Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Краснодонская средняя школа № 8 имени защитника Луганской Народной Республики Виталия Парсанова»
Сон и его значение. Фазы сна. Суточный ритм «сон – бодрость»
Урок биологии в 8 классе
учитель биологии: Азаренкова
Ирина Сергеевна
2020
Тема урока: Сон и его значение. Фазы сна. Суточный ритм «сон – бодрость».
Цель: дать понятие об основном ритме жизни человека, установить фазы сна и их физиологическое значение, помочь учащимся определить индивидуальный суточный ритм «сон – бодрость».
Оборудование: карточки для тестирования.
I. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Учитель: Вы уже убедились, что вся наша сознательная и подсознательная деятельность связана с мозгом. Никакие другие чудеса света не могут сравниться с возможностями и способностями мозга. Он рождает гениев науки и искусства, чьи творения не умирают столетиями. Аккумулируя в себе наши наблюдения и наш опыт, он создает научную картину мира. Если верить народной сказке, где умная девочка отгадывает три загадки, то в мире самая богатая – земля, самая быстрая – мысль, а милее всего – сон: с ним забываешь все беды. Сон – это третья часть нашей жизни. «Сон – источник всех сил, бальзам для бальной души», - сказал Шекспир. Еще древние греки утверждали, что сном руководит бог – Гипнос. Его мать – богиня ночи Никс, каждый день с близнецами Гипносом и Танатосом отправляется по миру и приносит ночь. Гипнос окунает людей в сон, а его злой брат, бог смерти, готовит новые кадры для Аида. Могущество Гипноса настолько велико, что боги ему покоряются, спят. Сын Гипноса – Морфей, добродушный к людям. Он создает сновидения. Характер у него непостоянный: сегодня он может подарить страшный сон, а завтра уведет в райские кущи. Загадочное путешествие души – как только не трактуют сон! Он стоит того, чтобы поговорить о нем подробнее. Разве не странно, что сам мозг, который порождает чудеса, остается еще Страной Непознанного. Я приглашаю вас в эту страну. Наша остановка в этой стране – жизнь во время сна…
II. Изучение нового материала.
1) Понятие о ритме «сон – бодрость».
Учитель: В жизни, подобно морским приливам и отливам существует великий ритм. И главным ритмом у человека является ритм активности и покоя, сна и бодрости. Непрерывно вертится колесо 24-часовых суток. Вот подошла точка, когда вам, соответственно внутреннему состоянию, следует закрыть глаза и погрузиться в сон.
«Сон – не более, чем плохая привычка», - заявлял Наполеон. Двое суток он пробовал доказать это своим примером, но на третьи сутки вынужден был оставить военные дела и положить голову на подушку…
- Как спят животные? (ответы детей)
Мы рассмотрим периодичность функций в соответствии с ритмом «Сон-бодрость» (рассказ учителя, составление таблицы)
Признаки |
Сон |
Бодрость |
Энергозатраты |
Снижение |
Повышение |
Потребление кислорода |
Снижение |
Повышение |
Депонирование крови |
Повышение |
Снижение |
Частота дыхания |
Снижение |
Повышение |
Легочная вентиляция |
Снижение |
Повышение |
Пульс |
Снижение |
Повышение |
Скорость кровообращения |
Снижение |
Повышение |
Давление крови |
Снижение |
Повышение |
Слюноотделение |
Снижение |
Повышение |
Выделение желудочного сока |
Снижение |
Повышение |
Трудоспособность (физическая, интеллектуальная) |
Снижение |
Повышение |
Продолжительность сна у людей:
Человек без сна может обходиться намного меньше, чем без еды. Уже через 30-60 часов нарушается восприятие; через 90 часов появляются галлюцинации, через 200 – настоящий психоз. По одной из версий, македонский царь Персей умер в плену из-за того, что ему не давали спать. Лишение сна как метод психологического давления считается пыткой.
- Сколько же часов необходимо человеку для сна? (Бехтерев, Гёте, Шиллер – спали 5 часов, Эдисон, Наполеон, Гумбольт – 2-3 часа). Норма – 8 часов для взрослого).
