Программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
Оценка 4.9

Программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Оценка 4.9
doc
24.09.2020
Программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
мир вокруг нас 2Г_.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 90»

 

 


Рассмотрено на заседании МО:

Протокол № 1 от 28.08.19

 

                                                                                                      

Зам. директора по МР

Глушенкова А.В.

Протокол №1 от 28.08.19

 

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 90»

_______________А. В. Пукалов

Приказ № 590 от 28.08.19


 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Мир вокруг нас»

по внеурочной деятельности

для 2 класса

на 2019 – 2020 учебный год

 

 

                                                                                                                                                                             Составила:

                                                                                                                                                                           Назарашвили Виктория Александровна,

учитель начальных классов.

 

 

Северск -2019г.

 

Содержание

 

 

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………3

1.Планируемые результаты освоения программы, курса………………………………………………………………………………………….8

2.Содержание тем учебного курса……………………………………………………………………………………………………………….... 11

3. Тематическое планирование с указанием кол-ва часов по темам…………………………………………………………………………….14

Приложение (календарно-тематическое планирование, измерительные материалы, методическая литература)…………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) 2 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

ü  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования[1];

ü  приказа Министерства образования и науки России от 31.12.2015 N 1576"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"[2];

ü  приказа Министерства образования и науки России от 31.12.2015 N 1577"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897";

ü  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ[3];

ü  проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ[4];

ü  Методического письма Министерства образования и науки РФ от 14.12.15 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и

реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

ü  санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ[5]

ü  Учебного плана МБОУ «СОШ №90» на 2019 – 2020 учебный год;

ü  Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ №90» на 2019- 2020 учебный год.

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, содержание данной программы нашло свое место в организованной образовательной деятельности со 100% реализацией регионального компонента в ходе ее реализации. Новизна программы в ее содержании, которое предполагает знакомство детей с различными видами живых организмов, представителями животного и растительного мира Томской области.

Содержание программы по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" соответствует требованиям действующего законодательства федерального государственного образовательного стандарта. Основой программы является индивидуализация условий развития для каждого учащегося. Учитывая, что дети с ограниченными возможностями имеют свои особенности, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Наиболее значимым будет использование нетрадиционных методов, таких как разнообразные вариативные, дидактические материалы, включение ребенка в различные виды деятельности (мозговой штурм, квест, медиаигры и др.).

Данная программа предлагается в качестве начального этапа работы с детьми в области экологического образования и представляет собой курс, направленный в первую очередь на наполнение ребенка эмоционально-чувственным отношением для последующего приобретения знаний в области экологии.

Проект "Мир вокруг нас" позволяет закрепить на практике теоретические знания детей о роли растений, об особенностях окружающей среды. Этот проект позволит детям проявить свою творческую активность, построить межличностные отношения как в небольших рабочих группах, так и в коллективе в целом, испытать чувства эмоционального удовлетворения и самореализации. Проведение собственных исследований и наблюдений позволит обобщить, проанализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практические занятия позволят учащимся изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.

Содержание программы основано на деятельностном подходе. Вовлечение детей в различные виды деятельности является условием приобретения ими прочных знаний, их трансформации в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как личностной черты.

 Цели и задачи:

Цель программы "Мир вокруг нас": формирование экологической культуры дошкольников, представлений об организмах, живущих в Томской области.

Задачи:

ü  расширить и систематизировать знания школьников о растениях и животных, обитающих в Томской области;

ü  формировать ряд основных экологических концепций;

ü  расширить, конкретизировать экологические представления учащихся об объектах окружающего мира;

ü  обеспечивать более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, области;

ü  формировать ряд основополагающих экологических понятий;

ü  расширить представления о типах взаимоотношения живых организмов;

ü  расширить представления о многообразии и взаимосвязи живых организмов;

ü  расширить представления о жизни живых организмов в различных условиях обитания и приспособления к ним.

 

 

 

Педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Программа "Мир вокруг нас" адресована учащимся с ОВЗ (вариант 7.1). Задержка в психическом развитии детей осложняется различными негрубыми, но часто стойкими нейропсихиатрическими расстройствами (астеническими церебрастеническими, невротическими и т.д.), которые нарушают интеллектуальную работоспособность ребенка.

