Урок русского языка 9а____________ Шедогубова Е.А.
Тема: Схемы бессоюзных сложных предложений с двоеточиями
Цели урока:
1. Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; формировать личностную позицию учащихся; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, целей урока.
– Ребята, урок мы начнём со слов, которые в качестве эпиграфа написаны на доске:
Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,
Легко изгнать корысть, отринуть суету.
Хочу подобен быть закрытому бутону:
В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.
Омар Хайям
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать бессоюзные сложные предложения, будем сопоставлять их с другими сложными предложениями, закрепим умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, продолжим совершенствовать пунктуационные навыки, а настроиться я вас прошу на разговор о доброте.
– Что означает это слово? (Отзывчивость, душевное расположение к людям, ко всему окружающему).
– Подберите и запишите синонимы к этому слову. (Добродушие, добросердечность отзывчивость, душевность, милосердие, сострадание).
ΙIΙ. Актуализация знаний.
1.Подготовка к ОГЭ (тестовая часть) Презентация
2. Работа со “слепой схемой”.
– Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.
– Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?
– Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?
– Какие знаки препинания разделяют части БСП? (,;:-)
ΙΙΙ.Реализация темы урока.
Схема правила:
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] потому что, так как
[ ]:[пояснение] а именно
[ ]:[дополнение] что (и увидел, и услышал, и почувствовал)
ΙV. Работа по теме урока
-Записать предложения, расставить знаки, начертить схемы
ü Вы не забыватйте. Честность является одним из лучших качеств человека. (дополнение)
ü Мне стало совестно перед другом. Я не мог закончить начатой речи. (причина)
ü Страшная мысль мелькнула в уме моём. Я вообразил своего товарища погибшим. (пояснение)
ü Мы знаем: главное предназначение человека-оставлять свой добрый след на земле. (дополнение)
ü Я доверяю любящим: они великодушны. (причина)
ü
V. Итог урока
- При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП?
-Какие союзы можно поставить между частями БСП?
Домашнее задание
- Записать предложения, подчеркнуть основы, расставить знаки, построить схемы
1. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
2. Я понимал выручить нас может только случайность.
3. Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.
4. Собака была славная уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
5. Опомнилась, глядит Татьяна медведя нет; она в сенях.
6. Странный случай произошел в дороге совершенно поиздержался.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.