Подготовка урока истории в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью
Оценка 4.9

Подготовка урока истории в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью

Оценка 4.9
docx
24.11.2023
Подготовка урока истории в коррекционной школе для обучающихся  с умственной отсталостью
Подготовка к уроку истории в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью.docx

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Этапы подготовки учителя к уроку истории

Повышение эффективности урока истории как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школе во многом зависит от четкого определения цели и задач урока, продуманной подготовки к нему учителя. Подготовка учителя к уроку истории складывается из трех связанных между собой этапов.

I этап – подготовка к проведению всего курса истории. Начинается этот этап с анализа учителем программы по истории для специальной (коррекционной) школы, где сжато сформулированы цель и задачи истории как учебного предмета, раскрыто его содержание, представлен перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся за три года обучения, отмечены некоторые особенности преподавания истории учащимся с нарушением интеллекта.

Учитель истории анализирует также программы по другим учебным предметам, чтобы выяснить объем знаний и умений учащихся, полученных в пропедевтический период, установить межпредметные связи.

Учитель должен хорошо знать все компоненты содержания учебника истории, сопоставить его с программой, установить степень соответствия между ними, глубину и характер изложения в учебнике отдельных вопросов.

На этом же этапе осуществляется подготовка учителя к преподаванию истории, включающаяся в себя изучение исторической литературы, новых исследований в науке, подбор дополнительной литературы к урокам, проверку обеспеченности исторической литературой школьной библиотеки, составление списков литературы для внеклассного чтения.

Методическая подготовка учителя должна быть направлена на чтение методической литературы, статей в журналах «Дефектология» и «Преподавание истории в школе», освещающих как общие проблемы, так и частные вопросы методики преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах.

Учитель должен также оборудовать кабинет истории, оснастить его необходимыми пособиями; техническими средствами обучения; создать и регулярно пополнять учебный фонд (тематические папки с материалами к урокам, картотеку, фильмотеку, игровой материал и т. п.).

Реализуя требования программы о необходимости сочетания общеисторического и краеведческого материала на уроках, проведении краеведческой работы с учащимися, учитель прежде всего пополняет собственные краеведческие знания, изучает историко-краеведческие памятники, знакомится с музейными экспонатами, чтобы в процессе обучения истории планировать учебные экскурсии и разнообразные виды внеклассной краеведческой работы с учениками.

Учитель истории постоянно должен анализировать и совершенствовать свой педагогический опыт, наблюдая за процессом собственного труда, изучая опыт работы других учителей как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах.

II этап – составление тематического планирования (разработка системы уроков по теме). Это подготовка к изучению темы в целом. В планировании содержание исторического материала разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Учитель определяет образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, рассматривает их как часть общих задач курса. Исходя из содержания программы и учебника, он намечает систему работы над формированием основных понятий. «Это необходимо сделать в процессе подготовки к теме в целом, потому что многие исторические понятия формируются не на одном, а на протяжении нескольких уроков», – считает Ю.Ф. Кузнецов [6. С. 3–4]. Он также отмечает, что «ориентируясь на материал, который предстоит изучить, учитель намечает учебно-познавательные умения и навыки. Целенаправленное обучение владению учебными умениями и навыками повышает самостоятельность, осмысленность изучаемого. На уроках истории надо учить школьников ориентироваться во времени и пространстве, развивать умение сравнивать, обобщать, конкретизировать материал, делать выводы, выделять существенные признаки понятий, указывать причины и следствия, составлять связный рассказ» [6. С. 4].

Разбирая материал по урокам, учитель исходит из примерного количества часов, отведенного программой на изучение темы. Желательно так распределить время, чтобы было возможно провести урок, построенный на краеведческом материале, соответствующем изучаемой эпохе, а также завершить изучение темы повторительно-обобщающим уроком. Тематический план должен включать в себя уроки разных типов.

