Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"
Оценка 4.6

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Оценка 4.6
docx
11.12.2019
Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"
конспект урока европа и сша в конце 19, начале 20 века.docx

Конспект урока по истории.

Тема: «Европа и США в 1918-1939гг. Недемократические режимы» .

 

Цель: рассказать об особенностях развития стран США и Европы в 1918-1939гг.; как  формировались  тоталитарные и авторитарные режимы

Задачи:

1.Образовательные:

·         На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в 1920-1930-е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках тоталитар­ного режима и условиях его формирования в европейских странах.

·         Раскрыть особенности авторитарных и тоталитарных  режимов и подвести школьников к выводу о закономерности их утверждения в странах с нестабильной политической си­туацией и слабыми демократическими традициями.

·         Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы

 

2.Воспитывающие:

·         Способствовать ориентации обучающихся на неприятие тоталитаризма и осознанию их угрозы либераль­но-демократическим  устоям общества и миру па планете.

·         Формировать любовь к предмету

3.Развивающие:

·         Способствовать развитию познавательных умений: соотно­сить единичные факты и общие исторические явления, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, сравнивать исторические факты, опреде­лять в них общее и различия, определять и объяснять свое от­ношение и оценку наиболее значительных событий в истории

 

Тип урока: комбинированный

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Основные понятия:коммунистический Интернационал, социалистический Интернационал, кейнсианство, фашизм, нацизм, диктаторские режимы, демократические режимы, экономический кризис

Этапы урока:

I.       Организационный момент

II.    Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

1.Европа после I мировой воны

А) территориальные изменения

Б) революция в Германии

В) революция в Венгрии

Г) развитие рабочего движения

2. Экономическое развитие западных стран в 20-30-е гг.

А) экономический кризис 1929-1933гг.

Б) Кейсианство

В) новый курс Ф.Рузвельта

3.Недемократические режимы

А) причины установления

Б) приход фашистов к власти в Италии

В) приход нацистов к власти в Германии

Г) внутренняя политика А.Гитлера

4. Диктаторские режимы Европе

5. Гражданская война в Испании

IV. Первичное закрепление полученных знаний

V.  Рефлексия

VI.    Выставление оценок. Домашнее задание.

 

Ход урока

Добрый день!

Опрос:

Тест: Россия в годы Революций и Гражданской войны

карточки:

1) Какое значение имели первые декреты советской власти?

2) Назовите новые органы власти и их роль в государстве.

3) Каковы причины установления однопартийного политического режима в России?

4) Годы Гражданской войны, итоги и причины победы большевиков?

Фронтальный опрос: Политика «военного коммунизма»: понятие, цели, итоги.

Учитель:

Сегодня мы с вами будем более подробно говорить о события в мире в 1918-1939гг.

Тема урока: «Европа и США в 1918-1939гг. Недемократические режимы»

Учитель:Какие события предшествовали указанному периоду? Что произошло в России? Какое событие произошло в мире, которое привело к значительным изменениям в развитии стран в 20-30-е гг.?  (Ответ: 1 мировая война; революции в России)

Учитель:Как изменилась Европа  после 1 мировой войны?Какая система установилась в мире? (ответ:Версальско-Вашингтонская система)

Учитель:Назовите страны победительницы.

Страны –победительницы: Франция, Великобритания, США, Италия, Румыния.

Страны-побежденные: Германия, Австро-Венгрия, Болгария,Турция.

Каковы итоги войны:

1)      Территориальные изменения в мире (работа с картой)

2)      Появление новых государств (работа с картой)

3)      Военные ограничения для проигравших стран, прежде всего Германии

4)      Усиление влияния США

5)      Создание Лиги наций

Учитель:Под влиянием революции в России и 1 мировой войны в мире начинается революционный подъем и рост национально-освободительного движения. Каковы причины его?

 Причины революционного подъема

А) большой материальный ущерб от войны привел к понижению уровня жизни, а  в проигравших странах (Германии прежде всего) – даже к массовой нищете и как следствие к радикализации массового сознания;

Б) огромные потери страдания в ходе войны заставили многих задаться вопросом «почему это могло произойти и как сделать, чтобы этого (войны) больше не повторилось?». Некоторые люди приходили к выводу, что виновата политическая и общественная система. Вывод – ее надо поменять.

Особенности и страны

Поскольку война была мировая, то и последовавшие за ней революционные события захватили многие страны, как на Западе, так и на Востоке.

При этом наиболее острую форму они приобрели в тех странах, где (1)ущерб от войны был наибольшим, а (2) не было традиций демократического разрешения политических противоречий. Особенностью революционных событий на Востоке (и в Ирландии) было преобладание национально-освободительной борьбы.

