Конспект урока.
Тема урока: Строение тела человека.
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: Изучение нового материала.
Приемы ТРКМ: таблица «З –Х – У».
Цель: знакомство с понятиями «внешнее и внутреннее строение тела человека».
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить со строением тела человека: внешним и внутренним.
· Дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
· Ввести понятия: части тела, конечности, органы, организм.
Развивающие:
· Способствовать развитию логического мышления.
· Развивать умения работать со схемами, моделями.
· Закреплять навыки самостоятельной работы с текстом, с тетрадями.
· Развивать критическое мышление, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную речь учащихся.
Воспитательные:
· Прививать навыки здорового образа жизни.
· Развивать способность работать в коллективе.
Планируемые результаты:
· Ученики узнают, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему.
· Научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов.
· Увидят связь между органами, их строением, функциями и значением для человека.
· Научатся извлекать из текста нужную информацию, предлагать вопросы по содержанию.
· Осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни
Оборудование:
Этапы урока |
Ход урока |
Используемые ЦОРы |
||||||||||||
1. Самоопределение к деятельности. |
Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей! Всех знакомых, незнакомых И серьёзных, и весёлых! Вы здороваетесь как? Вот так! Вы садитесь тихо как? Вот так! (шёпотом) Настроение какое? Вот такое! Замечательно! Русский учёный Иван Петрович Павлов считал, что самое прекрасное путешествие для человека, это путешествие к самому себе. И такое путешествие мы сегодня с Вами и совершим! Скажите, пожалуйста, какие качества необходимы любознательным путешественникам? (Внимательность, сосредоточенность, решительность, вдумчивость) Хорошо! Теперь мы точно готовы!
|
Слайд 1 |
||||||||||||
2. Актуализация знаний и мотивация. Постановка учебной задачи.
3. «Открытие» детьми нового знания.
4.Первичное закрепление.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
6.Включение в систему знаний и повторение.
7.Рефлексия деятельности (итог урока)
|
-Внимательно посмотрите на доску. Прочитайте. В здоровом теле – здоровый дух. Крепок телом- богат и делом. Что это? (Пословицы) Какой смысл в них заключён? (Необходимо беречь своё здоровье). Найдите существительное, которое повторяется. (Тело) - А кто-нибудь сможет предположить тему нашего урока? (Строение тела человека). Отлично. - Сегодня мы начинаем работать с новой частью учебника. Этот учебник является продолжением серии учебников, по которым мы с вами работали. Кто автор нашего учебника? (Андрей Анатольевич Плешаков) Сегодня на уроке мы приступаем к изучению раздела «Здоровье и безопасность» Откроем учебник на с. 3 и прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. (дети читают)
Первая тема в этом разделе «Строение тела человека». Правильно сказали. - Что вы уже знаете по этой теме? - Обобщим наши знания в таблице.
Таблица «ЗХУ»
- Рассмотрите рисунок. -Дети, что на нем изображено? (Дом) -Как дом устроен снаружи? (Крыша, дверь, окна.) -То, что мы видим снаружи, это внешнее строение дома. -Как вы думаете, дети, а что находится внутри дома? (Мебель, бытовая техника, пол, перекрытия, посуда…) - То, что мы можем увидеть внутри, это внутренние строение дома. - Какой можно сделать вывод? Появляется схема: Строение
Внешнее Внутреннее
- А теперь посмотрите на слайд. Попробуйте объяснить эту схему.
(тело человека имеет внешнее и внутреннее строение)
- Скажите, чтобы вы хотели ещё узнать о строении тела человека? (ответы детей)
- Обобщим в таблице.
Таблица «ЗХУ»
- Посмотрите друг на друга. Расскажите, как устроено тело человека. Покажите у себя. Какое это строение? - внешнее – части тела: голова, шея, туловище (грудь, живот, спина), верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги). Кто готов на интерактивной доске соотнести понятия? Молодец! В этом вы разбираетесь, перейдём к внутреннему строению. - Из чего состоит тело человека внутри? – из органов
Учебник с.5. с помощью рисунка познакомьтесь с внутренним строением тела человека. В парах изготовьте модель- аппликацию внутреннее строение человека. На эту работу вам 3 минуты. Проверим себя.
Назови одним словом: руки, ноги, голова, шея, туловище – это …части тела Сердце, печень, легкие, головной мозг – это … органы Физкультминутка. Какие части тела были задействованы?
Отдохнули, теперь более подробно познакомимся с внутренними органами человека. Работа по учебнику с.6 – 7. Мы будем работать с текстом. Как он называется? (Как работает наш организм?) Для того, чтобы работа была продуктивной, объединимся в группы по 4 человека. 1 группа- головной мозг 2 группа-лёгкие 3 группа-сердце 4 группа-желудок 5 группа- кишечник 6 группа- печень Рассказать по плану: 1.Как называется 2. Какую работу выполняет Предоставляю Вам дополнительный материал, которым можете воспользоваться! Проверка: Учитель задает вопросы об органах – дети рассказывают, что прочитали и на силуэтах человека раскрашивают органы определенным цветом.