Темы уроков в тематическом плане, как правило, соответствуют формулировкам программы. Исходя из возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы учитель отводит на изучение каждой из них 1–2 часа. В процессе разбивки материала по урокам учитель намечает содержание и место повторения основных вопросов, необходимых для усвоения нового материала. Несмотря на трудности актуализации знаний учащихся с нарушением интеллекта в повторение приходится включать материал не предыдущего, а целого ряда уроков, отдаленных по времени изучения от новой темы. Например, на уроке по теме «Кровавое воскресенье» в повторение следует включить вопросы, которые помогут вспомнить причины возникновения, формы, этапы борьбы трудящихся с угнетателями, характерные особенности этой борьбы.

Намечая методы и приемы ведения урока, учитель отбирает наиболее эффективные для данного материала и класса способы и средства обучения истории. Такая предварительная работа позволит добиться разнообразия в методике обучения на разных уроках, включать учащихся в разнообразные виды учебной деятельности.

Большое значение для глубокого осмысления изучаемого материала придается планированию внеклассной работы по истории, которая должна быть связана с учебными занятиями и проводиться в разнообразных формах и видах (например, чтение доступной для учащихся исторической литературы, экскурсии, просмотр кинофильмов и диафильмов, подготовка и проведение праздников, посвященных историческим датам).

В методической литературе отражены разные подходы авторов к составлению тематического планирования. Существуют краткие и подробные формы тематического планирования. Авторы учебного пособия «Методика преподавания истории в средней школе» считают, что тематический план целесообразно расположить в виде следующей таблицы [5. С. 232].

№ Урока

Тема урока

Основные понятия

Основные умения

Межпредметные связи

Средстваобучения

Тип урока

 

 

 

 

 

 

 

Свой вариант тематического планирования предлагает в методических рекомендациях по подготовке к уроку истории в специальной (коррекционной) школе Ю.Ф. Кузнецов [6. С. 5–8].

Примерный тематический план:

§ Тема программы.

§ Цели.

§ Основные понятия.

§ Умения и навыки.

Тема урока

Колво часов

Повторение

Формируемые понятия, их признаки

Методы и приемы оборудование

Наглядность и обучения

Внеклассная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап – разработка конспекта урока. Разработка конспекта (или развернутого плана) определенного урока является продолжением работы над системой уроков по теме в целом. При подготовке к уроку необходимо учитывать, как прошло предыдущее занятие, насколько действенными оказались приемы обучения, как учащиеся усвоили материал, что не успели сделать на уроке. Учет всех этих обстоятельств накладывает отпечаток на содержание и методическое построение данного урока.

Подготовка учителя к очередному уроку включает следующие звенья:

1. Изучение фактического материала и методических рекомендаций. Проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению, учитель обращается к дополнительной литературе и методическим пособиям. При работе с исторической и методической литературой отбирает факты, имеющие воспитательное значение или помогающие конкретизировать понятия, продумывает их связь с материалом учебника, намечает, к каким выводам подведет школьников и как это сделает.

2. Определение цели и задач урока. Это наиболее трудный и важный момент подготовки, вызывающий особое затруднение у начинающих учителей. Учитель формулирует основную содержательную идею урока, которую должны усвоить ученики. Цель не сводится к передаче содержания, она обусловлена необходимостью воспитания и развития учащихся и реализуется в процессе решения конкретных задач. Отличительной особенностью урока в специальной (коррекционной) школе является, прежде всего, его коррекционная направленность. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока здесь несут коррекционную нагрузку, поэтому можно говорить о коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных и коррекционно-развивающих задачах урока истории.

Типичной ошибкой в постановке задач является слишком общая их формулировка, поэтому Ю.Ф. Кузнецов, например, предлагает конкретизировать задачи урока, отказавшись от таких общих формулировок, как «Воспитание любви к Родине», «Трудовое воспитание» или «Развитие мышления». Конкретные задачи урока истории сформулированы следующим образом: «Вызвать чувство восхищения трудовым подвигом строителей Магнитки», «Развивать умение выделять главную мысль в прочитанном абзаце», «Развивать умение выделять и объяснять причины и следствия при помощи составления причинной цепочки» и т. п. [6. С. 11–12]. Грамотная постановка задач облегчит работу учителя по их реализации в ходе урока.

