Конспект урока "Что такое концерт?"

  • docx
  • 30.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала концерт.docx

Конспект  урока музыки «Что такое концерт?»

Дубровина Любовь Анатольевна учитель музыки МБОУ СШ №17  городского округа- город Камышин Волгоградской области.

 

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Проблема: Что такое концерт?

Цель урока: знакомство с инструментальным жанром «концерт», закрепление и обобщение знаний учащихся о музыкальных жанрах, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная:  познакомить с  финалом первого концерта Чайковского, с украинским фольклором, закрепить полученные знания об инструментальных и вокальных жанрах музыки и инструментах симфонического оркестра.

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал. развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

 

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи  музыки, презентация слайдов к уроку, портрет композитора П.И. Чайковского,  репродукция картины К. Сомова «Концерт», карточки для обратной связи, картинки третий лишний, слова песни, индивидуальные листы кроссворда и карты самооценки учащихся.

План урока

1.Орг. момент.

2. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

3. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

4. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

5. Итог урока.

6. Рефлексия.

 

Ход урока

1.     Орг. момент.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Здравствуйте, Любовь Анатольевна!

(Слайд №1)

Вхождение в урок. Звучит фрагмент первого концерта П.И. Чайковского.

Учитель: Ребята, чему вы сегодня удивлялись? А моё удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. И вот как это было:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло.

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы поприветствуем друг друга.

 На фоне музыки:

Учитель: Доброе утро, ребята! Я желаю вам творчески  провести этот урок, увидеть  и услышать много интересного и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.

 

  2.Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

 

 (слайд №2)

Учитель: За окном весна и у нас хорошее настроение. А что нам может создать это хорошее настроение?

 Ответы детей (Ярко светит солнце, журчат ручьи, весело щебечут птицы…)

Учитель:  «Вслушайся, весь мир поет 

                    Шорох, свист и щебет

                    Музыка во всем живет

                    Мир ее волшебен».

Учитель: Ребята, вы знаете, что такое концерт?

 Ответы детей (Это представление, на котором выступают артисты…)

Учитель: Правильно. Но в конце урока мы сможем дать еще одно определение понятия концерт.

 

3.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

 

(слайд №3)

Учитель: Концерт  в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие.

В чем же здесь секрет? Исполняя концерт, солист, как бы соревнуется с оркестром, и в то же время он согласует с ним свою игру для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора.

(слайд №4)

Учитель: Концерты для разных инструментов писали Бах, Моцарт, Бетховен, Григ, Прокофьев и многие другие композиторы в различное время года. А у нас весна. Все кругом оживает, на деревьях набухают почки, и, конечно же, распускаются первые весенние цветы. И сегодня на уроке мы с вами будем составлять букет весенних цветов из музыкальных жанров. Ребята, вы знаете, что такое жанр?

Ответы детей (Вид музыки)

(слайд №5)

Учитель: Правильно, ребята, молодцы! Слово «жанр» в переводе с французского и латинского языков означает - вид, манера, тип. Одним словом жанр - это исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений. Определяется жанр обычно по разным признакам: характер тематики, средства выражения, состав исполнителей и т.д. Какие же жанры музыки вы знаете?

 Ответы детей  (Песня, танец, марш, романс былина, ария, кантата, кант, симфония, пьеса…)

 (Учащиеся называют жанры, а учитель ставит в вазу заранее приготовленные цветы с названиями жанров).

Учитель: Вот какой замечательный букет получился у нас! И сейчас мы его постараемся этот букет разделить на два букета. В музыке жанры подразделяются на вокальные и инструментальные (Учитель показывает заранее сделанные корзины) В одну корзинку мы будем складывать цветы с названиями инструментальных жанров, а в другую с названиями вокальных жанров.

Приложение 1

(Учащиеся классифицируют цветы по жанрам) Все вместе проверяем.

Учитель: Молодцы, ребята! Все правильно!

На экране портрет П.И. Чайковского.

(слайд №6)

Учитель: Ребята, кто-нибудь узнал этого композитора?

 Ответы детей (Чайковский)

Учитель: Молодцы, ребята! Это Пётр Ильич Чайковский. Он считается одним из самых величайших композиторов в истории музыки

(слайд №7)

Учитель:  Скажите, пожалуйста, какие произведения  Петра Ильича Чайковского вы когда-нибудь слышали?

 Ответы детей.

Учитель: Пианистам всего мира известен  «Первый концерт для фортепиано с оркестром»    П. И. Чайковского. Именно это произведение звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве, который носит его имя.

Послушайте, пожалуйста, как звучит главная тема первой части концерта Чайковского?

Приложение 2

Прослушивание и просмотр фрагмента главной темы концерта.

Учитель: Кто сейчас участвовал в концерте?

Ответы детей. (Симфонический оркестр, солист-пианист)

Учитель: Солист просто исполнял свою партию или старался «переиграть» оркестр?

Ответы детей.

Учитель: Что происходит между солистом и симфоническим оркестром?