Низкий уровень развития когнитивных процессов соответствует особому типу развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы учащихся, характеризующейся незрелостью определенных умственных функций и психики в целом. В результате у этих детей страдают не только когнитивная сфера и формирование педагогических навыков, но и процесс развития личности, что сказывается на адаптации в образовательной среде.

Основные психофизические особенности учащихся с ОВЗ:

ü  ограниченные представления о мире вокруг;

ü  низкая способность ориентироваться в пространстве и времени;

ü   нарушение активного восприятия и внимания;

ü   нестабильность внимания, нарушение скорости переключения внимания; 

ü  память ограничена в объеме, превалирует недолговечная над долгосрочной, механическая над логической;

ü  снижение точности и долговечности запоминания;

ü  низкий уровень когнитивной активности и медленная обработка информации;

ü  имеют место легкие нарушения речи;

ü  наглядно-действенное мышление более развито, чем визуально-образное и особенно вербально-логическое;

ü  отсутствие формы абстрактно-логического мышления

ü   трудности переключения, координации и автоматизации движений;

ü    медленный, монотонный, односторонний характер деятельности;

ü   ограниченный объем усваиваемой информации;

ü   низкая способность к обобщению;

ü  быстрая потеря интереса к занятию.

У обучающихся с ЗПР нарушено формирование саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личные характеристики:

ü  отсутствие организации и целеустремленности;

ü   низкий уровень требований и мотивация когнитивной деятельности;

ü   слабость когнитивных интересов;

ü   несформированность самоконтроля;

ü   недоразвитие эмоционально-волевой сферы: низкая самооценка, негативизм, невротическое поведение;

ü  сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений психомоторной расторможенности, возбудимости.

В работе с обучающимися с ЗПР необходимо как можно раньше выявить их основные психофизические особенности, создающие трудности в освоении программы, так как именно это будет основой последующей коррекционной работы по устранению и компенсации обозначенных дефектов.

 

Формы и методы организации внеурочной деятельности.

Руководствуясь целью, направлениями, указанными в программе «Мир вокруг нас», планируется применять следующие формы и методы организации деятельности учащихся:

Формы:

 

ü    учебные занятия;

ü    экологические игры;

ü    познавательные беседы;

ü    викторины;

ü    поиск информации в справочниках и энциклопедиях;

ü    экскурсии;

ü    наблюдения;

ü    опыты;

ü    эксперименты;

ü    участие в акциях;

ü    защита проектов;

ü    организация выставок, фотовыставок, презентаций;

ü    совместная деятельность обучающихся и родителей.

 

Методы:

Словесные:

ü    рассказ;

ü    беседа;

ü    объяснение;

ü    работа с книгой;

ü    инструктаж;

ü    познавательные игры.

Наглядные:

ü    иллюстрация (картины, плакаты, муляжи, таблицы, макеты);

ü    демонстрация (слайды, видеофильмы, опыты, наглядные пособия);

ü    наблюдения.

Практические:

ü  эксперименты;

ü  практические работы;

ü  дидактические игры.

Также отдельно назовем метод проектов, которые включает в себя все выше перечисленные методы. По своей сути он является универсальным, так как пронизывает все направления внеурочной деятельности.

Сроки реализации программы.

На изучение курса «Мир вокруг нас» во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 60 часов (30 учебных недель).

 

 

 

1.      Планируемые результаты освоения программы, курса

 

В результате освоения программы «Мир вокруг нас» у учащихся формируются следующие универсальные образовательные компетенции:

Метапредметные результаты: 

Познавательные УУД:

ü  ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;

ü  добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

ü  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

ü  обрабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные УУД:

ü  определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

ü  учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

ü  высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

ü  работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Коммуникативные УУД:

ü  умение вступать в беседу на занятии и в жизни;

ü  умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

ü  умение слушать и понимать речь других;

ü  умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

ü  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Мир вокруг нас» во 2-м классе является формирование следующих умений:

ü связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

ü наблюдать за погодой и описывать её;

ü уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

ü пользоваться глобусом и картами;

ü различать изученные группы растений и животных. Обитающих в Томской области;

ü приводить примеры достопримечательностей родного края.

