Павина А.В.,
учитель начальных классов
Разработка урока литературного чтения по теме
«М.М.Пришвин «Выскочка»
(3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)
Пояснительная записка:
Данный урок разработан с применением технологии продуктивного чтения
(автор Н. Н. Светловская ), с целью формирования правильного типа читательской деятельности. Данная технология успешно реализована через УМК «Школа 2100» и способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Все вышесказанное позволяет успешно использовать данную технологию в рамках других учебно – методических комплексов.
ЦЕЛЬ: исследовать идейно – художественное содержание произведения М.М.Пришвин «Выскочка»
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
· познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина «Выскочка»;
· пробудить познавательную активность, работать над осознанностью чтения, ( формировать умение анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, способствовать пониманию идеи произведения);
· развивать внимание к авторскому слову;
· расширить знания о творчестве М Пришвина;
· отрабатывать навык беглого выразительного чтения.
Развивающие:
· расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;
· развивать коммуникативные навыки, умение высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам;
· развивать критическое мышление.
Воспитательные:
· формировать у учащихся личное отношение к прочитанному, способности оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки героев;
· воспитывать любовь к природе, Родине.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа. Проявлять социокультурный опыт в изучаемой теме: выказывать свое отношение, выражать свои эмоции.
Предметные: читать с соблюдением норм литературного произношения и правильным интонированием; использовать различные виды чтения
(ознакомительное, поисковое, выборочное); выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл; использовать простейшие приёмы анализа художественного текста; узнавать изобразительно-выразительные средства, уметь находить их в тексте.
Метапредметные:
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы; использовать информацию из различных источников для создания собственного речевого высказывания; овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей.
регулятивные: определять цель предстоящей работы и работать по предложенному плану; оценивать свою работу по заданному образцу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе, высказывая свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении учебных задач.
ОБОРУДОВАНИЕ:
· презентация к уроку в ПО SMART Notebook,
· мультимедийное обеспечение,
· портрет М.М. Пришвина;
· выставка книг М.М.Пришвина;
· справочная литература (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», «Словарь синонимов русского языка» под ред. Л.Г.Бабенко);
· раздаточный материал (карточки для работы в группах),
· учебник Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова: «Литературное чтение», 3 класс, часть 2
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель читает девиз урока:
Орешек
знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать”
2. ПОДГОТОВКА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Сегодня мы узнаем новое, будем много беседовать, а главное читать, поэтому подготовим наши глаза к напряженной работе, выполним зарядку для глаз. ( упражнения «Ходики», «Циферблат», «Диагональ», «Вверх – вниз», «Фокусировка»)
-Теперь подготовим наш речевой аппарат и выполним артикуляционную зарядку ( упражнения дыхательной гимнастики « Свеча», артикуляционные упражнения «Улыбка - трубочка», «Часики», «Чашечка».)
-Прочитайте глазами чистоговорку с интерактивной доски:
С одной сорокой одна морока,
А сорок сорок – сорок морок
- Что значит слово «морока»? ( один ученик находит лексическое значение в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и читает вслух : «Нечто путаное, непонятное, в чем трудно разобраться»)
- Прочтем в чистоговорку три раза, увеличивая темп, следим за тем, чтобы громкость чтения не возрастала.
- Первая колонка прочтите так, чтобы это был ответ на вопрос, сколько морок с одной сорокой.
- Вторая колонка почтет ответив на вопрос сколько морок с 40 сороками
- Третья колонка прочтет, пытаясь выразить возмущение происходящим.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
На доске портрет писателя.
- Определите, произведение какого автора мы будем продолжать читать.
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством М.М.Пришвина.
Название произведения определите при работе в парах, расшифруйте его с помощью таблицы на слайде.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
A |
К |
В |
Ч |
А |
B |
С |
О |
Ы |
|
Название: А2 B3 В1 А1 В2 А3 А1 А4
При готовности класса один ученик выходит к доске и пишет название рассказа.
- Сегодня мы будем читать рассказ Пришвина «Выскочка». Кого в жизни мы можем назвать выскочкой? (ответы детей)
-А что же написано в толковом словаре? (Один ученик находит значение слова в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и читает: «Человек, который выдвинулся слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам»)
- Обратимся к учебнику. Рассмотрите иллюстрации учебника. Что вас удивляет в заглавии?
- Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь в данном произведении?
- Определим задачи на урок.
(Ребенок открывает записи на доске)
· Прочитать произведение М.М.Пришвина «Выскочка»
· Выяснить, кто же был назван Выскочкой и почему?
