Урок 1. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
Цели: познакомить учащихся с основными видами и направле- ниями искусства, со значением искусства в жизни людей, сформи- ровать представление о пластических видах и группах искусства, развивать интерес к искусству, раскрыть творческие способности учеников.
Материалы: иллюстрации с изображением архитектурных памятников, скульптуры, репродукции картин художников (А.К. Саврасов «Грачи прилетели», В.М. Васнецов «Богатыри», П. Сезанн «Натюрморт с яблоками», А. Дюрер «Рыцарь, смерть и дьявол», Микеланджело «Давид», В.Е. Татлин «Башня III Ин- тернационала»); альбомы, карандаши, краски, кисти.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
II. Беседа учителя
1. Введение в тему
В этом году мы продолжим знакомиться с миром искусства. Будем изучать изобразительное искусство – картины, скульпту- ры, памятники архитектуры, графику. Мы узнаем, что такое пей- заж, портрет, натюрморт, овладеем приемами рисования, лепки, конструкции и многим другим. Одна из самых важных задач для нас в этом году – раскрыть свой потенциал, работать творчески, развить интерес к занятиям по изобразительному искусству, по- знавать этот необыкновенный мир.
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.
Н. Заболоцкий
Каждый человек ежедневно соприкасается с различными про- изведениями искусства, профессионально или как любитель – так или иначе все мы занимаемся творческой работой. Чтение книг, прослушивание музыки, восхищение цветами и картинами – все это сопровождает нас в течение жизни. Искусство – это не только то, что мы анализируем, это еще и то, что дарит нам наслаждение и приятные эмоции. В Библии говорится о том, что произведения искусства в скинии (походной церкви израильтян) и в храмах ис- пользовались именно для красоты.
С чего же начинает свою работу каждый творец? Конечно же, с обозначения цели. Скульптор и поэт ставят перед собой раз- личные задачи, но их объединяет одно – стремление к совершен- ству. Каждый человек по своей сути – творец, поэтому он призван создавать что-то новое, необходимое его душе. И творит он при помощи различных материалов. У художника – это масло, кисть, темпера. У скульптора – гипс, камень, бронза.
Через творчество человек получает возможность самовыра- жения. Так, в творчестве художников эпохи Возрождения, таких как Джотто (1267–1337), Мазаччо (1401–1428), Микеланджело (1475–1564), Леонардо да Винчи (1452–1519), нашли отражение их представления о христианстве. А в творениях Пикассо можно проследить его философию. Живопись, так же как и поэзия, от- ражает мировоззрение творца.
Картина мира, отраженная в искусстве, становится ярче. Жи- вописец или скульптор использует свой язык, на котором он го- ворит со своими зрителями. Так безмолвное общение помогает в самовыражении творцу и в просвещении зрителям.
Искусство неотделимо от духовности. Изучая искусство, че- ловек развивается духовно, используя его как инструмент позна- ния. Искусство XVIII в. по своему содержанию отличается от со- временного. Меняется мировоззрение людей, творцов, а вместе с этим и произведения искусства. Стили эпохи Возрождения кар- динально отличаются от стилей Средневековья.
Стоит сказать, что общение с искусством – одна из важней- ших потребностей человека. При занятиях изобразительным ис- кусством человек овладевает навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы, учится чувствовать и видеть красоту в обыденном, развивает свое воображение, начинает творчески мыслить и развивается духовно. Все это необходимо каждому из нас.
Практически нет такой области деятельности, в которой чело- веку не пригодилось бы умение рисовать, выражать свои мысли, анализировать, описывать, определять цвет, форму и т. д. Ученые, артисты, поэты, писатели также представляют нам свои произве- дения. Люди этих профессий используют различные средства для создания и выражения самых разных образов. На наших занятиях мы будем изучать художественные средства: композиция, пла- стичность, светотень, колорит, рисунок, а также многое другое.
Известно, что произведения изобразительного искусства создает художник. Однако слово «художник» можно использо- вать для обозначения не только профессии, но и мастера любого творческого деяния. Тот, кто воспринимает произведения твор- чества, называется зрителем. Зритель перенимает опыт и знания художника, учится осмысливать чувства и замыслы других людей. Существует несколько видов искусства.
2. Виды искусства
1. Временные виды искусства. К ним относят музыку и лите- ратуру, так как данное творчество воспринимается последователь- но – от начала к концу, т. е. в течение времени.
2. Пространственные (пластические) виды искусства. Они обладают видимой формой и чаще всего связаны с материальной средой, конкретными предметами и людьми. Пространственные виды искусства делят на 3 группы:
а) конструктивные виды искусства. К ним относят архитекту- ру и дизайн, т. е. искусство художественной постройки. Дизайн – это деятельность, целью которой является определение формаль- ных качеств промышленных изделий. Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют дизайнером. Архитектура – это строительство зданий в каком-либо стиле, помогающее украсить города. Каждый архитектор в свое творение вносит нечто особенное, неповторимое, свою любовь и душу. Они не относятся к изобразительным видам искусства, но являются выразительны- ми. Конструктивные искусства объединены с изобразительными видами искусства – скульптурой, монументальной живописью и т. д. Конструктивность – это образное построение, которое присутствует во всех произведениях пространственных искусств; б) декоративные (декоративно-прикладные) виды искус- ства. Название произошло от слова «декор» – украшать. Человек с древнейших времен украшал себя и все вокруг – не только ради красоты, но и для защиты. С этой целью нередко использовались различные узоры, знаки, символы. Декоративность присутствует практически в любом произведении пространственного искус- ства. Например, в картинах. Изображение на картине есть си- стема знаков, и это напоминает орнамент. Также известно, что картина нередко служит украшением чего-либо. К декоративному искусству относят также роспись. Роспись – это вид монументаль- но-декоративного искусства, в котором изображения на поверх- ность наносятся кистью или иными предметами. Роспись бывает декоративной, монументальной, миниатюрной. Существует так- же роспись орнаментальная, пейзажная, сюжетная, цветочная. В прошлом году мы изучали городецкую, жостовскую и хохлом- скую роспись. Все это относится к народным промыслам нашей страны. Росписью также называют композиции на поверхности стен, потолка, пола, свода или на поверхности художественных
изделий;
в) изобразительные виды искусства служат инструментом художественного познания и формирования наших образных представлений о мире. Художник, создавая образы разных людей, воплощает в них свое видение красоты. В искусстве отражается время, в которое живет тот или иной творец. Таким образом, пе- ред нами предстает наша жизнь, и, вглядываясь в произведения искусства, мы познаем себя.
