Конспект урока финансовой грамотности» Обмен. Рынок. Торговля».
Оценка 4.9

Конспект урока финансовой грамотности» Обмен. Рынок. Торговля».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
преподавание
3 кл—4 кл
28.01.2023
Конспект урока финансовой грамотности» Обмен. Рынок. Торговля».
Конспект урока финансовой грамотности» Обмен. Рынок. Торговля».
Урок финансовой грамотности _Обмен и деньги_ (1).docx

 

Урок финансовой грамотности

 

«Обмен. Рынок. Торговля.»

 

1.           Тема занятия:  «Обмен и деньги»

2.           Тип занятия:  получение новых знаний

3.           Цель занятия: формирование осознанного отношения к деньгам.

4.           Задачи:

образовательные:

-  способствовать формированию понимания для каких целей предназначены деньги и как ими правильно распоряжаться;

развивающие:

- развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;

- формировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия:

воспитательные:

- создать  атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания.

5.           Дидактические средства на уроке: карточки, обучающий  мультфильм.

6.           Планируемые результаты

Личностные:

-          овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

-          развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Предметные:

-        понимание и правильное использование экономических терминов;

-        представление о роли денег в обществе;

-        знание истории появления денег;

-        проведение элементарных финансовых расчётов.

Метапредметные:

Регулятивные результаты

-          понимание цели своих действий;

-          составление простых планов с помощью учителя;

-          адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные результаты:

-          использование различных способов обработки, анализа и представления информации;

-          овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные результаты:

-          умение слушать собеседника и вести диалог;

-          умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-          умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-          умение договариваться в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

7.          Основные понятия.  Деньги, обмен, покупка, продажа.

8.          Форма обучения:

-              индивидуальная;

-              фронтальная;

-              групповая.

9.          Межпредметные связи: окружающий мир, математика, литературное чтение.

10.      Оборудование:

-              персональный компьютер;

-              проектор;

-              экран;

-              раздаточный материал (анкеты, карточки, листы с перепутанными фразами, листы самооценки)

 

       

                                                                   

 


Технологическая карта занятия

 

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1.

Орг.момент

 

Учитель проверяет готовность детей к занятию.

 

Слушают, настраиваются на работу.

 

2.

Актуализация знаний

 

-  Послушайте стихотворение.

 

Я люблю меняться

Не люблю шалить и драться,

Но зато люблю меняться.

Яркими картинками,

Книжками, машинками

Поменяюсь на денек,

Поменяюсь на другой,

А потом верну игрушку –

Пусть идет к себе домой.

 

- О чем это стихотворение?

- У слова  «меняться» есть не одно значение. Можно меняться  - становиться другим внешне или в поведении. А еще можно меняться – отдавать свою вещь, а взамен получать другую. 

- В каком значении слово «меняться» употребляется в стихотворении?

- Поднимите руку, кто уже менялся с друзьями.

- Чем вы менялись?

- Ребята, послушайте еще одно стихотворение.

Мы сидели на скамейке
возле дома номер пять.
Кешка дал мне батарейку,
я ему орешков... Пять.
Он так быстро сгрыз орешки,
не прошло и двух минут!

- Хочешь гвоздь?
Сказал мне Кешка.
- Гвоздь что надо!
- Чуть погнут... Ладно.

Сумочку открыла,
и на самом дне нашла
маленький кусочек... мыла.

- Мне б орешков...

Ну, дела!
К мылу я дала орешков.
Посчитала... - ровно три.
Ох, и хитрый этот Кешка!
- Посмотри... Пустой внутри!

(Ольга Колпакова)

 

- Это тоже стихотворение про обмен. Равноценный ли обмен получился?

- Как вы думаете, почему дети обменивались вещами, которые у них были?

- Какой еще способ получить желаемую вещь вы знаете?

- Что нужно, чтобы вещь купить в магазине?

Слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя на основе своего жизненного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

 

 

3.

Формулирование темы и целей занятия.

 

- Попробуем вместе сформулировать тему нашего занятия.

Учитель корректирует ответы учащихся.

Дети пытаются сформулировать тему занятия.

 

 

 

4.

Освоение нового материала. Работа по теме занятия

 

Когда-то очень давно денег не было. Люди обменивались разными товарами. Для этих целей устраивали ярмарки, куда из разных мест привозили свои товары и кузнецы, и охотники, и пастухи. Приносили люди излишки мёда, молока, мяса; одежду, хлеб и многое другое. На ярмарке можно было одну вещь обменять на другую. Например, молоко на хлеб, барана на зерно, на нескольких баранов можно было обменять корову или лошадь и т.д.

А как вы думаете, сейчас существует обмен товарами?

