План-конспект урока по учебнику
«Окружающий мир. 3 класс» автор: А.А.
Плешаков
Тема: «В царстве грибов»
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные:
- знать о наличии царства грибов;
- знать строение гриба;
- находить и перечислять части гриба;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
- различать грибы-двойники;
- знать грибы, занесённые в Красную книгу.
Метапредметные:
- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки;
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;
- проверять правильность выполнения задания;
- формулировать правила сбора грибов;
- сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами в учебнике;
- работать в паре;
- создавать модель гриба.
Личностные:
- осознавать значение грибов для леса;
- осознавать важность правильного сбора грибов;
- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.
№ этапа урока |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. |
Организационный этап. |
|
Дети стоят возле своих парт, приветствуют учителя. |
II. |
Целеполагание. |
(На доске плакат с изображением облаков, солнца, тропинок и т.д.) - Ребята, совсем недавно мы делали проект «Разнообразие природы родного края». Что вы поместили в свои проекты?
- На какие группы можно разделить эти объекты природы?
- Какое название дали учёные–биологи этим группам?
На доске открывается схема: ЖИВАЯ ПРИРОДА царство царство животных растений
- А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу? -Чего не хватает в нашей модели природы? - Поместим грибы на плакат.
- К какому царству вы отнесёте ягоды? - А грибы можно отнести к этому царству? Почему?
- Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы? - Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство. (В схему добавляется табличка царство грибов) -Как вы думаете, какова тема нашего урока? (СЛАЙД 1) - Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов. - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?
- Почему грибы определили в отдельное царство?
- Значит, что мы ещё узнаем?
-Что вы ещё знаете о грибах?
-Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?
- А ещё, ребята, мы создадим модель гриба. (СЛАЙД 2) |
Мы поместили деревья, цветы, траву, кустарники, птиц, зверей, насекомых и др….(помещают изображения объектов природы на ватман)
- Эти объекты природы можно разделить на две группы: растения и животные.
- Учёные биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных.
-Ягоды, грибы.
-Грибов.
Дети помещают различные грибы на плакат.
-К царству растений.
- Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков.
- Их можно отнести к царству грибов.
- Царство грибов.
- Мы узнаем, какие бывают грибы.
-У них особое строение.
- Узнаем строение гриба.
-Грибы бывают съедобные и несъедобные.
- Мы будем учиться классифицировать грибы. |
III. |
Актуализация знаний. |
-Ребята, какие грибы вы знаете?
-Что общего в их строении?
- Что такое грибница, какую роль она выполняет? - Уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112.
- Сравните ваши ответы с тем, что прочитали в учебнике. - Есть разница? В чём?
-Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений?
- А теперь, изготовим модель гриба.
- Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание?
- Назовите части гриба.
- Чем ваши модели гриба отличается от настоящего гриба?
Какие разные модели грибов у вас получились! Расскажите, кто какой гриб слепил.
- Разложим ваши грибы в корзинки. - У меня есть 2 корзины, по какому признаку мы разделим грибы на группы? - Какое действие мы будем осуществлять?
- Какие грибы будем складывать в одну корзинку? А в другую?
- А вы, ребята, (обращаюсь к «грибникам») проследите, чтобы каждый гриб попал в свою корзинку.
- Проверим, правильно ли вы распределили грибы?
- Ребята, в Атласе – определителе на с. 100 вы найдёте более глубокую классификацию грибов. Найдите 3 абзац, прочитайте его. - Что нового узнали о группах грибов?
- Ребята, с какой целью мы выполняли это задание?
- Ребята, мы ходим по лесу, собираем грибы. Что нужно обязательно знать при сборе грибов?
- Совершенно верно. А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – несъедобный. Он очень похож на съедобный гриб. Узнаем, как различить грибы-двойники. Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.
- Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили?
- Встречаются ли эти грибы в нашей местности?
- Будьте внимательны при сборе грибов! (СЛАЙД 3) -Ребята, с какой целью вы выполняли это задание?
