Конспект урока "Что такое концерт?"
Оценка 4.6

Конспект урока "Что такое концерт?"

Оценка 4.6
docx
30.05.2022
Конспект урока "Что такое концерт?"
концерт.docx

Конспект  урока музыки «Что такое концерт?»

Дубровина Любовь Анатольевна учитель музыки МБОУ СШ №17  городского округа- город Камышин Волгоградской области.

 

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Проблема: Что такое концерт?

Цель урока: знакомство с инструментальным жанром «концерт», закрепление и обобщение знаний учащихся о музыкальных жанрах, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная:  познакомить с  финалом первого концерта Чайковского, с украинским фольклором, закрепить полученные знания об инструментальных и вокальных жанрах музыки и инструментах симфонического оркестра.

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал. развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

 

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи  музыки, презентация слайдов к уроку, портрет композитора П.И. Чайковского,  репродукция картины К. Сомова «Концерт», карточки для обратной связи, картинки третий лишний, слова песни, индивидуальные листы кроссворда и карты самооценки учащихся.

План урока

1.Орг. момент.

2. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

3. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

4. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

5. Итог урока.

6. Рефлексия.

 

Ход урока

1.     Орг. момент.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Здравствуйте, Любовь Анатольевна!

(Слайд №1)

Вхождение в урок. Звучит фрагмент первого концерта П.И. Чайковского.

Учитель: Ребята, чему вы сегодня удивлялись? А моё удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. И вот как это было:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло.

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы поприветствуем друг друга.

 На фоне музыки:

Учитель: Доброе утро, ребята! Я желаю вам творчески  провести этот урок, увидеть  и услышать много интересного и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.

 

  2.Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

 

 (слайд №2)

Учитель: За окном весна и у нас хорошее настроение. А что нам может создать это хорошее настроение?

 Ответы детей (Ярко светит солнце, журчат ручьи, весело щебечут птицы…)

Учитель:  «Вслушайся, весь мир поет 

                    Шорох, свист и щебет

                    Музыка во всем живет

                    Мир ее волшебен».

Учитель: Ребята, вы знаете, что такое концерт?

 Ответы детей (Это представление, на котором выступают артисты…)

Учитель: Правильно. Но в конце урока мы сможем дать еще одно определение понятия концерт.

 

3.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

 

(слайд №3)

Учитель: Концерт  в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие.

В чем же здесь секрет? Исполняя концерт, солист, как бы соревнуется с оркестром, и в то же время он согласует с ним свою игру для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора.

(слайд №4)

Учитель: Концерты для разных инструментов писали Бах, Моцарт, Бетховен, Григ, Прокофьев и многие другие композиторы в различное время года. А у нас весна. Все кругом оживает, на деревьях набухают почки, и, конечно же, распускаются первые весенние цветы. И сегодня на уроке мы с вами будем составлять букет весенних цветов из музыкальных жанров. Ребята, вы знаете, что такое жанр?

Ответы детей (Вид музыки)

(слайд №5)

Учитель: Правильно, ребята, молодцы! Слово «жанр» в переводе с французского и латинского языков означает - вид, манера, тип. Одним словом жанр - это исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений. Определяется жанр обычно по разным признакам: характер тематики, средства выражения, состав исполнителей и т.д. Какие же жанры музыки вы знаете?

 Ответы детей  (Песня, танец, марш, романс былина, ария, кантата, кант, симфония, пьеса…)

 (Учащиеся называют жанры, а учитель ставит в вазу заранее приготовленные цветы с названиями жанров).

Учитель: Вот какой замечательный букет получился у нас! И сейчас мы его постараемся этот букет разделить на два букета. В музыке жанры подразделяются на вокальные и инструментальные (Учитель показывает заранее сделанные корзины) В одну корзинку мы будем складывать цветы с названиями инструментальных жанров, а в другую с названиями вокальных жанров.

Приложение 1

(Учащиеся классифицируют цветы по жанрам) Все вместе проверяем.

Учитель: Молодцы, ребята! Все правильно!

На экране портрет П.И. Чайковского.

(слайд №6)

Учитель: Ребята, кто-нибудь узнал этого композитора?

 Ответы детей (Чайковский)

Учитель: Молодцы, ребята! Это Пётр Ильич Чайковский. Он считается одним из самых величайших композиторов в истории музыки

(слайд №7)

Учитель:  Скажите, пожалуйста, какие произведения  Петра Ильича Чайковского вы когда-нибудь слышали?

 Ответы детей.

Учитель: Пианистам всего мира известен  «Первый концерт для фортепиано с оркестром»    П. И. Чайковского. Именно это произведение звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве, который носит его имя.

Послушайте, пожалуйста, как звучит главная тема первой части концерта Чайковского?

Приложение 2

Прослушивание и просмотр фрагмента главной темы концерта.

Учитель: Кто сейчас участвовал в концерте?

Ответы детей. (Симфонический оркестр, солист-пианист)

Учитель: Солист просто исполнял свою партию или старался «переиграть» оркестр?

Ответы детей.

Учитель: Что происходит между солистом и симфоническим оркестром?

Ответы детей.  (Состязание)

Учитель: Кто участвовал в музыкальном состязании?

Ответы детей. (Фортепиано и симфонический оркестр).

Учитель: Верно, это концерт для фортепиано с оркестром.

Учитель: Можно сказать, что это произведение инструментальное?

