Конспект урока
по учебнику «Окружающий мир. 1 класс» автор А.А.Плешаков
Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Место урока в теме:1-й урок в разделе «Почему и зачем?»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель (для учителя):
формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.
Задачи урока (для учителя):
1. Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.
2. Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.
3. Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.
4. Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.
5. Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.
Планируемые достижения обучающихся:
Предметные:
· иметь представление о звёздах как о космических телах;
· сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;
распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;
· иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.
Метапредметные:
регулятивные:
· ставить учебные задачи под руководством учителя;
· планировать учебную деятельность;
· удерживать цель и задачи в течение урока;
· оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;
познавательные:
· осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;
· моделировать космические тела (звёзды);
· наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;
· установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;
коммуникативные:
· строить монологические высказывания;
· работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные:
· проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
· способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков), тесты к учебнику для 1 класса, (А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова).
Содержание урока
Этапы урока; задачи деятельности обучающихся |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Мотивация
Учиться извлекать необходимую информацию; уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме |
Приветствие детей. - Откройте тетрадь на печатной основе (стр. 35). - Оденьте мальчика в костюм звездочёта. - Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом? - А как называется наука и учёные, изучающие космос? - Где можно узнать значение данных слов? - Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов. - А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом? - Хорошо ли они будут видны? - Какое приспособление используется для наблюдения за звездами? - Когда лучше всего наблюдать звёзды? - Почему? - А только ли ночью светят звёзды? - Что бы вы хотели узнать о звёздах? |
Работа в тетради на печатной основе.
Ответы детей.
Ответы детей.
Работа со словарём: «астрономия», «астроном». Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
- Телескоп.
- Наверное, ночью.
Ответы детей.
Вопросы детей. |
Познавательные (логические)
Познавательные: Информационные (поиск и извлечение информации)
Коммуникативные (высказывания детей)
Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала) |
2.Целеполагание
Учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке |
- Откройте учебник на стр. 22. - Какой новый раздел начинаем изучать? - Кто из вас часто задаёт такие вопросы? - С какой целью?
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?
- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы?
- А дальше?
- Чем обычно завершаем урок?
|
- «Почему и зачем?»
Ответы детей.
- Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины
- Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев, Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске)
Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на интерактивной доске - запись): 1. Узнать, что такое звёзды. 2. Определить сходство и различия звёзд. 3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью. 4. Учиться узнавать созвездия Льва, Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе. 5. Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке. |
Познавательные (информационные)
Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (умозаключение)
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Регулятивные (планирование действий) |
3. Изучение нового материала
Развивать умения извлекать и интерпретировать информацию; создавать модели; учиться взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы; делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
|
- Какую первую учебную задачу надо решить? - Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды? - Из каких источников можно получить дополнительную информацию? - Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба». - А теперь в учебнике на стр.22 прочитайте три строки сверху. - Скажите, что такое «звёзды»?
- Назовите 2 задачу.
- Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд (учебник стр. 22). - Работая в группах (обсерваториях), оцените себя по критериям: 1. Умение распределять обязанности между собой. 2. Умение договариваться друг с другом. 3. Следовать указаниям в учебнике.
- Оцените работу своей группы.
- Какой формы модели звёзд? Почему?
- Какого размера модели? - Почему?
- Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать? - Подвёдём итог по 2-й задаче. - Назовите сходство и различия звёзд.
- Назовите 3-ю задачу.
- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 22. |
- Узнать, что такое звёзды.
Ответы детей.
- Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника.
- Хорошо читающий ученик читает отрывок (приложение 1).
Работа с текстом.
- Звёзды – это раскалённые тела (шары).
- Определить сходство и различия звёзд.
Дети открывают учебники на стр. 22.
Группы из 4-х человек распределяют обязанности, договариваются между собой, модель какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику.
Дети по критериям оценивают работу групп.
Ответы детей.
Ответы детей.
Интерактивная доска: для любознательных. Даже невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой. Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»). Ответы детей.
- Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером.
Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью (Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск виден только ночью). |
Регулятивные (удержание цели урока)
Коммуникативные (высказывания детей)
Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации)
Познавательные (моделирование)
Коммуникативные (взаимодействие)
Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (оценка)
Познавательные логические (умозаключение)
Познавательные логические (сравнение)
Познавательные логические (причинно-следственные связи) |
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля |
- Какая следующая задача? Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий (приложение 2).
- Прочитайте текст на стр. 23 и выполните задание в учебнике.
- Затем в паре проверьте друг друга.
|
- Учиться узнавать некоторые созвездия.
Дети, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы.
Самостоятельная работа детей.
Работа в паре: взаимопроверка. |
Регулятивные (удержание цели урока)
Познавательные: информационные (извлечение, использование, представление информации)
Регулятивные (контроль) |
5. Рефлексия
Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями |
- Переходим к заключительной задаче. - Назовите её. - Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради (приложение 3). - Проверьте себя по эталону и оцените в баллах (приложение 4).
- По сумме баллов оцените себя.
- Поднимите руку те, кто набрал 3 балла. - Кто хочет рассказать о своей оценке?
- Решение каких задач у вас вызвали затруднения?
- Почему?
- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему? - В последующие годы обучения мы ещё больше будем узнавать о звёздах и других космических телах. И может быть, кто-то из вас в будущем захочет стать настоящими астрономами, чтобы открывать новые и новые тайны Вселенной и других Галактик |
- Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке.
Дети выполняют тест.
Интерактивная доска: Дети по эталону проверяют себя и определяют сумму баллов за тест.
Самооценка детей по шкале и критериям: 3 балла – знаю форму звёзд и узнаю созвездие Льва;
2 балла – знаю форму звёзд, но есть сомнения в определении созвездия Льва; 2 балла - узнаю созвездие Льва; но есть сомнения в знаниях о форме звёзд; 1 балл – у меня недостаточно знаний по данной теме.
Ответы детей. |
Регулятивные (удержание цели)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (самооценка)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Личностные (компетентность в поступках и деятельности)
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Звёзды
Звёздное небо раскрывается над нами по вечерам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь во Вселенной.
Вселенная … Какое красивое, величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них, самая близкая к нам – Солнце.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Верные ответы теста
Номер задания |
Верный ответ |
Оценка за верный ответ |
Задание № 1 |
В |
1 балл |
Задание № 2 |
Б |
1 балл |
Задание № 3 |
Б |
1 балл |
Примечание: неверный ответ оценивается в 0 баллов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.