2) Фазы сна:
А) медленный сон:
Первая стадия – исчезновение альфа-ритмов, появление тета-ритмов: засыпание.
Вторая стадия – поверхностный сон.
Третья и четвертая стадии – дельта-ритм (глубокий сон).
Б) Быстрый сон (парадоксальный).
Продолжительность циклов и стадий сна.
У взрослых: 1 стадия – 5-10%, вторая – 45-50%, дельта-сон – 10-25%, быстрый сон – 17-25% общей продолжительности.
У детей фазы постепенно формируются в обратном порядке.
3)Физиологическое значение сна.
Дельта-сон (восстановление обмена веществ, снятие информационного перенапряжения, запоминание).
Быстрый сон (защитная: повышение сопротивляемости, компенсация стресса)
4) Десинхронозы и их последствия.
Десинхронозы — различные расстройства биоритмов организма.
Такое состояние существенно нарушает работоспособность человека. При развитии десинхроноза люди сталкиваются с серьезными нарушениями концентрации, у них возникают частые головные боли и головокружения. Могут наблюдаться постоянные перепады настроения. Также патологические процессы становятся причиной бессонницы (в том числе и постоянной) по ночам, и выраженной сонливости днем. Возникает тревожность, расстройство пищеварения.
III. Обобщение знания обучающихся:
Учитель: Сравните стихотворение А. Твардовского и цитату из романа Г.Гессе «Степной волк» О чем идет речь?
Час рассветный подъема,
Час мой ранний люблю.
Ни в дороге, ни дома
Никогда не просплю.
Для меня в этом часе
Суток лучшая часть:
Непочатый в запасе
День, а жизнь началась.
Все под силу задачи,
Всех яснее одна.
Я хитер, я богаче
Тех, что спят допоздна…
«…Один из признаков Степного волка состоял в том, что он был
человек вечерний. Утро было для него скверным временем суток, которого он
боялся, и которое никогда не приносило ему ничего хорошего. Ни разу в жизни он
не был утром по-настоящему весел, ни разу не сделал в предполуденные часы
доброго дела, по утрам ему никогда не приходило в голову хороших мыслей, ни
разу не доставил он утром радость себе и другим. Лишь во второй половине дня он
понемногу теплел и оживлялся и лишь к вечеру, в хорошие свои дни, бывал
плодовит, деятелен, а иногда горяч и радостен»....
Среди нас есть «жаворонки» - 15-20%, каждый третий человек - «сова»,
приблизительно половина людей не замечает этих закономерностей.
С помощью теста определите, кто вы?
1.
Трудно ли вам вставать рано утром:
а) да, почти всегда;
б) иногда;
в) редко;
г) крайне редко.
2. Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились
бы спать:
а) после
1 часа ночи;
б) с 23 часов 30 минут до 1 часа ночи;
в) с 22 часов до 23 часов 30 минут;
г) до 22 часов.
3.
Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения :
а) плотный;
б) менее плотный;
в) можно ограничиться вареным яйцом или бутербродом;
г) достаточно чашки чая или кофе.
4. Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, то
преимущественно в какое время они происходили:
а) в первой половине дня;
б) во второй половине дня. 5. От чего вы могли бы отказаться с
большей легкостью:
а) от утреннего чая или кофе;
б) от вечернего чая.
6. Насколько легко рушатся ваши привычки, связанные с принятием
пищи
во время каникул или отпуска:
а) очень легко;
б) достаточно легко;
в) трудно;
г) остаются без изменения.
7. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше
вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком:
а) более чем на 2 часа;
б) на 1—2 часа;
в) меньше чем на час;
г) как обычно.
8. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный
минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании:
а) меньше минуты;
б) больше минуты.
Если в сумме вы набрали:
от 1 до 7 баллов, вы - "жаворонок".
от 8 до 13 баллов — аритмик, или "голубь"
от 14 до 20 баллов - "сова".
IV. Подведение итога урока.
V.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.