конспект урока

  • doc
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала в царстве грибов.doc

План-конспект урока по учебнику

«Окружающий мир. 3 класс»  автор: А.А. Плешаков

Тема: «В царстве грибов»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

 

Предметные:

- знать о наличии царства грибов;

- знать строение гриба;

- находить и перечислять части гриба;

- знать съедобные и несъедобные грибы;

- различать грибы-двойники;

- знать грибы, занесённые в Красную книгу.

 

Метапредметные:

- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки;

- сравнивать свои выводы с текстом учебника;

- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;

- проверять правильность выполнения задания;

- формулировать правила сбора грибов;

- сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами в учебнике;

- работать в паре;

- создавать модель гриба.

 

Личностные:

- осознавать значение грибов для леса;

- осознавать важность правильного сбора грибов;

- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.  

 

№ этапа урока

  Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

Организационный этап.

 

Дети стоят возле своих парт, приветствуют учителя.

II.

Целеполагание.

(На доске плакат с изображением облаков, солнца, тропинок и т.д.)

- Ребята, совсем недавно мы делали проект «Разнообразие природы родного края». Что вы поместили в свои проекты?

 

 

 

 

- На какие группы можно разделить эти объекты природы?

 

 

 

- Какое название дали учёные–биологи этим группам?

 

На доске открывается схема:

 ЖИВАЯ ПРИРОДА

царство       царство животных   растений 

 

 - А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу?

-Чего не хватает в нашей модели природы?

- Поместим грибы на плакат.

 

 

- К какому царству

 вы отнесёте ягоды?

- А грибы можно отнести к этому царству? Почему?

 

 

 

- Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы?

- Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство.

(В схему добавляется табличка

         царство грибов)

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (СЛАЙД 1)

- Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?

 

- Почему  грибы определили в отдельное царство?

 

- Значит, что мы ещё узнаем?

 

-Что вы ещё знаете о грибах?

 

-Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?

 

- А ещё, ребята, мы создадим модель гриба. (СЛАЙД 2)

 

 

 

 

 

Мы поместили деревья, цветы, траву, кустарники, птиц, зверей, насекомых и др….(помещают изображения объектов природы на ватман)

 

- Эти объекты природы можно разделить на две группы: растения и животные.

 

 

- Учёные биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных.

 

 

 

 

 

 

-Ягоды, грибы.

 

 

 

-Грибов.

 

Дети помещают различные грибы на плакат.

 

-К царству растений.

 

- Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков.

 

 

- Их можно отнести

к царству грибов.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Царство грибов.

 

 

 

 

 

- Мы узнаем, какие бывают грибы.

 

 

-У них особое строение.

 

 

- Узнаем строение гриба.

 

-Грибы бывают съедобные и несъедобные.

 

- Мы будем учиться классифицировать грибы.

III.

Актуализация знаний.

-Ребята, какие грибы вы знаете?

 

-Что общего в их строении?

 

- Что такое грибница,  какую роль она выполняет?

- Уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112.

 

- Сравните ваши ответы с тем, что прочитали в учебнике.

- Есть разница? В чём?

 

-Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений?

 

- А теперь, изготовим модель гриба.

 

- Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание?

 

- Назовите части гриба.

 

 

- Чем ваши  модели гриба отличается от настоящего гриба?

 

Какие разные модели грибов у вас получились! Расскажите, кто какой гриб слепил.

 

- Разложим ваши грибы в корзинки.

- У меня есть 2 корзины, по какому признаку мы разделим грибы на группы?

- Какое действие мы будем осуществлять?

 

- Какие грибы будем складывать в одну корзинку? А в другую?

 

- А вы, ребята, (обращаюсь к «грибникам») проследите, чтобы каждый гриб попал в свою корзинку.

 

- Проверим, правильно ли вы распределили грибы?

 

 

 

 

 

 

- Ребята, в Атласе – определителе на с. 100 вы найдёте более глубокую классификацию грибов. Найдите 3 абзац, прочитайте его.  

- Что нового узнали о группах грибов?

 

 

 

- Ребята, с какой целью мы выполняли это задание?

 

 

 

- Ребята, мы ходим по лесу, собираем грибы. Что нужно обязательно знать при сборе грибов?

 

- Совершенно верно. А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – несъедобный.  Он очень похож на съедобный гриб. Узнаем, как различить  грибы-двойники.

Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.

 

- Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили?

 

- Встречаются ли эти грибы в нашей местности?

