КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 143-144
(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)
Биологическое действие радиоактивных лучей. Защита от радиации. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Термоядерные реакции.
Обязательная контрольная работа №2
(тема занятия)
Наименование
дисциплины: Физика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 20.05.2021
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный
1.3 Межпредметные связи: математика, черчение, электротехника.
2. Цели, задачи:
1.Образовательная: Повторить механизм деления ядер урана. Изучить условия протекания цепной ядерной реакции. Рассмотреть устройство и принцип действия ядерного реактора. Рассмотреть возможность использования реакции деления ядер тяжелых элементов для получения энергии и использование этой энергии в мирных и военных целях.
2.Воспитательная: привитие бережного отношения к природным богатствам, экологическое воспитание.
3.Развивающая: развитие коммуникативных качеств, критического мышления, познавательной активности учащихся.
2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия: научиться выполнять преобразования по расчёту физических величин.
2.2 Результаты обучения:
1) Знать структуру, свойства и взаимные превращения атомных ядер и другие явления, происходящие в микромире.
2.3 Критерии оценки:
1) Описывает устройство и принцип работы ядерных реакторов и обосновывает перспективы развития ядерной энергетики.
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература:
1. Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков, Т.Қыстаубаев. Физика. Учебник. 1, 2 часть. Мектеп. 2019.
2. С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, В.Кем , В.Загайнова . Физика. Учебник. Мектеп. 2015.
3. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Учебник + СD. Арман-ПВ. 2019.
4. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Дарслик. Арман-ПВ. 2019.
5. А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. Алматы. Мектеп. 2011.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
|
Начало урока |
Орг. момент. |
|
|
|
Проверка домашнего задания. Вопросы для повторения: 1. Ядерные превращения. 2. Период полураспада. 3. Изотопы. 4. Цепная ядерная реакция. 5. Критическая масса.
|
Презентация
|
|
Середина урока |
https://docs.google.com/document/d/13AF0MtPCehJV05EmmSpYQOCuA8tsHEVaWBZfgtrfqbI/edit Принцип работы и устройство ядерного реактораОсновное назначение ядерного реактора – поддерживать контролируемую ядерную реакцию, производящую электроэнергию. Он представляет собой устройство, в недрах которых одни вещества превращаются в другие с выделением большого количества тепловой энергии. Это своеобразная «печь», где вместо традиционных видов топлива «сгорают» изотопы урана – U-235, U-238 и плутоний (Pu). В отличии, к примеру, от автомобиля, рассчитанного на несколько видов бензина, каждому виду радиоактивного топлива соответствует свой тип реактора. Их два – на медленных (с U-235) и быстрых (c U-238 и Pu) нейтронах. На большинстве АЭС установлены реакторы на медленных нейтронах. Помимо АЭС, установки «трудятся» в исследовательских центрах, на атомных субмаринах и опреснителях морской воды. Как устроен реакторУ всех реакторов примерна одна схема. Его «сердце» — активная зона. Ее можно условно сравнить с топкой обычной печки. Только вместо дров там находится ядерное топливо в виде тепловыделяющих элементов с замедлителем – ТВЭЛов. Активная зона находится внутри своеобразной капсулы — отражателе нейтронов. ТВЭЛы «омываются» теплоносителем – водой. Поскольку в «сердце» очень высокий уровень радиоактивности, его окружает надежная радиационная защита. Как работает реакторАтомное «пламя» невидимо, так как процессы происходят на уровне деления ядер. В ходе цепной реакции тяжелые ядра распадаются на более мелкие фрагменты, которые, будучи в возбужденном состоянии, становятся источниками нейтронов и прочих субатомных частиц. Но на этом процесс не заканчивается. Нейтроны продолжают «дробиться», в результате чего высвобождается большая энергия, то есть, происходит то, ради чего и строятся АЭС. Основная задача персонала – поддержание цепной реакции с помощью управляющих стержней на постоянном, регулируемом уровне. В этом его главное отличие от атомной бомбы, где процесс ядерного распада неуправляем и протекает стремительно, в виде мощнейшего взрыва. Начало работы реактораВ начальный момент времени после первой загрузки топливом, цепная реакция деления в реакторе отсутствует, реактор находится в подкритическом состоянии . Температура теплоносителя значительно меньше рабочей. Для начала цепной реакции делящийся материал должен образовать критическую массу, — достаточное количество спонтанно расщепляющегося вещества в достаточно небольшом пространстве, условие, при котором число нейтронов, выделяющихся при делении ядер должно быть больше числа поглощенных нейтронов. Это можно сделать, повысив содержание урана-235 (количество загруженных ТВЭЛОВ), либо замедлив скорость нейтронов, чтобы они не пролетали мимо ядер урана-235. Вывод реактора на мощность осуществляется в несколько этапов. С помощью органов регулирования реактивности реактор переводится в надкритическое состояние Кэф>1 и происходит рост мощности реактора до уровня 1-2 % от номинальной. На этом этапе производится разогрев реактора до рабочих параметров теплоносителя причем скорость разогрева ограничена. В процессе разогрева органы