Педагогический семинар. Использование метода проектов на уроках швейного дела
Оценка 4.9

Педагогический семинар. Использование метода проектов на уроках швейного дела

Оценка 4.9
doc
24.09.2020
Педагогический семинар. Использование метода проектов  на уроках швейного дела
Педагогический семинар. Использование метода проектов на уроках швейного дела.doc

Использование метода проектов на уроках швейного дела для обучающихся с ОВЗ с последующей интеграцией их в обществе.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с ОВЗ с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.

Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми. Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является метод проекта.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с ОВЗ это очень сложный вид деятельности.

Особенности организации проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида на занятиях по швейному делу

Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой  деятельности, повышает мотивацию к обучению.

 Использование проектной деятельности на уроках швейного дела, позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ. Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества.  Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с ОВЗ и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности.  Моя деятельность, как учителя швейного дела, играет ведущую и направляющую роль. Задача  заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

Проекты, которые я предлагаю использовать в рамках классно-урочной предметной системы,  имеют место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).

Так как учащиеся с ОВЗ не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то моя помощь в этом необходима и  совместно с учениками в обсуждении определяем  тему проекта, ставим цели и задачи предстоящей работы, определяем направления работы.

В своей работе я использую алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. У нас теперь есть свое положение о проекте. На уроках  швейного дела мы работаем с творческими проектами.  Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием.

Все эти виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных школ, и разработка проекта  идет параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, в зависимости от выбранного изделия.

Чтобы успешно выполнить  проект я  учитываю:

– психофизические способности учащихся, их склонности и интересы;

– недостаток знаний в экономической области.

Также  тщательно продумываю этапы работы, четко планирую всю работу.

Для таких проектов у меня есть определенная структура.

Если изготовление изделий и несложный экономический расчет затрат на изготовление изделий не вызывает особых затруднений у детей, то экономические вопросы ставят в тупик, так как в коррекционных школах на уроках трудовой подготовки не предусмотрен материал по экономике. Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности   постепенно ввожу экономические понятия.

Положительное влияние проектного метода:

1. Совместная деятельность учащихся при решении ими поставленных задач способствует изменению стиля общения между школьниками. На смену грубости, неприятию друг к другу приходит уважение позиции и мнения своего товарища, желание поставить несколько точек зрения, доброжелательные отношения друг к другу.

2.Безоценочная работа, осуществляемая в групповом проекте способствует раскрепощению детей, снятию того напряжения, в котором находится ученик в страхе перед тем, как будет оценен его ответ.

Все это способствует тому, что дети не боятся высказать свое мнение, повышается познавательный уровень детей.

Но, вместе с тем хотелось бы отметить и те негативные моменты, которые сопровождают работу в проекте.

1. К таким моментам, прежде всего, отнесу то, что при проведении некоторых  работ, требующих длительного времени, начинает снижаться мотивация учащихся,  ученикам хочется быстрого получения результатов.

    В целом все проблемы могут быть решены за счет компетентности руководителя проекта.  Для решения любой проблемы также нужно время, которым учитель не всегда располагает, ведь учитель один: он и консультант, и руководитель проекта.

     Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение метода проектов на уроках швейного дела даёт  возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников.

      Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относится к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

   Даже не совсем удачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. Снимается «страх» перед неправильным высказыванием. Происходит преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения. Здесь есть главное — труд. Без труда нет результата, нет урока, нет продукта, именно он — труд — становится сердцевиной урока. Нужно дать детям понятную, интересную и достижимую для них сегодня цель. Лучше всего использовать метод проектов в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо творческая задача, для решения которой требуется интегрированные знания из различных областей.

   Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов выстроен в структуру системы отечественного образования. Но сущность идеи остается прежней — стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

                                       


Использование метода проектов на уроках швейного дела для обучающихся с

Использование метода проектов на уроках швейного дела для обучающихся с

Использование проектной деятельности на уроках швейного дела, позволяет формировать базовые компетентности детей с

Использование проектной деятельности на уроках швейного дела, позволяет формировать базовые компетентности детей с

Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость…

Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость…

Совместная деятельность учащихся при решении ими поставленных задач способствует изменению стиля общения между школьниками

Совместная деятельность учащихся при решении ими поставленных задач способствует изменению стиля общения между школьниками

Даже не совсем удачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение

Даже не совсем удачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2020