Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
doc
07.08.2020
Конспект урока
9 класс.doc

           

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ РД «ЩЕДРИНСКАЯ СОШ ТЛЯРАТИНСКОГО РАЙОНА»

 

ЦОДОУ ЗОЖ

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по биологии  в 9 классе  на тему:

 

«Вид. Критерии вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА  УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ХИМИИ:

 

МАГОМЕДОВА МУЪМИНАТ ГАДЖИЕВНА

 

 

 

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Целевая аудитория:  учащиеся  9-го класса

Цель урока:

Сформировать понятия «вид», «критерий вида».

Задачи урока:

а) Образовательные:  

Ø   Изучить понятия «вид», «критерии вида»

Ø   Изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.

Ø  Показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики.

б) Развивающая:

Ø  Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории

Ø  Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом

Ø  Развивать творческие способности учащихся при выполнении проектов, с  различными источниками информации, анализировать и сравнивать полученные данные.

в) Воспитательная:

Ø  Формирование бережного отношения к природе через осознание своей значимости в ее жизни, охраны, бережном отношении 

Ø  Воспитание культуры общения при работе в мини группах

Ø  Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов

Подготовительная работа:

·         Создание компьютерной презентации к уроку

·         Подготовка раздаточного материала 

·         Создание алгоритма работы по проекту

Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению.

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. Педагогический прием «Минутка настроения»  2 мин

Слайд № 1

 Учитель:

 Здравствуйте, ребята!   Сегодня мы  встретились с вами на уроке биологии, урок и необычен и обычен. Урок  пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в парах совместно, помогайте и будьте внимательны   при выполнении заданий. Договорились?

* Но чтобы создать хороший психологический климат урока, проведем «Минутку настроения». 2 минуты  Продолжите мою фразу:

У меня хорошее настроение потому что, …………………………………………

 

  1. Актуализация знаний учащихся. 5 мин (Слайд №2)

    Проблемный вопрос .   

 Учитель:

Перед нашим взором фотографии растения, которое мы изучали еще в 6 классе. 

Проблемный вопрос: Сравните два данных растения, найдите черты сходства и отличия. Задание:  Рассмотрите внимательно слайд и ответьте на вопросы: * Сколько видов растений изображено здесь? Можно ли два этих растения объединить в одну группу и какое название этой группе мы можем дать? Свою точку зрения аргументируйте. Замена слова признаки на критерии

РАБОТА ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ А что входит в понятие вид? Приведите примеры видов растений и животных, которые вам наиболее  знакомы

 3. Изучение нового материала Учитель:

Молодцы ребята, особенно важно то, что многие дополняли ответы своих одноклассников, используя при этом биологические термины и понятия. Основным понятием в современной эволюционной теории, является положения о виде  и его критериях.   Итак, я приглашаю вас в удивительный мир под названием “Вид и его критерии»".

Слайд № 3

РАБОТА С КЛАСТЕР  - ПРОЕКТОМ

Хорошо, молодцы! Изучая биологию каждый из нас испытывает удивление. Сегодня в ходе урока мы еще раз  изучим всем нам знакомое животное – паука крестовика но не с позиции семиклассника, в девятиклассника. Для успешной работы объединяемся в пары и работаем с критерием. Результат работы всех пар объединим в кластер-проекте доски. Когда вы говорили о различных признаках организма, то сами того не замечая, вы старались их разделить по группам.

Задание: прочесть статью,  в краткой (в виде словосочетания или простого предложения) записать, что входит в понятие того или иного критерия. 4 минуты..

  1. Морфологический
  2.  Физиологический
  3. Биохимический
  4. Генетический
  5. Экологический
  6. Географический
  7. Этологический

Ребята, какую еще особенность  мы не отметили применительно к пауку крестовику, которую всегда необходимо учитывать. (ПРОИСХОЖДЕНИЕ).

Скажите пожалуйста какой из критериев на ваш взгляд будет иметь решающее значение при объединении особей в один вид?  (НИКАКОЙ - ВСЕ ВАЖНЫ, НО ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЕШАЮЩИЙ)

Какую практическую значимость для человека может иметь группировка признаков вида по критериям. (В СЕЛЕКЦИИ И ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ)

  1. Динамическая пауза (проводится в середине урока)  1 мин

Слайд № 5

  1. Закрепление 4 мин

Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах.

Задание: на слайде появляются фразы,  вам  нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить

Фразы:

1. Сетчатое жилкование  листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

3. Как известно у вида Homo sapiens,  хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)

Работа с заданием части В

А. 1. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.

Критерии:

1. тело покрыто мантией                                                А) морфологический

2. раковина имеет две створки                                       Б) экологический

3.обитает в пресных водоёмах                                       В) физиологический

4.кровеносная система незамкнутая

5. питается, фильтруя воду

6. это донное, малоподвижное животное

1

2

3

4

5

6

А

А

Б

А

В

Б

Я заметила, что суждение под цифрой 3 вызвало наибольшие затруднения, давайте вместе проанализируем, почему здесь возникли трудности.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

 Ребята какие виды животных  и растений были рассмотрены нами на уроке? А что между ними общего – ОБИТАЮТ У НАС. На какие мысли вас это наталкивает?

 6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3мин

 Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Для начала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте, пожалуйста,  на вопросы:

Я хорошо усвоил,  что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что ……………………………………….

Мне пригодится в дальнейшем …………………..

Слайд № 8

Информация о домашнем задании. 2минОписание вида согласно критериям. Форма работы может быть любая – текстовый вариант, презентация, слайд-шоу, буклет.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тип урока: урок изучения нового материала

Тип урока: урок изучения нового материала

Проблемный вопрос: Сравните два данных растения, найдите черты сходства и отличия

Проблемный вопрос: Сравните два данных растения, найдите черты сходства и отличия

Как известно у вида Homo sapiens , хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23

Как известно у вида Homo sapiens , хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2020