Ответы детей.  (Состязание)

Учитель: Кто участвовал в музыкальном состязании?

Ответы детей. (Фортепиано и симфонический оркестр).

Учитель: Верно, это концерт для фортепиано с оркестром.

Учитель: Можно сказать, что это произведение инструментальное?

 Ответы детей.

Учитель: А какие инструменты  вы услышали?

 Ответы детей (Перечисление инструментов)

Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо знаете инструменты.

(слайд №8)

         Беседа по картине.

Учитель: А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран. Русский художник Константин Андреевич К. Сомов создал картину «Концерт». Какой концерт он изобразил? (выступает девушка-певица в сопровождении виолончели)

Учитель: Почему картина называется Концерт?

Ответы учащихся

 Почему кроме реальных девушек на картине присутствуют ангелы? 

Ответы учащихся

Учитель: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились и с этим заданием.  

А сейчас мы сделаем разминку для глаз.

(слайд №9)

(на слайде по щелчку появляются и исчезают подвижные картинки за которыми следует следить глазами)

Учитель: Садитесь, пожалуйста, удобней для вокальной работы.

(Вокально-хоровые упражнения)

(слайд № 10)

Учитель: Сегодня мы с вами разучим украинскую песню «Веснянка»

Приложение 3                              

Учитель: Скажите, пожалуйста, к какому жанру музыки относится песня-закличка?  К вокальному или инструментальному?

Разучиваем песню.

Дети водят хоровод.

Учитель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы успешно справились.

А сейчас мы послушаем третью часть концерта (Финал) П.И.Чайковского. И когда вы будете слушать фрагмент, обратите, пожалуйста, внимание, может он вам что-нибудь напомнит. На какое произведение похожа эта музыка?

Прослушивание фрагмента.

Ответы учащихся

Учитель: Правильно. В третью часть концерта – финал – Чайковский включил украинскую народную песню - закличку «Веснянка».

Давайте  исполним ее.

Дети исполняют «Веснянку»

Учитель: А теперь послушайте, как она звучит в концерте П. Чайковского. Изменяется ли ее характер при повторениях?

Прослушивание фрагмента

Ответы детей.

Учитель: Как «Веснянка» звучит в партии фортепиано?

Ответы учащихся

Учитель: Как она звучит у симфонического оркестра?

Ответы учащихся

Учитель: П.И. Чайковский очень любил свою Родину, и часто об этом писал в письмах своим друзьям, сидя в своем уютном кабинете. «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!». Как вы понимаете эту фразу?

 Ответы учащихся

Учитель: П.И. Чайковский, как и многие композиторы, любил музыку народную и часто он использовал ее в своих произведениях. Но не только музыку русского народа любил Пётр Ильич. В музыке «Первого концерта» Чайковский использовал украинские народные темы. Прослушайте еще раз фрагмент концерта и представьте картины, которые вы увидели в своем воображении.

 Прослушивание фрагмента.

Учитель: Ребята! Поделитесь своими мыслями друг с другом.

(учащиеся высказывают свои мысли)

 

4.Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

 

Учитель: Произведения, созданные в жанре концерт, увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему вновь пережить воспоминания, задуматься о настоящем или о будущем.

Композиторы, русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов (скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса) и симфонического оркестра.

Давайте вспомним инструменты симфонического оркестра.

Работа в группах. (Детям раздаются фрагменты инструментов в виде мозаики,  учащиеся должны правильно сложить картинку и назвать инструмент).

Приложение 4

Индивидуальная работа. Игра. «Третий лишний»

Нескольким ребятам раздаются карточки с названием вокальных и инструментальных жанров музыки. Следует определить какой жанр лишний.

Другим - карточки с картинками различных инструментов, где учащиеся определяют какой инструмент лишний, объяснив при этом почему.

Приложение 5

(слайд № 11)

Рассказ по картинке.

(слайд № 12)

Кроссворд.

Приложение 6

Учитель: Ребята! Если вы правильно ответите на все вопросы, то по вертикали сможете прочитать ключевое слово.

(слайд № 13)

 

 5. Итог урока.

 

Учитель: Так что же такое концерт?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно!

(слайд № 14)

Концерт – музыкальный жанр.

(слайд № 15)

Концерт – это музыкальное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра.

Учитель: Запишите, пожалуйста, это определение в словарь.

(слайд № 16)

Учитель: Итак, что нового вы узнали на уроке?

Ответы учащихся

Учитель: Что вам особенно понравилось?

Ответы учащихся

Учитель: О чем вы расскажете своим друзьям и родителям?

Ответы учащихся

 

6. Рефлексия.

 

Учитель: Заполните карту самооценки. (Раздаются карты самооценки ребят)

Приложение 7

Учитель: Украсьте дерево цветами. Если вам было всё понятно и интересно – прикрепите красные цветочки, если вы что-то не поняли – жёлтые, а если ничего не поняли, и вам было не интересно – синие.

Приложение 8

 (слайд № 17)

Учитель: Спасибо за работу на уроке! Слушайте музыку и будьте здоровы!