Конспект урока
«Богатый и Щедрый Санкт – Петербург
Тип урока: интегрированный урок
Цель урока
1. Сформировать представление об образе города.
2. Показать уникальность Санкт – Петербурга.
3. Закрепить знания полученные на уроках русского языка, математике, литературного чтения, окружающего мира.
Предметные:
· Приводить примеры основных достопримечательностей Санкт – Петербурга: Невский проспект, Гостиный двор, Адмиралтейство, Дворцовая площадь, Эрмитаж и др.
· Знакомство с историей Санкт – Петербурга.
Метапредметные:
Регулятивные:
· Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Самостоятельно и в коллективе решать задачи, кроссворды, используя свои знания на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения.
· Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
· Выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
· Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении ученого задания.
· Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
· Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
· Проговаривать алгоритм действий на уроке.
· Работать по коллективно составленному плану в группах.
· Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные
· Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
· Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и твечать на них.
· Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
· Обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Коммуникативные
· Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.
· Развивать умение принимать коллективное решение.
· Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
· Учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Личностные:
Осознание необходимости учения.
Осознавать необходимости в том, чтобы гордиться родным городом.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении.
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Работать над созданием ответственности за общее дело.
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности
Развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать
Этап урока |
Цели этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||
1.Организационный момент Организовать направленное внимание на начало урока |
|
Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. |
Приготовление к уроку. Приветствие учителя. |
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям. |
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
- |
2.Актуализация знаний Убедить детей в необходимости дальнейшего изучения родного города. |
. |
а).Учитель создаёт ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. Предлагает детям: 1.Игра « ЛОТО» - Как можно назвать все объекты, которые вы собрали? 2.Вспомнить состав слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ. 3. Вопрос: Для нас все эти достопримечательности? 4. Вопрос: Что такое БОГАТСТВО?ЩЕДРОСТЬ? 5.Работа с толковым словарём. · Богатство · Щедрость б).Вопрос: Как всё начиналось? Детям предлагается решить задачу |
1.Собирают лото
Достопримечательности 2.Разбирают слово по составу. 3. Ответ: Богатство и щедрость.
4.Дети высказывают свё мнение. 5.Работа с толковым словарём Богатство – обилие материальных ценностей, денег.(Накопление народных богатств). Щедрость – широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других. |
Проявление познавательной активности |
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения. |
Повторение темы по русскому языку: - состав слова; - работа со словарём. |
3.Постановка цели урока Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. |
|
Задаёт вопрос: Как вы думаете, чему будет посвящён урок?
Сообщает о том, что в конце урока дети (по группам)должны 1. будут собрать мозаику с достопримечательностями нашего города. 2. будут сформировать представление о том, каким должен быть юный петербуржец. |
|
Развитие чувства патриотизма в отношении родного города. |
Развитие умения постановки познавательной цели.
Планирование совместо с учащимися по группе своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
- |
4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
|
|
Предлагает детям решить задачу.[1] Вопрос:
Как всё начиналось?
Вопрос: _ Как вы думаете, откуда началась застройка Петербурга? Учитель читает примеры, а ученики индивидуально записывают ответы( на листочках) .[2] |
Решения учебно – познавательных задач.
Выполнив арифметические действия, узнают откуда началась застройка Петербурга. |
Проявляют познавательную самостоятельность и активность
|
Выполнение действий по заданному алгоритму.
Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения при решении различных задач по разным предметам устно.
|
Повторить темы: 1.решение простых задач.. 2.умножение чисел на круглые числа. Повторение: -матем., -литер.чт., -история СПБ, -ПДД:
|
|
3.Дать представление детям о улицах 18в.(план 1753г.)
|
Предлагается детям провести сравнительный анализ улиц 18в. |
Решают задачу. Сравнивают улицы.(количество, название). |
Проявление познавательной активности. |
Анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Высказывание своего мнения. |
Закрепление косвенных задач. |
5.Динамическая пауза(этап физической разрядки) |
Смена вида деятельности |
Создаёт условия для снятия переутомления у детей. |
Слушают песню про Санкт – Петербург.
|
Установка на здоровый образ жизни и её реализации на уроке. |
|
|
6.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. |
Создать у детей представление о Санкт – Петербурге как об уникальнейшем городе мира.
|
В ходе групповой деятельности ответить на вопрос: Чем богат наш город?
вопрос: Что объединяет все эти слова, с точки зрения русского языка?
вопрос: Почему щедрый?
|
После обсуждения дети записывают варионты ответов: МУЗЕЯМИ,ТЕАТРАМИ,ХРАМАМИ,УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ,НАУЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ,
Сравнивают, анализируют.
Высказывание своих мнений. |
Воспитание нравственной устойчивости личности,стабильности её ценностных ориентиров. Умение работать в группах.
|
Взаимодействие с одноклассниками. Анализ,синтез,сравнение и обощение. |
Закрепление знаний о достопримечательствах.
Повторение темы по русскому языку: - падежные окнч.им.сущ. |
7.Просмотр видеофильма. о Санкт – Петербурге. |
Создать модель целостного позитивного развития школьников,воспитания нравственной устойчивости личности,стабильности её ценностных ориентиров; -апробировать принципы концепции духовно – нравственного воспитания. |
В ходе групповой деятельности сформировать представление о юном петербуржце. |
В группах продумывают прилагательные для формирования образа юного петербуржца. |
Воспитание нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров.
