Педагогический семинар. Использование метода проектов на уроках швейного дела

  • doc
  • 24.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педагогический семинар. Использование метода проектов на уроках швейного дела.doc

Использование метода проектов на уроках швейного дела для обучающихся с ОВЗ с последующей интеграцией их в обществе.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с ОВЗ с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.

Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми. Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является метод проекта.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с ОВЗ это очень сложный вид деятельности.

Особенности организации проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида на занятиях по швейному делу

Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой  деятельности, повышает мотивацию к обучению.

 Использование проектной деятельности на уроках швейного дела, позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ. Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества.  Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с ОВЗ и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности.  Моя деятельность, как учителя швейного дела, играет ведущую и направляющую роль. Задача  заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

Проекты, которые я предлагаю использовать в рамках классно-урочной предметной системы,  имеют место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).

Так как учащиеся с ОВЗ не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то моя помощь в этом необходима и  совместно с учениками в обсуждении определяем  тему проекта, ставим цели и задачи предстоящей работы, определяем направления работы.

В своей работе я использую алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. У нас теперь есть свое положение о проекте. На уроках  швейного дела мы работаем с творческими проектами.  Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием.

Все эти виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных школ, и разработка проекта  идет параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, в зависимости от выбранного изделия.

Чтобы успешно выполнить  проект я  учитываю:

– психофизические способности учащихся, их склонности и интересы;

– недостаток знаний в экономической области.

Также  тщательно продумываю этапы работы, четко планирую всю работу.

Для таких проектов у меня есть определенная структура.

Если изготовление изделий и несложный экономический расчет затрат на изготовление изделий не вызывает особых затруднений у детей, то экономические вопросы ставят в тупик, так как в коррекционных школах на уроках трудовой подготовки не предусмотрен материал по экономике. Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности   постепенно ввожу экономические понятия.

Положительное влияние проектного метода:

1. Совместная деятельность учащихся при решении ими поставленных задач способствует изменению стиля общения между школьниками. На смену грубости, неприятию друг к другу приходит уважение позиции и мнения своего товарища, желание поставить несколько точек зрения, доброжелательные отношения друг к другу.

2.Безоценочная работа, осуществляемая в групповом проекте способствует раскрепощению детей, снятию того напряжения, в котором находится ученик в страхе перед тем, как будет оценен его ответ.

Все это способствует тому, что дети не боятся высказать свое мнение, повышается познавательный уровень детей.

Но, вместе с тем хотелось бы отметить и те негативные моменты, которые сопровождают работу в проекте.

1. К таким моментам, прежде всего, отнесу то, что при проведении некоторых  работ, требующих длительного времени, начинает снижаться мотивация учащихся,  ученикам хочется быстрого получения результатов.

    В целом все проблемы могут быть решены за счет компетентности руководителя проекта.  Для решения любой проблемы также нужно время, которым учитель не всегда располагает, ведь учитель один: он и консультант, и руководитель проекта.

     Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение метода проектов на уроках швейного дела даёт  возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников.

      Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относится к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

   Даже не совсем удачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. Снимается «страх» перед неправильным высказыванием. Происходит преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения. Здесь есть главное — труд. Без труда нет результата, нет урока, нет продукта, именно он — труд — становится сердцевиной урока. Нужно дать детям понятную, интересную и достижимую для них сегодня цель. Лучше всего использовать метод проектов в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо творческая задача, для решения которой требуется интегрированные знания из различных областей.

   Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов выстроен в структуру системы отечественного образования. Но сущность идеи остается прежней — стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.