Тема: Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Цель урока: Расширение знаний о дизайне и архитектуре.
Задачи урока: формировать представление о дизайне и архитектуре - конструктивных видах искусства, продолжать ознакомление обучающихся с различными образцами архитектуры и дизайна;
- учить находить в окружающем рукотворном мире примеры архитектурных, дизайнерских композиций, развивать умение их анализировать;
- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, любовь к созданным людьми объектам архитектуры, предметам дизайна, стимулировать любознательность, воспитывать экологическую культуру.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Учитель приветствует детей, отмечает отсутствующих.
II. Объявление темы и задач урока.
III. Новый материал
Каждый из нас хочет хорошо выглядеть, модно одеваться, жить в удобном доме и в красивом городе. Но не думайте, что для достижения этого нужны только деньги. Нужны культура, художественный вкус и знания. Эти знания о красоте и удобстве зданий и вещей, законы их созидания и составляют основу архитектуры и дизайна.
АРХИТЕКТУРА – это искусство «сочинения» зданий и одновременно сами здания, окружающие нас. Архитектура отражает время и идеалы красоты отдельных эпох.
ДИЗАЙН – это искусство создания облика вещей, их формы, это многообразный мир вещей – от вилки и журнала до одежды и машин.
Все сооружения, будь то заводы и вокзалы, дворцы и церкви или жилые дома, конструируются архитектором. Вещь, если присмотреться к ней, - тоже сконструированное «сооружение». Различаются лишь принципы их конструирования.
Основу любой вещи или здания составляет конструкция, соединение объёмных форм, выполненных из разных материалов. Поэтому архитектуру и дизайн объединяют в единое понятие конструктивные искусства.
Почему надо знать основы архитектуры и искусства? Дома, предметы вокруг нас формируют окружающую нас среду, мы в ней живём, а значит, нам необходимо, чтобы она была удобной и комфортной, отвечала нашим представлениям и вкусам.
Немногие станут дизайнерами и архитекторами, но каждый станет хозяином в своём доме и захочет, чтобы его жилище было красивым и удобным, захочет красиво одеваться и хорошо выглядеть, жить в красивом городе. Для всего этого понадобятся знания о красоте и удобстве зданий и вещей, законы их создания.
Здания и вещи составляют предметный мир, окружающую нас, «вторую», рукотворную природу, т.е. вещественно-материальную среду, созданную людьми, в которой они живут и трудятся. И этот предметный мир, созданный для выполнения практических задач (защита человека от природных стихий и удобство его быта) мы относим к сфере искусства наряду с живописью и графикой. Человек смотрит на древний храм или современный мост через морской залив и у него захватывает дух не только от могущества технических возможностей человека, но и от совершенства пропорций и красоты форм. Они вызывают у нас художественные, эстетические переживания, как картина или рисунок.
Архитектура и дизайн вместе с живописью, скульптурой и графикой составляют семью пространственных искусств. Картины вещи и здания «живут» в пространстве. Однажды они были созданы их существование и восприятие не зависит от течения времени. С годами они не меняют своих размеров и вида, в отличие от музыки и танца, которые меняются во времени в постоянном чередовании звуков и движении. Их жизнь и восприятие ограничены временем их исполнения. Поэтому танец и музыка - это временные искусства, существующие во времени.
Все пространственные искусства расширяют наше понимание и видение красоты. Мост в Сан-Франциско, старинные соборы (Берлинский Кафедральный собор), предметы из хрусталя или парк с беседкой рождают в нас ощущение красоты благодаря своей конструкции, гармонии форм и цвета. Поэтому о зданиях и вещах можно говорить как о произведениях искусства.
Все пространственные искусства расширяют наше понимание и видение прекрасного. Но изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его духовных ценностей и идеалов. А архитектура и дизайн нацелены на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами. Изобразительные и конструктивные искусства связывает общность выразительных средств (линия, цвет, плоскость, объём, ритм и т.д.). Однако, пользуясь одними и теми же средствами, эти искусства говорят на разных образных языках, и сам художественный образ рождается у них по-разному.
В живописи и графике действительность, чувства и мысли художника выражаются прежде всего изобразительно, т.е. конкретными изображениями видимого мира. Глядя на них, мы воспринимаем образ, запечатлённый художников. В архитектуре и дизайне образ возникает не потому, что здания или вещи что-то изображают, а благодаря сочетанию составляющих его объёмов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, и они не всегда поддаются выражению в словах.
Постройка и вещь сопровождают человека с начала зарождения общества. Первобытное жильё и орудия труда были средствами формирования его сознания. Человек менял среду, создавая различные предметы, а они, в свою очередь, влияли на него. И он незаметно для самого себя начинал иначе работать, жить и думать.
АРХИТЕКТУРА любого времени доносит до нас ощущение того, как люди жили раньше, к чему стремились, как понимали красоту. Храмы и дворцы, жилые дома и стадионы, если всмотреться, предстают перед нами как отпечаток человеческих страстей и социальных бурь. Образный характер архитектуры (будь то дольмены, древнейшие пирамиды, храмы, примитивные хижины или современные сооружения) выражает идеалы красоты разных эпох.
Давным-давно нет тех людей, устарели идеи, будоражившие общество, а взглянешь на прозрачную гармонию храма Покрова на Нерли, что возле Владимира, и оживут в воображении гортанные звуки мчащихся Батыевых всадников, топот коней и запах удушливой гари. Или, глядя на стершуюся от времени брусчатку моста Понт-Неф в Париже, понимаешь, что именно на ней дрались мушкетеры с гвардейцами кардинала Ришилье, и в потоке машин услышишь звон их шпаг. Архитектура не только хранит и отражает время, но и формирует его. Мы живем так, а не иначе, потому что вокруг именно такое окружение, именно такая среда. Изменимся мы – изменится архитектура.
ДИЗАЙН (художественное конструирование) как искусство сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей (в конце ХІХ – начале ХХ в.). Основной сферой работы дизайнера является создание вещи серийного, массового производства, сделанной промышленным способом (в отличие от декоративно-прикладного искусства, где вещь делается руками). От древних каменных орудий, бытовых ремесленных изделий – к сложным проектам поездов и ракет развивалось искусство создания вещи.
Вещь – показатель интеллектуального, художественного и материально-технического развития общества. В ней заложено единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Почему надо знать основы дизайна и архитектуры, если мы живем в мире готовых вещей и зданий? Почему это изучение грамоты конструктивных искусств – это способ развития художественного вкуса и выработки умения «командовать» миром вещей и зданий. Знание основ организации окружающей вещной среды позволяет нам превратить её из «чужой» в «свою», удобную, «подогнанную под нас». И если даже вы не станете дизайнерами и архитекторами, художественно-творческие навыки, которые вы приобретёте, понадобятся вам в любых сферах жизни.
ІV. Практическая работа
Оглянитесь вокруг себя, рассмотрите окружающие предметы, объекты архитектуры, подумайте над которыми из них трудились дизайнеры, конструкторы, архитекторы.
Выполните зарисовки предмета дизайнерского искусства и объекта архитектуры.
V. Подведение итогов урока.
VІ. Домашнее задание. Приготовить материалы: клей, ножницы, линейки, белую и цветную бумагу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.