Конспект урока 9 класса по географии на тему "Население Центрального района"

  • docx
  • 04.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока 9 класса по географии на тему _Население Центрального района_.docx

Тема урока: Центральная Россия. Особенности населения.

Цель:

·        Познакомить учащихся с особенностями и характерными чертами населения Центральной России .

·        Обсудить проблемы населения Центральной России;

Ожидаемые результаты:

·        Предметные:  выявлять особенность облика великоросса. Объяснять влияние природных условий на занятия населения, понятие об «отхожем промысле» и кустарном промысле; выделять проблемы населения, совершенствовать умение работать с учебником, картами, статистическими материалами.

·        Коммуникативные: формирование умений работать в группах.

·        Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

·        Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, воспитывать уважение и прививать любовь к Родине.

·        Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности

Оборудование:

·        Настенные карты – политико-административная карта России,  физическая карта европейской части России,;

·        Иллюстрации изделий народных художественных промыслов;

·        Учебник, атласы, к\к

·        мультимедиа  учебник по географии 6-9 класс.

·        Презентация, мультимедийный проектор.

Методическое оснащение:  В.П.Дронов И.И.Баринов «География России 8-9» учебник ,Г.А.Жижина «Поурочные разработки по географии 9 кл», Атлас « географии России хозяйство и географические районы» изд. «Дик»,  мультимедиа  учебник по географии 6-9 класс

                                                                   

ХОД УРОКА

1.     Организационный момент

2.     Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение новой темы:

Мы с вами приступили к изучению региональной части курса. И уже изучили 1 экономический район - Центральная Россия.

Вспомним, что мы уже узнали об этом районе. Устный опрос:  Класс поделен на группы – «Политики и этнографы»», «Экономисты» и «Географы».

 

Задания для каждой группы разложены на столах.

 

1)  «Политики и демографы» Показать состав Центральной России, назвать крупные города

 - с какими странами граничит Центральный район, как изменилось геополитическое положение районов Центральной России после распада СССР?

-какими факторами можно объяснить формирование столицы России в различное время?

Задание для всех. Давайте попробуем определить – какую часть территории занимает Центральная Россия в территории всего государства? (5%) Работа с картами в атласе ( с.12)

 

2)   «Экономисты»  Охарактеризовать ЭГП  Центрального района России.

- как из Москвы можно водным путем попасть в Волгу?

-какими минеральными ресурсами богата Центральная Россия?

 

3)  «Географы» Природные условия и ресурсы  Центральной России и Центрального района.

- Каков рельеф Центральной России?

- каков климат территории?

- в каких природных зонах расположена  территория?

-оцените наиболее удачные, на ваш взгляд, сочетания природных ресурсов на территории Центральной России?

 

3.     Изучение нового материала.

1) Целеполагание.   

Вот мы охарактеризовали географическое положение, дали оценку ЭГП, поговорили о природных условиях.

Кто же пользуется данными природными ресурсами? Сколько населения проживают в Центральном районе? Чем это население занимается?

На все эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить. Как вы считаете, какова тема нашего урока? -  «Население ЦР» (Запись в тетради, параграф 37)

Население района сложилось за счет смешения славян, проникавших сюда с юго-запада начиная с VIII века, с местными  финскими племенами. Финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга. Некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с русскими насельниками, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.

Междуречье Волги и Оки – ядро формирования русского народа. Отсюда население расселялось на север и восток.

Численность  и плотность населения

В Центральной России на площади 1128 тыс.кв.км проживает 55 млн. человек. (Центральная Россия – самая густонаселенная часть страны. Занимая всего 5 % территории, она сосредотачивает 31 % населения).

Зная эти показатели, что ещё мы можем рассчитать?  

Плотность населения (численность/площадь) Плотность населения ЦР=48 Плотность населения характеризует уровень заселённости территории. По плотности населения Центральная Россия занимает одно из первых мест в России, но этот показатель неравномерен. Давайте откроем карту стр.42-43. Где самая большая плотность населения? С чем это связано?

 

Практическая работа. Работа со статистическими материалами.

Работа в парах, взаимопроверка

Табл.1. Используя данные таблицы 1, вычислить среднюю плотность населения районов:

районы

Площадь, тыс. км.кв.

Население,

Млн.чел.

Доля городского

населения

Плотность населения

чел. на км.кв.

Центральная Россия

1 128

55

78 %

48

Центральный район

485

32

83,1%

66

Центрально-Черноземный

168

7

62,4 %

42

Волго-Вятский

263

8

70,5 %

30

 

Естественный прирост и миграции

С какими ещё демографическими признаками мы знакомились ранее? (Смертность, рождаемость) Попробуем дать оценку демографической ситуации в регионе. Для этого нам необходимо вычислить естественный прирост населения. Сделаем это на примере Ивановской области.

 

Табл.2. Используя данные определить естественный прирост Ивановской области:

Район

Площадь, тыс.км.кв.

