Тема урока: Центральная Россия. Особенности населения.
Цель:
· Познакомить учащихся с особенностями и характерными чертами населения Центральной России .
· Обсудить проблемы населения Центральной России;
Ожидаемые результаты:
· Предметные: выявлять особенность облика великоросса. Объяснять влияние природных условий на занятия населения, понятие об «отхожем промысле» и кустарном промысле; выделять проблемы населения, совершенствовать умение работать с учебником, картами, статистическими материалами.
· Коммуникативные: формирование умений работать в группах.
· Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
· Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, воспитывать уважение и прививать любовь к Родине.
· Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности
Оборудование:
· Настенные карты – политико-административная карта России, физическая карта европейской части России,;
· Иллюстрации изделий народных художественных промыслов;
· Учебник, атласы, к\к
· мультимедиа учебник по географии 6-9 класс.
· Презентация, мультимедийный проектор.
Методическое оснащение: В.П.Дронов И.И.Баринов «География России 8-9» учебник ,Г.А.Жижина «Поурочные разработки по географии 9 кл», Атлас « географии России хозяйство и географические районы» изд. «Дик», мультимедиа учебник по географии 6-9 класс
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение новой темы:
Мы с вами приступили к изучению региональной части курса. И уже изучили 1 экономический район - Центральная Россия.
Вспомним, что мы уже узнали об этом районе. Устный опрос: Класс поделен на группы – «Политики и этнографы»», «Экономисты» и «Географы».
Задания для каждой группы разложены на столах.
1) «Политики и демографы» Показать состав Центральной России, назвать крупные города
- с какими странами граничит Центральный район, как изменилось геополитическое положение районов Центральной России после распада СССР?
-какими факторами можно объяснить формирование столицы России в различное время?
Задание для всех. Давайте попробуем определить – какую часть территории занимает Центральная Россия в территории всего государства? (5%) Работа с картами в атласе ( с.12)
2) «Экономисты» Охарактеризовать ЭГП Центрального района России.
- как из Москвы можно водным путем попасть в Волгу?
-какими минеральными ресурсами богата Центральная Россия?
3) «Географы» Природные условия и ресурсы Центральной России и Центрального района.
- Каков рельеф Центральной России?
- каков климат территории?
- в каких природных зонах расположена территория?
-оцените наиболее удачные, на ваш взгляд, сочетания природных ресурсов на территории Центральной России?
3. Изучение нового материала.
1) Целеполагание.
Вот мы охарактеризовали географическое положение, дали оценку ЭГП, поговорили о природных условиях.
Кто же пользуется данными природными ресурсами? Сколько населения проживают в Центральном районе? Чем это население занимается?
На все эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить. Как вы считаете, какова тема нашего урока? - «Население ЦР» (Запись в тетради, параграф 37)
Население района сложилось за счет смешения славян, проникавших сюда с юго-запада начиная с VIII века, с местными финскими племенами. Финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга. Некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с русскими насельниками, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.
Междуречье Волги и Оки – ядро формирования русского народа. Отсюда население расселялось на север и восток.
Численность и плотность населения
В Центральной России на площади 1128 тыс.кв.км проживает 55 млн. человек. (Центральная Россия – самая густонаселенная часть страны. Занимая всего 5 % территории, она сосредотачивает 31 % населения).
Зная эти показатели, что ещё мы можем рассчитать?
Плотность населения (численность/площадь) Плотность населения ЦР=48 Плотность населения характеризует уровень заселённости территории. По плотности населения Центральная Россия занимает одно из первых мест в России, но этот показатель неравномерен. Давайте откроем карту стр.42-43. Где самая большая плотность населения? С чем это связано?
Практическая работа. Работа со статистическими материалами.
Работа в парах, взаимопроверка
Табл.1. Используя данные таблицы 1, вычислить среднюю плотность населения районов:
районы |
Площадь, тыс. км.кв. |
Население, Млн.чел. |
Доля городского населения |
Плотность населения чел. на км.кв. |
Центральная Россия |
1 128 |
55 |
78 % |
48 |
Центральный район |
485 |
32 |
83,1% |
66 |
Центрально-Черноземный |
168 |
7 |
62,4 % |
42 |
Волго-Вятский |
263 |
8 |
70,5 % |
30 |
Естественный прирост и миграции
С какими ещё демографическими признаками мы знакомились ранее? (Смертность, рождаемость) Попробуем дать оценку демографической ситуации в регионе. Для этого нам необходимо вычислить естественный прирост населения. Сделаем это на примере Ивановской области.
Табл.2. Используя данные определить естественный прирост Ивановской области:
Район |
Площадь, тыс.км.кв. |
Численность населения, тыс.чел |
рождаемость |
смертность |
Доля городского населения |
Ивановская обл. |
23,9 |
1148 |
9,0 |
20,0 |
82 % |
Вывод по таблице : Смертность превышает рождаемость, ЕП = - 11, т.е характерна убыль населения.
Так же убыль населения связана с эмиграцией.
2) Продуктивное чтение и работа с атласом:
Народы
- По карте «Народы России» назвать народы и языковые семьи, к которым они относятся, проживающие на территории Центральной России. Заполнить схему
Народы Центральной России
Индоевропейская урало-юкагирская алтайская
русские евреи украинцы мордва марийцы удмурты чуваши татары
В национальном составе преобладают русские (индоевропейская семья), их до 90%, только на востоке, в республиках, компактно проживают марийцы, мордва (урало-юкагирская семья) и чуваши (алтайская семья). Кроме них проживают евреи, татары, украинцы. В республике Марий Эл около половины, а в Мордовии – около трети составляет титульный народ, в Чувашии – аж 70%.
Население проживающее на территории Центральной России из покон века занимались различными промыслами. Промыслы в Центральной России очень многочисленны, а именно: Гжель, Торжокское золотое шитье, Тульский самовар, Ярославская майолика, Костромской ювелирный промысел, Скопинская керамика и Ивановский текстильный промысел и многое другое.
Городское и сельское население
Для Центрального района издавна была характерна высокая территориальная подвижность населения, тесные связи городских и сельских жителей.
Задание: Давайте проанализируем таблицу «Доля городского и сельского населения Центральной России». Сравните показатели со среднероссийскими и с другими районами.
Район |
Доля городского населения |
Доля Сельского населения |
Российская Федерация |
73 % |
27% |
Северо-Запад |
87% |
13% |
Центральный район |
83% |
17% |
Центрально-Черноземный район |
62 % |
38% |
Северный Кавказ |
55% |
45% |
Поволжье |
73% |
27% |
В Центральной России – около 1200 городских поселений, в том числе более 400 городов.
Города Задание: По атласу стр.68 – назвать города-миллионеры: Москва, Нижний Новгород, Воронеж, Липе, Рязань, Ярославль.
Вспомнить типы городов по выполняемым функциям.
Древние города, «Золотое кольцо России» - важные центры торговли и ремесел (Москва, Муром, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир..). Большое число городов возникло из бывших фабричных сел (Иваново, Орехово-Зуево); города-крепости – оборонительная функция;
Города, созданные в советское время – центры промышленности (Электросталь, Железногорск, Новомосковск) и науки ( Дубна, Обнинск, Троицк, Протвино, Пушкино).
Задание: Отметить на контурной карте крупные города.
Постановка проблемной задачи: Назовите демографические проблемы Центральной России. Как вы думаете, с чем они связаны, каковы возможные пути их преодоления?
1. Домашнее задание (дифференцированное)
Параграф 37
Сообщение
2. Рефлексия.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется |
Активно/пассивно Доволен/недоволен Коротким/длинным Не устал/ устал Стало лучше/ стало хуже Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным
Интересно/неинтересно |
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется |
Активно/пассивно Доволен/недоволен Коротким/длинным Не устал/ устал Стало лучше/ стало хуже Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным
Интересно/неинтересно |
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется |
Активно/пассивно Доволен/недоволен Коротким/длинным Не устал/ устал Стало лучше/ стало хуже Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным
Интересно/неинтересно |
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется |
Активно/пассивно Доволен/недоволен Коротким/длинным Не устал/ устал Стало лучше/ стало хуже Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным
Интересно/неинтересно |
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется |
Активно/пассивно Доволен/недоволен Коротким/длинным Не устал/ устал Стало лучше/ стало хуже Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным
Интересно/неинтересно |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.