Конспект урока 5 класс "Вид глагола. Буквы е – и в корнях с чередованием "
Оценка 5

Конспект урока 5 класс "Вид глагола. Буквы е – и в корнях с чередованием "

Оценка 5
docx
27.03.2024
Конспект урока 5 класс "Вид глагола. Буквы е – и в корнях с чередованием "
Русский язык 5в.docx

Конспект урока

Вид глагола. Буквы е – и в корнях с чередованием

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1.     Совершенный и несовершенный вид глагола.

2.     Видовые пары глаголов.

3.     Чередование гласных е-и в корне и условие выбора орфограммы.

Опрос.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», «что будет делать?». Они обозначают процесс действия.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?». Они указывают на результат действия.

Видовая пара – это пара глаголов, которые обозначают одно действие, при этом один является глаголом несовершенного вида, а второй – глаголом совершенного.

Чередование звуков – замена одних звуков другими в одной и той же части слова.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Сегодня мы поговорим о видах глагола. Но сначала вспомним, какая часть речи называется глаголом. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?».

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?», «что делал?», «что будет делать?». Например: (что делать?) бежать, (что делал?) бежал, (что будет делать?) будет бежать.

Глаголы несовершенного вида обозначают процесс действия.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?». Например: (что сделать?) прибежать, (что сделал?) прибежал, (что сделает?) прибежит.

Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовую пару.

Видовая пара – это пара глаголов, которые обозначают одно действие, при этом один является глаголом несовершенного вида, а второй – глаголом совершенного.

Бежали (что делали?) несовершенный вид.

Убежали (что сделали?) совершенный вид.

Чтобы определить вид глагола, нужно задать вопрос к глаголу. Если глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что делал?», «что будет делать?» – глагол несовершенного вида.

Если глагол отвечает на вопросы «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?» – глагол совершенного вида.

С видом глагола тесно связано время глагола. Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени: писал, пишу, буду писать.

Глаголы совершенного вида имеют только форму прошедшего и форму будущего времени: написал, напишу. Настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

При образовании видов глаголов возможно чередование звуков в корне.

В корнях с чередованием гласных е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.

Корни с чередованием гласных е – и:

-бер- – -бир- (соберут – собирать)

-мер- – -мир- (умереть – умирать)

-стел- – -стил- (подстелить – подстилать)

-блест- – -блист- (блестеть – блистать)

-пер- – -пир- (запереть – запирать)

-тер- – -тир- (вытереть – вытирать)

-дер- – -дир- (выдерет– выдирать)

-жег- – -жиг- (выжег– выжигать)

-чет- – -чит- (вычет – вычитать)

Знание этого правила поможет избежать орфографических ошибок в большом количестве слов. В качестве примера приведём некоторые глаголы с корнями -бер- (-бир-): беру, заберу, подберу, уберу, переберу, забираю, подбираю, перебираю, избираю, набираю.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте примеры:

Глаголы несовершенного вида

Глаголы совершенного вида

Побежало, нарастала, рванул, казалось, спешит, почувствует, тянется, приближался, напрягся, прислушался, уловило, обратился, грохотало, звенело, налетел, звенело, дышало, грохотал.

Разбор задания:

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?», «что делал?», «что будет делать?». Например: (что делать?) бежать, (что делал?) бежал, (что будет делать?) будет бежать. Глаголы несовершенного вида обозначают процесс действия. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?». Например: (что сделать?) прибежать, (что сделал?) прибежал, (что сделает?) прибежит. Глаголы совершенного вида указывают на результат действия.

Правильный ответ:

Зачёркивания элементов

Зачеркните слова с орфографической ошибкой.

Выбирать, удирать, натирать, зажегать, замирать, вычетать, расстилать, блистать, выберу, выдерет, утиреть, выжиг, замер, вычесть, застилить, блистать.

Домашнее задание: придумать словарный диктант из 20 слов с изученной орфограммой


 

Конспект урока Вид глагола. Буквы е – и в корнях с чередованием

Конспект урока Вид глагола. Буквы е – и в корнях с чередованием

Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовую пару

Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовую пару

Знание этого правила поможет избежать орфографических ошибок в большом количестве слов

Знание этого правила поможет избежать орфографических ошибок в большом количестве слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024