Основные факты революционных событий представлены в виде таблицы:

 

страна

событие

даты

движущие силы

лидеры

результат

Германия

Буржуазно- демократическая революция

 

 

 

 

 

Вооруженное восстание

1918

 

 

 

 

 

 

 

1919

Мелкая буржуазия, социал-демократы

 

 

 

 

Наемные рабочие, компартия

Фридрих Эберт,

 

 

 

 

 

 

Роза Люксембург, Карл Либкнехт

Свергнута монархия, принята конституция, провозглашенареспублика и свободные выборы

 Поражение, лидеры убиты

Венгрия

Вооруженное восстание

1919

Социал-демократы и коммунисты

Бела Кун

Поражение, фашистский переворот, запрет компартии 

Вывод: Революция в Германии привела к ликвидации монархии. Но повторить опыт большевиков не удалось. Почему?

(Более устойчивые политические институты власти, чем в России.Слабая организованность рабочих по сравнению с буржуазией)

Учитель:Усиление рабочего движения привело к формированию 2-х течений в социал-демократии. Что означает социал-демократия?

Первое: реформистское; Второе: революционное, которые в дальнейшем создавали коммунистические партии.

Учитель:Формируются две международные организации: Коммунистический IIIИнтернационал (Коминтерн) (1919г.) и Социалистический рабочий интернационал (1923г.) Способствовало ли это рабочему движению?

Учитель:Устойчивое развитие стран было прервано в к.30-х гг. Разразился мировой экономический кризис 1929-1933гг. (беседа)

Понятие, причины, механизм возникновения, результаты, последствия.

1) Причины экономического кризиса.

- необеспеченное реальным спросом перепроизводство.

- кредитный бум

- мыльные пузыри (сверхдоходные акции фальшивых предприятий)

- отсутствие действенных международных механизмов регулирования экономических процессов

Кризис возник в США в 1929 году – мировом банкире и ведущей экономике мира и приобрел мировой характер.

2) Механизм развития кризиса:

- крах биржи (обвал стоимости акций )

- разорение акционерных обществ и банков

-  сокращение производства

- рост безработицы

- потеря сбережений

- падение налоговых поступлении

3) Результат: платежеспособный спрос резко упал,  а социальная напряженность выросла, так как государство оказалось не в состоянии обеспечить нуждающихся пособиями (не хватало денег в бюджете).

4) Решение проблемы:  США, Англия, Франция – по пути сбалансирования рыночной экономики за счет ряда антикризисных мер; Италия, Германия – за счет установления  тоталитарного контроля над экономикой и обществом.

 

Учитель:Экономический кризис заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества в условиях рыночной экономики. Популярной становится теория Дж.Кейса. Каким образом она связана с нашей темой?Кратко изложите теорию Дж.Кейса. Что включала?

1)      Изменение роли государства в экономике.

2)      Сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом

3)      Развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашений.

Учитель: Проявлением нового отношения государства к экономике явился»новый курс» Ф.Рузвельта. (используется презентация)

Краткая биографическая справка: Франклин Делано Рузвельт(задание на дом)

Основные направления:

- контроль над производством и распределением (объем производства, цены, размер зарплаты, продолжительность рабочего дня)

- скупка излишков сельхозпродукции (вплоть до уничтожения)

- восстановление банковской системы (страхование вкладов, ужесточение условий выпуска акций, предотвращение вывоза капитала)

- повышение налогов (прежде всего, на богатых).

- создание госпрограмм помощи безработным

- регулирование трудовых отношений (с целью воспрепятствовать безработице)

Вывод: Решительные меры в пользу государственного вмешательства в экономику при сохранении рыночных основ экономики позволили ликвидировать кризис и восстановить экономику.

Закрепление: Чем закончились революционные события в Европе?

В чем отличие европейского пути развития от российского?

Что такое экономический кризис?

Рефлексия:

Я узнал…

Я запомнил…

Я понял…

Мне было трудно…

Недемократические режимы

1.  Тоталитарные режимы, их признаки (повторительно -обобщающая беседа).

2.  Италия в 1920-1930-е гг. Особенности итальянского фашизма (работа в группах).

3.  Германия в 1930-е гг. Особенности германского фашиз­ма (работа в группах).

4.  Испания в 1930-е гг. Особенности испанского фашизма (работа в группах).

Вопросы изадания:

1.  Что такое политический режим?

2.  Какие вы знаете политические режимы?

3. На основе сравнительной таблицы «Политические ре­жимы» сформулируйте определение понятия «тоталитарный режим».

