8 класс, алгебра
Тема урока :
Понятие квадратного корня из неотрицательного числа.
Тип урока : урок введения нового материала.
Цели урока:
Учебная:
ввести понятие арифметического квадратного корня, определить условия
применимости, обозначение; научить находить по определению. научить
применять полученные знания при решении задач
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.
Оборудование: учебник, таблица квадратов, раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала «Понятие квадратного корня из неотрицательного числа». Цель урока познакомиться с понятием корня из неотрицательного числа и научиться его находить.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1) Проверка выполнения домашнего задания
устно № 267, 268, 270
2) Устная работа
1. Что называется степенью числа с натуральным показателем? Основанием степени? Показателем степени? (задания заранее написать на доске)
Вычислить:
=
=
2. Найти
значение при х = 3; х = 4; х = -
5; х = 0;
3. Устный счёт : таблицы устного счёта столбик А
3. Решить уравнение:
а) г)
б) д)
е)
П р о б л е м а
ж) х² = 5
3<х<2
В отличие от предыдущих случаев мы не можем указать точные значения
корней. Мы можем лишь установить, что один корень располагается между -2 и -3,
а второй корень между 2 и 3.
Что же это за число? Ясно, что оно меньше 3 и больше 2, но между этими числами находится бесконечное множество рациональных чисел.
Итак, располагая только рациональными числами уравнение х2 = 5 мы решить не сможем, надо придумать способ ее описания на математическом языке. Вот этим мы с вами займемся на сегодняшнем уроке.
III. Объяснение нового материала.
Объяснение темы согласно параграфа 5 п.12 стр 74 учебника. Учащимся в тетрадь надо вписать определения квадратного корня, подкоренного числа, извлечения квадратного корня.
1) Вводная беседа.
1. Сколько арифметических действий вы знаете?
Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень. 5 действий.
2. Назовите обратные им действия.
Сложение и умножение имеют по одному обратному действию, которые называются «вычитание» и «деление». Пятое действие – возведение в степень имеет два обратных действия: 1. нахождение основания 2. нахождение показателя.
Определение «нахождение основания» называется извлечением корня. Наряду с задачей вычисления площади квадрата, сторона которого известна, с давних времен встречалась обратная задача: какую длину должна иметь сторона квадрата, чтобы его площадь равнялась b?
2) Введение определения.
Решим задачу:
Площадь квадратного листа равна 64 м2. Чему равна длина стороны квадрата?
Решение:
Пусть сторона листа – х м.
Площадь S=x2 м2. Так как 8 2 = 64 и (–8) 2 = 64, то корнями уравнения x2 = 64 являются числа 8 и – 8.
Условию задачи удовлетворяет только один из корней – число 8. Итак, длина стороны квадрата равна 8 см.
Определение: Квадратным корнем из числа а называют число, квадрат которого равен а.
Число 8 – неотрицательный корень уравнения x2 = 64 называют арифметическим квадратным корнем из числа 64. Находим определение в опорном конспекте и записываем в тетрадь
Определение: Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.
Это число обозначают ,
число а при этом называют подкоренным выражением.
Пример:
Записать в тетрадь:
Равенство является
верным, если выполняются два условия:
1) b ≥ 0, 2) b² = а.
При а < 0 выражение не
имеет смысла. Действительно, квадрат
любого числа есть число неотрицательное. Например, не имеют смысла выражения
Арифметический
квадратный корень обозначается значком - радикал, корень. ).
О знаке радикала Начиная с 13 века, европейские математики обозначили корень латинским словом Radix (корень) или сокращенно R. Используемый в настоящее время знак корня произошел от обозначения, которое применяли немецкие математики 15—16 веках.
Показать на доске, как записывать в тетради
Примеры
.
.
.
Вернемся к нашему примеру: х² = 5
- Что является решением данного уравнения? (х1 = √5, х2 = -√5)
IV. Закрепление
1) Закрепление определения квадратного корня. Учебник стр74
Учебник стр74 Устно: №299, 309
Вычислить в тетради, проверить: № 300( а,б,в,г)
2)Закрепление нахождения значения корня.
Работа у доски: № № 303(а), 304 (а, в, д), 305(а, б, в, г)
Работа в парах: № 313
Р Е Л А К С –П А У З А
Закройте глаза, расслабьте тело
Представьте-вы птицы,
Вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывёте,
Теперь в саду яблоки спелые рвёте.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза,
И снова за дело!
3) Работа по таблице квадратов.
Из истории. Ещё 4000 лет назад вавилонские ученые составили наряду с таблицами умножения таблицы квадратов чисел и квадратных корней чисел.
Пользование таблицей. (Форзац учебника, плакат)
№ 306(а, г)-совместное решение с записью в тетради
4) Вводим операцию
Из определения арифметического квадратного корня следует, что
при любом а, при котором выражение имеет смысл, верно
равенство
Вычислить: № 311 а, в, д совместное решение
(б, г -у доски учащиеся)
5) Самостоятельная работа обучающего типа.
Два уровня сложности по возрастающей – на выбор учащегося.
1 вариант
х |
16 |
0,36 |
|
0,0004 |
-36 |
2+ |
256 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 вариант
а |
3 |
9 |
-7 |
36 |
-13 |
-11 |
2 |
|
в |
6 |
16 |
11 |
64 |
-12 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. Итог урока , оценивание
1. Что нового узнали на уроке?
2. Сформулируйте определение арифметического квадратного корня.
3. При
каких значениях а выражение имеет смысл?
VI. Домашнее задание.
5
пункт 12 читать, учить определения.
Решить № 301, 302(б), 306(в)
VII. Рефлексия.
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
Обозначение |
Пример |
1 |
Знаю ли я, что такое квадратный корень? |
|
|
|
|
2 |
Смогу ли я найти квадратный корень числа? |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.