Урок №33
Дата: 09.01.2024г
Учитель : Кулинич Ж.И.
МБОУ «Симеизская СШ»
Тема урока: «Африка. История открытия. Географическое положение».
Класс: 7-а, 7-б,7-в.
Цели урока: формировать умение определять географическое положение материка, изучить историю исследования материка, формировать знания о роли русских путешественников и учёных в исследовании Африки.
Планируемые результаты:
— Предметные:
формировать знания о материках земного шара, начиная с Африки;
изучить характеристику физико-географического положения континента, используя типовой план;
— Метапредметные: развивать наблюдательность, творческое мышление и познавательную активность учащихся.
продолжать формировать приемы работы с разными картами, текстом учебника, иллюстративным материалом.
— Личностные: воспитывать интерес к урокам географии, приобщить к чтению дополнительной литературы.
Оборудование
— Учебник «География 7 класс», под редакцией А.И. Алексеева, «Полярная звезда», издательство «Просвещение»,2022 г
— Атласы, контурные карты, настенные карты «Физическая карта мира», «Физическая карта Африки», портреты путешественников.
Тип урока: урок открытия нового знания.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент (1 минута).
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II.Мотивация и актуализация знаний (4 минуты).
Учитель: читает стихотворение.
Африка.
Где-то в джунглях, на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
Африка, Африка,
Сказочные страны,
Африка, Африка,
Жаркий небосвод,
Африка, Африка,
Сладкие бананы,
Потому что в Африке
Лето круглый год!
А. Чурилов.
Вопрос: Что мы знаем об Африке?
(Предполагаемые ответы учащихся).
Эпиграф к уроку:
Оглушённая рёвом и топотом,
Облечённая в пламя и дым,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы….
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древней Евразии
Исполинской весящая грушей.
Н.С. Гумелёв.
Вопрос: Почему поэт Николай Гумилёв сравнивает Африку с исполинской грушей?
(Предполагаемые ответы учащихся).
III. Изучение нового материала (30 минут).
1.Географическое положение.
Учитель: С чего начинаем изучение материка?
Ответ: С географического положения.
Учитель: Почему?
Ответ: Географическое положение объясняет климат, природные зоны, воды, население материка).
( Коллективная работа с физической картой мира).
- Определите, как расположен материк по отношению а экватору, тропикам, полярным кругам и нулевому меридиану.
Африка пересекается экватором посередине, большая по площади часть Африки находится в Северном полушарии.
Большая часть Африки находится между тропиками, в жарком тепловом поясе.
На западе Африку пересекает нулевой меридиан.
Вывод: Африка-самый жаркий материк, потому что большая её часть находится между тропиками.
Учитель:
-Назовите крайние точки Африки. Определите широту и долготу этих точек. 1.Для этого заполните таблицу:
Крайние точки |
широта |
долгота |
С - мыс Бен - Сека |
|
|
Ю – мыс Игольный |
|
|
З – мыс Альмади |
|
|
В – мыс Рас - Хафун |
|
|
-Какую карту мы использовали? (Физическую карту Африки)
-Почему нельзя использовать карту мира или полушарий?
Алгоритм определения протяженности:
Чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах, нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора)
32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану
670 x 111,3 км. 7457,1 км.
Протяженность с запада на восток в градусах по 100 с. ш:
------------- + --------- = -----------;
В километрах: --------------0 х 109 км = -------------- км.
2.Африка расположена в климатических поясах :
Экваториальный, 2 ----------------------------------------, 2 тропических, 2 ------------------------------------------
3. Найти в атласе и дописать предложния:
С запада омывает океан ------------------------------------------------- , с востока ----------------------------------------
На севере омывает море ------------------------------------------------, на северо – востоке ------------------------- Дальше всех материков от Африки расположен материк ……………….
Гвинейский залив расположен к ………….. от материка.
Самый большой остров близ берегов Африки………………..
Пролив Гибралтарский отделяет материк …………….. от ………………..
Самый большой полуостров Африки ……………………
IV.Физкультминутка (2 минуты).
2.Исследование Африки.
-Европейцам издавна была известна только северная часть Африки.
-Перечислите известные вам древние государства Африки. (Карфаген, Египет, Ливия).
-Почему большая часть Африки оставалась загадочной? (Преградой для освоения Африки были пустыня Сахара, крутые берега, мало удобных бухт, заливов).
Исследования Африки.
(Заполнение таблицы).
Путешественники и исследователи |
Страна |
Время исследования |
Район исследования |
Бартоломеу Диаш |
Португалия |
XV век |
Открыл мыс Доброй Надежды. |
Васко да Гама |
Португалия |
1498 г. |
Открыл морской путь в Индию. |
Давид Ливингстон |
Англия |
XIX век |
Исследовал Южную Африку, открыл водопад Виктория, дал описание озера Ньяса. |
В.В. Юнкер |
Россия |
XIX век |
Изучал Центральную и Восточную Африку, проводил метрологические и гидрологические работы |
Е.П. Ковалевский |
Россия |
XIX век |
Изучал северо-восточные районы Африки |
Н.И. Вавилов |
Россия |
XX век |
Исследовал северо-восток Африки, изучал культурные растения |
Учитель: наш урок подходит к концу, давайте ответим на вопрос
Какая цель стояла перед нами, достигли мы этой цели?
V.Закрепление изученного материала (общий вывод) (4 минуты).
1. Африка – второй по величине континент в мире. Африка находится во всех 4 полушариях.
2. Крайние точки – мыс Бен-Секка, мыс Игольный, мыс Рас-Хафун, мыс Альмади. 3. Африку от Евразии отделяет Гибралтарский пролив.
4. На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским.
5. Самый большой залив – Гвинейский.
6. Крупнейшие острова: Мадагаскар, Канарские, о. Зеленого Мыса
самый крупный полуостров Сомали.
7. Африка имеет слабоизрезанную береговую линию.
VI.Рефлексия (приём «Синквейн» ) (3 минуты).
Учитель: Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.
Давайте составим синквейн (т. е. краткое стихотворение)
1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
1. Африка
2. Древнейшая, жаркая
3. Находится, омывается, добывают
4. Африка – это загадка!
5. Материк
VII. Д. з. п.26, учить номенклатуру, отметить на к.к объекты ГП (1 минута).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.