регулирования поддерживают мощность на постоянном уровне. Затем производится пуск циркуляционных насосов и вводится в действие система отвода тепла. После этого мощность реактора можно повышать до любого уровня в интервале от 2 — 100 % номинальной мощности. При разогреве реактора реактивность меняется, в виду изменения температуры и плотности материалов активной зоны. Иногда при разогреве меняется взаимное положение активной зоны и органов регулирования, которые входят в активную зону или выходят из нее, вызывая эффект реактивности при отсутствии активного перемещения органов регулирования. Типы реакторовБольшинство существующих в мире ядерных установок являются энергетическими, генерирующими тепло, необходимое для вращения турбин, которые приводят в движение генераторы электрической энергии. Также есть много исследовательских реакторов, а некоторые страны имеют подводные лодки или надводные корабли, движимые энергией атома. Энергетические установкиСуществует несколько видов реакторов этого типа, но широкое применение нашла конструкция на легкой воде. В свою очередь, в ней может использоваться вода под давлением или кипящая вода. В первом случае жидкость под высоким давлением нагревается теплом активной зоны и поступает в парогенератор. Там тепло от первичного контура передается на вторичный, также содержащий воду. Генерируемый в конечном счете пар служит рабочей жидкостью в цикле паровой турбины. Реактор кипящего типа работает по принципу прямого энергетического цикла. Вода, проходя через активную зону, доводится до кипения на среднем уровне давления. Насыщенный пар проходит через серию сепараторов и сушилок, расположенных в корпусе реактора, что приводит его в сверхперегретое состояние. Перегретый водяной пар затем используется в качестве рабочей жидкости, вращающей турбину. Высокотемпературные с газовым охлаждениемВысокотемпературный газоохлаждаемый реактор (ВТГР) – это ядерный реактор, принцип работы которого основан на применении в качестве топлива смеси графита и топливных микросфер. Существуют две конкурирующие конструкции: · немецкая «засыпная» система, которая использует сферические топливные элементы диаметром 60 мм, представляющие собой смесь графита и топлива в графитовой оболочке; · американский вариант в виде графитовых гексагональных призм, которые сцепляются, создавая активную зону. В обоих случаях охлаждающая жидкость состоит из гелия под давлением около 100 атмосфер. В немецкой системе гелий проходит через промежутки в слое сферических топливных элементов, а в американской – через отверстия в графитовых призмах, расположенных вдоль оси центральной зоны реактора. Оба варианта могут работать при очень высоких температурах, так как графит имеет чрезвычайно высокую температуру сублимации, а гелий полностью инертен химически. Горячий гелий может быть применен непосредственно в качестве рабочей жидкости в газовой турбине при высокой температуре или его тепло можно использовать для генерации пара водяного цикла. Жидкометаллический ядерный реактор: схема и принцип работыРеакторам на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем уделялось большое внимание в 1960-1970-х годах. Тогда казалось, что их возможности по воспроизводству ядерного топлива в ближайшее время необходимы для производства топлива для быстро развивающейся атомной промышленности. Когда в 1980-е годы стало ясно, что это ожидание нереалистично, энтузиазм угас. Однако в США, России, Франции, Великобритании, Японии и Германии построен ряд реакторов этого типа. Большинство из них работает на диоксиде урана или его смеси с диоксидом плутония. В Соединенных Штатах, однако, наибольший успех был достигнут с металлическими топливом.
|
Ссылка 1.
Презентация |
|
|
Закрепление: Ядерные реакторы на медленных и быстрых нейтронахВ ядерных реакторах на медленных нейтронах активная зона, кроме ядерного топлива, содержит замедлитель быстрых нейтронов, образующихся при цепной реакции деления атомных ядер. Применяют замедлители (графит), а также органические жидкости и воду, которые одновременно могут служить и теплоносителем. Если замедлителя в активной зоне нет, то основная часть деления ядер происходит под влиянием быстрых нейтронов с энергией больше 10 кэВ. Реактор без
замедлителя – реактор на быстрых нейтронах – может стать критическим лишь при
использовании природного урана, обогащенного изотопом В активной зоне
реактора на медленных нейтронах расположены тепловыделяющие элементы,
содержащие смесь Тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы) представляют собой блоки из делящегося материала, заключенные в герметическую оболочку, слабо поглощающую нейтроны. За счет энергии деления тепловыделяющие элементы разогреваются и отражают энергию теплоносителю, который циркулирует в каналах. Управление цепной реакцией осуществляется специальными управляющими стержнями, изготовленными из материалов, сильно поглощающих нейтроны (например, бор, кадмий). Изменяя количество и глубину погружения управляющих стержней, можно регулировать нейтронные потоки, а следовательно, интенсивность цепной реакции и выработку энергии. Реакторы, в которых деление ядер производится в основном нейтронами с энергией больше 0,5 МэВ, называются реакторами на быстрых нейтронах. Реакторы, в которых большинство делений происходит в результате поглощения ядрами делящихся изотопов промежуточных нейтронов, называются реакторами на промежуточных (резонансных) нейтронах.