Дополнительный материал:
Мозг: (командный пункт) Располагается он внутри черепа. Головной мозг состоит из миллиардов нервных клеток. Ученые выяснили, что мозг растёт до 25 лет. Поэтому они рекомендуют получать образование именно в этом возрасте, так как после 25 лет становится труднее запоминать и обрабатывать новую информацию. (закрасить мозг на силуэте –серым цветом) (Человеческий мозг до сих пор остаётся для учёных величайшей загадкой. Учёные, изучающие мозг, утверждают, что он изучен ещё меньше, чем космос. В народе есть мнение, что чем больше мозг, тем умнее человек. Однако это неверно. Так, самым большим мозгом обладают люди, страдающие серьёзными умственными заболеваниями. А самый маленький мозг, известный науке на данный момент, был у знаменитого учёного-физика Альберта Эйнштейна 1 кг 230 гр., а средний вес головного мозга у взрослого человека 1 кг 400 гр. Кто может посчитать на сколько грамм мозг Альберта Эйнштейна меньше? (на 170 грамм).
- Сожмите свою руку в кулак. Именно такого размера наше сердце. Давайте послушаем, как бьётся в нашей груди сердце. Сердце похоже на насос: оно толкает кровь по всему организму. Этот насос работает, не переставая весь день и всю ночь. Послушайте своё сердце. Встаньте и сделайте 10 приседаний. А как теперь бьётся сердце? Теперь сердце бьётся быстрее, чтобы успеть напитать, обеспечить всем необходимым органы, которые в данный момент работают. За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови. (показать пятилитровую банку с водой) К 70-ти жизни человека число сокращений его сердца достигает 3 миллиардов. Что необходимо делать, чтобы всё это время наше сердце работало без перебоев и починок? Надо его тренировать: давать дополнительные задания. Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьётся в ускоренном темпе, тем самым само себя тренирует.
Легкие:(насос, который перекачивает воздух) У каждого из нас два легких – правое и левое. Находятся они в груди. Приложите ладони обеих рук к груди. Лёгкие похожи на две розовые губки. Они состоят из множества маленьких пузырьков. При выдохе они выпускают из себя воздух, и они уменьшаются в размере (учитель сжимает губки). Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются (учитель разжимает пальцы, губка принимает свои прежние размеры). (полтонны – 500 л. 500 литровых банок) (раскрасить – розовым карандашом).
В лёгких насчитывается более 3 миллиардов лёгочных пузырьков. Если их разложить в один слой на земле, то они займут площадь теннисного корта.
Сердце (мотор): Сердце – это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. У детей сердце делает от 80 до 90 ударов в минуту. Каждый день сердце делает 12 тысяч ударов, и когда спишь, и когда бодрствуешь. И ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз. А размером оно всего с кулак. (Сожмите кулачки – такое сердце) (красным карандашом)
Желудок (внутренняя кухня): Главный орган пищеварения желудок. Он находится в верхней части живота с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик (учитель показывает спущенный воздушный шарик). Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. (желтым цветом). Видеоролик о работе желудка.
Кишечник (извилистый коридор): Когда пища становится мягкой, как каша, она переходит из желудка в кишечник. Длина кишечника почти 8 м (учитель с другими учениками растягивает 8-миметровую веревку), но свернут так плотно, что целиком помещается в животе. (зеленым цветом)
Печень: Печень происходит от корня «печь». Самый горячий и самый крупный орган его масса 1,5 – 2 кг. Печень находится с правой стороны от желудка. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу. Кровь, прежде чем поступить в сердце, проходит через печень. За 1 минуту печень пропускает 1, 5 л крови. (коричневым цветом)
Познакомившись с органами человека, можете сказать какой из них самый важный? (Нет, все части тела и органы работают согласованно, слаженно.
- Назовите части тела, вспомните внутренние органы. Запишите в таблицу «ЗХУ», что узнали на уроке. Самостоятельная работа. Соотнесите внешнее строение человека с внутренним. У каждого путешественника журналисты стремятся взять интервью. Такое интервью хочет взять у Вас наш одноклассник Кирилл Пантелеев, который, к сожалению, не может сегодня присутствовать на нашем уроке. А эту тему мы будем с ним проходить сегодня. (Привет, ребята! Сегодня вы совершили много открытий! Скажите, что запомнилось больше всего и где пригодятся эти знания? Спасибо за ответы.)
-Домашнее задание сегодня вы выберете себе сами. Возьмите ту карточку, с которой вы хотите поработать. Спасибо Вам за урок. Берегите, а главное укрепляйте своё здоровье!
|
Слайд 2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7 Слайд № 8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд № 12
Слайд №13
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16
Слайд № 17
Слайд № 18
Слайд № 19
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.