конспект урока

  • doc
  • 24.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока окр мир.doc

Конспект  урока

по учебнику «Окружающий мир. 1 класс» автор А.А.Плешаков

 

Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

 

Место урока в теме:1-й  урок в разделе «Почему и зачем?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель (для учителя):

формировать первоначальные представления  о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.

Задачи урока (для учителя):

1.     Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.

2.     Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.

3.     Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.

4.     Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.

5.     Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.

 

Планируемые достижения обучающихся:

Предметные:

·       иметь представление о звёздах как о космических телах;

·       сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;

распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;

·       иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.

Метапредметные:

регулятивные:

·       ставить учебные задачи под руководством учителя;

·       планировать учебную деятельность;

·       удерживать цель и задачи в течение урока;

·       оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;

познавательные:

·       осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;

·       моделировать космические тела (звёзды);

·       наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;

·       установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;

 коммуникативные:

·       строить монологические высказывания;

·       работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).

Личностные:

·       проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

·       способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков), тесты к учебнику для 1 класса, (А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова).

 

Содержание урока

 

Этапы урока;

задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация

 

Учиться извлекать необходимую информацию;  уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме

Приветствие детей.

- Откройте тетрадь на печатной основе (стр. 35).

- Оденьте мальчика в костюм звездочёта.

- Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом?

- А как называется наука и учёные, изучающие космос?

- Где можно узнать значение данных слов?

- Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов.

- А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом?

- Хорошо ли они будут видны?

- Какое приспособление используется для наблюдения за звездами?

- Когда лучше всего наблюдать звёзды?

- Почему?

-  А только ли ночью светят звёзды?

- Что бы вы хотели узнать о  звёздах?

 

 

 

 

Работа в тетради на печатной основе.

 

Ответы детей.

 

 

Ответы детей.

 

Работа со словарём: «астрономия», «астроном».

Ответы детей.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Ответы детей.

 

 

 

- Телескоп.

 

 

 

- Наверное, ночью.

 

Ответы детей.

 

Вопросы детей.

 

 

 

 

Познавательные

(логические)

 

 

Познавательные:

Информационные

(поиск и извлечение информации)

 

Коммуникативные (высказывания детей)

 

Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)

2.Целеполагание

 

 Учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке

- Откройте учебник на стр. 22.

- Какой новый раздел начинаем изучать?

- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?

- С какой целью?

 

 

- Назовите тему сегодняшнего урока.

 

- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?

 

 

 

 

 

 

- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы?

 

- А дальше?

 

 

 

 

 

 

 

- Чем обычно завершаем урок?

 

 

 

- «Почему и зачем?»

 

Ответы детей.

 

- Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины

 

- Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

 

Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев,  Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске)

 

Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на интерактивной доске - запись):

1. Узнать, что такое звёзды.

2. Определить сходство и различия звёзд.

3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.

4. Учиться узнавать созвездия Льва,  Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе.

5. Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке.

Познавательные

(информационные)

 

Коммуникативные (высказывания детей)

Познавательные (умозаключение)

 

Регулятивные

(принятие  цели и постановка задач урока)

 

 

 

Регулятивные (планирование действий)

3. Изучение нового материала

 

Развивать умения извлекать и интерпретировать информацию;

создавать модели;

учиться  взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы;

делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

 

 

- Какую первую учебную задачу надо решить?

- Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды?

- Из каких источников можно получить дополнительную информацию?

- Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба».

- А теперь в учебнике на стр.22 прочитайте три строки сверху.

- Скажите, что такое «звёзды»?

 

- Назовите 2 задачу.

 

- Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд (учебник стр. 22).

-  Работая в группах (обсерваториях), оцените себя по критериям:

1. Умение распределять  обязанности  между собой.

2. Умение договариваться друг с другом.

3. Следовать указаниям в учебнике.

 

- Оцените работу своей группы.

 

- Какой формы модели звёзд? Почему?

 

- Какого размера модели? - Почему?

 

- Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать?

- Подвёдём итог по 2-й задаче.

- Назовите сходство и различия звёзд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Назовите 3-ю задачу.

 

 

- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 22.

- Узнать, что такое звёзды.

 

 

Ответы детей.

 

 

- Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника.

 

- Хорошо читающий ученик читает отрывок (приложение 1).

 

Работа с текстом.

 

- Звёзды – это раскалённые тела (шары).

 

- Определить сходство и различия звёзд.

 

Дети открывают учебники на

стр. 22.

 

Группы из 4-х человек распределяют обязанности, договариваются между собой, модель какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику.

 

 

 

 

 

 

Дети по критериям оценивают работу групп.

 

Ответы детей.

 

 

Ответы детей.

 

 

Интерактивная доска: для любознательных.

Даже невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой.

Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»).

Ответы детей.

 

- Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером.

 

Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью (Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск  виден только ночью).

Регулятивные

(удержание цели урока)

 

Коммуникативные

(высказывания детей)

 

 

 

 

 

Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации)

 

 

 

Познавательные (моделирование)

 

Коммуникативные

(взаимодействие)

 

Регулятивные

(самоконтроль)

Регулятивные (оценка)

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные логические

(умозаключение)

 

Познавательные логические

(сравнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные логические (причинно-следственные связи)

4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля

- Какая следующая задача?

Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий (приложение 2).

 

- Прочитайте текст на

стр. 23 и выполните задание в учебнике.

 

- Затем в паре проверьте друг друга.

 

- Учиться узнавать некоторые созвездия.

 

Дети, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва,  Большой Медведицы.

 

 

Самостоятельная работа детей.

 

 

 

Работа в паре: взаимопроверка.

Регулятивные

(удержание цели урока)

 

Познавательные:

информационные

(извлечение, использование, представление информации)

 

 

Регулятивные

(контроль)

5. Рефлексия

 

Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями

- Переходим к заключительной задаче.

 - Назовите её.

- Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради (приложение 3).

- Проверьте себя по эталону и оцените в баллах (приложение 4).

 

 

- По сумме баллов оцените себя.

 

 

 

 

- Поднимите руку те, кто набрал 3 балла.

- Кто хочет рассказать о своей оценке?

 

- Решение каких задач у вас вызвали затруднения?

 

- Почему?

 

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?

- В последующие годы обучения мы ещё больше будем узнавать о звёздах и других космических телах. И может быть, кто-то из вас в будущем захочет стать настоящими астрономами, чтобы открывать новые и новые тайны Вселенной и других Галактик

- Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке.

 

 

Дети выполняют тест.

 

 

Интерактивная доска:

Дети по эталону проверяют себя и определяют сумму баллов за тест.

 

Самооценка детей по шкале и критериям:

3 балла – знаю форму звёзд и узнаю созвездие Льва;

 

2 балла – знаю форму звёзд, но есть сомнения в определении созвездия Льва;

2 балла - узнаю созвездие Льва; но есть сомнения в знаниях о форме звёзд;

1 балл – у меня недостаточно знаний по данной теме.

 

Ответы детей.

 

Регулятивные (удержание цели)

 

 

 

 

Регулятивные (самоконтроль)

 

Регулятивные (самооценка)

 

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

 

Личностные (компетентность в поступках и деятельности)

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Звёзды

Звёздное небо раскрывается над нами по вечерам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь во Вселенной.

Вселенная … Какое красивое, величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них, самая близкая к нам – Солнце.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Верные ответы теста

Номер задания

Верный ответ

Оценка за верный ответ

Задание № 1

В

1 балл

Задание № 2

Б

1 балл

Задание № 3

Б

1 балл

Примечание: неверный ответ оценивается в 0 баллов.