|
Презентация |
|
Конец урока |
Рефлексия Рефлексия «+, -, интересно». - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? |
Слайд |
|
|
Домашнее задание: 1. Составить вопросы к лекции. 2. Ответить на вопросы теста. |
Слайд |
|
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание: |
Баллы |
1. |
Составить вопросы к лекции. |
20 |
2. |
Выполнить задания КР. |
80 |
Обязательная контрольная работа №2
1. При свободном падении тело движется ?
2. Капли дождя падают на Землю под действием ?
3. За 4 с импульс изменился на 20 кг·м/с под действием постоянной силы ?
4. Напряженность электрического поля
заряда q в точке А
(рис) направлена в сторону вектора…
5. Работа электрического тока на участке цепи за 5 с при напряжении 10 B и силе тока 2 А равна ?
6. Магнитный поток, создаваемый током I в контуре равен ?
7. В колебательном контуре энергия магнитного поля в катушке 1,2 ·10-3 Дж, а индуктивность 0,24 Гн. В момент полной разрядки конденсатора сила тока равна ?
8. На белом
фоне написан текст синими буквами. Если их рассматривать через красное стекло,
то буквы будут казаться ?
9. Y- излучение – это ?
10. На рис. изображены графики зависимости
скорости тела от времени. За З с самый
длинный путь прошло тело ?
11. Бетонную плиту, объемом 0,25 м подняли на высоту 6 м за 10 с. Плот-ность бетона 2000 кг/м3. Мощность, развиваемая при поднятии плиты
( g =10 м/с ).
12. Тело массой 10 кг движется по прямой траектории так, что его скорость меняется со временем по закону ν = 2t. Его кинетическая энергия в момент времени t = 5 с равна ?
13. Молярная масса газа 4·10 кг/моль. 5 кг этого газа при температуре 500 К занимает объем 34,6 м3. Давление газа равно [R = 8,31 Дж/(моль·К)] ?
14. При постоянном давлении 105 Па газ совершил работу 105 Дж. Объем газа при этом ?
15. 2 моля идеального одноатомного газа изобарно нагрели на 50 К. Газ совершил работу [R = 8,31 Дж/(моль·К)] ?
16. Электроемкость плоского конденсатора равна 1мкФ. Если между пластинами помещается слой слюды толщиной d=0,1 мм, то площадь пластин равна (εслюды= 6, εо= 8,85·10-12 Ф/м) ?
17. Конденсатор ёмкостью 5 мкФ, заряженный до разности потенциалов 200 В, разрядился по проводу в 0,001 с. Средняя сила тока при разрядке равна ?
18. Электрон движется горизонтально в направлении “Юг-Север” и влетает в вертикальное однородное магнитное поле, направленное вверх. При этом сила Лоренца ?
19. Уравнение колебаний источника волн x = 2sin100πt, скорость распространения колебаний в среде 200 м/с. Длина волны равна ?
20. Отношение скорости пули на вылете из ствола ружья к скорости пули в середине ствола равно ?
21.В жидкость плотностью 2700 кг/м3 погружается тело плотностью
900 кг/м3. Тело выступит наружу на … ?
22. К короткому плечу рычага подвешен груз массой 100 кг. Чтобы поднять этот груз, к длинному плечу приложили силу 250 Н. Когда груз подняли на высоту 0,08 м, точка приложения силы опустилась на 0,4 м. Вычислите КПД рычага (g = 10 м/с2).
250Н |
|
23. 1 моль водорода находится в сосуде при температуре Т и давлении р. 2 моль кислорода в сосуде при той же вместимости при давлении 2р. Какую температуру имеет кислород (если водород и кислород считаются идеальными газами)?
24. Расстояние между источником звука, находящимся над водой и человеком, находящимся под водой, равно 7,8 м. Звук от источника до человека по воздуху идет в 7 раз дольше, чем под воде. Глубина, на которой
находится человек, равна
(νзвука в воздухе= 340 м/с, νзвука в воде=
1483 м/с) ?
25. Собственная длина стержня lо=2 м. Если длина стержня изменилась на
∆l = 0,25 м, то стержень движется со скоростью ?
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.