3. Определение типа урока. Тип урока определяется местом данного урока в теме, курсе, намеченными задачами, которые должны быть решены в ходе урока. При определении типа урока надо ориентироваться на программу. В пояснительной записке к программе по истории в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с умственной отсталостью рекомендуется проведение вводных, комбинированных, повторительно-обобщающих уроков, уроков овладения новыми знаниями.

4. Отбор необходимого оборудования урока, методических средств и приемов, соответствующих содержанию учебного материала и уровню развития учащихся специальной (коррекционной) школы, их познавательным возможностям.

Разработка хода урока. При разработке хода урока учитель должен исходить из требований к каждому его этапу: организации начала урока, повторению изученного материала, подготовке к изучению нового материала, его изучению, закреплению, подведению итогов урока. Каждый из этих структурных элементов имеет свои задачи, отличается содержанием и характером деятельности учащихся.

Каждая учебная ситуация на уроке планируется с обязательным указанием ее времени. Нерациональная трата учебного времени на уроке истории в специальной (коррекционной) школе чаще всего происходит при опросе из-за неумения учащихся выполнять задания или отвечать на вопрос. Иногда вместо того, чтобы помочь ученику наводящими вопросами, напоминанием, показом, учитель выжидает ответ, повторяя вопрос несколько раз в трудной и непонятной для ученика формулировке. Четко по времени должна планироваться демонстрация наглядных средств через ТСО, строго учитываться их обучающая эффективность.

В плане урока должна отмечаться обратная связь от учащихся к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока, общего вывода из содержания урока и т. п.

Определяя домашнее задание по истории в специальной (коррекционной) школе, учитель не только должен указать номер параграфа, но обязательно разъяснить ученикам, на что в содержании учебника и иллюстративном материале надо обратить внимание, на какие вопросы подготовить ответы, какую литературу можно дополнительно почитать по теме урока и т. д.

Один из опытных учителей по поводу плана урока писал: «Немало затруднений у начинающего учителя вызывает планирование и организация урока. Как лучше составить план – коротко, развернуть или написать весь текст учительского рассказа? Логика подсказывает, что чем опытнее учитель, тем короче может быть план его урока. Однако должен признать: у меня так не получается, всегда предпочитаю не только продумывать, но и фиксировать все до деталей» [4. С. 14].

Урок истории любого типа характеризуется вариативностью методики его проведения. Так, урок сообщения нового материала может проходить методом рассказа с применением диапозитивов, музыкальных произведений (например, урок по теме «Культура России во второй половине XIX в.»); изложение учителя может сочетаться с сообщениями отдельных учащихся (например, урок по теме «А.В. Суворов – выдающийся полководец»); он может проходить и как урок-экскурсия (например, урок по теме «Первые постройки Санкт-Петербурга»).

На уроках любого типа применяются различные приемы не только изложения нового материала, но и его закрепления, а также проверки знаний и умений учащихся с нарушением интеллекта, используются разнообразные средства обучения, помогающие им лучше усвоить исторический материал.

«Урок истории должен быть логически четко и ясно построен, а изложение материала должно быть эмоционально ярким, образным, отличаться убедительностью обобщений, оценок и выводов» [5. С. 235] – это утверждение имеет отношение не только к уроку истории в общеобразовательной школе, оно особенно актуально для специальной (коррекционной) школы для обучающихся с умственной отсталостью.

В ходе урока по возможности должна обеспечиваться активная познавательная деятельность школьников с нарушением интеллекта при полном контакте с ними учителя. К этому должен стремиться учитель специальной (коррекционной) школы, готовя каждый очередной урок.

В практике преподавания может быть использована следующая схема составления конспекта урока истории:

§ Тема урока.

§ Цель урока.

§ Образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи урока.

§ Оборудование урока (наглядность, ТСО, дидактический материал, исторические игры и т.п.).

§ Дополнительная литература (историческая, краеведческая, методическая) к уроку.

§ Тип урока.

