Конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме Е.Носов «Трудный хлеб».
Оценка 5

Конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме Е.Носов «Трудный хлеб».

Оценка 5
docx
27.04.2020
Конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме Е.Носов «Трудный хлеб».
Урок чтения по теме - Трудный хлеб.docx

Конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме Е.Носов «Трудный хлеб».

Цель:

познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».

Задачи:

• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;
• корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся;
• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово о писателе Е.И.Носове.

- Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/13249_a39f5c5bf2535e055287ef92d7951f5e.jpg.jpg

- Почему я начала урок с этой фамилии?
- Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.

2. Опрос дом. задания - из автобиографии писателя.

- Откуда родом Е. Носов?                         
- В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война?
- В каких войсках воевал Е.Носов? 
- Что случилось с Е. Носовым в конце войны?
- О ком и в связи с чем так писал  Е.Носов:  «Я был старше их на целую войну…»
Вывод:  Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е.И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с его  рассказом.

3.Подготовка к восприятию текста.

- Найдите способ прочитать название рассказа по звездочкам. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/13249_349906252962248ec81132ab0fe33b42.jpg.jpg

-  Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».
- Что мы называем хлебом, какой он бывает?
- Что обозначает слово «трудный?  (Требующий большого труда, напряжения.)
- может ли хлеб быть трудным?   А лёгким…?
- Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?
- Что вы любите в животных?
- Чувствуют ли животные любовь? Как?
- Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью… 
- Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.

4. Словарная работа

А)  Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.    

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/13249_2216d5158a6cc1d292b7e52bbba48258.png.jpg

Б)  Работа по карточке 1. 
Карточка 1.
I вариант
Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами.
Глухой лесной ___________  
Прилетела пара __________ 
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Охотник достал ломоть хлеба из ______________
II вариант
Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами.
Прилетела пара __________ 
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.
(Коллективная проверка)
- Крохаль – это порода диких уток.  А какие виды диких уток обитают у нас в Амурской области?  

                          ДИКИЕ УТКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 (чёрная кряква, клоктун, серая утка, мандаринка, чешуйчатый крохаль, белоглазый нырок, огарь и др.)

В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/13249_33e379ff57646fe2ba120b83df2873be.jpg.jpg

- Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. ( показ на картинке).

 А какие виды рыб обитают в водоемах Амурской области?    

РЫБЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

(калуга, амурский осётр, кета, горбуша, лещ чёрный, чёрный амур, сом, щука, карась, щука)

-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/13249_217b96efbbb31662b721d390eaf12ca8.jpg.jpg

- Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.

http://www.rus-spaniel.ru/img/picb263.jpg

4. Физминутка для глаз (Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5; Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль(считать до 5).

 5.-  Прежде чем мы начнем  работать по тексту,  прочитаем  цитаты:

 

 «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»

                            А. Шопенгауэр

 

«По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек»

                                            А. Боссе

- Какие словосочетания выделены в этих цитатах? (сострадание к животным, отношение к собаке, добрый человек)

 

- А связаны ли эти словосочетания с темой рассказа Е. Носова мы ответим в конце урока.

6. Чтение текста учителем и сильными учащимися

7.Работа по тексту.

А) Анализ рассказа.
- О ком этот рассказ?
-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
- Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником? 
- Как охотник ведет себя с  Чангом? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)
- Продолжите фразу:
Охотник относился к Чангу … (как?)        (по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)
- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?
- В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)
- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)
- Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?
- Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.
  - Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)
- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)
- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)
- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)
- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)
- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»).
- Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности).
- За что можно уважать хозяина Чанга?
Б)  Закрепление
-Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны?
Карточка 2. 
Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.
Короткий стёганый ватник                       Чанг
Чёрный шелковистый жилет                       крохаль
Чёрный сюртук, белая рубашка                   охотник
(Коллективная проверка)

8. Вернемся к цитате, прочитанной в начале урока:

«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»

                                   А. Шопенгауэр

 

- А сострадание – это что?  (Сострадание   -    жалость,    сочувствие,   вызываемые    чьим-нибудь несчастьем, горем.)

 

Только того, кто может сострадать, можно назвать добрым человеком.

