строительного искусства России. Из какого материала строили дома на Руси? Дерево – это основной строительный материал. Многие, даже дворцовые, сооружения были деревянными. Конечно, старинных деревянных сооружений сохранилось мало, но все же они есть. Позднее здания стали строить из камня. Архитектурные комплексы из камня мы до сих пор можем видеть в Москве, Коломенском, Астрахани и других городах и селах России. – Сегодня я вас познакомлю с особенностями таких строений, как терема. Да, терема бывают не только в сказочных странах, в них жили не только сказочные герои, но и обыкновенные люди. Прочитайте в рабочей тетради (с. 39), чем терема отличаются от других сооружений. Рассмотрите изображения некоторых архитектурных построек (в учебнике или на слайдах) и расскажите, почему мы их относим к теремам. Вспомните стихотворение И. Бунина «Лес, точно терем расписной». Как вы прокомментируете это сравнение? |
текст в рабочей тетради, делятся впечатлениями, анализируют информацию, отвечают на вопросы. |
|
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации. Регулятивные: принимают и сохраняют творческую задачу. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы. |
|
|
Словесно-иллюстративный рассказ «Чудные терема Коломенского». Просмотр мультимедийной презентации. |
Деревянный царский дворец в селе Коломенском вызывал восхищение у всех, кто видел его причудливые терема. (Показывает презентацию «Коломенский дворец». Слайды № 2–15). Его называли «восьмым чудом света». Диковинный град Китеж на крутом берегу Москвы-реки, построили всего за несколько месяцев. Мастера взялись за топоры весной 1667 года, а уже в декабре был забит последний гвоздь. Между привезенным уже в наши дни домиком Петра I и сохранившейся с XVII века церковью Казанской иконы Богоматери, находился этот дворец, Состоял он из 27 самостоятельных теремов, соединенных переходами. Некоторые достигали 20–30-метровой высоты и завершались причудливыми башнями, шатрами, бочками. Во дворце примерно 270 комнат, а в них 3000 окон из слюды. Живописными работами руководил крупнейший художник XVII века Симон Ушаков. Так на практике воплотилась идея «дома-городка», до этого осуществленная в архитектуре храма Василия Блаженного. Но как бы ни был красив дворец, он, подобно драгоценному камню, нуждался в оправе. И вот уже по его периметру возводятся каменные стены, башни, Дворцовые и Спасские ворота. А вокруг появляются фруктовые сады, два из которых – Казанский и Вознесенский – существуют по сей день. По краям высадили дубки и кедры. Прошли столетия, и сейчас в Коломенском можно увидеть вековые дубы – могучих свидетелей существования сказочного дворца. Несколько десятилетий дворец в Коломенском служил официальной летней резиденцией царя Алексея Михайловича. Здесь устраивали пиры, принимали зарубежные посольства. Конечно же, государь не скупился на украшения, разного рода диковины. Так, на передних воротах были установлены причудливые часы, а внизу, на специальных площадках, красовались сказочные львы. Шли годы, не стало царя Алексея. Его сын Петр перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Сам он не так часто посещал Коломенский дворец, который стал приходить в упадок. И хотя в дальнейшем неоднократно предпринимались попытки сохранить в его в первозданном виде, он все же утратил свое былое великолепие, ветшал все больше и больше, пока по повелению Екатерины II его не разобрали. Некоторые из бревен пошли на постройку крестьянских домов в деревнях, вплотную примыкавших к дворцу. В наши дни дворец решили возродить. Еще в 1997 году археологи обнаружили фрагменты фундамента по всему его периметру. Сохранились и чертежи «коломенского чуда». Во вновь построенном дворце мебель сделана под старину, в царских покоях установлены печи с изразцами. Есть и элементы прежнего интерьера: в экспозиции музея хранится стул голландской работы XVII века, который был в старом дворце, а также слюдяные окончины. Есть и фрагменты изразцов прежних печей. Часть помещений занимают музейные экспозиции. Есть концертный зал, где проходят выступления фольклорных коллективов. Так что в раскинувшейся на семи холмах Москве возрождено «восьмое чудо света» – великолепный дворец, вернувшийся к нам из далекого XVII века. Предлагает поделиться впечатлениями, описать детали терема, сравнить реконструированный терем с изображением этого же терема на полотне XVIII века. |
Слушают учителя, рассматривают слайды, иллюстрации в учебнике, анализируют информацию, делятся впечатлениями. |
Фронтальная. |
Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, осуществлять поиск нужной информации в разных источниках, анализировать информацию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы |
Устные ответы. |
|
Физкультминутка |
Проводит физкультминутку. Раз
– подняться, потянуться, |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
Наблюдение
|
III. Творческая практическая деятельность |
Организация рабочего места. |
Проверяет организацию рабочего места. |
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
Индивидуальная. |
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. Познавательные: организовывают творческое пространство. |
Устные ответы. |
|
Беседа «Что мы будем делать?». Работа с учебником (с. 72–73), и рабочей тетрадью (с. 40). |
Читает строки сказки П. Ершова (учебник, с. 72) и предлагает всем учащимся превратиться в зодчих и построить сказочный город. Для работы предлагается использовать готовые формы. Обучающиеся показывают принесенные коробочки, бутылочки и, рассматривая макеты, представленные в учебнике (с. 72–73), выбирают строение, которое можно изготовить из данной готовой формы. Затем учитель предлагает рассмотреть, какие детали характерны для терема, какую форму они имеют (рабочая тетрадь, с. 40), составить план работы над изделием, помогает распределить роли в коллективной работе, показывает некоторые приемы работы с пластилином. |
Анализируют информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, продумывают изделие, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы |
Фронтальная. |
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Познавательные: умеют анализировать информацию, составляют и анализируют план работы над изделием, выделяя основные этапы и приемы. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и учебные задачи. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, участвуют в коллективном обсуждении, умеют отстаивать свою точку зрения.
|
Устные ответы. |
|
Практическая работа |
Контролирует правильность приемов работы с пластилином. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. – Выполните лепку макета на тему «Град на острове стоит» |
Выполняют задание |
Коллективная |
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения, умеют применять. правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику (соучастнику деятельности). Регулятивные: умеют принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней, различать способ и результат действия |
Лепка макета сказочного города |
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Создание композиции. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. |
В процессе просмотра работ организует обсуждение изделий, их оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д. Организует беседу по вопросам. – Что нового узнали на уроке? – Довольны ли своей работой на уроке? – Понравился ли вам урок? |
Рассматривают выполненные работы, оценивают их; слушают учителя. |
Фронтальная. |
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения . |
Оценивание учащихся за работу на уроке; устные ответы. |
|
Домашнее задание |
Объясняет задание. – Читать с. 70–73 учебника, найти информацию о доме-музее В. Васнецова, прочитать сказку А. Островского «Снегурочка» |
Слушают учителя |
Индивидуальная |
|
Наблюдение |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.