§ Организационная структура урока (с указанием времени на каждую ее часть).

§ Ход урока (деятельность учителя и деятельность учащихся на каждом его этапе).



Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система.

Ю.Ф. Кузнецов отмечает, что «школьный учебный кабинет – это единая, органически связанная система учебного оборудования по предмету, смонтированная в одной классной комнате, оформленная в соответствии с требованиями научной организации труда как учителя, так и учащихся и обеспечивающая достаточно высокий уровень преподавания» [3. С. 3]. Таким образом, кабинет истории представляет собой комплексную материальную базу обучения, опираясь на которую учитель оказывает функциональное воздействие на весь учебно-воспитательный процесс.

Вопрос организации кабинета истории в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с умственной отсталостью  не получил освещения в специальной литературе, поэтому учителя испытывают в этом значительные трудности.

Кабинет – это не только база занятий с учащимися, но и место методической работы учителя. В условиях кабинета, в котором находится фонд учебно-наглядных пособий, технические средство обучения (ТСО), библиотека, деятельность учителя становится более творческой. Создавая наилучшие условия для методического творчества, кабинет предъявляет более высокие требования к подготовке учителя не только общеобразовательной, но и специальной (коррекционной) школы. Постоянно расширяется круг знаний, без которых успешное преподавание предмета становится затруднительным. Учитель должен быть хорошо знаком с содержанием диафильмов, кинофильмов, фоно записей; таким образом, его подготовка к урокам в известной мере переносится в кабинет. С организацией и оснащением кабинета разнообразными средствами обучения перед учителем встает вопрос о комплексном использовании их на уроке.

Несмотря на элементарный характер курса истории в специальной (коррекционной) школе и его отличие от курса истории в общеобразовательной школе, учителю, преподающему этот предмет, ничуть не легче готовить и проводить свои уроки. Чтобы дети усвоили учебный материал, каждый урок в специальной (коррекционной) школе должен быть тщательно продуман и оснащен, обеспечивая по возможности активную познавательную деятельность школьников на всех этапах обучения.

Методистами-историками отмечается, что «хорошо оборудованные кабинеты воздействуют на методы и результаты образования, развития и воспитания школьников. Здесь складывается более благоприятная учебная атмосфера, насыщенная живым интересом учащихся к предмету, вызывая рост их познавательной активности» [5. С. 245].

Однако в организации кабинетов истории и в реализации их роли в учебно-воспитательной работе имеют место нежелательные явления, А.А. Вагин отмечал, что это прежде всего формализм, выражающийся в том, что организация кабинета ограничивается лишь выделением помещения и оснащением постоянной экспозиции пособий; другой подход заключается в одностороннем увлечении внешним оформлением, стремлении к украшательству с целью оказать эмоциональное воздействие на учащихся и ввести их в «историческую» обстановку. «Между тем всякое педагогически направленное эмоциональное воздействие на школьника и организуемое учителем восприятие наглядного материала имеют определенное содержание и цель. Они конкретны. Таким образом, громоздкая и длительно функционирующая экспозиция в кабинете неизбежно вступает в противоречие с задачами и содержанием большей части уроков, проводимых в таком наглядном окружении» [2. С. 337–338].

Особенно тщательно к оформлению кабинета истории следует подходить учителю специальной (коррекционной) школы, помня о том, что излишнее украшательство стен класса только рассеивает и без того слабое внимание учащихся с нарушением интеллекта, мешает им целенаправленно воспринимать излагаемый учителем материал, сосредоточиться на серьезной работе во время урока.

Неразумно рассматривать кабинет и как мастерскую по изготовлению самодельных наглядных пособий, как выставку этих ученических изделий. При правильной организации учебного процесса наличие кабинета истории отражается на уровне обучения истории, отношении учащихся к предмету, проведении внеклассной историко-краеведческой работы.

База кабинета истории складывается из трех основных элементов: оборудования в виде специальной мебели и приспособлений, необходимой аппаратуры и фонда учебных пособий.