ü оценивать правильность поведения людей в природе;

ü уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

 Личностные результаты:

ü  объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

ü  оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.

ü  в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

ü  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В результате изучения курса «Мир вокруг нас» обучающиеся научатся:

ü классифицировать объекты приро­ды по признакам: насекомые - рыбы-птицы – земноводные – пресмыкающиеся - млекопитающие (животные);

ü сравнивать внешний вид и характерные особенности насе­комых, рыб, птиц, млекопитающих;

ü сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

ü находить отличия между домашними и дикими животными;

ü характеризовать значение животных в природе и жизни лю­дей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

ü группировать объекты природы по признакам: однолетние - двухлетние - многолетние растения; культурные - дикорастущие растения, цветковые- хвойные - папоротники, мхи; выделять их отличия;

ü называть роль грибов в жизни людей и природе;

ü ставить опыты, используя простейшее лабораторное обору­дование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

ü наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

ü опираясь на наблюдения и опытные исследования называть условия, необходимые для жизни растений;

ü выращивать растения в классе (из семян);

ü использовать словари, энциклопедии и Интернет для поиска необходимой информации;

ü находить простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эту информацию для объяснения необходимости береж­ного отношения к природе родного края;

ü соблюдать распорядок дня, правила личной гигиены;

ü соблюдать правила безопасного поведения на улице, в природе и быту;

Обучающиеся получат возможность научиться:

ü понимать ценность природы и необходимость нести ответ­ственность за ее сохранение;

ü находить по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энцикло­педии), создавать проекты;

ü выполнять правила экологического поведения в природе (бережно относиться к растениям, не оставлять после себя мусор; не разорять птичьи гнезда и т.д.);

ü пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморе­гулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

ü проявлять уважение и готовность выполнять установленные правила в семье, в классном и школьном коллективах;

ü соблюдать правила безопасного поведения на улице, быту и природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Содержание тем учебного курса

 

Введение (1 час)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе. Беседа о целях и задачах занятий в новом учебном году.

Что такое «экология и краеведение» (1 час)

Понятие об экологии как науке. Законы экологии. Связи между природой и человеком.  Что такое экологическая катастрофа? Исследование.

Неживая природа. Взаимосвязь между живой и неживой природы (2 часа)

Сезонные взаимосвязи в живой и неживой природе (поступление тепла зависит от высоты солнца над горизонтом) Осенняя погода: понижение температуры воздуха, ночные заморозки, холодные дожди, холодная роса Медиаигра

Экскурсия в природный парк. Сбор листьев, шишек для гербария. Экскурсия.

Растительный мир и его многообразие (19 часов)

Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений (Мозговой штурм, дидактические игры, работа в парах) (1 час).

Растительный мир нашей местности. Знакомство с Красной книгой России и Томской области. Экскурсия в библиотеку (1 час). Экскурсия.

Деревья. Кустарники, травы. Что нужно растению для жизни. Строение растения: корень, стебель, лист, цветок. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека (1час).

Практическая работа (1 час).

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папо­ротники, мхи. Красная книга России. Правила пове­дения на природе (1час)

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, уса­ми, листьями (1час)

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Проект «Красная книга Томской области» (2часа)

Комнатные растения (внешний вид, способы ухода, происхождение) (1 час) Практическая работа

Лекарственные растения. Ядовитые растения. Растения водоемов (2часа)

Экскурсия в северский музей (1 час) экскурсия

Ягоды. Знакомство с ядовитыми и съедобными видами ягод (1час).

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора гри­бов. Шляпочные грибы родного края. Грибы, занесенные в Красную книгу. (1 часа) Пластилинография. Поиск информации в энциклопедиях и словарях.