4.Перечисленные ниже родовыепризнаки тоталитарного режима распределите по трем направлениям:

 

Экономические

Политические

Идеологические

 

 

 

 

А) наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

Б) централизованное планирование экономики.

В) массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

Г) наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.

Д) харизматический вождь:

Е) монополия партии-государства на средства  массовой информации;

Ж) массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

3) ограничение частной собственности вплоть до ее полного уничтожения:

      И) жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

      К)  крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.

      Л) уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

3.  Каковы основные условия утверждения тоталитарных  режимов? (Назовите не менее четырех положений.)

Работа в группах

В рабочих группах обучающиеся, изучая особенности одной из фашистских диктатур, заполняют аналогичные сравнительные таблицы (это для всех)

 

Основные события 20-30-х гг.

Степень их значимости в установлении диктатуры фашистской партии (ранжирование)

Особенности национальной фашистской диктатуры

 

 

 

Курсивом выделены задания повышенного уровня

2.Италия

Работа в группах

2.1.  При чтении учебника заполните календарь важнейших событий к истории Италии в 1920-1930-е гг. и оцените ихроль на пути к диктатуре фашистской партии.

2.2.  Перечислите особенностиитальянского фашизма.

2.3.Вспомните условия утверждения тоталитарных режимов и подумайте, почему в Италии фа­шистской партии удалось прийти к власти раньше, чем и дру­гих странах Европы?

 

3. Германия
Работа в группах

3.1. При чтении учебника заполните календарь важней­ших событий в истории Германии в 1920-1930-е гг. и оцени­те их роль на пути к диктатуре фашистской партии.

3.2.Перечислите особенностигерманского фашизма.

3.3.Почему политики и германское общество не смогли преградить дорогу нацистам к власти? (Назовите не менее двух причин.)

 

4. Испания
Работа в группах

4.1   При чтении учебника заполните календарь важней­ших событий в истории Испании и 1920-1930-е гг. и оцепите их роль на пути к диктатуре фашистской партии.

4.2  Перечислите особенностииспанского фашизма.

4.3  Как вы считаете, почему в Испании противостояние между силами демократии и тоталитаризма в 1930-е гг. закончилось победой фашистской диктатуры? Каковы внутренние и внешние причины этого явления? (Назовите не менее трех причин.)

 

Вопросы и задания для обобщающей беседы

1. Каковы общие признаки всех тоталитарных режимов, утвердившихся в странах Европы в 1930-е гг.?

2.На примере истории Германии. Италии и Испании и других стран обобщите социально-экономические, политические и историко-культурные предпосылки утверждения тота­литарных и авторитарных режимов в 1930-е гг.

3.   Каковы основные черты фашистской идеологии?

4. На основе нижеприведенных фрагментов из книги А. Гитлера «Моя борьба» опишите модель человека / общества / мира в свете национал - социалистической идеологии. Почему физическое развитие молодежи нацисты предпочитали  ее образованности? Сделайте вывод о том, чем угрожает человечеству идеология фашизма.

·         «...Государство есть средство к цели. Его собственная цель состоит в сохранении и в дальнейшем развитии коллектива  одинаковых в физическом и моральном отношениях человеческих существ...»

·          «…Наше государство будет видеть главную свою задачу не в том, чтобы накачивать наших детей возможно боль­шим количеством «знаний», а прежде всего в том, чтобы вырастить вполне здоровых людей. Лишь во второй очереди будем мы думать о развитии духовных способностей…»

·         « …Наше государство будет исходить из того, что нам нужны не физически слабые люди, хотя бы они были и разносторонне образованы, а нужны физически здоровые люди с твердым характером, решительные и энергичные, хотя бы их образование и было недостаточно широко. В тяжелой борьбе, когда решаются судьбы людей и народов, пораже­ние потерпит не тот, кто меньше знает, а тот, кто слабее»

·         «...Германское государство должно охватить собою всех немцев и должно поставить перед собой как важнейшую задачу не только собрать и сохранить. Но постепенно по­мочь занять господствующее положение тем наиболее цепным врасовом отношении элементам, которые у нас, несмотря ни на что, сохранились...»

6.Каковы результаты социально-экономического, полити­ческого, культурного развития стран, вставших на путь фаши­стской диктатуры в 1930-е гг.? Каково их влияние на ситуа­цию в Европе и в мире?

 

Домашнее задание: пар 74,75; сообщения  о Муссолини, Гитлере, Франко.

 

 

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"

Конспект урока "Европа и США в 1918-1939 г. Не демократические режимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2019