· Определить художественные приемы, используемые автором
· Составить план рассказа
( Экран интерактивной доски затеняется инструментом «шторка»)
4. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ПЕРВИЧНОГО ЧТЕНИЯ.
А) Комментированное чтение текста вслух по смысловым частям.
( хорошо читающие дети)
Вопросы учителя после чтения 1 абзаца:
- Кто такая Вьюшка? Почему её так называют?
-Как относились хозяева к Вьюшке? Зачитайте.
- Какие у вас вопросы появились?
- Предположите, что может произойти дальше?
Вопросы учителя после чтения 2 абзаца:
- Оправдались ваши предположения?
- Какие у вас вопросы к автору или товарищам появились?
- Какая была Вьюшка?
- Что получила в подарок?
- Что значит бдительность? Подберем синонимы. ( один ученик зачитывает , пользуясь словарем синонимов под редакцией Л.Г.Бабенко)
- Как вы думаете, что может произойти дальше?
Вопросы учителя после чтения 3, 4 абзацев:
- Предположения подтвердились?
- Ваши вопросы, которые возникли при чтении?
- Удалось ли сорокам отнять у собаки лакомство?
- Кто их научил воровать?
- Подумайте, как могут развернуться события дальше?
5, 6 абзац дети читают по ролям. Вопросы после чтения :
- Оправдался ли ваш прогноз? Какие вопросы возникают?
- Найдите поговорку, объясните, что она значит?
- Что значит «с заскоком»? «С пыльцой в голове»?
- «Поскакала дуром», поясните, как вы понимаете это выражение.
-Понравилось ли другим сорокам поведение одной из них? Что думала по этому поводу сорока? На что надеялась?
- Как вы думаете, что же будет дальше?
Чтение по цепочке 7,8,9 абзацев. Вопросы после чтения:
- Подтвердились ваши предположения?
-Какие ещё у вас вопросы возникают?
-На что рассчитывала сорока, приближаясь к собаке?
-Что значит улучила?
- Что случилось с сорокой?
- Предположите, чем закончится эта история.
Жужжащее чтение 10, 11 абзацев. Вопросы после чтения:
-Какое чувство испытала сорока в конце рассказа? Почему?
Учитель зачитывает: «Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у неё легко запоминается - резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то она заметила: глаз у неё зоркий – никого не пропустит. Издали кажется, что крылья у сороки чёрные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы чёрный, но он тёмно-зелёный, с красноватым металлическим отливом.» (2) А писатель, М.М.Пришвин его назвал радужным, хвост сороки - это особая гордость птицы.
- Вы нашли ответ на вопрос? Что вас поразило (удивило)?
- Так вот кто оказывается ВЫСКОЧКА.
- Можно ли назвать сороку выскочкой?
- Прочитайте последний абзац. Что заметили? (слово Выскочка написано с заглавной буквы.)
-Почему? (Понятно, что сорока себя вела как выскочка и это стало её именем)
ВЫВОД:(Слово в названии рассказа употреблено в переносном значении, а позднее ВЫСКОЧКА стало именем, кличкой птицы).
-Решили ли мы с вами первые две задачи урока? ( ставим галочки ü возле 1 и 2 задачи)
5. ФИЗМИНУТКА
6. РАБОТА УЧАЩИХСЯ С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.
- На слайде вы видите пункты плана, но они даны не в точном порядке. Ваша задача - перечитать текст, в паре восстановить верную последовательность всех частей рассказа и найти границы.
ПЛАН ( с доски): Хитрость Вьюшки. Выскочка. Сорока без хвоста Украденная косточка. Наша Вьюшка |
Коллективная проверка, ученики по очереди зачитывают первое и последнее предложения каждой части, затем выходят к интерактивной доске, инструментом «захват» перемещают на доске части рассказа в верном порядке.
- Решили ли мы еще одну задачу урока? Ставим галочку üвозле решенной задачи.
– Улыбались ли вы, когда читали рассказ? Зачитайте этот отрывок.
- Кто заставил вас улыбаться?
– Как вы думаете, как сам М.М. Пришвин как относится к Выскочке? ( дети отвечают, что чувствуется ирония, улыбка автора. Он наслаждается описанием птицы)
- Что помогает автору создать такие яркие образы животных? Чтобы это выяснить, поработаем в группах.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ:
Найти литературные приемы, используемые автором в данном тексте.
