Конспект урока: «Деление клетки. Митоз»
Разработка урока «Деление клетки. Митоз» рассчитан на учеников 9 класса с базовым уровнем образования
Цель урока. Создать условия для развития творческой и познавательной активности учащихся на уроке с учетом индивидуальных особенностей средствами технологии критического мышления.
Задачи:
· Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Формировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;
· Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
· Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет- ресурсами.
Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления.
Тип урока. Изучение нового материала.
Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Результаты урока.
1. Предметные результаты: жизненный цикл клетки, интерфаза, фазы митоза, амитоз.
2. Метапредметные: литература, химия.
3. Личностные: умение взаимодействовать в группе, парах, личностная значимость темы для себя.
Здравствуйте, ребята сегодня у нас необычный урок.
И наш урок мне хотелось бы начать словами Г.Э. Лессинга:
Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя
и криво, да сами".
(Готхольд Эфраим Лессинг)
Ход урока
Сегодня мы продолжаем работу над разделом "Размножение и индивидуальное развитие организмов". Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
1 этап. Актуализация знаний.
(С помощью приема
«вертушка»)
1. Что такое размножение?
2. Какие типы размножения вам известны? Дайте им определения?
3. Перечислите примеры бесполого размножения? Приведите примеры.
4. Биологическое значение бесполого размножения?
5. Какое размножение называется половым?
6. Какие половые клетки вам известны?
7. Чем гаметы отличаются от соматических клеток?
8. Что такое оплодотворение?
9. Что такое зигота?
10. В чем заключается преимущества полового размножения по сравнению с бесполым размножением?
В ходе работы проводится коррекция знаний. Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.
2 этап. Изучение нового материала.
Мы продолжаем изучение свойств живого организма.
- Назовите ещё раз все свойства живых организмов?
О каком свойстве пойдёт речь сегодня, вы узнаете из задания.
Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:
· если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;
· клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;
· рост человека увеличивается до 18-23 лет;
· в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки; (деление клетки)
- Итак, о каком процессе идет речь?
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание "деление клетки"? (например, размножение, ядро, хромосомы, рост).
- Как вы думаете, я вам задала эти вопросы случайно? Да, действительно, это связано с темой нашего сегодняшнего урока. Каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Учащиеся предлагают разные варианты). Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока.
Тема Урока. "Деление клетки. Митоз.
Что вы хотели узнать на данном уроке? (Высказывания учеников)
Сегодня с вами мы рассмотрим, что такое жизненный цикл клетки? Митоз и его биологическую роль.
И так, что же это за процесс - митоз?
Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории.
Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:
Новые клетки могут возникать
только из предшествующих клеток. Р. Вирхов
“Откуда мы взялись, соседка?” –
Спросила как-то клетка клетку.
Та не услышала вопрос –
Она делилась! Шел ……….!”(Митоз)
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что вам уже известно о делении клетки. Перед вами лежит приложение №1. Посмотрите на утверждения в первой графе и ответьте на них.
Приложение 1
1. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.
2. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания, личный опыт, убеждения.
ДО
|
УТВЕРЖДЕНИЯ
|
ПОСЛЕ
|
|
Жизненный цикл клетки состоит из интефазы и митоза |
|
|
Интерфаза подготовка клетки к делению.
|
|
|
Митоз состоит из 5 фаз
|
|
|
Деление клетки называется митоз
|
|
|
В результате митоза образуются из 1 клетки образуется 2 клетки
|
|
3. Просмотрите видеоролик.
4. Теперь, по завершению просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения.
5. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.
6. СРАВНИТЕ столбики «ДО» и «ПОСЛЕ», изменились ли ваши утверждения. Если изменились, то какие и почему?
Высказывания учеников.
1.Узнали ли вы что-то нового о делении клети? (для удобства процесс деления клетки делится на фазы, каждая фаза имеет свое название)
2.Изменилось ли ваше мнение после просмотра видеоролика?
(информация, которая изменила их мнение: термин - митоз, фазы митоза, процессы идущее в клетке и т.д.)
Сейчас мы будем работать по группам, каждой достаётся одна из фаз митоза. Задача прочитать в учебнике свою фазу и прорекламировать её всему классу (независимое жюри, объявляет победителя).
Учитель. А
сейчас минутка психологической разгрузки. Стадии митоза легко запомнить, если
провести для названия каждой фазы свою ассоциацию.
Пример:
И- интернет
П-помогает
М-маме
А-а так же
Т- тебе
Закрепление: задание «Угадай стадию митоза» Приложение 3, рисунки со стадиями митоза.
Рефлексия. Запишите в тетрадях свое мнение:
Почему я должен запомнить значение и фазы митоза. Несколько мнений учитель просить
высказать (можно по желанию)
Примерные причины:
1.Митоз является основой размножения и роста организмов.
2.Мне теперь стало понятно, почему мой организм растет, увеличивается в размере.
3.Расширился мой кругозор. Интересно было узнать, как все это происходит.
4.Я могу, объяснить другим как все это происходит.
5.Я собираюсь, в дальнейшем продолжить обучение в этой области и эти знания мне обязательно пригодятся.
Вывод: И в конце урока я хотела бы вернуться к высказыванию немецкого поэта Лессинга: Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя
и криво, да сами".
И хотела бы, чтобы эти слова стали девизом каждого нашего урока.
Смысл этих слов в том, что на всё нужно иметь своё мнение, а мнение рождается в размышлениях, пользы будет больше для твоего развития, чем если кто-то что-то сделает за тебя
3.Домашнее задание: изучить параграф 14, письменно ответить на вопрос: чем отличается митоз у растений и животных?
Творческое задание для сильных учащихся: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.