 Ответы детей.

Учитель: А какие инструменты  вы услышали?

 Ответы детей (Перечисление инструментов)

Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо знаете инструменты.

(слайд №8)

         Беседа по картине.

Учитель: А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран. Русский художник Константин Андреевич К. Сомов создал картину «Концерт». Какой концерт он изобразил? (выступает девушка-певица в сопровождении виолончели)

Учитель: Почему картина называется Концерт?

Ответы учащихся

 Почему кроме реальных девушек на картине присутствуют ангелы? 

Ответы учащихся

Учитель: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились и с этим заданием.  

А сейчас мы сделаем разминку для глаз.

(слайд №9)

(на слайде по щелчку появляются и исчезают подвижные картинки за которыми следует следить глазами)

Учитель: Садитесь, пожалуйста, удобней для вокальной работы.

(Вокально-хоровые упражнения)

(слайд № 10)

Учитель: Сегодня мы с вами разучим украинскую песню «Веснянка»

Приложение 3                              

Учитель: Скажите, пожалуйста, к какому жанру музыки относится песня-закличка?  К вокальному или инструментальному?

Разучиваем песню.

Дети водят хоровод.

Учитель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы успешно справились.

А сейчас мы послушаем третью часть концерта (Финал) П.И.Чайковского. И когда вы будете слушать фрагмент, обратите, пожалуйста, внимание, может он вам что-нибудь напомнит. На какое произведение похожа эта музыка?

Прослушивание фрагмента.

Ответы учащихся

Учитель: Правильно. В третью часть концерта – финал – Чайковский включил украинскую народную песню - закличку «Веснянка».

Давайте  исполним ее.

Дети исполняют «Веснянку»

Учитель: А теперь послушайте, как она звучит в концерте П. Чайковского. Изменяется ли ее характер при повторениях?

Прослушивание фрагмента

Ответы детей.

Учитель: Как «Веснянка» звучит в партии фортепиано?

Ответы учащихся

Учитель: Как она звучит у симфонического оркестра?

Ответы учащихся

Учитель: П.И. Чайковский очень любил свою Родину, и часто об этом писал в письмах своим друзьям, сидя в своем уютном кабинете. «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!». Как вы понимаете эту фразу?

 Ответы учащихся

Учитель: П.И. Чайковский, как и многие композиторы, любил музыку народную и часто он использовал ее в своих произведениях. Но не только музыку русского народа любил Пётр Ильич. В музыке «Первого концерта» Чайковский использовал украинские народные темы. Прослушайте еще раз фрагмент концерта и представьте картины, которые вы увидели в своем воображении.

 Прослушивание фрагмента.

Учитель: Ребята! Поделитесь своими мыслями друг с другом.

(учащиеся высказывают свои мысли)

 

4.Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

 

Учитель: Произведения, созданные в жанре концерт, увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему вновь пережить воспоминания, задуматься о настоящем или о будущем.

Композиторы, русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов (скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса) и симфонического оркестра.

Давайте вспомним инструменты симфонического оркестра.

Работа в группах. (Детям раздаются фрагменты инструментов в виде мозаики,  учащиеся должны правильно сложить картинку и назвать инструмент).

Приложение 4

Индивидуальная работа. Игра. «Третий лишний»

Нескольким ребятам раздаются карточки с названием вокальных и инструментальных жанров музыки. Следует определить какой жанр лишний.

Другим - карточки с картинками различных инструментов, где учащиеся определяют какой инструмент лишний, объяснив при этом почему.

Приложение 5

(слайд № 11)

Рассказ по картинке.

(слайд № 12)

Кроссворд.

Приложение 6

Учитель: Ребята! Если вы правильно ответите на все вопросы, то по вертикали сможете прочитать ключевое слово.

(слайд № 13)

 

 5. Итог урока.

 

Учитель: Так что же такое концерт?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно!

(слайд № 14)

Концерт – музыкальный жанр.

(слайд № 15)

Концерт – это музыкальное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра.

Учитель: Запишите, пожалуйста, это определение в словарь.

(слайд № 16)

Учитель: Итак, что нового вы узнали на уроке?

Ответы учащихся

Учитель: Что вам особенно понравилось?

Ответы учащихся

Учитель: О чем вы расскажете своим друзьям и родителям?

Ответы учащихся

 

6. Рефлексия.

 

Учитель: Заполните карту самооценки. (Раздаются карты самооценки ребят)

Приложение 7

Учитель: Украсьте дерево цветами. Если вам было всё понятно и интересно – прикрепите красные цветочки, если вы что-то не поняли – жёлтые, а если ничего не поняли, и вам было не интересно – синие.

Приложение 8

 (слайд № 17)

Учитель: Спасибо за работу на уроке! Слушайте музыку и будьте здоровы!


 

Конспект урока музыки « Что такое концерт?»

Конспект урока музыки « Что такое концерт?»

Заглянул в моё окно. На ладони появилось

Заглянул в моё окно. На ладони появилось

Ребята, вы знаете, что такое жанр?

Ребята, вы знаете, что такое жанр?

Ответы детей. (Состязание)

Ответы детей. (Состязание)

Учитель: Как «Веснянка» звучит в партии фортепиано?

Учитель: Как «Веснянка» звучит в партии фортепиано?

Итог урока. Учитель: Так что же такое концерт?

Итог урока. Учитель: Так что же такое концерт?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2022