КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 137-138
(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)
Атомное ядро. Нуклонная модель
ядра.
Изотопы. Энергия связи
нуклонов в ядре.
(тема занятия)
Наименование дисциплины: Физика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 11.05.2021
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный
1.3 Межпредметные связи: математика, черчение, электротехника.
2. Цели, задачи:
1. Изучить определения понятий «нейтрон», «нуклон», «массовое число», «энергия связи», «дефект масс», «удельная энергия связи», формулы для определения массового числа, энергии связи, дефекта масс, удельной энергии связи.
2. Развивать у учащихся умение пересказывать и анализировать учебный материал, выделять главное, основное; сравнивать, отвечать на вопросы, решать задачи.
3. Воспитывать коммуникативные умения: умение работать в коллективе и самостоятельно, умение говорить самому и слушать других.
2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия: научиться выполнять преобразования по расчёту физических величин.
2.2 Результаты обучения:
1) Знать структуру, свойства и взаимные превращения атомных ядер и другие явления, происходящие в микромире.
2.3 Критерии оценки:
1) Вычисляет энергию связи атомного ядра и объясняет графическую зависимость удельной энергии связи от массового числа ядра;
2) Использует законы сохранения массового и зарядового чисел при написании ядерных реакции.
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература:
1. Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков, Т.Қыстаубаев. Физика. Учебник. 1, 2 часть. Мектеп. 2019.
2. С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, В.Кем , В.Загайнова . Физика. Учебник. Мектеп. 2015.
3. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Учебник + СD. Арман-ПВ. 2019.
4. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Дарслик. Арман-ПВ. 2019.
5. А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. Алматы. Мектеп. 2011.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
|||||||||||||||||
Начало урока |
Орг. момент. |
|
|||||||||||||||||
|
Проверка домашнего задания. 1. Фронтальный опрос. Протон – стабильная элементарная частица, ядро атома водорода. Нейтрон – элементарная частица, не имеющая заряда. Протонно-нейтронная модель ядра Гейзенберга-Иваненко: ядро любого атома состоит из положительно-заряжённых протонов и электронейтральных нейтронов. Массовое число – сумма числа протонов Z и числа нейтронов N в ядре. Нуклоны – протоны и нейтроны в составе атомного ядра. Изотопы – разновидность данного химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер, т. е. числом нейтронов.
|
Презентация
|
|||||||||||||||||
Середина урока |
https://docs.google.com/document/d/13AF0MtPCehJV05EmmSpYQOCuA8tsHEVaWBZfgtrfqbI/edit Ядерные силы – это силы притяжения между нуклонами в ядре. Дефект масс – разность масс нуклонов, составляющих ядро, и массы ядра В 1919 году Резерфорд открыл протон при бомбардировке ядра атома азота α-частицами. Это была первая ядерная реакция, проведённая человеком. Превращение одних атомных ядер в другие при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом называют ядерной реакцией. Протон – стабильная элементарная частица, ядро атома водорода. Свойства протона:
Нейтрон был открыт в 1932 г. Д. Чедвиком при облучении бериллия α-частицами. Нейтрон - элементарная частица, не имеющая заряда. Свободный нейтрон, который находится вне атомного ядра, живёт 15 минут. Потом он превращается в протон, испуская электрон и нейтрино – безмассовую нейтральную частицу. Свойства нейтрона:
В 1932 году советский физик Д. Д. Иваненко и немецкий физик В. Гейзенберг выдвинули гипотезу о протонно-нейтронном строении ядра. Справедливость этой гипотезы была доказана экспериментально. Согласно этой модели ядра состоят из протонов и нейтронов. Так как атом не имеет заряда, т.е. электрически нейтрален, число протонов в ядре равно числу электронов в атомной оболочке. Значит, число протонов в ядре равно порядковому номеру химического элемента Z в периодической таблице Менделеева. Сумму числа протонов Z и числа нейтронов N в ядре называют массовым числом и обозначают буквой А: Ядерные частицы – протоны и нейтроны – называют нуклонами. Радиус ядра находится по формуле: Изотопы – разновидность данного химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер, т. е. числом нейтронов. Устойчивость ядер зависит от отношения числа нейтронов к числу протонов. Ядерные силы – это силы притяжения между нуклонами в ядре. Это самые мощные силы в природе, их ещё называют «богатырь с короткими рукавами». Они относятся к сильным взаимодействиям. Свойства ядерных сил: 1) это силы притяжения; 2) примерно в 100 раз больше кулоновских сил; 3) зарядовая независимость; 4) короткодействующие, проявляются на расстояниях порядка 10-12 -10-13 см; 5) взаимодействуют с конечным числом нуклонов. Масса любого атомного ядра всегда меньше, чем масса составляющих его частиц: Дефект масс - разность масс нуклонов, составляющих ядро, и массы ядра: Энергия связи – это минимальная энергия, необходимая для полного расщепления ядра на отдельные частицы: Удельная энергия связи – это полная энергия связи ядра, деленная на число нуклонов: Дефект масс. а.е.м.