К основным видам изобразительного искусства относят: жи- вопись, скульптуру, графику.
Живопись – вид изобразительного искусства, художествен- ные произведения, которые создаются красками, наносимыми на какую-либо твердую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценно- стей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.
Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Главные жанры скульптуры – истори- ческие, бытовые, символические, аллегорические изображения, портрет, анималистический жанр (изображение животных).
Графика – вид изобразительного искусства, в котором в ка- честве основных изобразительных средств используются линии, штрихи, пятна и точки. Может использоваться также и цвет, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. В графике обычно используют не более одного цвета (кроме ос- новного черного), в редких случаях – два.
3. Художественные материалы
В изобразительном искусстве используются несколько видов художественных материалов: живописные, графические, скульп- турные.
К живописным материалам относят различные краски. В древ- ние времена это был порошок, который назывался «пигмент». Его разбавляли яичным желтком, и так получались краски. Сущест- вует множество видов красок: акварель, гуашь, темпера, масло. Все они имеют свое назначение.
Акварель – прозрачные краски на водяной основе. Их наносят на бумагу тонкими слоями, чтобы бумага просвечивала сквозь них. Акварельные краски отличает яркость и свежесть. Но если одно и то же место бумаги покрыть густым слоем акварели, оно может показаться грязным.
Темпера – одна из самых древних красок. Ее использовали в живописи до XV в. Разбавленная водой темпера быстро высыхала и становилась прочной. На Руси темперу (чаще всего яичную) использовали для иконописи и росписи храмов. Фресками рас- писывали стены дворцов и храмов прямо по сырой штукатурке, она впитывала в себя краску и прочно закрепляла ее.
Гуашь – это густые кроющие краски. Ее, так же как и акварель, разводят водой. Однако гуашь дает более яркий и насыщенный цвет.
Масло – одна из главных живописных красок. Маслом пишут по специально загрунтованному холсту, и в отличие от гуаши и ак- варели эту краску разводят не водой, а специальными раствори- телями. Работа, выполненная маслом, получается многослойной. К графическим материалам относят: карандаши, мелки, тушь, уголь, сангину, пастель, перья, кисти. Каждый из этих материалов
имеет свои качества и возможности.
Карандаш – необходимый инструмент для графики. Графит- ные (простые) карандаши бывают твердыми, у которых линия – тонкая, и мягкими – линия получается шероховатой и насыщен- ной. При помощи карандаша можно рисовать линии, штрихи, наносить пятна. Нередко для того, чтобы сделать пятно темнее, штрихи накладывают друг на друга слоями, меняя их направление. Уголь используется для более крупных рисунков. Этот мате- риал легко стирается, поэтому вместе с ним используют закреп- ляющий лак. Вместе с углем в рисовании используют мягкие ко-
ричневые мелки, называемые сангиной.
Пастель – это сухие цветные палочки, создающие бархатистое изображение. Масляная пастель отличается тем, что она более яркая и сильная.
К скульптурным материалам относят: глину, металл, гипс, бронзу, дерево, камень. Скульптура, выполненная из гипса, от- личается по своему виду от скульптуры, выполненной из камня.
4. Художественные техники
Художественные техники – это способы работы тем или иным материалом. Акварелью работают в течение нескольких сеансов. Для этого необходим специальный навык – мастерство владения техникой. Известно, что любое мастерство приходит с опытом. Но оно определяется также и умением видеть, чувствовать мир и красоту людей.
III. Творческое задание
Сегодня вам предстоит рассказать в своем рисунке о летних каникулах. Как вы их провели? Где побывали? Что вам больше всего запомнилось? Воспроизведите свои впечатления при помо- щи красок – нарисуйте пейзаж, натюрморт или портрет. Для того чтобы ваша работа получилась живой, используйте самые разные цвета, смело экспериментируйте!
IV. Подведение итогов урока
(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– Что такое живопись?
– Какие виды художественных материалов вы знаете?
– Что такое гуашь?
– Чем отличается темпера от акварели?
Предлагаю решить небольшой тест. Выберите из предложен- ных вариантов правильный ответ на поставленный вопрос.
1. Что из перечисленного относится к временным видам ис- кусства?
а) живопись; б) литература; в) скульптура; г) дизайн.
2. Как иначе называются пространственные виды искусства? а) конструктивные;
б) декоративные;
в) изобразительные; г) пластические.
3.Назовите вид изобразительного искусства, художественные произведения которого создаются при помощи красок, наноси- мых на твердую поверхность.
а) скульптура; б) живопись; в) дизайн;
г) архитектура.
4. К каким художественным материалам относят карандаши, мелки, тушь, уголь, сангину, пастель?
а) живописным; б) скульптурным; в) графическим;
г) архитектурным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.