1. Найти сравнения ( 1 группа – во 2 абзаце, 2 группа – с. 147)
2. Найти метафору (3 группа с.146 , 4 группа с. 147)
3. Найти эпитеты ( 5 группа)
4. Найти противопоставление ( 6 группа - с. 146)
По окончанию работы в группах проходит «защита». Дети каждой группы зачитывают найденные приемы, остальные внимательно слушают, при допущенных ошибках исправляют товарищей. Учитель на интерактивной доске с помощью функции «Анимация объекта. Появление» выводит на доску указанные средства художественной выразительности.
(Экран интерактивной доски затеняется инструментом «шторка»)
- Чем необычны животные в изображении Пришвина? ( дети отвечают, что у них есть прозвища, они совершают поступки, у них определённое поведение, индивидуальный характер)
- Что главное в рассказе Пришвина внешнее описание животного или создание характера? Докажите. ( ученики высказывают разные мнения и пытаются раскрыть свою точку зрения)
-Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека? А в жизни встречается такое поведение у людей? ( дети делятся примерами из жизни)
- Ребята, ваш товарищ нашел ещё одну выскочку. Послушаем его.
(Выступает один ученик, с заранее подготовленным сообщением о цветке – выскочке.)
-Прочтем слова М.М.Пришвина. О чем хотел рассказать автор? ( слайд):
«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю»
М. М.Пришвин. ( дети высказывают мнения о том, что Пришвин очеловечивал животных, смотрел на них глазами доброго человека, понимающего и любящего природу)
-О Михаиле Пришвине говорят: писатель- географ, писатель- охотник, писатель- путешественник. Кто же он в первую очередь: охотник, путешественник или писатель?
- Современники иногда называли Пришвина "птичником”. Как вы думаете почему?
- Мы с вами убедились, что птицы, животные очень похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие»
- А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению, докажите, что именно она подходит. (слайд)
Поспешишь – людей насмешишь
Смелость города берет
Один якал, якал, да и заплакал
Голова без ума, что фонарь без огня.
Решили ли мы последнюю задачу урока? Ставим галочку ü.
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Предлагаю дома поработать над следующими заданиями, выберите по желанию (слайд):
8. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, наш урок подходит к концу.
Оцените свою работу по алгоритму:
1.Какие были задачи на уроке?
2.Удалось получить результат?
3. Справились полностью правильно или с незначительной ошибкой? (какой? В чем?)
4.Справились полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал, в чем?)
Материал для сообщения
«Я этот цветок помню еще с детства, когда-то у нас рос такой же. Уж не помню, куда он потом делся, но воспоминания остались. Ведь это было одно из немногих именно цветущих комнатных растений, а ведь нам всем так нравятся цветы! Все лето стоял он у меня такой весь спокойный, даже немного обиженный, видимо, не понравилось, что в самый ответственный момент я его перенесла в связи с ремонтом на другое окно (с северо-западной стороны). А тут в августе на тебе — красота! Вот и захотелось поделиться с Вами идейкой украсить свой дом таким же великолепием, как выскочка или цветок зефирантес (называйте, как кому нравится). А знаете, откуда у него такое название? Наше русское Выскочка (мне, если честно, не очень нравится, что такой красивый цветок называют выскочкой) данное растение получило благодаря своему свойству неожиданно выпускать стрелку с цветком. Из земли сначала появляется лишь маленькая часть острия бутона, а за день он вытягивается в длинный стебель с вот-вот раскроющимся цветком. А еще через несколько часов бутон распускается и если принюхаться, то можно уловить его тонкий нежный аромат. Все это происходит так быстро, что нам кажется, словно цветок выскочил из неоткуда. Но мне больше нравится слово Зефирантес (что-то такое зефирное и нежное). На самом деле это название происходит от двух древнегреческих слов Zephir и Anthos, что по-русски обозначает соответственно Западный ветер и Цветок. Все дело в том, что на родине цветка – Центральной и Южной Америке — зефирантес начинает цвести в тот момент, когда ветер меняется на западный и приносит с собой дожди и долгожданную прохладу» (1)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мой позитив на подоконнике: зефирантес или цветок-выскочка
[ Электронный ресурс]: Домовенок – Арт . Идеи для дома/ Е.Голоштенко. - Электрон. текстовые дан.- Тирасполь, 2012. – Режим доступа: http://domovenok-art.ru/2012/09/zefirantes-ili-cvetok-vyskochka/
2. Сороки [ Электронный ресурс]: Детская энциклопедия от А до Я/ Мурзим.- Электрон. текстовые дан.- Murzim.Ru, 2010.- Режим доступа: https://murzim.ru/jenciklopedii/detskaja-jenciklopedija-ot-a-do-ja/7521-soroki.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.