Значит, хозяин собаки – добрый человек. Но он ведь не только сострадает своему другу, но и уважает его.

 

( Значение слова «уважение»:

1. Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п. 

2. Уважительное  отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей и т.п.)

 

Охотник относится к Чангу как к человеку, которому нужна помощь. Он даже на охоту ходил только из-за своего питомца, чтобы тот чувствовал себя нужным и полноценным,  был настоящим охотничьим псом.

 

Еще раз прочитаем вторую цитату:

«По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек»

                                                                                                        А. Боссе

 

И мы, действительно, можем многое сказать о человеке по тому, как он относится к собаке, особенно, если собака нуждается в помощи.

 

- А как вы относитесь к фразе рыболова-рассказчика «А не лучше ли вам завести другую собаку?»

 

- Как вы думаете, понял ли рыбак, что задал неосторожный вопрос?

- Почувствовал ли он неловкость за этот вопрос?

 

Антон Павлович Чехов говорил: «Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой»

 

-Стало ли стыдно рыбаку?

-Да. Ведь собака Чанг, не смотря на свою слепоту, «зарабатывает свой хлеб». И этот хлеб – «трудный», т.к. требует особых усилий. Хлеб честно заработанный.

И это понял охотник, т.к он перестал жалеть убитую птицу. Автор рассказа Е. Носов хотел сказать читателю, что хлеб не может быть «легким», его нужно зарабатывать трудом, и этот труд заслуживает уважения. Поэтому. Наверное, и дано такое название произведению.

9. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»

                           I вариант
1. Осень в лесу развешивает…:
А)  дождинки
Б)  кормушки
В)  хрустальные сети паутины
2.  Какие гости прилетели с далёкого севера?
А)  крохали
Б)  гуси
В)  рябчики
3.  Как звали спаниеля?
А)  Ганг
Б)  Чанг
В)  Манч
4.  У Чанга были…:
А)  короткие гладкие уши
Б)  длинная рыжая шерсть
В)  длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А)  убитую птицу
Б)  ломоть хлеба
В)  ружьё
6.  При виде летящего хлеба Чанг…:
А)  спокойно стоял, глядя на хозяина
Б)  побежал к хозяину
В)  кинулся ловить хлеб
7.  Автор поймал в реке…:
А)  мелкую плотву
Б)  крупного карася
В)  крупную плотвицу
                         II вариант
1. Осень в лесу развешивает…:
А)  дождинки
Б)   хрустальные сети паутины
2.  Какие гости прилетели с далёкого севера?
А)  крохали
Б)  гуси
3.  Как звали спаниеля?
А)  Ганг
Б)  Чанг
4.  У Чанга были…:
А) длинные лохматые уши
Б)  рыжая шерсть
5. Охотник достал из ягдташа…:
А)  убитую птицу
Б)  ломоть хлеба
6.  При виде летящего хлеба Чанг…:
А)  спокойно стоял, глядя на хозяина
Б)  побежал к хозяину
7.  Автор поймал в реке…:
А)  крупную плотвицу 
Б)  крупного карася
(коллективная проверка)

10.Итог урока. Рефлексия.

- Какова тема произведения? Только ли главное в тексте, что «хлеб» должен быть «трудным», т.е честно заработанным?

- Тема рассказа о сострадательном и уважительном отношении ко всему живому, о настоящей дружбе без предательств, о духовные ценностях, нравственных законах, по которым живет хозяин слепой собаки.

- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?
- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?
(Учащиеся  отвечают)
-Чему научил вас сегодняшний урок?
Обобщение учителя:
Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

11. Домашнее задание:

стр. 208 -212, вопр. 1-5, (1 группа-пересказ).


 

Конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной ) школы

Конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной ) школы

Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб»

Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб»

Охотник достал ломоть хлеба из ______________

Охотник достал ломоть хлеба из ______________

Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке

Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке

Чтение текста учителем и сильными учащимися 7

Чтение текста учителем и сильными учащимися 7

Соедини стрелками героя рассказа с его описанием

Соедини стрелками героя рассказа с его описанием

Стало ли стыдно рыбаку? -Да.

Стало ли стыдно рыбаку? -Да.

Б) хрустальные сети паутины 2

Б) хрустальные сети паутины 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020