КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 99-100
(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)
Электромагнитная
природа света. Скорость света.
(тема занятия)
Наименование
дисциплины: Физика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 2.03.2021
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный
1.3 Межпредметные связи: математика, черчение, электротехника.
2. Цели, задачи:
Цель урока – получить представление о свете как электромагнитной волне.
Задачи урока –
Доказать волновую природу света.
Развивать устную речь обучающихся через организацию диалогического общения на уроке, формировать умение выражать свои мысли в грамматически правильной форме.
Формировать положительную мотивацию к учебе и повышение интереса к знаниям.
2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия: научиться выполнять преобразования по расчёту физических величин.
2.2 Результаты обучения:
1) Знать закономерности распространения света, процессы взаимодействия света с веществом, природу света.
2.3 Критерии оценки:
1) Называет лабораторный и астрономический методы определения скорости света
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература:
1. Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков, Т.Қыстаубаев. Физика. Учебник. 1, 2 часть. Мектеп. 2019.
2. С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, В.Кем , В.Загайнова . Физика. Учебник. Мектеп. 2015.
3. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Учебник + СD. Арман-ПВ. 2019.
4. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Дарслик. Арман-ПВ. 2019.
5. А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. Алматы. Мектеп. 2011.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
Начало урока |
Орг. момент. |
|
|
Проверка домашнего задания. Вводная беседа. Оптика – раздел физики, изучающий
световые явления. 6 в. до н. э. Пифагор, 4 в. до н.э. Аристотель, 3 в. до н. э. Евклид занимались изучением света. Евклид изложил 2 закона геометрической оптики - закон прямолинейного распространения и отражения света . Архимед ок. 287 – 212 гг. до н.э. писал: « …Почему вогнутые зеркала, помещенные против Солнца, зажигают подложенный прут?» Клавдий Птолемей 2 в. до н.э. рассматривал явление преломления света. Что такое свет? С древности люди задавались этим вопросом. Пифогор считал, что тела испускают частицы, благодаря которым мы и видим. Аристотель выдвинул теорию о том, что свет представляет собой возбуждение среды. Эти две основные идеи о природе света развивались и сосуществуют и до настоящего времени.
|
Презентация |
Середина урока |
https://docs.google.com/document/d/13AF0MtPCehJV05EmmSpYQOCuA8tsHEVaWBZfgtrfqbI/edit Изучение нового материала. ДВЕ ТЕОРИИ СВЕТА 1. И.Ньютон – корпускулярная теория (свет поток частиц) 2.Х.Гюйгенс – волновая теория (свет волновой процесс, распространяющийся в гипотетической среде эфире) Обе теории существовали параллельно до начала XVII. И только авторитет Ньютона надолго заставил большинство ученых отдавать предпочтение корпускулярной теории. Любая теория только тогда хороша, когда она умеет объяснить наблюдаемые явления. По современным представлениям
свет имеет двойственную природу ( корпускулярно-волновой
дуализм): ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТИ СВЕТА Астрономический метод
|
Ссылка 1.
Презентация |
|
Закрепление: Задачи исторического содержания. 1. 1.Датский астроном О.Ремер (1675), наблюдая время затмения ближайшего спутника Юпитера, заметил, что при некоторых положениях Земли, Юпитера и Солнца начало затмения этого спутника запаздывает против расчета на 16 мин 36,4 с. Опаздывание этого явления он объяснил тем, что световой луч, идущий от спутника Юпитера, проходит путь больше прежнего на величину, равную диаметру земной орбиты; последняя принимается равной 299 млн.км. Определить скорость распространения света. 2. 2.С. Фон Глазенап, повторяя наблюдения Ремера, нашел, что запаздывание при погружении спутника Юпитера в конус тени планеты равно 16 мин 51,6 с. Кроме того, он принимал более точное значение диаметра земной орбиты, равное 297,6 млн.км. Определить скорость распространения света. 3. 3.Найдите скорость света, исходя из данных Х.Гюйгенса: для прохождения 22000 земных диаметров свету требуется 22мин.
|
Презентация |
Конец урока |
Рефлексия Рефлексия «+, -, интересно». - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? |
Слайд |
|
Домашнее задание: 1. Составить конспект. 2. Ответить на вопросы. Вопросы (повторение): 1) Закон прямолинейного распространения света. 2) Законы отражения света. 3) Законы преломления света.
|
Слайд |
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание |
Баллы |
1. |
Составить конспект |
20 |
2. |
Ответить на вопросы: |
80 |
Вопросы (повторение):
1) Закон прямолинейного распространения света.
2) Законы отражения света.
3) Законы преломления света.
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.