Викторина «Растительный мир Томской области» (1час) Викторина

«Почему плачет елочка?» (3часа)

Театрализация сказки «Елочка, живи». Изготовление елочек в рамках акции «Елочка, живи!». Чтение рассказов и сказок. Просмотр фильмов. Творческие работы и поделки. Проект (3часа)

 

Животный мир и его многообразие (20 часов)

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) (1час) Видеофильм

Животный мир Томской области. Приспособление животных к жизни в разные сезоны (зимовье насекомых, птиц, отдельных животных) Защита проектов (2 часа) Проект

Животные разных стран. Знакомство с животными разных стран (1 час) Экскурсия в городскую библиотеку

Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Формирование представлений об особенностях их жизни, их отличия (2часа) Составление небольшого письменного рассказа о наиболее понравившемся представителе животного мира

Жизнь птиц в разные сезоны. Зимующие птицы. Кочующие птицы. Перелетные птицы Их сходства и различия. Птицы Томской области (4 часа). Медиаигра «Экологическая азбука», дидактические игры, видеофильмы.

Дикие и домашние животные. Роль животных в при­роде и жизни людей. Содержание и уход домашних животных. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений Составление рассказа о своем питомце. Дидактические игры. Квест. (3часа)

Красная книга Томской области. Изготовление Красной книги нашего края. (2часа) Проект

Экскурсия в ботанический сад (1 час) Экскурсия

Динозавры – вымерший вид животных. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров (2часа)

Экскурсия в северский музей (1 час) Экскурсия

Ориентирование в пространстве и времени (2 часа)

Ориентирование на местности. Ориентирование по плану знакомой местности. Компас. Месяцеслов – народный календарь природы. «Биологические часы» животного и растительного мира (цикличность в природе).  Практическая работа. В. Бианки «Синичкин календарь»

Экологическая деятельность в природе (3часа)

Моделирование экологических связей. Невидимые нити в природе (тля – божья коровка; птицы – насекомые). Выращивание рассады для цветника.  Использование органических и минеральных удобрений. Практическая работа

Вода. Свойства воды. Река и озеро (2 часа)

Формирование представлений детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о том, где вода встречается в природе родного края (родники, реки, озера, осадки и т.п.).

Воздух (1 час)

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Наземно-воздушная среда обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде.

Почва. Полезные ископаемые (2 часа)

Свойства почвы. Почва как среда обитания. Горные породы. Приспособления организмов к жизни в почве.

Моя малая Родина (2часа)

Город Томск и Северск. История возникновения, народы, населяющие Томскую область. Красная книга Томской области Исследование, викторина.

Здоровье и безопасность (2 час)

Режим дня. Личная гигиена. Режим питания. Причины простудных заболеваний. Профилактика простудных заболеваний. Знакомство с наиболее распространенными заболеваниями, их предупреждением и лечением, охраной здоровья в разное время года. Совершенствование культурно-гигиенических навыков. Расширение представлений о правильном режиме дня. Проект «Мой режим дня»

Знакомство с алгоритмом действий в опасных ситуациях: «Пожар» и т.д. Номера телефонов экс­тренной помощи. Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть ули­цы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками).

Прави­ла дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Правила безопасного поведения в быту (незнакомый человек, лифт дома, оставленные вещи).

Основные прави­ла поведения с водой, электричеством, газом. Викторина

 «Человек и его деятельность» (1 часа)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов Экологический проект

Итоговое занятие (2часа)

Театрализация экологической сказки «Лягушка-путешественница-2».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Тематическое планирование

 

 

По программе

По факту

1 раздел

Введение

1

 

2 раздел

Что такое «экология и краеведение»

1

 

3 раздел

Неживая природа. Взаимосвязь между живой и неживой природы

2

 

4 раздел

Растительный мир и его многообразие

14

 

5 раздел

Животный мир и его многообразие

23

 

6 раздел

Ориентирование в пространстве и времени

2

 

7 раздел

Экологическая деятельность в природе

3

 

8 раздел

Вода. Свойства воды. Река и озеро

2

 

9 раздел

Воздух

1

 

10 раздел

Почва. Полезные ископаемые

2

 

11 раздел

Моя малая Родина

2

 

12 раздел

Здоровье и безопасность

2

 

13 раздел

 «Человек и его деятельность»

1

 

14 раздел

Итоговое занятие

1

 

итого

 

59                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Методическое обеспечение программы

            Для создания развивающей среды по развивающим методикам были изготовлены презентации и медиаигры для красочной наглядной демонстрации и закрепления тем (приложение).

