Конспект урока физики на тему: Атомное ядро. Нуклонная модель ядра. Изотопы. Энергия связи нуклонов в ядре.

  • docx
  • 04.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 137-138 Атомное ядро.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 137-138

(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)

Атомное ядро. Нуклонная модель ядра. Изотопы. Энергия связи нуклонов в ядре.
(тема занятия)

Наименование дисциплины: Физика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 11.05.2021

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный

1.3 Межпредметные связи: математика, черчение, электротехника.

 

2. Цели, задачи:

1. Изучить определения понятий «нейтрон», «нуклон», «массовое число», «энергия связи», «дефект масс», «удельная энергия связи», формулы для определения массового числа, энергии связи, дефекта масс, удельной энергии связи.

2. Развивать у учащихся умение пересказывать и анализировать учебный материал, выделять главное, основное; сравнивать, отвечать на вопросы, решать задачи.

3. Воспитывать коммуникативные умения: умение работать в коллективе и самостоятельно, умение говорить самому и слушать других.

 2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия: научиться выполнять преобразования по расчёту физических величин.

2.2 Результаты обучения:

1) Знать  структуру, свойства и взаимные превращения  атомных ядер и другие явления, происходящие  в микромире.

2.3 Критерии оценки:

1) Вычисляет  энергию связи атомного ядра и объясняет графическую зависимость удельной энергии связи от массового числа ядра;

2) Использует  законы сохранения массового и зарядового чисел при написании ядерных реакции.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература:

1.      Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков,  Т.Қыстаубаев. Физика.  Учебник. 1, 2  часть. Мектеп. 2019.

2.      С.Туякбаев,  Ш.Насохова,  Б.Кронгарт,  В.Кем ,  В.Загайнова .  Физика.  Учебник. Мектеп. 2015.

3.      Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Учебник + СD. Арман-ПВ. 2019.

4.      Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Дарслик.  Арман-ПВ. 2019.

5.      А.П.Рымкевич.  Сборник задач по физике.  Алматы.  Мектеп. 2011.

 

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

1.      Фронтальный опрос.

Протон – стабильная элементарная частица, ядро атома водорода.

Нейтрон – элементарная частица, не имеющая заряда.

Протонно-нейтронная модель ядра Гейзенберга-Иваненко: ядро любого атома состоит из положительно-заряжённых протонов и электронейтральных нейтронов.

Массовое число – сумма числа протонов Z и числа нейтронов N в ядре.

Нуклоны – протоны и нейтроны в составе атомного ядра.

Изотопы – разновидность данного химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер, т. е. числом нейтронов.

 

Презентация

 

Середина урока

https://docs.google.com/document/d/13AF0MtPCehJV05EmmSpYQOCuA8tsHEVaWBZfgtrfqbI/edit

Ядерные силы – это силы притяжения между нуклонами в ядре.

Дефект масс – разность масс нуклонов, составляющих ядро, и массы ядра

В 1919 году Резерфорд открыл протон при бомбардировке ядра атома азота α-частицами.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/0bd12402-b685-472a-9eba-8b9c669b702d.png

Это была первая ядерная реакция, проведённая человеком. Превращение одних атомных ядер в другие при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом называют ядерной реакцией.

Протон – стабильная элементарная частица, ядро атома водорода. Свойства протона:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/46fab12b-eef4-452c-b431-1e1ac246c27b.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/a416f923-6c19-496e-ad79-4d46f65e7267.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/0bb9b3da-f244-437d-8295-34a4d200aa01.png или https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/fb732c2b-2de6-44e1-b2f2-640d31df7d4d.png – символ протона.

Нейтрон был открыт в 1932 г. Д. Чедвиком при облучении бериллия α-частицами. Нейтрон - элементарная частица, не имеющая заряда. Свободный нейтрон, который находится вне атомного ядра, живёт 15 минут. Потом он превращается в протон, испуская электрон и нейтрино – безмассовую нейтральную частицу.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/d3d530d3-7604-4675-9b7a-bcd0cd9951b0.png

Свойства нейтрона:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/9820aba8-eb44-4a54-8f6f-bdce2190cd43.png – символ нейтрона

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/2fe013ea-d17d-4579-8b24-8d317bbecc2d.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/20b11683-c265-4161-894f-0b0c53e434e3.png

В 1932 году советский физик Д. Д. Иваненко и немецкий физик В. Гейзенберг выдвинули гипотезу о протонно-нейтронном строении ядра. Справедливость этой гипотезы была доказана экспериментально. Согласно этой модели ядра состоят из протонов и нейтронов. Так как атом не имеет заряда, т.е. электрически нейтрален, число протонов в ядре равно числу электронов в атомной оболочке. Значит, число протонов в ядре равно порядковому номеру химического элемента Z в периодической таблице Менделеева.

Сумму числа протонов Z и числа нейтронов N в ядре называют массовым числом и обозначают буквой А:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/40627bbb-0c1e-4156-812c-d253309f60c4.png

Ядерные частицы – протоны и нейтроны – называют нуклонами.