1. Оборудование кабинета включает в себя:

а) классную доску, магнитную доску;

б) специальные приспособления (зажимы, крючки, стойки) для демонстрации картин и карт;

в) проекционный экран;

г) учительский стол с приспособлениями для демонстрации предметов и объемных пособий;

д) столы со стульями для учащихся;

е) шторы на окнах для быстрого затемнения класса при использовании световой наглядности;

ж) технические средства обучения, их рациональное размещение;

з) приспособления для хранения пособий (шкафы, стеллажи), которые размещаются вдоль задней или боковой стены класса;

и) хорошее освещение, розетки для включения аппаратуры.

Очень важно правильно решить вопрос о планировке кабинета, чтобы его оборудование было приспособлено к труду учителя и учеников, был обеспечен доступ к хранящимся пособиям. Нельзя допускать размещения стендов, выставок, картин на передней стене, т. к. оформление кабинета не должно отвлекать учащихся от учебного процесса. На передней стене располагаются классная доска, экран, наборное полотно.

Оборудование для хранения пособий (шкафы, ящики для таблиц и т. п.) размещается вдоль задней или боковой стены. В шкафу может разместиться кабинетная библиотека, атласы, альбомы, папки с вырезками, раздаточный материал, объемные пособия, ученические работы, ТСО, видео и фоно материалы.

Стены кабинета должны быть свободны от пособий, не имеющих отношения к текущему уроку. Все долговременные экспозиции, выставки, различные витрины можно размещать в коридоре возле кабинета или в рекреации. Единственное исключение следует сделать для «ленты времени» – пособие, которое отражает протяженность исторического времени путем показа смены веков, общественно-экономических формаций (общественного строя), государственного устройства на территории нашей Родины.

В школах применяются различные виды данного пособия. Целесообразно разместить «ленту времени» на боковой стене класса, и обращаться к ней на уроках, соотнося с конкретным временем, порядками изучаемые события, их даты, а также понятийный и наглядный материал.

На боковой стене класса (или рядом с кабинетом в коридоре) может быть расположен исторический уголок, состоящий из разных разделов, например, таких, как:

§ «Сегодня в мире».

§ «Жизнь страны».

§ «Знаешь ли ты? (Это интересно)».

§ «Наш край».

§ «Умей учиться».

§ «Исторический словарь».

2. Проекционная и звуко-техническая аппаратура кабинета истории должна обеспечивать применение различных типов аудиовизуальных средств обучения. Комплект аппаратуры в кабинете предполагает наличие кинопроектора, графопро-ектора, диапроектора, фильмоскопа, эпидиаскопа, магнитофона, проигрывателя, телевизора, а иногда, видеомагнитофона, позволяющего учителю записывать, монтировать и воспроизводить необходимые телепередачи.

Школьная историческая фонотека содержит грампластинки, магнитофонные записи, радио и телепередачи по истории и другие материалы.

Диафильмы и диапозитивы остаются самым доступным и распространенным видом экранной наглядности в специальной (коррекционной) школе. Они имеются по большинству тем программы.

Кинофильмы и кинофрагменты нашли меньшее применение в учебном процессе специальной (коррекционной) школы, хотя именно они позволяют более точно воспроизвести историческое прошлое, показать учащимся с нарушением интеллекта события и явления в динамике, отразить дух изучаемого времени.

Проекционная аппаратура может быть закреплена на постоянных местах у задней стены кабинета.

«Работа учащихся в условиях кабинета и использование ТСО требует соблюдения определенных гигиенических требований. Для оптимального восприятия и усвоения информации, сохранения работоспособности учащихся важное значение имеют длительность и частота использования ТСО, условия их применения и, конечно, структура урока, смена методов и приемов работы», – отмечается в «Методике преподавания истории в средней школе» [5. С. 247].

3. Фонд учебных пособий должен содержать в себе все материалы для качественного усвоения исторических знаний и обеспечивать применение всей системы методов обучения истории – методов живого слова, наглядного обучения и работы с текстами.