Численность населения, тыс.чел

рождаемость

смертность

Доля городского

населения

Ивановская обл.

23,9

1148

9,0

20,0

82 %

 Вывод по таблице :  Смертность  превышает рождаемость,  ЕП = - 11, т.е характерна убыль населения.

Так же убыль населения связана с эмиграцией.

2) Продуктивное чтение и работа с атласом:

Народы

- По карте «Народы России»  назвать народы и языковые семьи, к которым они относятся, проживающие на территории Центральной России. Заполнить схему

Народы Центральной России

 

    Индоевропейская                урало-юкагирская                 алтайская

 

русские   евреи  украинцы   мордва  марийцы  удмурты   чуваши    татары

В национальном составе преобладают русские (индоевропейская семья), их до 90%, только на востоке, в республиках, компактно проживают марийцы, мордва (урало-юкагирская семья) и чуваши (алтайская семья). Кроме них проживают евреи, татары, украинцы. В республике Марий Эл  около половины, а в Мордовии – около трети составляет титульный народ, в Чувашии – аж 70%.

Население проживающее на территории Центральной России из покон века занимались различными промыслами. Промыслы в Центральной России очень многочисленны, а именно: Гжель, Торжокское золотое шитье, Тульский самовар, Ярославская майолика, Костромской ювелирный промысел, Скопинская керамика и Ивановский текстильный промысел и многое другое.

Городское и сельское население

Для Центрального района издавна была характерна высокая  территориальная подвижность населения, тесные связи городских и сельских жителей.

Задание: Давайте проанализируем таблицу «Доля городского и сельского населения Центральной России». Сравните показатели со среднероссийскими и с другими районами.

Район

Доля

городского населения

Доля

Сельского населения

Российская Федерация

73 %

27%

Северо-Запад

87%

13%

Центральный район

83%

17%

Центрально-Черноземный район

62 %

38%

Северный Кавказ

55%

45%

Поволжье

73%

27%

 В Центральной России – около 1200 городских поселений, в том числе более 400 городов.

Города Задание:  По атласу стр.68 – назвать города-миллионеры: Москва, Нижний Новгород, Воронеж, Липе, Рязань, Ярославль.

Вспомнить типы городов по выполняемым функциям.

Древние города, «Золотое кольцо России» - важные центры торговли и ремесел (Москва, Муром, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир..). Большое число городов возникло из бывших фабричных сел (Иваново, Орехово-Зуево);  города-крепости – оборонительная функция;

          Города, созданные в советское время – центры промышленности (Электросталь, Железногорск, Новомосковск) и науки ( Дубна, Обнинск, Троицк, Протвино, Пушкино).

Задание: Отметить  на контурной карте крупные города.

 Постановка проблемной задачи:  Назовите демографические проблемы Центральной России. Как вы думаете, с чем они связаны, каковы возможные пути их преодоления?

1.     Домашнее задание (дифференцированное)

Параграф 37

Сообщение

2.     Рефлексия.

1.     На уроке я работал

2.     Своей работой на уроке я

3.     Урок для меня показался

4.     За урок я

5.     Мое настроение

6.     Материал урока мне был

 

 

 

7.     Домашнее задание мне кажется

Активно/пассивно

Доволен/недоволен

Коротким/длинным

Не устал/ устал

Стало лучше/ стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

 

Интересно/неинтересно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     На уроке я работал

2.     Своей работой на уроке я

3.     Урок для меня показался

4.     За урок я

5.     Мое настроение

6.     Материал урока мне был

 

 

 

7.     Домашнее задание мне кажется

Активно/пассивно

Доволен/недоволен

Коротким/длинным

Не устал/ устал

Стало лучше/ стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

 

Интересно/неинтересно

1.     На уроке я работал

2.     Своей работой на уроке я

3.     Урок для меня показался

4.     За урок я

5.     Мое настроение

6.     Материал урока мне был

 

 

 

7.     Домашнее задание мне кажется

Активно/пассивно

Доволен/недоволен

Коротким/длинным

Не устал/ устал

Стало лучше/ стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

 

Интересно/неинтересно

1.     На уроке я работал

2.     Своей работой на уроке я

3.     Урок для меня показался

4.     За урок я

5.     Мое настроение

6.     Материал урока мне был

 

 

 

7.     Домашнее задание мне кажется

Активно/пассивно

Доволен/недоволен

Коротким/длинным

Не устал/ устал

Стало лучше/ стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

 

Интересно/неинтересно

1.     На уроке я работал

2.     Своей работой на уроке я

3.     Урок для меня показался

4.     За урок я

5.     Мое настроение

6.     Материал урока мне был

 

 

 

7.     Домашнее задание мне кажется

Активно/пассивно

Доволен/недоволен

Коротким/длинным

Не устал/ устал

Стало лучше/ стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

 

Интересно/неинтересно