Конспект урока А.А.Фет. "Бабочка"

  • docx
  • 08.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала a.a._fet_vesenniy_dozhd_babochka.docx

Технологическая карта

урока по литературному чтению

Класс: 4

Дата: 09.11.2021

Тема урока: А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: создание условий для анализа поэтического текста и знакомства с понятием «лирический герой», выделения основной мысли стихотворения;  работа над художественными средствами стихотворения, которые помогают автору выразить основную мысль произведения.

Формирование УУД:

Предметные: познакомятся с творчеством  А. А. Фета и содержанием его произведений «Весенний дождь», «Бабочка»; научатся: видеть и замечать прекрасное в природе, выразительно читать стихотворения, анализировать и понимать настроение лирического героя, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока

 

Этапы урока

Содержание

1

Организационный момент

 

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так  скорей, друзья, за дело!

 

2

Актуализация знаний

 

Речевая разминка

Слайд 1

-Поиграем в «Рифмушку». Вставьте пропущенные буквы, и у вас получится текст песенки. (Идет матушка-весна, / Отворяй-ка ворота. /Первый март пришел,/Белый снег сошел. /Аза ним и апрель / Отворил окно и дверь. /А уж как пришел май, / Солнце в терем приглашай!)

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка □□□□□□.

Первый март пришел,

Белый □ □ □ □ сошел.

А за ним и □□□□□□

Отворил □□□□ и дверь.

А уж как пришел □□□,

Солнце в те□ □ □ приглашай!

-Понравилась вам песенка?

-Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно) сначала читает первый ряд, затем второй, потом третий.

 

3

Определение темы урока

 

— Расшифруйте имя поэта, с чьим творчеством сегодня познакомимся. (Афанасий Афанасьевич Фет.)

ЙИСАНАФА ЧИВЕЬСАНАФА ТЕФ –запись на доске

– Попадали ли вы под дождь?

– Где это было? Когда это было?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали? А как пахнет дождь?

– Похож ли шум дождя на музыку?

– Дождь можно увидеть, услышать, ощутить его запах. Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.

–У каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот. А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с дождем А. А. Фета. Поэт создал свой дождь – весенний

Сформулируйте цели урока: познакомиться …                        учиться читать……      

  

 

4

Работа по теме урока

 

Три ученика подготовили биографию А.А.Фета, выходят к доске и рассказывают, рассказ сопровождается слайдами 2,3,4,5 (фото).

Биография А.А. Фета

Вишневский Саша - Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 г. в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. В 1838 г. поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел первый поэтический сборник под инициалами А.Ф. Вскоре в журналах стали появляться самобытные стихотворения, подписанные «А. Фет».

Шевцова Арина - В начале 1840-х гг. стихотворение «На заре ты ее не буди...», положенное на музыку А.Е. Варламова, стало народной песней. Выйдя в 1858 г. в отставку, Фет решил стать профессиональным литератором и занялся переводами. Однако резкое изменение «общего воздуха жизни» и разрыв с журналом «Современник» привели поэта в состояние тяжелейшей депрессии. Он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. Фет купил в Мценском уезде хутор Сте- пановка, который за 17 лет превратил в образцовое доходное хозяйство. В 60—70-х гг. в лирике поэта прежде скрытая «тоска по совершенству» превратилась в ясно различимую «боль от красоты», зазвучав «плачем» и «рыданием» в его поздних стихах. Последний взлет творческой активности совпал с покупкой в 1877 г. усадьбы Воробьевка, которую Фет сделал «обителью поэта». Именно здесь появились один за другим четыре выпуска его лирических стихотворений под общим названием «Вечерние огни». Умер А.А. Фет 3 декабря 1892 г. в Москве.

Аттинк Лиза - А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели.

 Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения.

Как писал сам А. А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности.

-Ребята, что вы запомнили из биографии А.А.Фета?

 

 

5

Анализ стихотворения «Весенний дождь»

Слайд 6

-Прочитайте стихотворение сначала самостоятельно. Затем чтение учителем, потом читают два ученика по желанию.

– Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Прочитайте строчки, из которых видно, что дождь начинается исподволь, незаметно.

– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прочтении стихотворения?

– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? Сколько строк?

– Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать динамику и движение.

– Как вы понимаете слово «завеса»?

– Какое художественно-изобразительное средство применил автор во 2-й строфе 2-го четверостишия?

– Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Прочитайте строчки стихотворения, в которых наступление дождя противопоставлено этому покою.

– Найдите в стихотворении эпитет и сравнение.

– Краски, звуки, запахи – все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

– В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы?

– Какие звуки мы слышим во второй строфе?

– Какие художественные средства помогают понять смысл стихотворения?

Карточка, работа в паре

-Закройте учебник. Перед вами карточка со стихотворением, но там пропущены слова. Как думаете, что надо сделать? Правильно, вставить пропущенные слова по памяти, в паре обсуждайте и записывайте в карточку слова.

Весенний дождь

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим ________,

В песке купаяся, _________.

А уж от неба до земли,

Качаясь, _________ завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка ______.

Две капли __________ в стекло,

От _______ душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листям ___________.

 

Проверка по сладу 7

 

6

Физкультминутка для глаз

Слайд 8

 

7

Анализ стихотворения «Бабочка»

 

– Отгадайте загадку: не птичка, а с крыльями. Слайд 9

- Первичное чтение стихотворения учителем, затем самостоятельно, потом 3 ученика по желанию.

– Подберите синоним к слову «сверкнув».  Подберите антоним к слову «спешу».

– От чьего имени написано стихотворение?  Какою изображена бабочка? Опишите ее.

– Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки, рисунок ее полета? Объясните.

– Какой тон, какая интонация более всего подойдут при чтении стихотворения?

Слайд 10

Создаем синквейн к слову БАБОЧКА

Одно существительно – бабочка.

Два прилагательных – легкая, воздушная.

Три глагола – порхает, опустилась, раскинула.

Синоним к существительному- красавица.

 

8

Рефлексия

 

Ребята, кому понравилось первое стихотворение А.А.Фета? кто расскажет, о чем оно?

Кому понравилось стихотворение «Бабочка»? Объясни, почему именно это стихотворение тебе понравилось?

9

Домашнее задание

Слайд 11

Выучить понравившееся стихотворение.