– это 1/12 часть изотопа углерода Масса всего атома углерода составляет 12 а.е.м. Ядро состоит из 12 нуклонов, а каждый из них имеет массу большую, чем 1 а.е.м.: mn ~1,00866 а.е.м. mp~1,00728 а.е.м. Если сложить массу всех нуклонов, которые содержатся в ядре: 6* mp+ 6* mn = 6*1,00728+6*1,00866 = 12,09546 > 12 Это связано с тем, что при объединении нуклонов в ядро, происходит выделение энергии. Это выделение энергии приводит к уменьшению общей массы. Так получается дефект масс (Δm). Δm = Z* mp+(M-Z)* mn- mя mя = mатома – Z* me, где me= 0,00055 а.е.м. Δm = Z* mp+(M-Z)* mn- mатома + Z* me Зная дефект масс, можно вычислить энергию связи атомного ядра: Eсв = Δm*с2 [Дж]=931* Δm [МэВ] с – скорость света
|
Ссылка 1.
Презентация |
|||||||||||||||||
|
Закрепление: Пример №1
Δm = 6*1,00783+6*1,00866-12 = 0,09894 а.е.м. Eсв = 931*0,09894 = 92,1 МэВ – столько энергии выделяется при образовании ядра атома углерода. 1[МэВ]=1,6 *10-13[Дж] Удельная энергия связи – это энергия связи ядра, рассчитанная на 1 нуклон. Для разных ядер она имеет разные значения. Два способа получения ядерной энергии: 1. Синтез легких ядер (осуществляется на Солнце). 2. Деление тяжелых ядер. Примеры и разбор решения заданий 1. Заполните пропуски в таблице:
Решение: Медь: N = 35, A = 64, Z = A – N, Z = 64 – 35 = 29; Бор: Z = 5, A = 11, N = A – Z, N = 11 – 5 = 6; Цинк: Z = 30, N = 35, A = Z + N, A = 30 + 35 = 65. Ответ: медь: Z = 29; бор: N = 6; цинк: A = 65. 2. Соедините попарно элементы двух множеств: Заряд частицы: 1) заряд протона; 2) заряд нейтрона; 3) заряд электрона. Величина заряда: 1) 0; 2) 1,6 ∙ 10-19 Кл; 3) 2 ∙ 10-16 Кл; 4) - 1,6 ∙ 10-19 Кл. Правильный вариант: заряд протона = 1,6 ∙ 10-19 Кл; заряд нейтрона = 0; заряд электрона = - 1,6 ∙ 10-19 Кл.
|
Презентация |
|||||||||||||||||
Конец урока |
Рефлексия Рефлексия «+, -, интересно». - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? |
Слайд |
|||||||||||||||||
|
Домашнее задание: 1. Написать конспект. 2. Заполнить таблицу. 3. Подготовить сообщение на тему «Изотопы». |
Слайд |
|||||||||||||||||
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание: |
Баллы |
1. |
Написать конспект. |
30 |
2. |
Заполнить таблицу. |
30 |
3. |
Подготовить сообщение на тему «Изотопы». |
40 |
1. Заполните таблицу:
Химический элемент |
Число протонов |
Число нейтронов |
Массовое число |
Алюминий |
|
|
|
Кремний |
|
|
|
Железо |
|
|
|
Фосфор |
|
|
|
Вольфрам |
|
|
|
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.