Конспект урока физики на тему: Радиосвязь. Детекторный радиоприемник. Аналогово-цифровой преобразователь. Каналы связи. Средства связи.

  • docx
  • 04.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 97-98 Радиосвязь.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 97-98

(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)

Радиосвязь. Детекторный радиоприемник. Аналогово-цифровой преобразователь. Каналы связи. Средства связи.
(тема занятия)

Наименование дисциплины: Физика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 24.02.2021

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный

1.3 Межпредметные связи: математика, черчение, электротехника.

 

2. Цели, задачи:

·         Повторить темы: электромагнитные волны, энергия электромагнитной волны, плотность потока излучения с целью умения применять их для изучения нового материала.

·         Познакомить учащихся с изобретателем радио, сформировать принципы радиосвязи.

·         Воспитать гордость за нашего соотечественника, первым передавшим радиотелеграфное сообщение.

·         Примеры технической революции в этой области способствует технической направленности обучения.

2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия: научиться выполнять преобразования по расчёту физических величин.

2.2 Результаты обучения:

1) Описывать распространение колебаний переменного электромагнитного поля в пространстве.

2.3 Критерии оценки:

1)  Объясняет условия возникновения электромагнитных волн и описывает  их свойства;

2) Описывает модуляцию и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний;

3)  Объясняет  принцип работы детекторного приемника;

4) Объясняет  преимущества передачи сигнала в цифровом формате в сравнении с аналоговым сигналом.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература:

1.      Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков,  Т.Қыстаубаев. Физика.  Учебник. 1, 2  часть. Мектеп. 2019.

2.      С.Туякбаев,  Ш.Насохова,  Б.Кронгарт,  В.Кем ,  В.Загайнова .  Физика.  Учебник. Мектеп. 2015.

3.      Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Учебник + СD. Арман-ПВ. 2019.

4.      Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Дарслик.  Арман-ПВ. 2019.

5.      А.П.Рымкевич.  Сборник задач по физике.  Алматы.  Мектеп. 2011.

 

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

Радио настолько прочно вошло в нашу жизнь, что мы не мыслим себя без ежедневных новостей, сводок погоды, любимых передач. А.Эйнштейн считал, что "стыдно должно быть тому, кто пользуется чудесами науки, воплощенными в обыкновенном радиоприемнике, и при этом ценит их так же мало, как корова те чудеса ботаники, которые она жует".

Устные вопросы.

1) Чему равна скорость электромагнитной волны?

2) Что представляет собой вибратор Герца?

3) Какую величину называют плотностью потока электромагнитного излучения?

4) Почему переменный ток в осветительной сети практически не излучает электромагнитные волны?

 

Презентация

Середина урока

https://docs.google.com/document/d/13AF0MtPCehJV05EmmSpYQOCuA8tsHEVaWBZfgtrfqbI/edit

Изучение нового материала.

Рождением радио человечество обязано выдающемуся русскому ученому физику Александру Степановичу Попову.

Изобретенное им беспроводное средство связи было логическим продолжением и развитием учения об электричестве, история которого уходит в глубину веков.

XIX.век - был веком чудесных открытий: первые паровозы, первые фотоаппараты, первые летательные аппараты.

На переломе веков люди стали свидетелями еще одного чуда. Появилось оно не само собой, а в результате упорного труда изобретателей, ученых, представителей разных национальностей.

1.      Английский физик Джеймс Клерк Максвелл  (1831 – 1879)  создал теорию электромагнитного поля, которую сформулировал в виде системы уравнений (уравнения Максвелла).

2.      Немецкий физик  Генрих Рудольф Герц  (1857-1894). 1887 – Герц обнаружил э/м волны.

3.      Французский физик Эдуард Бранли́ (1844 - 1940г ) изобрёл когерер (1890)

Когерер - прибор представляет собой стеклянную трубку, на ее стенках, приклеены две полоски тонкой листовой пластины, трубка заполнена металлическими опилками.

Бранли открыл, что металлические порошки обладают способностью мгновенно изменять свое сопротивление электрическому току, если вблизи них пройдет разряд электрофорной машины или индукционной катушки.

Механическое сотрясение возвращает снова опилкам прежнее состояние, характеризуемое большим сопротивлением. Действие разряда опять может уменьшить его и снова нужно встряхивать опилки.

4.      Английский физик Оливер Лодж  (1851—1940). Лодж применял различные способы приведения когерера в рабочее состояние, в том числе и с помощью вибраций электрического звонка, смонтированного на одной доске с когерером.

5.      Русский физикПопов Александр Степанович (1859 – 1906) После обнаружения Г.Герцем электромагнитных волн возникла идея применения их для связи. Эту идею впервые осуществил выдающийся русский ученый А.С.Попов.

Хорошо понимая практическую важность использования беспроволочной сигнализации ( в частности для морского флота), Попов занялся конструированием чувствительного индикатора электромагнитных волн, излучаемых вибратором Герца.

В качестве индикатора он использовал когерер - устройство, предложенное французским физиком Эдуардом Бранли.

Радиоприемник Попова.

После кропотливых экспериментов и усовершенствований Попов сделал этот индикатор достаточно чувствительным.

Используя когерер, реле, электрическую батарею и электрический звонок, Попов создал прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний - радиоприемник.

