Конспект урока биологии в 8 классе Сон и его значение. Фазы сна. Суточный ритм «сон – бодрость»
Оценка 4.6

Конспект урока биологии в 8 классе Сон и его значение. Фазы сна. Суточный ритм «сон – бодрость»

Оценка 4.6
docx
30.12.2020
Конспект урока биологии в 8 классе Сон и его значение. Фазы сна. Суточный ритм «сон – бодрость»
Сон и его значение.docx

Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Краснодонская средняя школа № 8 имени защитника Луганской Народной Республики Виталия Парсанова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон и его значение. Фазы сна. Суточный ритм «сон – бодрость»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок биологии в 8 классе

учитель биологии: Азаренкова

Ирина Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

 

Тема урока: Сон и его значение. Фазы сна. Суточный ритм «сон – бодрость».

Цель: дать понятие об основном ритме жизни человека, установить фазы сна и их физиологическое значение, помочь учащимся определить индивидуальный суточный ритм «сон – бодрость».

Оборудование: карточки для тестирования.

I.                       Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель: Вы уже убедились, что вся наша сознательная и подсознательная деятельность связана с мозгом. Никакие другие чудеса света не могут сравниться с возможностями и способностями мозга. Он рождает гениев науки и искусства, чьи творения не умирают столетиями. Аккумулируя в себе наши наблюдения и наш опыт, он создает научную картину мира. Если верить народной сказке, где умная девочка отгадывает три загадки, то в мире самая богатая – земля, самая быстрая – мысль, а милее всего – сон: с ним забываешь все беды. Сон – это третья часть нашей жизни. «Сон – источник всех сил, бальзам для бальной души», - сказал Шекспир. Еще древние греки утверждали, что сном руководит бог – Гипнос. Его мать – богиня ночи Никс, каждый день с близнецами Гипносом и Танатосом отправляется по миру и приносит ночь. Гипнос окунает людей в сон, а его злой брат, бог смерти, готовит новые кадры для Аида. Могущество Гипноса настолько велико, что боги ему покоряются, спят. Сын Гипноса – Морфей, добродушный к людям. Он создает сновидения. Характер у него непостоянный: сегодня он может подарить страшный сон, а завтра уведет в райские кущи. Загадочное путешествие души – как только не трактуют сон! Он стоит того, чтобы поговорить о нем подробнее. Разве не странно, что сам мозг, который порождает чудеса, остается еще Страной Непознанного. Я приглашаю вас в эту страну. Наша остановка в этой стране – жизнь во время сна…

II.               Изучение нового материала.

1)                Понятие о ритме «сон – бодрость».

Учитель: В жизни, подобно морским приливам и отливам существует великий ритм. И главным ритмом у человека является ритм активности и покоя, сна и бодрости. Непрерывно вертится колесо 24-часовых суток. Вот подошла точка, когда вам, соответственно внутреннему состоянию, следует закрыть глаза и погрузиться в сон.

         «Сон – не более, чем плохая привычка», - заявлял Наполеон. Двое суток он пробовал доказать это своим примером, но на третьи сутки вынужден был  оставить военные дела и положить голову на подушку…

- Как спят животные? (ответы детей)

Мы рассмотрим периодичность функций в соответствии с ритмом «Сон-бодрость» (рассказ учителя, составление таблицы)

Признаки

Сон

Бодрость

Энергозатраты

Снижение

Повышение

Потребление кислорода

Снижение

Повышение

Депонирование крови

Повышение

Снижение

Частота дыхания

Снижение

Повышение

Легочная вентиляция

Снижение

Повышение

Пульс

Снижение

Повышение

Скорость кровообращения

Снижение

Повышение

Давление крови

Снижение

Повышение

Слюноотделение

Снижение

Повышение

Выделение желудочного сока

Снижение

Повышение

Трудоспособность (физическая, интеллектуальная)

Снижение

Повышение

 Продолжительность сна у людей:

         Человек без сна может обходиться намного меньше, чем без еды. Уже через 30-60 часов нарушается восприятие; через 90 часов появляются галлюцинации, через 200 – настоящий психоз. По одной из версий, македонский царь Персей умер в плену из-за того, что ему не давали спать. Лишение сна как метод психологического давления считается пыткой.

- Сколько же часов необходимо человеку для сна? (Бехтерев, Гёте, Шиллер – спали 5 часов, Эдисон, Наполеон, Гумбольт – 2-3 часа). Норма – 8 часов для взрослого).

2) Фазы сна:

А) медленный сон:

Первая стадия – исчезновение альфа-ритмов, появление тета-ритмов: засыпание.

Вторая стадия – поверхностный сон.

Третья и четвертая стадии – дельта-ритм (глубокий сон).

Б) Быстрый сон (парадоксальный).

Продолжительность циклов и стадий сна.

         У взрослых: 1 стадия – 5-10%, вторая – 45-50%, дельта-сон – 10-25%, быстрый сон – 17-25% общей продолжительности.

         У детей фазы постепенно формируются в обратном порядке.

3)Физиологическое значение сна.

Дельта-сон (восстановление обмена веществ, снятие информационного перенапряжения, запоминание).

Быстрый сон (защитная: повышение сопротивляемости, компенсация стресса)

4) Десинхронозы и их последствия.

Десинхронозы — различные расстройства биоритмов организма.

Такое состояние существенно нарушает работоспособность человека. При развитии десинхроноза люди сталкиваются с серьезными нарушениями концентрации, у них возникают частые головные боли и головокружения. Могут наблюдаться постоянные перепады настроения. Также патологические процессы становятся причиной бессонницы (в том числе и постоянной) по ночам, и выраженной сонливости днем. Возникает тревожность, расстройство пищеварения.

III.           Обобщение знания обучающихся:

Учитель: Сравните стихотворение А. Твардовского и цитату из романа Г.Гессе «Степной волк» О чем идет речь?

Час рассветный подъема,

 Час мой ранний люблю.

Ни в дороге, ни дома

Никогда не просплю.

Для меня в этом часе

Суток лучшая часть:

Непочатый в запасе

День, а жизнь началась.

Все под силу задачи,

Всех яснее одна.

Я хитер, я богаче

Тех, что спят допоздна…

«…Один из признаков Степного волка состоял в том, что он был человек вечерний. Утро было для него скверным временем суток, которого он боялся, и которое никогда не приносило ему ничего хорошего. Ни разу в жизни он не был утром по-настоящему весел, ни разу не сделал в предполуденные часы доброго дела, по утрам ему никогда не приходило в голову хороших мыслей, ни разу не доставил он утром радость себе и другим. Лишь во второй половине дня он понемногу теплел и оживлялся и лишь к вечеру, в хорошие свои дни, бывал плодовит, деятелен, а иногда горяч и радостен»....
         Среди нас есть «жаворонки» - 15-20%, каждый третий человек - «сова», приблизительно половина людей не замечает этих закономерностей.

         С помощью теста определите, кто вы?

1.   Трудно ли вам вставать рано утром:
а)   да, почти всегда;
б)   иногда;
в)   редко;
г)   крайне редко.
2.   Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать:

а) после 1 часа ночи;
б) с 23 часов 30 минут до 1 часа ночи;
в) с 22 часов до 23 часов 30 минут;
г) до 22 часов.

3.   Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения :
а) плотный;
б) менее плотный;
в) можно ограничиться вареным яйцом или бутербродом;
г) достаточно чашки чая или кофе.
4.   Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, то преимущественно в какое время они происходили:
а) в первой половине дня;
б) во второй половине дня. 5.   От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью:
а) от утреннего чая или кофе;
б) от вечернего чая.
6.   Насколько легко рушатся ваши привычки, связанные с принятием пищи
во время каникул или отпуска:
а) очень легко;
б) достаточно легко;
в) трудно;
г) остаются без изменения.
7.   Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком:
а) более чем на 2 часа;
б) на 1—2 часа;
в) меньше чем на час;
г) как обычно.
8.   Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании:
а) меньше минуты;
б) больше минуты.
Если в сумме вы набрали:
от 1 до 7 баллов, вы - "жаворонок".
от 8 до 13 баллов — аритмик, или "голубь"
от 14 до 20 баллов - "сова".

 

IV.            Подведение итога урока.


 

V.              

Государственное учреждение Луганской

Государственное учреждение Луганской

Тема урока: Сон и его значение

Тема урока: Сон и его значение

Легочная вентиляция Снижение

Легочная вентиляция Снижение

I. Обобщение знания обучающихся:

I. Обобщение знания обучающихся:

От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью: а) от утреннего чая или кофе; б) от вечернего чая

От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью: а) от утреннего чая или кофе; б) от вечернего чая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020