УРОК ПО ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ
(для обучающихся с умственной отсталостью)
ТЕМА: «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»
Малярова Ольга Николаевна
учитель истории и обществознания
СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: Новая экономическая политика
Цель: объяснить сущность новой экономической политики Советского государства.
Задачи:
· образовательные: познакомить с основными экономическими мероприятиями НЭПа; объяснить, что причиной перехода к НЭПу являлась политическая, реальная угроза потери большевиками власти; подвести итоги НЭПа.
· коррекционно-развивающие: способствовать запоминанию и воспроизведению учащимися нового материала; коррекция познавательных процессов;
· воспитательные: формирование интереса к изучаемому материалу.
Основные знания: НЭП – новая экономическая политика; продовольственный налог; свободная торговля; частная собственность на мелкие и средние предприятия; «золотой червонец», платные услуги.
Основные термины и понятия: батрак, концессия.
Тип урока: комбинированный.
Сообщение темы и цели: Сегодня на уроке мы будем учиться работать в группах. Обобщим знания по теме «Гражданская война в России» и познакомимся с новой темой.
I. Повторение изученного.
1. Фронтальный опрос.
Какое название получила экономическая политика, которую проводило Советское правительство в годы Гражданской войны? (Политика военного коммунизма.)
Что такое «военный коммунизм»? (экономическая политика большевиков в период гражданской войны)
Назовите основные положения политики «военного коммунизма».
· ликвидация частной собственности
· обязательная трудовая повинность
· запрет торговли
· отмена денег
· бесплатные услуги
· введение продразверстки
Расскажите, что означает каждое из этих понятий.
II. Объяснение нового материала.
Слово учителя: подводит итоги опроса по теме политика «Военного коммунизма», экономическое и политическое положение в стране в начале 20-х г.г. ХХ века. Рассказывает о решении Советского правительства введения Новой экономической политики.
1. Сообщения темы и цели урока:
Запись темы урока в тетради. НЭП – новая экономическая политика.
Экономическая политика «военного коммунизма» потерпела крах. В стране продолжался голод, нищета, разруха. Требовалась новая экономическая политика. (слайд №2,3). Учитель: Исходя из сложной экономической и политической ситуации на X съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин принимает решение ввести новую экономическую политику (нэп). Цель введения нэпа — стабилизировать экономическую ситуацию в стране и тем самым сохранить власть большевиков. Преодолев сопротивление и недоверие многих делегатов, считавших отказ от продразверстки «отступлением», Ленин добился на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. принятия решения о замене продразверстки продуктовым (натуральным, а не денежным) налогом.
Учитель: Следующей мерой после замены продразвёрстки продналогом была денежная реформа. В конце 1922г. начали выпуск советского червонца по курсу 1 к 60 тыс. Золотой рубль на мировом рынке ценился выше валют Англии и США. Сразу же ввели систему налогов. Таким образом, произошло укрепление денежной системы, были отменены бесплатные услуги. Говоря о другой мере принятой Советской властью, надо остановиться на законе о концессиях (1920 г.), т.е. Россия по договору передавала зарубежным предпринимателям на определенный срок в эксплуатацию природные богатства и хозяйственные объекты. Хотя и была опасность возвращения капитализма, но в тоже время страна имела возможность приобрести необходимое оборудование. В 1921 г. был принят Декрет, который освобождал кооперацию от мелочного контроля, была разрешена аренда земли и применение наемного труда в сельском хозяйстве. Что касается промышленности, то в нее был допущен частный капитал, была отменена трудовая повинность и упразднены трудовые армии. Промышленность обеспечивалась рабочей силой через биржи труда. И наконец, была разрешена частная торговля, но под контролем государства.
2. Работа с учебником с. 106 3 абзац снизу.
Прочитать отрывок параграфа с 3 абзаца снизу на стр. 106 до последнего абзаца стр. 107.
3. Работа в парах. Выписать основные положения НЭПа. (7 минут)
4. Проверка:
Назовите основные мероприятия НЭПа. Обучающиеся называют и одновременно идет проверка на ПК (слайд №4).
· Введение продовольственного налога.
· Разрешение свободной торговли.
· Передача мелких и средних предприятий в частную собственность.
· Отмена трудовой повинности.
· Проведение денежной реформы.
· Отмена бесплатных услуг.
Словарная работа: батрак, концессия, нэпман. Обучающиеся записывают определения в тетрадь.
III. Актуализация новых знаний.
1. Фронтальный опрос.
Чем продналог отличался от продразверстки?
Какое право получили зажиточные крестьяне?
Как называли наемных работников на селе? (батрак)
Как вы понимаете: была разрешена свободная торговля?
Сейчас в наше время в России существует свободная торговля?
Какие предприятия передавались в частную собственность?
Что означает частная собственность?
Что оставалось в руках государства?
В наше время есть частная собственность?
IV. Первичное закрепление нового материала.
1. Индивидуальная работа
Работа по карточкам.
Допишите предложения, выбрав правильный ответ
Причиной перехода к НЭПу являлась угроза потери_______ большевиками (власти, части территории).
Второй причиной было недовольство основного населения политикой_______ (мирного сосуществования, военного коммунизма).
Нанимался на работу к односельчанину_______( батрак, наемник, шабашник).
Владелец мелких предприятий, магазинов, ресторанов______( новый русский, нэпман, частный предприниматель).
Проследи изменения в экономике России в период НЭПа:
государственное распределение продуктов - свободная торговля
замена продразверстки - введение______________,
обязательная трудовая повинность - выбор ________________________
отмена денег - _________________ реформа
национализация промышленности – введение частной ___________________
V. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Какие трудности у вас возникли по ходу урока?
VI. Домашнее задание
Прочитать текст учебника стр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.