Задачи:
1) Дать детям представление о роли леса в жизни человека.
2) Объяснить причины и последствия лесных пожаров.
3) Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара.
1.Беседа.
Учитель: Дорогие ребята! Представьте, что погожим летним деньком вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и сухо. Прикоснешься ли к шершавой ветке. К головкам колючей травы, присядешь ли на пригорке, усыпанном пожелтевшими иголками хвои, - все душистое и сухое. В такие дни особенно опасно разводить в лесу огонь!(Слайд №1)
-А знаете ли вы, почему вспыхивают лесные пожары?
Иногда поджечь может и молния. Но случается это редко. Чаще всего причиной лесных пожаров становится небрежность и неосторожность людей.
(Слайд №2)
Пожар начинается из-за брошенной горящей спички, непотушенной сигареты, непогашенного костра и даже осколка толстого стекла. Да, не удивляйтесь! Осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку (ее называют фокусом) и сыграть роль зажигательной линзы. Сначала начнут тлеть тонкие былинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки и валежины. Языки пламени с каждой минутой становятся все больше, взвиваются все выше, захватывая кусты и деревья.(Слайд №3)
Если на миг от костра
отлучиться,
Может беда от него приключиться.
Запомните, что небольшое пламя можно затоптать ногами, сбить ветками или засыпать землей, но тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели, используя специальную технику, самолеты, вертолеты.
(Слайд№ 4,5,6,7)-Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара?
Следует срочно покинуть опасное место. Нужно уходить быстрым шагом против ветра, лучше по просеке, дороге, по берегу реки или ручья.
Если в лесу много дыма, надо смочить водой платок или одежду и
дышать через мокрую ткань, а убегать от пожара следует, пригнувшись к земле.
Ребята, знаете ли вы, как жестоко страдает наша планета из-за лесных пожаров? Лесные пожары уничтожают ежегодно 2млн. тонн органического вещества. Они наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы (ветреные бури), ухудшаются почвы. Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов. Мировая статистика утверждает, что 97% лесных пожаров происходит по вине человека и лишь 3% - за счёт молний, главным образом шаровых. Пламя лесных пожаров уничтожает на своём пути и флору (растения, цветы, животные…), и фауну (животные и растения подводного мира). (Слайд № 8)
В России количество лесных пожаров очень велико. Пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнём, из-за глубокого нарушения правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных работ. Возникающие в природе пожары обнаруживают в основном не сразу, а когда масштаб экологического бедствия достигает больших размеров. «Тушением пожаров занимаются сотрудники службы МЧС, которые не знают леса. Они обучались в основном тушению пожаров в домах. А это огромная проблема» Выброшенные из проезжающих автомобилей непотушенные сигареты, не потушенные костры от приготовления шашлыков, разлитый бензин от неисправленного автомобиля и халатность людей приводят к пожарам. А в результате гибнут люди, принимают смерть за чужую безалаберность.
Ребята! Если вы отдыхаете с родителями на природе, обратите внимание взрослых на то, чтобы они не оставляли после себя мусор (пластиковые бутылки, бумагу…) ведь эти предметы очень легко возгораются.
А тушить пожары очень тяжело и трудно!
(Слайды № 11)
А вот что остаётся после пожаров. Огонь уничтожает всё живое!
(Слайд №12)
(Слайд №13)
(Слайд №14)
(Слайд №15)
(Сдайды №16)
Учитель: - Какие же выводы можно сделать? Как уберечь себя и родную природу от огня? (дети делают выводы)
Предложить группам выполнить задание,
для каждой задание свое. Первая группа готовит ответ на вопрос - правила
пожарной безопасности в лесу; вторая группа - ликвидация небольших очагов
пожаров, когда огонь охватил несколько метров сухой травы; третья группа -
поведение ребенка при обнаружении большого очага пожара, когда горят кустарники
и деревья.
2. Создание проектов- плакатов «Сохраним лес от огня!» (работа в группах)
3.Защита плакатов.
Выслушать от каждой группы одного представителя. Сообщить детям о порядке
оповещения различных служб о лесных пожарах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.