конспект урока что у нас под ногами

  • Работа в классе
  • docx
  • 15.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конспект урока что у нас под ногами.
Иконка файла материала Что у нас под ногами....docx

Предмет: Окружающий мир

 

Тема урока: Что у нас под ногами?

Тип урока: изучение нового материала

Учебник: А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс.( Часть1, Москва «Просвещение» 2023)

 

Цель урока: развивать представление о форме, размере, цвете предметов, научить различать камни.

I. Организационный момент.

Итак, друзья внимание!

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.


II. Актуализация опорных знаний

-Давайте вспомним, что мы  о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (слайд 2)

Правильно. На прошлом уроке вместе с Муравьём и Черепахой мы узнали о том, что у нас над головой.

 Отгадайте загадки:

Солнце ( слайд 3).

На что оно похоже? ( слайд 4)

Какая польза от Солнца? ( слайд 5)

А может ли быть от Солнца вред? Какой?

Облако ( 7)

Какие бывают облака? (8)

 

3)Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят? (9)

                       (Созвездие Большая Медведица.)

 

- Что вы запомнили об этом созвездии? (оно состоит из 7 звездочек и похоже на ковш)   

 

-Что ещё можно увидеть над головой?

- Днём?

- Ночью? (13)

Теперь мы знаем, что у нас над головой.

 

-Сегодня Муравей Вопросик задаёт нам следующий вопрос. А свой вопрос он спрятал в этой коробочке. На ощупь попробуйте определить. Пощупайте, но ответ не выкрикивайте, пока все не пощупают.

Вода не размочит,
Не съест его пламень.
Нож, саблю наточит,
Зерно мелет… ( камень) ( 14)

-Что у нас под ногами?

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи
- Сегодня мы поговорим не о небе, а наоборот, о том, что находится внизу, под нашими ногами. С. 15-17)

Как появились камни на нашей планете? ( слайд 17)

Камни- кристаллы, они появились очень давно. ( 18)

Виды камней ( 19)

 

— А вот наш Муравьишка собрал целую коллекцию камешков и хочет показать их вам.. Что вы можете рассказать нам о камнях? (Камешки отличаются друг от друга размером, формой, цветом.)

— Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с. 20 ( слайды 20-21).

— Прочитайте тему урока. (Что у нас под ногами?)

— Прочитайте, о чем мы узнаем и чему научимся.

IV. Открытие нового знания
- Начнем со второй поставленной задачи. Попробуем камешки, принесенные Муравьишкой, разложить на три группы так, как это показано в учебнике.

— Какой вывод мы можем сделать? (Камни могут быть разного цвета, размера и формы.)

Первобытные люди не знали, откуда произошли камни, но часто их использовали. Как?  (25-27)

Камни вокруг нас разнообразны, но сегодня мы познакомимся с тремя из них.

Первый камень – гранит. Рассмотрите его. Что о нем вы можете сказать? (29- 31)

Он очень прочный, вулканического происхождения. Состоит из кварца, слюды и полевого шпата.

Где же такой прочный камень можно использовать?

Второй камень – кремень. Он обладает уникальным свойством – может давать искру.

Как использовали кремень древние люди? ( 35-38)

Где этот камень используется в наши дни? ( 39)

Далее учитель ставит вопрос: “Есть ли еще способ, которым могли образовываться камни?”

Учитель приводит в качестве примера такой способ образования камней - известняк. ( 40-43)

Показывает образец и обращает внимание детей на отпечатки на камне раковин морских животных.

Все камни разные по прочности.

Какой из этих камней самый прочный? Какой самый хрупкий? Как вы думаете, почему?

Ролевая игра “Молекулы”.

1 Дети берутся за руки и выстраиваются в цепочку.

2 Дети берутся одновременно за две руки и крест-накрест, выстраиваясь в круг. 

3  Учащиеся берут друг друга под локти, плотно прижимаясь

Учащиеся приходят к выводу: чем прочнее связаны между собою молекулы (маленькие частицы), тем камень тверже

Подводиться итог: “На какой вопрос ответили?”

 

-Какого цвета вещества больше в камне , такого цвета и будет камень. Например: кальций белого цвета. Где он содержится? Если в камне много кальция, то какого цвета он будет? Какой из рассматриваемых камней имел белый цвет?” Учитель разрезает яблоко и демонстрирует детям пожелтевшую корочку на мякоти, объясняя, что это происходит из-за того, что в яблоках много железа. Какого цвета будет камень, если в нем много железа? Учитель дополняет ответы учащихся, сообщая о том, что железо может придавать камням красновато-оранжевую или коричневатую окраску.

V. Первичное закрепление

Работа с учебником
- Теперь посмотрите на те камни, которые представлены в учебнике, стр. 20. (описывают картинки) 

Да, мы видим 3 вида камней: гранит, кремень и известняк. Эти камни были популярны еще давным-давно, только когда начинали жить первые люди.
- Например, гранит — это очень прочный камень, который чаще всего использовали во время строительства домов.
- А вы знаете, как 1 люди добывали огонь? Для того, чтобы добыть огонь, они складывали сухие ветки и били друг от друга несколько камней кремня, таким образом появлялась искра, которая, падая на сухие дрова, вызывала огонь.
- А вот известняк интересен своим происхождением, ведь он не просто камень, он состоит из раковин морских животных, моллюсков, которые много - много лет пребывания на дне морском.

Работа с текстом учебника.

А кто знает или бывал в Минералогическом заповеднике в нашей области недалеко от нашего города? Что это за заповедник ?

Беседа об Ильменском заповеднике ( 44-47)

Для чего нужны камни? ( 48-52)

Физминутка.

 По дорожке мы шли,

Много камешков нашли,

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Мы направо пошли –

Пестрых камешков нашли,

Мы налево пошли –

Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.


VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Выполнение заданий в рабочей тетради и в карточке

VII. Рефлексия учебной деятельности
Муравьишка вновь подготовил для вас хитрые вопросы.

— Что у нас под ногами?

— Чем отличаются друг от друга разные камешки? (Формой, размером, цветом.)

— Названия каких камней вы запомнили? (Известняк, гранит, кремень.)

— Для чего они служат?

Молодцы! Муравьишка доволен вашей работой.

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вы научились сортировать камешки. Как вы это делали? (По форме, размеру, цвету.)