Ю.Ф. Кузнецов подчеркивал, что «из-за недоразвития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы следует особое внимание уделять пособиям, которые помогают сконцентрировать внимание школьников на главном, активизировать их мыслительную и речевую деятельность: памятки, схемы, опорные сигналы, планы, таблицы и т. д.» [3. С. 3].

Фонд учебных пособий кабинета истории в специальной (коррекционной) школе состоит из текстуальных источников, наглядных учебных пособий, карточек-заданий и игрового материала.

Текстуальные источники включают:

а) обязательную учебную литературу, с опорой на которую строится преподавание истории (учебники, учебные пособия и хрестоматии по истории Отечества; пособия по краеведению; брошюры с текстом Конституции РФ; учебные пособия по обществоведению, отдельная информация из которых используются в специальной (коррекционной) школе при изучении правовых вопросов);

б) научно-популярную и художественно-историческую литературу, необходимую для внеклассного чтения;

в) справочную и методическую литературу для учителя, комплекты журналов «Преподавание истории в школе», «Дефектология»;

г) папки и альбомы с вырезками из газет и журналов – тематические подборки к урокам и внеклассной работе.

Наглядные учебные пособия включают:

а) исторические карты, изданные для школы, а также самодельные тематические карты, изготовленные учителем (или учащимися под руководством учителя); комплекты исторических атласов и контурных карт; политическую и физическую карты России, необходимые для проведения отдельных уроков;

б) картины на исторические сюжеты, портреты (серии учебных картин, изданных в помощь школе, репродукции произведений искусства и памятников культуры);

в) плакаты времен Гражданской и Великой Отечественной войны и современного периода истории;

г) аппликации (изданные для школы и самодельные), применяемые для работы с картами, составления на доске схем сражений, динамических картин, схем, раскрывающих сложные понятия;

д) схемы, картосхемы (схемы сражений, текстовые, логические схемы, план -схемы);

е) объемные наглядные пособия из различных материалов (макеты, уменьшенные копии отдельных архитектурных сооружений, модели орудий труда, вооружений, изготовленные школьниками под руководством учителя, что имеет большое образовательно-воспитательное и коррекционно-развивающее значение, т.к. учащиеся специальной (коррекционной) школы в практической деятельности учатся применять исторические знания, одновременно пополняя их и лучше осмысливая. Вместе с тем и сами средства обучения становятся более разнообразными и интересными);

ж) таблицы печатные и самодельные (сравнительные, хронологические, обобщающие);

з) демонстрационные карточки, на которых записаны исторические термины, отдельные фразы, даты, названия историко-географических объектов, фамилии людей и др. С помощью таких карточек можно составлять различные виды таблиц, схем, проводить словарную работу;

и) опорные планы, ориентирующие учащихся в изучаемом материале (планы изучения исторического периода, события, деятеля, план изучения картины и т. п.);

к) учебные памятки и правила (правила составления связного рассказа, правила сравнения, правила чтения причинно-следственной цепочки и др.);

л) иллюстративный раздаточный материал (открытки, вырезки из газет и журналов, фотографии). Учитель может привлечь учащихся к созданию самодельного раздаточного материала, скомплектовав затем его по темам курса, важным проблемам содержания школьной программы.

Карточки-задания – это «дидактический материал, который используется в индивидуальной и коллективной работе для закрепления изучаемого материала, контроля за качеством его усвоения, а также для создания проблемной ситуации, постановки проблемы перед изучением нового», – считают специалисты [3. С. 11–12]. Карточки-задания разрабатываются с учетом уровня успеваемости учащихся по предмету. В карточках для более слабых школьников кроме задания предусматриваются различные виды помощи: план ответа, опорные слова, начало рассказа и др. В практике преподавания истории используются различные виды карточек-заданий: с вопросами, требующими объяснения или применения новых слов и понятий, проблемно-познавательными задачами, перфокарты с вопросниками для проверки знаний учащихся по различным темам, цифровые диктанты и т. п.

Игровой материал используется для закрепления, систематизации, а иногда и для получения новых знаний. На уроках истории и во внеурочное время применяются кроссворды, чайнворды, головоломки, ребусы, историческое лото, домино, викторины, игры-путешествия и т. п. Они могут быть фабричными и самодельными. Многие игры можно изготовить совместно с учащимися во внеурочное время и использовать в дальнейшем в учебно-воспитательном процессе.

Более подробные методические рекомендации по созданию материалов и пособий для кабинета истории общеобразовательной школы даны в работе Н.И. Аппарович и Д.И. Полтарака [1], для специальной (коррекционной) школы– в работе Ю.Ф. Кузнецова [3].

Итак, значение кабинета истории заключается в следующем:

1. наличие хорошо оборудованного кабинета обеспечивает возможность широкого применения различных источников информации, технических средств, наглядных и иных пособий, необходимых для активизации познавательной деятельности, особенно учащихся специальной (коррекционной) школы, и повышения эффективности урока истории;

2. кабинет истории позволяет организовать разнообразную внеклассную работу по предмету: исторический кружок, историко-краеведческий уголок, выставки, встречи с участниками исторических событий, викторины, выпуск стенгазеты, внеклассное чтение и др. Материалы внеклассной работы должны обязательно использоваться в учебно-воспитательном процессе;

3. кабинет истории оказывает помощь учителю в подготовке и проведении уроков, рационально организуя его труд.

Литература

1. Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществоведения в школе. М., 1982.

2. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972.

3. Кабинет истории в вспомогательной школе: Методические рекомендации / Сост. Ю.Ф. Кузнецов. Свердловск, 1989.

4. Кишнер Л.А. Формирование познавательных возможностей учащихся. М., 1982.

5. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

6. Этапы подготовки к уроку истории во вспомогательной школе: Методические рекомендации для студентов и учителей / Сост. Ю.Ф. Кузнецов. Свердловск, 1984.


 

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ИСТОРИИ

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ИСТОРИИ

Исходя из содержания программы и учебника, он намечает систему работы над формированием основных понятий

Исходя из содержания программы и учебника, он намечает систему работы над формированием основных понятий

Свой вариант тематического планирования предлагает в методических рекомендациях по подготовке к уроку истории в специальной (коррекционной) школе

Свой вариант тематического планирования предлагает в методических рекомендациях по подготовке к уроку истории в специальной (коррекционной) школе

С. 11–12]. Грамотная постановка задач облегчит работу учителя по их реализации в ходе урока

С. 11–12]. Грамотная постановка задач облегчит работу учителя по их реализации в ходе урока

Урок истории должен быть логически четко и ясно построен, а изложение материала должно быть эмоционально ярким, образным, отличаться убедительностью обобщений, оценок и выводов» [5

Урок истории должен быть логически четко и ясно построен, а изложение материала должно быть эмоционально ярким, образным, отличаться убедительностью обобщений, оценок и выводов» [5

С организацией и оснащением кабинета разнообразными средствами обучения перед учителем встает вопрос о комплексном использовании их на уроке

С организацией и оснащением кабинета разнообразными средствами обучения перед учителем встает вопрос о комплексном использовании их на уроке

Очень важно правильно решить вопрос о планировке кабинета, чтобы его оборудование было приспособлено к труду учителя и учеников, был обеспечен доступ к хранящимся пособиям

Очень важно правильно решить вопрос о планировке кабинета, чтобы его оборудование было приспособлено к труду учителя и учеников, был обеспечен доступ к хранящимся пособиям

Диафильмы и диапозитивы остаются самым доступным и распространенным видом экранной наглядности в специальной (коррекционной) школе

Диафильмы и диапозитивы остаются самым доступным и распространенным видом экранной наглядности в специальной (коррекционной) школе

Гражданской и Великой Отечественной войны и современного периода истории; г) аппликации (изданные для школы и самодельные), применяемые для работы с картами, составления на доске схем…

Гражданской и Великой Отечественной войны и современного периода истории; г) аппликации (изданные для школы и самодельные), применяемые для работы с картами, составления на доске схем…

Полтарака [1], для специальной (коррекционной) школы– в работе

Полтарака [1], для специальной (коррекционной) школы– в работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2023