- Возьмите карточку. Прочтите определения. Дайте ответ на вопрос: Как называется обмен товарами?

- Правильно. В Детском экономическом словаре говорится: «Бартер – товарообмен, обмен одной вещи на другую без денежной оплаты по схеме товар-товар».

 

- Но представьте себе такую  ситуацию: вам приглянулась красивая игрушка у мастера, вам очень хочется получить эту игрушку, но мастер не соглашается менять ее на интересную книгу, которую вы предлагаете взамен? Как же быть в этом случае?

 

- Проходили годы и люди поняли, что вещи имеют разную ценность и не все можно просто выменять. Так появились деньги. Но везде деньги были разные: в Китае – бронзовые колокольчики, в Океании – ракушки, где-то в качестве денег выступали шкуры животных, фрукты деревьев, бобы... Но все эти деньги были очень неудобны. Там, где деньгами служили шкуры, неудобство было уже потому, что этими деньгами нельзя платить за дешевые предметы. Раздери шкуру на куски – никто ничего и не даст за них.

Позднее появились удобные деньги из металлов. В России они назывались гривенники, от слова «грива», т.е. серебро.

Посмотрите внимательно небольшой ролик.

ссылка

- Откуда появилось слово деньги?

- Как произошло название «рубль»?

- Везде ли деньги называются одинаково?

Слушают учителя, рассматривают изображения на слайде.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

Работают в парах с карточками. Из трех определений выбирают верное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят ролик.

Отвечают на вопросы, формируют и отстаивают свою точку зрения.

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0733/00033b82-95dc0176/1/img6.jpg

 

 

 

Приложение 1

 

 

БАРТЕР = товарообмен (вывешивается на доске).

 

 

 

 

 

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0733/00033b82-95dc0176/1/img10.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/30229/pub_5d596d154e057700ad6e228d_5d62be68e4f39f00aebf0199/scale_1200https://www.mdregion.ru/upload/01_2016/ruble6_10.jpg

5.

Физкультминутка

 

Хлопайте, если названное можно приобрести за деньги, и потопайте, если названное за деньги не купишь.

- Дружба, рубашка, мясо, солнце, радость, собака, здоровье, машинка, фрукты, любовь, дом, память, эскимо.

Дети

выполняют движения в соответствии с поставленной задачей.

 

6.

Продолжение работы по теме занятия.

 

Приглашает подготовленных детей с сообщением.

Повторяет вопрос.

- Везде ли деньги называются одинаково?

- Деньги бывают металлическими и бумажными. Кто знает, как изготавливаются деньги в современном мире? (корректирует ответы детей)

Но время не стоит на месте. В конце прошлого века появились электронные деньги. Поднимите руку, кто может о них рассказать. Электронные деньги имеют такую же стоимость, как и настоящие. Ими также удобно расплачиваться. Хранятся эти деньги на специальной пластиковой карте. (Показывает слайд) С помощью банкомата электронные деньги можно перевести в наличные.

С короткими сообщениями выступают дети (6 человек).

 

Отвечают на вопросы.

Приложение 2.

 

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e66/0012e69d-ae9a50da/img13.jpg

7.

Первичное закрепление, практическое применение знаний.

 

Организует работу детей в группах по применению полученных знаний.

- Теперь вы будете работать в группах. У каждой группы будет своя карточка с заданием. Ваша задача: вместе обсудить и показать решение.  Если договориться не удается – три хлопка.

 

- А теперь приглашается представители от каждой группы.

 

- Скажите, пожалуйста, могут результаты вашей работы быть различными?

 

Подводит итог работе.

Дети объединяются в группы по 5-6 человек, получают карточки с заданиями.

 

 

 

Представитель группы  зачитывает вопрос и дает ответ.

Остальные слушают, дополняют, высказывают свое мнение.

Приложение 3.

 

 

 

 

 

 

8.

Обобщение знаний.

 

- Итак, мы с вами сегодня говорили об обмене и деньгах. Всегда ли удобен обмен?

- Всегда ли существовали деньги?

- Сейчас вам предлагается выполнить следующее сложное задание в группах. Вы получаете карточку с названием денежных единиц разных стран. Ваша задача соединить линиями Название денег и страну.

-Давайте проверим, что же у вас получилось.

- Могут ли в этом случае верные ответы команд различаться?

 

 Дети отвечают на вопросы учителя.

 

Работа в группах.

 

 

 

Фронтальная проверка получившихся выражений.

Приложение 4.

 

9.

Итог урока

- Что же нового мы сегодня узнали?

- Будут ли полезны вам полученные знания?

Дети отвечают на вопросы. Делают вывод с помощью учителя.

 

 

 

10

Домашнее задание

 

Учитель предлагает детям вариативное задание 1) Подготовить рисунок на тему «Обмен»

2) Придумать и нарисовать свою денежную единицу.

 

Дети записывают то задание, которое им хотелось бы выполнить.

 

11

Рефлексия

Учитель предлагает детям заполнить листы самооценки.

Дети заполняют листы самостоятельно.

Приложение 5.

 


Приложение 1

Определение понятий.

+

-

1

Цена – количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить товар.

 

2

Бартер – обмен одной вещи на другую без денежной оплаты.

 

3

Продажа – обмен товара или услуги на деньги.

 

 

Поставь «+», если согласен с высказыванием, « - » - если не согласен с высказыванием.

 

 

Приложение  2

Деньги разных стран мира

Большое количество стран, как и в старые времена, пользуются собственными деньгами. К примеру, в России это российский рубль, в Казахстане – тэнге, в Белоруссии – белорусский рубль. Тем не менее, есть государства, которые отказались от собственных денег и ввели валюту, одинаковую сразу для нескольких стран. К примеру, евро принимается к оплате в разных странах Европы: Австрии, Германии, Испании, Франции и многих других.

Доллар США

Доллар США – деньги, которыми расплачиваются жители Соединенных штатов Америки. Доллар США известен по всему миру. На американских долларах изображены люди, которые давным давно были президентами этой страны.

Некоторые другие государства также называют свои деньги долларами, но это совсем другая валюта – она выглядит по-другому и используется только в своей стране. Например, в Канаде существует канадский доллар, в Австралии – австралийский, в Новой Зеландии – новозеландский.

Евро

Евро – деньги, используемые в 19 странах Европы. Евро появилось относительно недавно – около 20 лет назад. До этого в каждой из стран использовали собственную валюту. Например, во Франции платили французским франком, в Германии – немецкой маркой, а в Италии – итальянской лирой. Общие деньги ввели для того, чтобы жителям стран было удобнее расплачиваться друг с другом.

Фунты стерлингов

Фунт стерлингов – валюта Великобритании и некоторых других территорий. Название этих денег можно перевести как «фунт чистого серебра», потому что раньше эти монеты чеканили именно из этого металла.

На современных банкнотах и монетах изображена английская королева.

Российский рубль

Все знают, что российский рубль – деньги России. Рубли бывают в купюрах и монетах. Причем монетки достоинством меньше рубля называются не рублями, а копейками.

На купюрах изображают достопримечательности крупных российских городов, а на монетах – герб Российской Федерации.

Казахстанский тенге

Казахстанским тенге пользуются в Казахстане. Название «тенге» происходит от древних мелких серебряных монет, называвшихся «денге» или «таньга».

Банкноты украшены восточными узорами, изображение птиц и животных Казахстана, а также природы и красивых зданий.

Гривна

Украинская валюта называется гривной. Название гривны произошло от украшения из золота, носившегося на шее, или на «загривке». Гривна, как и российский рубль, делится на 100 копеек.

 

Приложение 3

1 карточка

Как люди получали нужный товар, когда еще не было денег?

Подумайте и перечислите все возможные способы.

2 карточка

Чего не купишь ни за какие деньги?

Приведите примеры. Обоснуйте свое мнение.

3 карточка

Где хранятся электронные деньги? Приведите пример их использования.

4 карточка

Можно ли обменивать деньги одной страны на деньги другой страны? Подумайте и дайте ответ.

 

 

Приложение 4

Название денег

Название страны

Фунты стерлингов

Россия

Гривна

Великобритания

Тенге

Соединенные штаты Америки

Доллар

Казахстан

Рубль

Украина

 

 

Приложение 5

Лист самооценки

 

ФИ ученика_________________

 

1. На уроке я работал

 

активно

пассивно

2. Своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. Материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен



 

Скачано с www.znanio.ru

Урок финансовой грамотности «Обмен

Урок финансовой грамотности «Обмен

Основные понятия. Деньги, обмен, покупка, продажа

Основные понятия. Деньги, обмен, покупка, продажа

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Он так быстро сгрыз орешки, не прошло и двух минут! -

Он так быстро сгрыз орешки, не прошло и двух минут! -

Освоение нового материала. Работа по теме занятия

Освоение нового материала. Работа по теме занятия

Но все эти деньги были очень неудобны

Но все эти деньги были очень неудобны

Ими также удобно расплачиваться

Ими также удобно расплачиваться

Итог урока - Что же нового мы сегодня узнали? -

Итог урока - Что же нового мы сегодня узнали? -

Приложение 1 № Определение понятий

Приложение 1 № Определение понятий

Фунт стерлингов – валюта Великобритании и некоторых других территорий

Фунт стерлингов – валюта Великобритании и некоторых других территорий

Приложение 4 Название денег

Приложение 4 Название денег
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2023