            Дидактический материал состоит из частей: пособия с картотекой заданий, электронного приложения к ним, электронного приложения – зарядки, ребусы. Электронное приложение можно воспроизводить на интерактивной доске, или как наглядный материал через проектор.

            В дидактический материал для учащихся входят различные карточки – задания, ребусы, физическая разминка, которые знакомят с представителями живых организмов Томской области. Включены разные виды заданий, в виде системы разнообразных   тренировочных    и развивающих упражнений, знакомящих с правилами русского языка с помощью животных, раскрывающие некоторые вопросы по математике с помощью представителей растительного мира.

Разные виды заданий на развитие математических навыков; умозаключений; классификации; последовательности событий; сравнения; на развитие графических навыков; систематизации; на развитие внимания; памяти; мышления.

            Дидактический материал подразумевает знакомство детей с разными видами живых организмов на территории Томской области. Занимаясь по данным заданиям, дети смогут развить зрительное и слуховое восприятие. Внимание, память, логическое и наглядно-образное мышление, координацию движений руки и т.д.

 

Материально –техническое обеспечение учебного предмета

Литература для детей

1.       Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль, 1997.

2.       Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998.

3.       Бианки В. В. Зеленые страницы: хрестоматия по экологии для начальной школы. СПб. Детгиз, 2005.

4.       Горощенко В.П. Хрестоматия по природоведению. Москва,1979.

5.       Громова О.Е. Стихи и рассказы о животном мире. Москва, 2005.

6.       Гуленкова М. А. Растения в городе: учеб. пособие для школьников младших и средних классов / М. А. Гуленкова, М. Н. Сергеев. – М.: Эгмонт Россия, 2001. – 64 с.: ил. – (Атлас родной природы).

7.       Кропочева Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006. – 126 с.

8.       Ляхов П.Р. Я познаю мир: Животные: Детская энциклопедия. Москва. 2002.

9.       Плешаков А.А. От земли до неба. Москва, 2000.

10.   Шаляпин С.В.; Баздырев А.В.; Романова М.С.; Козлова С.А. и др. Красная книга Томской области для детей: животные. Под редакцией Адама А.М. Томск, 2008.

 

 

 

Литература для учителя:

1.       Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга, 1996.

2.       Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата: Наука, 1983.

3.       Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Москва, 1999.

4.       Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – Москва,2003

5.       Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? Спб., 1998.

6.       Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе // М: Творческий центр. 2003.

7.       Плешаков А.А. Курс «Природа и человек» в 1-2 классах. Москва, 1993.

8.       Пономарева О.Н., Давыдова Т.Г. Групповая работа на уроках природоведения // Начальная школа. – 1993. – № 5.

9.       Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. Москва, 2000.

10.   Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. Москва, 1997.

11.   Цветкова И.В. Экология в начальной школе. – Ярославль, 1997.

 

 

 

Технические средства обучения:

ü  Компьютер.

ü  Мультимедийный проектор

ü  Интерактивная доска

 

 

Печатные пособия:

ü  Плакаты

ü  Карта России

ü  Карта Томской области

ü  Дидактический материал

 

 

Оборудование для практических и исследовательских работ:

ü  Глобус

ü  Компас

ü  Термометр водный, комнатный

ü  Пробирки

ü  Фильтры бумажные

ü  Стаканчики

ü  Воронки

ü  Лейки

ü  Лопатки

ü  Пульверизатор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ урока

Дата

Тема урока

Примечание

1 четверть (8 ч)

 

1

1

02.10.19

Введение (1 час)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе.

 

2

2

04.10.19

Что такое «экология и краеведение» (1 час)

Понятие об экологии как науке. Законы экологии. Связи между природой и человеком.  Что такое экологическая катастрофа?

исследование.

3

3

09.10.19

Неживая природа. Взаимосвязь между живой и неживой природы (2 часа)

Сезонные взаимосвязи в живой и неживой природе.

медиаигра

4

4

11.10.19

Экскурсия в природный парк. Сбор листьев, шишек для гербария. Экскурсия

экскурсия

5

5

16.10.19

Растительный мир и его многообразие (19 часов)

Происхождение названий некоторых видов растений и животных.

