Литература
6 класс
С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
· знакомство с пейзажной лирикой С. А. Есенина на примере стихотворений «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»;
· развитие представлений о жанровом своеобразии, идее и лирическом герое произведений.
Теория (для ознакомления)
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Венка – двухрядная гармонь.
Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.
Лирика – один из трёх основных родов литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.
Мелколесье – редкие насаждения кустарников.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.
Пороша – это верхний слой выпавшего с вечера или ночью снега.
Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались, и их можно было услышать далеко.
Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.
Чахленькая – неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, так как он родился здесь.
Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.
Ямб – двусложный размер стиха с ударением на чётный слог.
Материал для самостоятельного изучения
Лирика Сергея Есенина уникальна по своей мелодичности и проникновенности.
Недаром на его стихи так много написано романсов. Истоки этой напевности, несомненно, в той атмосфере, которая окружала поэта с детства: мелодичные народные песни, потрясающие пейзажи и огромная любовь к нему его бабушки и дедушки.
Мы часто видим, что у многих поэтов было не слишком радостное детство.
У Сергея Есенина детство, можно сказать, было счастливым. Несмотря на то, что родители его расстались, он был обласкан любовью и заботой.
Если у Александра Сергеевича Пушкина человеком, который его беззаветно любил, была его няня, то у Есенина был дедушка – Фёдор Андреевич.
Именно он учил маленького Серёжу писать и читать и снисходительно смотрел на всего шалости, а будущий поэт был озорным ребёнком. Наверно, в этом счастливом детстве и заложены истоки бескрайней любви поэта к своей Родине, как к рязанскому селу Константиново, так и к России в целом.
Поэтому русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики.
«Мелколесье. Степь и дали...» было написано в 1925 году при очередном посещении села Константиново после долгой разлуки. Это трогательный монолог-признание лирического героя. Перед читателем внезапно открывается «чахленькая местность» с неприглядной, но любимой навек дорогой. Этот неказистый, но дорогой сердцу пейзаж пробуждает в поэте чувства восхищения, трогательной нежности:
«…берёзке каждой
Ножку рад поцеловать»...
Увидев родные просторы, лирический герой вспоминает самые яркие впечатления детства: наигрыши гармошки и частушечные напевы, в ритме, которого и написано стихотворение – признание в любви.
Всё вокруг наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «звонами мёрзлых осин», наигрышем венки – двухрядной гармони.
Поэт показывает нам русскую глубинку с её неизменными фольклорными образами: берёзки, тройка с бубенцами.
«Неприглядная дорога», по которой ездил «всякий русский человек», любима поэтом. Именно она ведёт его к родным местам, которые он любит, гордится и по которым безмерно скучает.
Став знаменитым поэтом, Есенин не отрёкся от своих корней, а с гордостью произносит, объясняя свою близость к природе своим крестьянским происхождением:
«У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын...».
Известный поэт жил в столице, вращался в богемной среде, часто бывал за рубежом, но готов забыть всё ради поездки в дорогое его сердцу Константиново:
«Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт».
Тем самым он утверждал сопричастность к этой чахлой, но бесконечно любимой рязанской местности.
Стихотворение «Пороша», написанное поэтом в 1914 году, является образцом пейзажной лирики.
Пороша – это верхний слой выпавшего с вечера или ночью снега.
В стихотворении мы встречаем лирического героя, который счастлив от созерцания зимнего леса, он восхищён родным пейзажем. Природа служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
«Дремлет лес под сказку сна», вокруг тишина, так тихо, что слышно даже цоканье копыт. И мы попадаем в сказку, в таинственный, волшебный лес, где может случиться всякое. Заколдованный невидимкою, лес манит нас. Вот сосна-старушка «повязалася белою косынкой» и «оперлася на клюку». Сравнения, олицетворения «вороны раскричались», «лес дремлет» передают красоту, зачарованность зимнего леса.
Стук дятла возвращает нас из сказки. Но наслаждение красотой родной природы не пропало.
Метафоры «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «снег стелет шаль» придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто оживает. Мир природы необыкновенно богат и красочен.
И лирический герой взывает человека радоваться встрече с красотой, с прекрасным. Это идея стихотворения.
Задание 1
Вставьте в отрывок из стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» пропущенные слова.
В стихотворении С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...» мы представляем себе пейзаж, который видит поэт: мелколесье, степь, свет луны. Вставьте пропущенные средства выразительности:
_____________ дорога
зарыдали ______ бубенцы
звоны ____________ осин
_____________ местность
Анализируем фразы и находим ключевые слова «дорога», «бубенцы», «звоны», «местность». Чтобы правильно вставить недостающее слово, необходимо понять, какой частью речи оно является. Задаём вопрос: дорога какая? Бубенцы какие? Звоны какие? Местность какую? Вспоминаем, что на эти вопросы отвечает прилагательное, которое может выступать в роли определения и быть эпитетом.
Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.
Задание 2
Какой общей темой объединены стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»?
а) темой любви;
б) темой дружбы;
в) темой русской зимней дороги;
г) темой жизни и смерти.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.