Умение работать в группе. Идентификация себя в мире как петербуржца. |
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Взаимодействие с одноклассниками. |
Определить правила поведения воспитанного петербуржца. |
8.Обощение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД. |
Закрепить полученные знания о городе. |
Собери МОЗАЙКУ ( за каждый ответ дети получили пазл).
- Что вы знаете об этом объекте?
|
Дети собирают МОЗАИКУ.
Дети рассказывают. |
Развивать умение самооценки и адекватное деятельности.
Развитие умение делать выводы. |
|
Закрепление изученного материала. |
9.Рефлексия деятельности. |
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности |
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. |
Фиксируют материал, изучений на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад результаты коллективной деятельности. |
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Понимать личную ответственность за результаты деятельности. Самооценка на основе критерия успешности. |
Рефлексия способов и условий действия.
Оценивать свою деятельность на уроке.Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнения одноклассников при выработке коллективного решения. |
|
Богатый и щедрый Санкт – Петербург
( 2 часа)
1.Игра. (лото)
2.Как можно назвать все объекты, которые вы собрали?
Подсказка:« уголок» города, сооружение, достойные примечания,
восхищения, изучения.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ( разбор по составу)
3.Тема занятия.
« Богатый и щедрый Санкт – Петербург»
а) богатство- обилие материальных ценностей, денег. ( Накопление народных
богатств).
Б) щедрость- широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других.
4. Как все начиналось?
Задача: Когда шло строительство нашего города, Петр 1 издал указ о привозе на речных судах и сухим путем на возах, прибывающих в С- Пб, по определенному числу диких камней.
Велено было привозить: На судах – по 30 камней, а лодках – по 10 камней, на возах – по 3 камня.
За каждый недовезенный камень взыскивалось по гривне.
ГРИВНА = 10 коп.
Этот указ оставался в силе 62 года.
Сколько всего камней привезли в город, если в год приходило примерно 300 судов, лодок 800, возы 2634.
1717году по переписи в Петербурге был 2553 жилых дома, а пять лет спустя 4563 дома ( более 40 тыс. жителей)
- Как вы думаете, откуда началась застройка Петербурга?
( Петроградская сторона)
Устный счет(учитель читает примеры, а ученики на листочках записывают ответы)
П – Найдите Р квадрата, если сторона равна 4 см ( 16 см)
Е – Длился подвиг жителей нашего города.( продолжи ряд)
300 450 600 750 …( 900)
Т – Высота телевизионной башни.
252 268 284 300 …(316)
Р – В каком веке родился А. С. Пушкин 1799г.? ( 18 в.)
Д– Гривна? ( 10 коп.)
У – 234*5 (1170)
Г – Реши уравнение: ( х+12)-20=786 х = 794
С – а = 8см, в = 12 см Найди S - ? ( 96 кв. см)
К – (503-123+823):3= ( 401)
А - № алфавита ( А)
Я – местоимение
О – Петр 1 родился 1672 году. По его повелению город С – Пб начали строить в 1703 году. Сколько лет было Петру 1 , когда началось строительство Петербурга? ( 31 год)
Н – Какое слово лишнее? ( тротуар, светофор, мостовая)
СВЕТОФОР – появился в 20 в., когда появился автомобиль.
5.В середине 18 в. ( на плане горда 1753 г.) на Петербургской ( Петроградской) стороне было отмечено 103 улицы. Это на 117 улиц меньше, чем всего в городе. Сколько улиц насчитывалось в городе в те времена?( на Петербургской стороне улиц на 117 меньше, чем во всем городе, значит, в городе было на 117 улиц больше.)( 103+117=220)
Улицы города:
Глухих – 14
Рождественские – 15
Церковные– 11
Морские и Муринские – по 10
Троицкие и Садовые – по 8
Рыночные и Петровские – по 7
Безымянные – 14
Покровские – 4
И многие др.
Наконец на Петроградской стороне существовало 18 улиц, не имевших названий вплоть до 1998 года.
6. Чем богат наш город? ) МУЗЕЯМИ, ТЕАТРАМИ, ХРАМАМИ, УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, НАУЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ)
Что Объединяет все эти слова? ( русский язык)
( мн.ч., Т.п.)
- Для чего нужны театры?(Чудесный город, стр.52)
7. Найди ошибку в рассказе.
- О чем это текст?
- Для чего нужны музеи? ( Чудесный город, стр. 51)
- Какие прилагательные употребляются в тексте?
8. Прилагательные.( справка)
Имя прилагательное обозначает признак предмета по:
- цвету( красный)
- форме ( круглый, квадратный)
- вкусу ( кислый, горький)
- запаху( цветочный)
- размеру( большой, крохотный)
- материалу, из которого сделан предмет( стеклянный, железный, резиновый)
- скорости( быстрый, медленный)
- характерным особенностям личности человека,животного, растения( хитрый, ловкий, храбрый, светолюбивый)
9.Почему щедрый?
10. Видеофильм.
11. Мозаика.
За правильные ответы дети сами выбирают пазлы.
Дети сидят по группам.
Собирают Мозаику.
- Что вы знаете об этом объекте?
12. Подведение итогов.
Список литературы:
1. Б.К.Пукинский «Санкт – Петербург.1000вопросов и ответв»,СПб изд-во «Норинт» 1997г.
2. В.Н.Авсеенко»История города Санкт – Петербурга в лицах и картинках»,СПб изд-во «Сотис» 1993г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.