 

мозговой штурм

6

6

18.10.19

Растительный мир нашей местности. Знакомство с Красной книгой России и Томской области. Экскурсия в библиотеку.

экскурсия

7

7

23.10.19

Деревья. Кустарники, травы.

 

8

8

25.10.19

Практическая работа.

прак. работа

2 четверть (16 ч)

 

9

1

06.11.19

 Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папо­ротники, мхи. Красная книга России. Правила пове­дения на природе.

презентация

10

2

08.11.19

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений.

презентация

11

3

13.11.19

Лекарственные растения. Ядовитые растения.

презентация

12

4

15.11.19

Растения водоемов.

презентация

13

5

20.11.19

Ягоды. Знакомство с ядовитыми и съедобными видами ягод

проект

14

6

22.11.19

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора гри­бов.

 

15

7

27.11.19

Шляпочные грибы родного края. Грибы, занесенные в Красную книгу.

 

16

8

29.11.19

Комнатные растения(внешний вид, способы ухода, происхождение).

 

17

9

04.12.19

Комнатные растения(внешний вид, способы ухода, происхождение).

пр. работа

18

10

06.12.19

Викторина «Растительный мир Томской области»

викторина

19

11

11.12.19.

«Животный мир» (23 часов) 

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)

видеофильм

20

12

13.12.19

Животный мир Томской области.

 

 

21

13

18.12.19

Защита проектов

проект

22

14

20.12.19

Проект «Почему плачет елочка?»

Беседа с презентацией «Почему плачет елочка?»

 

23

15

25.12.19

Чтение рассказов. Просмотр мультфильма «Ель».

 

24

16

27.12.19

Изготовление елочек в рамках акции «Елочка, живи».

проект

3 четверть (20 ч)

 

25

1

15.01.20

Животные разных стран. Знакомство с животными разных стран

 

26

2

17.01.20

Животные жарких стран. Формирование представлений об особенностях их жизни, отличия.

 

27

3

22.01.20

Животные холодных стран. Формирование представлений об особенностях их жизни, отличия.

видеофильм

28

4

24.01.20

Пресмыкающиеся. Формирование представлений об особенностях их жизни, их отличия

 

29

5

29.01.20

Пресмыкающиеся.

 

30

6

31.01.20

Рыбы, земноводные. Формирование представлений об особенностях их жизни, их отличия.

 

31

7

05.02.20

Рыбы, земноводные.

 

32

8

07.02.20

Насекомые. Формирование представлений об особенностях их жизни, их отличия.

 

33

9

12.02.20

Насекомые.

 

34

10

14.02.20

Жизнь птиц в разные сезоны. Зимующие птицы.

викторина

35

11

19.02.20

Кочующие птицы.

 

 

36

12

21.02.20

Перелетные птицы. Сходства, различия. Птицы Томской области.

 

 

37

13

26.02.20

Дикие и домашние животные. Роль животных в при­роде и жизни людей. Содержание и уход домашних животных. Бережное отношение человека к природе. Составление рассказа о своем питомце. Дидактические игры. Квест.

 

 

38

14

28.02.20

Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений

Составление рассказа о своем питомце.

39

15

04.03.20

Красная книга Томской области. Изготовление Красной книги нашего края.

проект

40

16

06.03.20

Изготовление Красной книги нашего края.

 

41

17

11.03.20

Экскурсия в зоопарк.

экскурсия

42

18

13.03.20

Динозавры – вымерший вид животных.

 

43

19

18.03.20

Динозавры – вымерший вид животных

 

44

20

20.03.20

Экскурсия в северский музей.

 

экскурсия

4 четверть (15 ч)

 

45

1

01.04.20

Экологическая деятельность в природе (3часа)

«Биологические часы» животного и растительного мира (цикличность в природе). 

 

Пр. работа

46

2

03.04.20

 Посев рассады для цветника. Использование органических и минеральных удобрений.

Пр. работа

47

3

08.04.20

Ориентирование на местности (2 часа).

Ориентирование на местности. Ориентирование по плану знакомой местности. Компас

Моделирование экологических связей. Невидимые нити в природе (тля – божья коровка; птицы – насекомые).

 

 

48

4

10.04.20

Месяцеслов – народный календарь природы. «Биологические часы» животного и растительного мира (цикличность в природе).