Чтобы обеспечить автоматичность приема, необходимую для осуществления беспроволочной связи А.С. Попов использовал звонковое устройство для встряхивания когерера после приема сигнала. С последним встряхиванием когерера (молоточком звонкового устройства) аппарат был готов к приему новой волны.

Чтобы повысить чувствительность аппарата А.С.Попов один из выводов когерера заземлил, а другой присоединил к высоко поднятому куску проволоки, создав первую приемную антенну для беспроволочной связи.

7 мая 1895г. на заседании русского физик - химического общества в Петербурге А.С. Попов продемонстрировал действие своего прибора, явившегося первым в мире радиоприемником.

Усовершенствованные приборы Попова получили первое практическое применение в русском флоте. Они были применены в, частности, для связи во время работ по снятию севшего на камни русского броненосца у острова Гогланд (Финский залив) и при спасении 27 рыбаков, унесенных на льдине в море.

Итальянский инженер и предприниматель Гульельмо Маркони (1874–1937)                                                                                                                                1896 – Г. Маркони изобрел радиоприемник.                                                                                          1897 – Г. Маркони получает английский патент на изобретение радио.                                            1899 - Мир узнал об изобретении Маркони благодаря болезни принца Уэльского: летом 1899 г. Маркони по пять раз в день передавал королеве Виктории сообщения о здоровье ее сына.           1901 – Г. Маркони через Атлантический океан передает букву “S”.                                                  1909  Нобелевский лауреат .

Биография А.С. Попова

ЮНЕСКО по достоинству оценила деятельность Александра Степановича Попова: в мае 1995 года была проведена Всемирная конференция, посвященная столетию со дня «рождения» радио. В СССР в его честь было основано научно-техническое общество. В Украине имя изобретателя носит Одесская национальная академия связи.  В странах бывшего Советского Союза День радио отмечают 7 мая.

Изучение новой темы

Радиосвязь осуществлялась посредством передачи телеграфных сигналов, состоящих из коротких и более продолжительных импульсов электромагнитных волн, то есть использовалась азбука Морзе.

Как был устроен первый радиоприемник, вы знаете. А теперь пришло время разобрать, как звук долетает от передающей радиостанции, до самых отдельных уголков нашей планеты.

 « Амплитудная модуляция», «Принципы радиотелефонной связи»

 Радиотелефонная связь - передача речи или музыки с помощью электромагнитных волн.

 Важнейший этап в развитии радиосвязи было создание в 1913г. генератора незатухающих электромагнитных колебаний.

Принцип радиотелефонной связи.

1.      Задающий генератор вырабатывает гармонические колебания высокой частоты (несущая частота более 100 тыс. Гц).

2.      Микрофон преобразует механические звуковые колебания в электрические той же частоты.

3.      Модулятор изменяет по частоте или амплитуде высокочастотные колебания с помощью электрических колебаний низкой частоты.

4.      Усилители высокой и низкой частоты усиливают по мощности высокочастотные и звуковые (низкочастотные) электрические колебания.

5.      Передающая антенна излучает моделированные электромагнитные волны.

6.      Приемная антенна принимает электромагнитные волны. Электромагнитная волна, достигшая приемной антенны, индуцирует в ней переменный ток той же частоты, на которой работает передатчик.

7.      УВЧ

8.      Детектор выделяет из модулированных высокочастотных колебаний низкочастотные колебания.

9.      УНЧ.

10.  Динамик преобразует электромагнитные колебания в механические звуковые колебания.

В.В.Маяковский впервые выступил в московской радиостудии. Он спросил, показывая на микрофон: "А сколько людей меня будут слышать?" Ему ответили "Весь земной шар." - Больше мне и не надо", - заметил поэт. Кто знает, может, под влиянием этого выступления у него и родились строки.

Слушатель мира,
    надень наушники
Ухо и душу
    с Москвой сливай!
Слушайте пограничные города
    и деревушки,
Красной Москвы
    раскаленные слова.

В настоящее время создан принципиально новый вид передачи информации - космические средства связи, осуществляемые через специальные спутники связи и ретрансляционные центры.

Ссылка 1.

 

 

Презентация

 

Закрепление:

Задача 1.  На какие длины волн рассчитан радиоприёмник, если электроёмкость контура его приёмной антенны может меняться от 50 пФ до 500 пФ, а индуктивность контура равна 2 мкГн.

 Задача 2. Будет ли принят радиосигнал, частотой 4 МГц, если индуктивность контура  антенны радиоприёмника 4 мкГн, а электроёмкость100 пФ

    

Презентация, видео

Конец урока

Рефлексия

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Составить конспект.

2.      Решить задачи.

3.      Сообщение «Средства связи».

Слайд  

          5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание

Баллы

1.       

Составить конспект

20

2.       

Решить задачи

50

3.       

Сообщение «Средства связи»

30

Решение задач
1. На какой частоте работает радиостанция, передавая программу на волне 250 м? (1,2 МГц)
2. На какой частоте суда передают сигнал бедствия (СОС) если по международному соглашению длина радиоволны этого сигнала должна быть равной 600 м? (500 кГц)
3. Чему равна длина волн, посылаемых радиостанцией, работающей на частоте 1400 кГц? (214 м)
4. Чему равен период колебаний в ЭМВ, распространяющейся в воздухе с длиной волны 3 м? (0,01 мкс)

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также