Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Краснодонская средняя школа № 8 имени защитника Луганской Народной Республики Виталия Парсанова»
Заболевания половых органов. Венерические болезни, их профилактика.
Урок биологии в 8 классе
учитель биологии: Азаренкова
Ирина Сергеевна
2020
Тема урока: Заболевания половых органов. Венерические болезни, их профилактика.
Цель: дать понятие о венерических болезнях, их видах, путях передачи, возбудителях, признаках и способах профилактики; осуществлять моральное, гигиеническое воспитание.
Оборудование: самодельные таблицы «Венерические заболевания».
1. Актуализация опорных знаний обучающихся.
Игра-викторина (использование знаний в нестандартных условиях):
Учитель:
Попробуйте объяснить следующие явления:
1) Прослушайте отрывок стихотворения:
Живу
не бедно и не худо
И помню: каждому из нас
Рожденье, как земное чудо,
Даровано всего лишь раз.
А,
может в день рожденья мой
Была у жизни на примете
Не я, а кто-нибудь другой?
Я не увидела бы света,
Не услыхала пенья птиц,
И я не встретила бы где-то
Мне дорогих и милых лиц.
Вокруг чудесно и без рая,
И без надуманных прикрас...
Не мы природу выбираем.
Природа выбирает нас.
- Как вы понимаете смысл это стихотворения?
2) По каким причинам кормление ребенка в первые месяцы жизни молоком животных вместо молока матери, довольно опасно? Как можно сделать молоко животных более безопасным для ребенка?
3) Какой гормон регулирует рост? Где он вырабатывается?
4) В Ливане ребенка перестают считать малышом с появлением у него первых постоянных коренных зубов. Как вы думает, почему?
5) Когда впервые появляются отличия в росте, созревании между мальчиками и девочками? Как это можно объяснить?
6) Есть так называемый филиппинский тест: правая рука ребенка кладется поперек середины темя, пальцы вытягиваются в направлении левого уха. Показатель считается положительным, если кончики пальцев достают хотя бы до верхнего края уха. Как вы думаете, к чему в этом случае готов ребенок и почему? (к поступлению в школу).
7) Что такое мутация голоса, от чего она зависит и почему она наиболее выражена у мальчиков?
8) Почему подростковый возраст называют переходным?
9) Почему необходимо относиться с особенным вниманием к своему здоровью именно в этом возрасте?
10) Почему «переходный возраст» доставляет больше хлопот родителям и учителям?
11) Почему, несмотря на акселерацию, современная молодежь не зрелая?
12) В каких сферах деятельности необходимо особенно считаться с акселерацией?
13) Почему у жителей горных районов Азии половое созревание замедлено? (Сниженное количество кислорода, характер питания, изоляция, нарушения работы щитовидной железы).
14) Показателями биологического возраста человека считают: жизненную емкость легких, артериальное давление, частоту пульса, уровень холестерина в крови, мышечную силу кисти руки, уровень половых гормонов, способность кристаллика глаза к аккомодации, остроту зрения, слуха, ловкость движений, гибкость суставов, количество вылеченных зубов, уровень внимания и памяти.
Попробуйте доказать, что каждый из этих показателей действительно может быть показателем биологического возраста человека.
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся:
Учитель:
Человек всегда желает жить долго, счастливо, иметь семью, детей. Но нередко на пути к этому возникают преграды: болезни половой системы. Их причины бывают разные, но чаще всего – невнимательность к своему здоровью, неосмотрительность, доверие к человеку, который его не заслуживает. Как последствие – душевная боль, аборты, венерические заболевания, которые часть лишают женщину счастья быть матерью. А еще – легкомыслие:
Любовь - блеск солнечный, дождю идущий вслед,
А похоть - мрак грозы вослед за блеском света;
Любовь всегда свежа, как яркий вешний цвет,
А похоти зима приходит раньше лета;
В любви нет жадности, - в обжорстве похоть мрет;
В любви - все истина, а похоть вечно лжет.
Вильям Шекспир
Статистика свидетельствует: 4-6% больных сифилисом каждый год умирают в возрасте от 21 до 40 лет, каждые три из четырех больных – самоубийцы… В древности, на площадях городов появлялся вестник и, объявляя указ, призывал: «Слушайте! И не говорите, что вы не слышали!» Я обращаюсь к вам с тем же призывом. Надеюсь, что знания, полученные на этом уроке, станут той силой, которая сдержит вас от неосторожного шага!
3. Изучение нового материала:
1) Происхождение названия «венерические заболевания».
Венера - богиня любви, красоты - она появилась на свет из морской пены и была прекраснее всех на свете. Всем известно, что венерические заболевания передаются половым путем, поэтому в 1527 году предложили их объединить под одним названием "венерические", которые и являлись плодом любви. Современное название – инфекции, передающиеся половым путем (ИППП).
2) Характеристика венерических заболеваний (рассказ учителя, беседа, заполнение таблицы):
Заболевание |
Пути заражения |
Признаки |
Лечение |
Способы профилактики |
Сифилис (бледная спирохета) |
Половой контакт, очень редко бытовой |
Инкубационные период 3-4 недели, образование безболезненного твердого шанкра на половых органах, увеличение лимфоузлов, сыпь на теле, поражение всех систем организма, паралич, слепота, глухота, смерть |
Антибиотики под контролем врача |
Регулярные обследования «групп риска», диспансеризация, контроль крови доноров, беременных женщин, личная гигиена, гигиена половых отношений |
Гонорея (триппер), гонококк |
Половой контакт, бытовой |
Инкубационные период 2-21 день, боль при мочеиспускании, гной, простатит, бесплодие |
Антибиотики под контролем врача |
Регулярные обследования «групп риска», диспансеризация, контроль крови доноров, беременных женщин, личная гигиена, гигиена половых отношений |
Генитальный герпес (вирус II) |
Половой контакт |
Красные высыпания, образования, боль, температура, у зародыша – слепота, глухота, нередко смерть |
Радикально не вылечивается |
Регулярные обследования «групп риска», диспансеризация, контроль крови доноров, беременных женщин, личная гигиена, гигиена половых отношений |
Хламидиоз |
Половой контакт |
На 7-21 день; боль при мочеиспускании, гной. Приводит к бесплодию |
Антибиотики под контролем врача |
Регулярные обследования «групп риска», диспансеризация, контроль крови доноров, беременных женщин, личная гигиена, гигиена половых отношений |
Генитальные полипы (вирус) |
Половой контакт |
Через 1-6 месяцев |
Прижигание жидким азотом в лечебном учреждении |
Гигиена половых отношений |
Трихомоноз (трихомонада) |
Половой контакт |
Гнойные выделения |
Лечение под контролем врача |
Регулярные обследования «групп риска», диспансеризация, контроль крови доноров, беременных женщин, личная гигиена, гигиена половых отношений |
3) Другие болезни половых органов (рассказ учителя, сообщение учащихся).
4. Обобщение и систематизация знаний обучающихся.
1) Обсуждение вопроса «Пути профилактики заболеваний половой системы»
2) Беседа:
- Могут ли венерические болезни передаваться бытовым путем?
- Как можно узнать, что человек болеет венерическим заболеванием?
- Какие венерические заболевания влияют на будущих потомков?
- Почему венерические заболевания часто приводят к бесплодию?
- Почему эти болезни называют «болезнями поведения»?
- Почему, не смотря на решительную борьбу с этими болезнями, они до сих пор не ликвидированы?
5. Подведение итога урока.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.