 

 

В. Бианки «Синичкин календарь».

49

5

15.04.20

Вода. Свойства воды. Река и озеро (2часа)

Формирование представлений детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о том, где вода встречается в природе родного края (родники, реки, озера, осадки и т.п.).

 

 

50

6

17.04.20

Формирование представлений детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о том, где вода встречается в природе родного края (родники, реки, озера, осадки и т.п.).

 

51

7

22.04.20

Воздух (1час)

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

 

 

52

8

24.04.20

Почва (2 часа)

Свойства почвы. Почва как среда обитания.

 

53

9

29.04.20

Горные породы. Приспособления организмов к жизни в почве.

 

54

10

06.05.20

«Моя малая Родина» (2 часа)

Город Томск и Северск. История возникновения, народы, населяющие Томскую область.

исследование

55

11

08.05.20

Красная книга Томской области. Животные и растения. Занесенные в Красную книгу.

исследование

56

12

13.05.20

Здоровье и безопасность (2 часа)

Режим дня. Личная гигиена. Режим питания.

Проект «Мой режим дня».

57

13

15.05.20

Знакомство с алгоритмом действий в опасных ситуациях.

 

58

14

20.05.20

Человек и его деятельность (1 часа)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка вод – причина загрязнений водоемов.

Экологический проект

59

15

22.05.20

Итоговое занятие.

Театрализация с сказки «Лягушка-путешественница-2»

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

[2] Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937;

[3] приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 № 1598, зарегистрировано в Минюсте РФ 03 февраля 2015 № 35847;

[4] от 27сентября 2014;

[5] Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90»

Содержание Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………3 1

Содержание Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………3 1

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас» для обучающихся с

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас» для обучающихся с

Содержание программы по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" соответствует требованиям действующего законодательства федерального государственного образовательного стандарта

Содержание программы по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" соответствует требованиям действующего законодательства федерального государственного образовательного стандарта

Педагогическая характеристика обучающихся с

Педагогическая характеристика обучающихся с

В работе с обучающимися с ЗПР необходимо как можно раньше выявить их основные психофизические особенности , создающие трудности в освоении программы, так как именно это…

В работе с обучающимися с ЗПР необходимо как можно раньше выявить их основные психофизические особенности , создающие трудности в освоении программы, так как именно это…

Практические: ü эксперименты; ü практические работы; ü дидактические игры

Практические: ü эксперименты; ü практические работы; ü дидактические игры

Планируемые результаты освоения программы, курса

Планируемые результаты освоения программы, курса

В результате изучения курса «Мир вокруг нас» обучающиеся научатся: ü классифицировать объекты приро­ды по признакам: насекомые - рыбы-птицы – земноводные – пресмыкающиеся - млекопитающие (животные);…

В результате изучения курса «Мир вокруг нас» обучающиеся научатся: ü классифицировать объекты приро­ды по признакам: насекомые - рыбы-птицы – земноводные – пресмыкающиеся - млекопитающие (животные);…

Содержание тем учебного курса

Содержание тем учебного курса

Что такое «экология и краеведение» (1 час)

Что такое «экология и краеведение» (1 час)

Животные разных стран. Знакомство с животными разных стран (1 час)

Животные разных стран. Знакомство с животными разных стран (1 час)

Знакомство с алгоритмом действий в опасных ситуациях: «Пожар» и т

Знакомство с алгоритмом действий в опасных ситуациях: «Пожар» и т

Животный мир и его многообразие 23 6 раздел

Животный мир и его многообразие 23 6 раздел

Разные виды заданий на развитие математических навыков; умозаключений; классификации; последовательности событий; сравнения; на развитие графических навыков; систематизации; на развитие внимания; памяти; мышления

Разные виды заданий на развитие математических навыков; умозаключений; классификации; последовательности событий; сравнения; на развитие графических навыков; систематизации; на развитие внимания; памяти; мышления

Цветкова И.В . Экология в начальной школе

Цветкова И.В . Экология в начальной школе

Дата Тема урока

Дата Тема урока

Растительный мир нашей местности

Растительный мир нашей местности

жизни, отличия.

жизни, отличия.

Программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2020