- Ребята, поднимите руки, кто любит собирать грибы?
-С кем вы ходите в лес? -Как вы собираете грибы?
- Обсудите с соседом по парте правила сбора грибов.
- Какие правила вы сформулировали?
- Прочитайте правила в учебнике. Сравните их с правилами, которые вы сформулировали.
-Какие новые правила вы узнали?
- Что может случиться, если не соблюдать эти правила?
-Если исчезнут грибы, то какие последствия могут быть для природы?
-Учёные – биологи сделали свой вывод, об этом вы узнаете из текста на с 112. Прочитайте и скажите, какое значение имеют грибы для леса. - Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало. (СЛАЙД 4-5)
- Какие меры принимаются по охране природы в России?
- Эти грибы занесены в Красную книгу России. (Показать Красную книгу)
- С какой целью их занесли в Красную книгу?
|
Рыжики, боровики, мухоморы, опята и т.д…. - У гриба есть шляпка, ножка и грибница.
Ответы детей.
С. 112 – дети читают текст, ищут ответ на вопрос.
Дети сравнивают (ответы будут зависеть от того, что скажут дети о грибнице).
- Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества как растения.
Дети лепят гриб из пластилина.
-Знать строение гриба, уметь создавать модель гриба.
-Шляпка, ножка, грибница.
-Размером, формой цветом, запахом…
Дети называют грибы.
Съедобные -несъедобные
-Мы будем классифицировать.
- В одну - съедобные, а в другую - несъедобные.
(Два ученика проходят по рядам, ребята складывают модели в корзинки)
Ответы детей: -Я положил ….гриб в корзинку со съедобными грибами, потому что этот гриб съедобный, его можно употреблять в пищу. И т.д.
Дети читают текст на с. 100 в Атласе-определителе, 3 абзац.
Есть ещё условно съедобные – нужно отварить, и ядовитые – содержат яд, очень опасный!
-Уметь классифицировать грибы по определённому признаку.
- Нужно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.
РАБОТА В ПАРЕ. Дети читают текст, выделяют отличительные признаки грибов-двойников.
Ответы детей (информация из учебника)
- Да, встречаются.
Знать грибы – двойники и уметь их различать.
Дети поднимают руки.
Ответы детей.
РАБОТА В ПАРЕ. Дети обсуждают и формулируют правила.
Называют правила.
Сравнивают правила.
Ответы детей.
- Грибы исчезнут.
Ответы детей.
Ответы детей.
Строят заповедники, создают зоопарки, налагают штрафы, заносят в Красную книгу России.
-Чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли. |
IV. |
Рефлексия. |
-Ребята, подведём итог урока. -Какие цели ставили в начале урока? (СЛАЙД 6)
-А теперь оценим насколько вы достигли целей, которые ставили в начале урока.
- Перед вами лист самооценки. Отметьте условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока.
- Что полезного узнали на уроке? - Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес? |
Называют цели урока.
Прорабатывается каждая цель.
Дети оценивают, проговаривают каждую цель, поясняют почему так оценили.
Ответы детей.
|
V. |
Домашнее задание. |
- с. 116, задание 1. - Найти интересную информацию о грибах. В этом вам поможет и атлас-определитель. -Спросите своих родителей, случались ли с ними или с их знакомыми какие-то интересные истории в лесу, особенно во время сбора грибов. |
Дети записывают домашнее задание в дневники. |
Лист самооценки
знать о наличии царства грибов |
знать строение гриба
|
уметь находить части гриба
|
знать съедобные и несъедобные грибы
|
уметь различать грибы-двойники
|
знать грибы, занесённые в Красную книгу |
понимать значение грибов для леса |
сравнивать (классифицировать) грибы
|
создавать модель гриба
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания: (распечатать на обратной стороне)
- всё понял
![]() |
- не ответил на 1-2 вопроса
![]() |
- не ответил на большую часть вопросов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.