 

- Будьте внимательны при сборе грибов!

(СЛАЙД 3)

-Ребята, с какой целью вы выполняли это задание?

 

 

 - Ребята, поднимите руки, кто любит собирать грибы?

 

-С кем вы ходите в лес?

-Как вы собираете грибы?

 

- Обсудите с соседом по парте правила сбора грибов.

 

- Какие правила вы сформулировали?

 

- Прочитайте правила в учебнике. Сравните их с правилами, которые вы сформулировали.

 

-Какие новые правила вы узнали? 

 

- Что может случиться, если не соблюдать эти правила?

 

-Если исчезнут грибы, то какие последствия могут быть для природы?

 

-Учёные – биологи сделали свой вывод, об этом вы узнаете из текста на с 112.

Прочитайте и скажите, какое значение имеют грибы для леса.

- Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало.  

(СЛАЙД 4-5)

 

- Какие меры принимаются  по охране природы в России?

 

 

 

- Эти грибы занесены в Красную книгу России.

(Показать Красную книгу)

 

- С какой целью их занесли в Красную книгу?

 

Рыжики, боровики, мухоморы, опята и т.д….

- У гриба есть шляпка, ножка и  грибница.

 

 

Ответы детей.

 

С. 112 – дети читают текст, ищут ответ на вопрос.

 

Дети сравнивают (ответы будут зависеть от того, что скажут дети о грибнице).

 

- Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества как растения.

 

 

 

Дети лепят гриб из пластилина.

 

-Знать строение гриба, уметь создавать модель гриба.

 

-Шляпка, ножка, грибница.

 

-Размером, формой цветом, запахом…

 

 

 

 

Дети называют грибы.

 

 

 

 

 

Съедобные -несъедобные

 

 

-Мы будем классифицировать.

 

 - В одну - съедобные, а в другую - несъедобные.

 

(Два ученика проходят по рядам, ребята складывают модели в корзинки)

 

 

 

Ответы детей:

-Я положил ….гриб в корзинку со съедобными грибами, потому что этот гриб съедобный, его можно употреблять в пищу. 

И т.д.

 

Дети читают текст на с. 100 в Атласе-определителе, 3 абзац.

 

 

 

Есть ещё условно съедобные – нужно отварить, и ядовитые – содержат яд, очень опасный!

 

-Уметь классифицировать грибы по определённому признаку.

 

- Нужно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА В ПАРЕ.

Дети читают текст, выделяют отличительные признаки грибов-двойников.

 

Ответы детей (информация из учебника)

 

 

- Да, встречаются.

 

 

 

 

 

 

Знать грибы – двойники и уметь их различать.

 

 

Дети поднимают руки.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

РАБОТА В ПАРЕ.

Дети обсуждают и формулируют правила.

 

Называют правила.

 

 

Сравнивают правила.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

- Грибы исчезнут.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строят заповедники, создают зоопарки, налагают штрафы, заносят в Красную книгу России.

 

 

 

 

 

 

-Чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли.

IV.

Рефлексия.

-Ребята, подведём итог урока.

-Какие цели ставили в начале урока?

(СЛАЙД 6)

 

-А теперь оценим насколько вы достигли целей, которые ставили в начале урока.

 

 - Перед вами лист самооценки. Отметьте условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока.

 

- Что полезного узнали на уроке?

- Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес?

 

 

Называют цели урока.

 

 

 

 

Прорабатывается каждая цель.

 

 

Дети оценивают, проговаривают каждую цель, поясняют почему так оценили.   

 

 

 

Ответы детей.

 

V.

Домашнее задание.

- с. 116, задание 1.

- Найти интересную информацию о грибах. В этом вам поможет и  атлас-определитель.

-Спросите своих родителей, случались ли с ними или с их знакомыми какие-то интересные истории в лесу, особенно во время сбора грибов.

Дети записывают домашнее задание в дневники.

 

 

 


Лист самооценки

 

знать о наличии царства грибов

знать строение гриба

 

уметь находить части гриба

 

 знать съедобные и несъедобные грибы

 

уметь различать грибы-двойники

 

знать грибы, занесённые в Красную книгу

понимать значение грибов для леса        

сравнивать (классифицировать) грибы

 

создавать модель гриба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания: (распечатать на обратной стороне)

 

                                     

                                  

                                    - всё понял

 


                        

                                    - не ответил на 1-2 вопроса

                                  

 

 


                                  - не ответил на большую часть вопросов