Радиус ядра находится по формуле:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/f6244caa-988c-4c55-a43d-42e0ab5f2d7b.png

Изотопы – разновидность данного химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер, т. е. числом нейтронов.

Устойчивость ядер зависит от отношения числа нейтронов к числу протонов.

Ядерные силы – это силы притяжения между нуклонами в ядре. Это самые мощные силы в природе, их ещё называют «богатырь с короткими рукавами». Они относятся к сильным взаимодействиям.

Свойства ядерных сил:

1) это силы притяжения;

2) примерно в 100 раз больше кулоновских сил;

3) зарядовая независимость;

4) короткодействующие, проявляются на расстояниях порядка 10-12 -10-13 см;

5) взаимодействуют с конечным числом нуклонов.

Масса любого атомного ядра всегда меньше, чем масса составляющих его частиц:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/4ac54026-87ec-4db4-9e03-bdb6feb805cd.png

Дефект масс - разность масс нуклонов, составляющих ядро, и массы ядра:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/b2febf9a-29a8-42d4-a2bb-7b2d14f640c6.png

Энергия связи – это минимальная энергия, необходимая для полного расщепления ядра на отдельные частицы:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/57c741e7-a41d-4890-aa52-12e9d6bb1e13.png

Удельная энергия связи – это полная энергия связи ядра, деленная на число нуклонов:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5845/20190419170235/OEBPS/objects/c_phys_11_27_1/4f61c2e5-d1bb-4bad-9d30-168118197a7d.png

Дефект масс.

а.е.м. – это 1/12 часть изотопа углерода https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/89425/b392d810_6cba_0131_670d_12313d221ea2.gif.

Масса всего атома углерода  составляет 12 а.е.м. Ядро состоит из 12 нуклонов, а каждый из них имеет массу большую, чем 1 а.е.м.:

mn  ~1,00866 а.е.м.

mp~1,00728 а.е.м.

Если сложить массу всех нуклонов, которые содержатся в ядре:

6* mp+ 6* mn  = 6*1,00728+6*1,00866 = 12,09546 > 12

Это связано с тем, что при объединении нуклонов в ядро, происходит выделение энергии. Это выделение энергии приводит к уменьшению общей массы. Так получается дефект масс (Δm).

Δm = Z* mp+(M-Z)* mn- mя

mя = mатома – Z* me, где me= 0,00055 а.е.м.

Δm = Z* mp+(M-Z)* mn- mатома + Z* me

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/89426/b539d700_6cba_0131_670e_12313d221ea2.jpg

Зная дефект масс, можно вычислить энергию связи атомного ядра:

Eсв = Δm*с[Дж]=931* Δm [МэВ]

с – скорость света

 

Ссылка 1.

 

 

Презентация

 

Закрепление:

Пример №1

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/89425/b392d810_6cba_0131_670d_12313d221ea2.gif   _ Z = 6, M – Z = 6

Δm = 6*1,00783+6*1,00866-12 = 0,09894 а.е.м.

Eсв = 931*0,09894 = 92,1 МэВ – столько энергии выделяется при образовании ядра атома углерода.

1[МэВ]=1,6 *10-13[Дж]

Удельная энергия связи – это энергия связи ядра, рассчитанная на 1 нуклон. Для разных ядер она имеет разные значения.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/89427/b7785d90_6cba_0131_670f_12313d221ea2.jpg

Два способа получения ядерной энергии:

1. Синтез легких ядер (осуществляется на Солнце).

2. Деление тяжелых ядер.

Примеры и разбор решения заданий

1. Заполните пропуски в таблице:

Химический элемент

Число

протонов

Число

нейтронов

Массовое число

Медь

35

64

Бор

5

11

Цинк

30

35

Решение:

Медь: N = 35, A = 64, Z = A – N, Z = 64 – 35 = 29;

Бор: Z = 5, A = 11, N = A – Z, N = 11 – 5 = 6;

Цинк: Z = 30, N = 35, A = Z + N, A = 30 + 35 = 65.

Ответ: медь: Z = 29; бор: N = 6; цинк: A = 65.

2. Соедините попарно элементы двух множеств:

Заряд частицы:

1) заряд протона;

2) заряд нейтрона;

3) заряд электрона.

Величина заряда:

1) 0;

2) 1,6 ∙ 10-19 Кл;

3) 2 ∙ 10-16 Кл;

4) - 1,6 ∙ 10-19 Кл.

Правильный вариант:

заряд протона = 1,6 ∙ 10-19 Кл;

заряд нейтрона = 0;

заряд электрона = - 1,6 ∙ 10-19 Кл.

 

Презентация

Конец урока

Рефлексия

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Заполнить таблицу.

3.      Подготовить сообщение на тему «Изотопы».

Слайд 

          5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.       

Написать конспект.

30

2.       

Заполнить таблицу.

30

3.       

Подготовить сообщение на тему «Изотопы».

40

 

 

1. Заполните  таблицу:

Химический элемент

Число

протонов

Число

нейтронов

Массовое число

Алюминий

 

 

 

Кремний

 

 

 

Железо

 

 

 

Фосфор

 

 

 

Вольфрам

 

 

 

 

 

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru