Конспект урока 7 класс по географии "Африка. Географическое положение. История открытия".
Оценка 5

Конспект урока 7 класс по географии "Африка. Географическое положение. История открытия".

Оценка 5
docx
28.01.2024
Конспект урока 7 класс по географии "Африка. Географическое положение. История открытия".
Африка.docx

Урок №33

Дата: 09.01.2024г

Учитель : Кулинич Ж.И.

МБОУ «Симеизская СШ»

Тема урока: «Африка. История открытия. Географическое положение».

Класс: 7-а, 7-б,7-в.

Цели  урока: формировать умение определять географическое положение материка, изучить историю исследования материка, формировать знания о роли русских путешественников и учёных в исследовании Африки.

Планируемые результаты:

  Предметные:

формировать знания о материках земного шара, начиная с Африки;

изучить характеристику физико-географического положения континента, используя типовой план;

  Метапредметные: развивать наблюдательность,  творческое мышление и познавательную активность учащихся.

продолжать формировать приемы работы с разными картами, текстом учебника, иллюстративным материалом.

  Личностные: воспитывать интерес к урокам географии, приобщить к чтению дополнительной литературы.

Оборудование

  Учебник  «География  7 класс»,  под редакцией А.И. Алексеева, «Полярная звезда», издательство «Просвещение»,2022 г

  Атласы, контурные карты, настенные карты «Физическая карта мира», «Физическая карта Африки», портреты путешественников.

Тип урока:   урок открытия нового знания.

 

 

 

ХОД УРОКА

I.Организационный момент (1 минута).

     Приветствие. Проверка готовности к уроку.

       II.Мотивация и актуализация знаний (4 минуты).

Учитель: читает стихотворение.

 

                          Африка.

Где-то в джунглях, на лианах,

Где-то с южной стороны

Обитают обезьяны,

И жирафы, и слоны.

 

Где в речушке серебристой

Бегемоты сладко спят,

Разрисованные птицы

Цветом радуги летят.

Африка, Африка,

Сказочные страны,

Африка, Африка,

Жаркий небосвод,

Африка, Африка,

Сладкие бананы,

Потому что в Африке

Лето круглый год!

                                                  А. Чурилов.

Вопрос: Что мы знаем об Африке?

(Предполагаемые ответы учащихся).

Эпиграф к уроку:

                                        Оглушённая рёвом и топотом,

                                        Облечённая в пламя и дым,

                                        О тебе, моя Африка, шёпотом

                                        В небесах говорят серафимы….

 

                                        Про деянья свои и фантазии,

                                        Про звериную душу послушай,

                                        Ты, на дереве древней Евразии

                                        Исполинской весящая грушей.

 

                                                                                                Н.С. Гумелёв.

Вопрос: Почему поэт Николай Гумилёв сравнивает Африку с исполинской грушей?

(Предполагаемые ответы учащихся).

 

 III. Изучение нового материала (30 минут).

     1.Географическое положение.

Учитель: С чего начинаем изучение материка?

Ответ: С географического положения.

Учитель: Почему?

Ответ: Географическое положение объясняет климат, природные зоны, воды, население материка).

( Коллективная работа с физической картой мира).

- Определите, как расположен материк по отношению а экватору, тропикам, полярным кругам и нулевому меридиану.

    Африка  пересекается экватором посередине, большая по площади часть Африки находится в Северном полушарии.

    Большая часть Африки находится между тропиками, в жарком тепловом поясе.

    На западе Африку пересекает нулевой меридиан.

    Вывод: Африка-самый жаркий материк, потому что большая её часть находится между тропиками.

Учитель:

-Назовите крайние точки Африки. Определите широту и долготу этих точек. 1.Для этого заполните таблицу:

Крайние точки

широта

долгота

С -  мыс Бен - Сека

 

 

Ю – мыс Игольный

 

 

З – мыс Альмади

 

 

В – мыс Рас - Хафун

 

 

 

-Какую карту мы использовали? (Физическую карту Африки)

-Почему нельзя использовать карту мира или полушарий?

Алгоритм определения протяженности:

            Чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах, нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора)

            32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану

             670 x 111,3 км. 7457,1 км.

 Протяженность с запада на восток в градусах по 100 с. ш:

  ------------- + --------- =  -----------;

В километрах:   --------------0   х 109 км =   -------------- км.

 

2.Африка расположена в климатических поясах :

Экваториальный,  2  ----------------------------------------,  2 тропических,  2 ------------------------------------------

3. Найти в атласе  и дописать предложния:

С запада омывает океан   ------------------------------------------------- , с востока  ----------------------------------------

 На севере омывает море  ------------------------------------------------, на северо – востоке  ------------------------- Дальше всех материков от Африки расположен материк ……………….

Гвинейский залив расположен к  ………….. от материка.

Самый большой остров близ берегов Африки………………..

Пролив Гибралтарский отделяет материк …………….. от  ………………..

Самый большой полуостров Африки ……………………

IV.Физкультминутка (2 минуты).

2.Исследование Африки.

-Европейцам издавна была известна только северная часть Африки.

-Перечислите известные вам древние государства Африки. (Карфаген, Египет, Ливия).

-Почему большая часть Африки оставалась загадочной? (Преградой для освоения Африки были пустыня Сахара, крутые берега, мало удобных бухт, заливов).

                                     Исследования Африки.

(Заполнение таблицы).

Путешественники и исследователи

   Страна

Время исследования

Район исследования

Бартоломеу Диаш

Португалия

XV век

Открыл мыс Доброй Надежды.

Васко да Гама

Португалия

1498 г.

Открыл морской путь в Индию.

Давид

Ливингстон

Англия

XIX век

Исследовал Южную Африку, открыл водопад Виктория, дал описание озера Ньяса.

В.В. Юнкер

Россия

XIX век

Изучал Центральную и Восточную Африку, проводил метрологические и гидрологические работы

Е.П. Ковалевский

Россия

XIX век

Изучал северо-восточные районы Африки

Н.И. Вавилов

Россия

XX век

Исследовал северо-восток Африки, изучал культурные растения

 

 

 

 

 

Учитель: наш урок подходит к концу, давайте ответим на вопрос

Какая цель стояла перед нами, достигли мы этой цели?

V.Закрепление изученного материала (общий вывод) (4 минуты).

1.     Африка – второй по величине континент в мире. Африка находится во всех 4 полушариях.

  2. Крайние точки – мыс Бен-Секка, мыс Игольный, мыс Рас-Хафун, мыс Альмади.            3. Африку от Евразии отделяет Гибралтарский пролив.

  4. На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским.

  5. Самый большой залив – Гвинейский.

  6. Крупнейшие острова: Мадагаскар, Канарские,   о. Зеленого Мыса

    самый крупный полуостров Сомали.

  7. Африка имеет слабоизрезанную   береговую линию.

VI.Рефлексия (приём «Синквейн» ) (3 минуты).

Учитель: Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.

Давайте составим синквейн (т. е. краткое стихотворение)

1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

1.     Африка

2.     Древнейшая, жаркая

3.     Находится, омывается, добывают

4.     Африка – это загадка!

5.     Материк

 VII. Д. з. п.26, учить номенклатуру, отметить на к.к объекты ГП (1 минута).

 


 

Урок №33 Дата: 09.01.2024г

Урок №33 Дата: 09.01.2024г

Африка, Африка, Сказочные страны,

Африка, Африка, Сказочные страны,

Назовите крайние точки Африки.

Назовите крайние точки Африки.

Васко да Гама Португалия 1498 г

Васко да Гама Португалия 1498 г

Давайте составим синквейн (т. е

Давайте составим синквейн (т. е
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2024