Класс: 5
Предмет: География.
Учитель: Денисова Юлия Владимировна, ГКОУ УР «СОШИ №19 г.Сарапула им. Ю.А. Перескокова»
Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний
Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Цели по содержанию.
Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как
оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте
Воды в природе.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
способствовать развитию умений выделять, описывать и
объяснять существенные признаки основных понятий темы;
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с
географическими текстами, учебником, географической
картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами,
создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие
навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала;
делать обобщения и выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры,
культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного
отношения к окружающей среде, способствовать развитию
коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому
предмету.
Коррекционные: развитие коммуникативных навыков, контроль за произношением звуков.
Планируемые результаты.
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).
Формы организации деятельности обучающихся – парная, индивидуальная, фронтальная .
Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;
- видеофильм « Гидросфера Земли»;
- компьютер, интерактивная доска, проектор;
- физическая карта полушарий;
- глобус, вода в стакане.
Оборудование для учеников: компьютер и файловая папка с заданиями на столе у каждого ученика; учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, 2018 г.; тетрадь с печатной основой, оборудование, необходимое для опытов: мерный стакан, две бутылки с питьевой водой по 0,5л, кусочек сахара-рафинада, столовые ложки, тарелки.
Используемая методическая литература:
1.Поурочные разработки по географии. Никитина Н.А.
2. Уроки географии с применением информационных технологий. Долгорукова С.В. Кугут И.А.
Предмет исследования: вода – источник жизни;
Краткое описание:
Обчающиеся знакомятся и изучают свойства воды, объясняют процесс круговорота воды на Земле; называют и показывают части гидросферы на карте; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека.
Словарь: гидросфера, мировой круговорот воды, подземные воды, вода в атмосфере.
Тема: Вода на Земле
Структура и ход урока:
1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)
Приветствие обучающихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.
Организационный момент.
Слайд 1.
Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?
Ученики. Да!
Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации и загадка…
Слайд 2.
2.Самоопределение обучающихся на основе антитипации.
Отгадывание
загадки (слайд 2)
« С
горы сбегая без труда, она гремит как гром
В морозный день она тверда – руби хоть топором!
Нагрей ее – и к небесам она взлетит
Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода»
(Вода)
- Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.
Слайд 3.
Откройте тетрадь с ПО (стр.63), запишите, пожалуйста, в тетради число.
Слайд 4.
«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»»
Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.
Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?
Слайд 5.
Сегодня на уроке мы должны:
• Научиться по памяти давать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды.
• Заполнить схему «Состав гидросферы»
• Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.
Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека
Мы
встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? (
Ответы детей.)
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!
Слайд 6.
Проблемный вопрос урока
А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь - кто считает - Много. И Вы – правы!)
Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши приходится 29%.
Слайд 7.
Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Это так, потому что значительную часть поверхности планеты занимают водные пространства. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.
Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.
3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:
Слайд 8.
Проблемный вопрос урока
Воды много, но Хватит ли её всем? (выслушиваются мнения учащихся)
!!!!!!!!Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.
Слайд 9. (стихи - Алёшкина Ан.)
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все - при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)
Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.
Слайд 10.
Но, Какие сведения о воде Вам уже известны?
Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды. (На партах стакан с водой.)
Посмотрите внимательно на воду. Какая она?
(Прозрачная, жидкая.)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек
сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в
другой стакан – она течёт. Подведём итог: вода какая?
Слайд 11.
Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)
Слайд 12.
Ребята, как вы думаете, почему существует выражение «Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» (выслушиваются мнения учащихся).
Вы близки к ответу. Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.
Слайд 13.
Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)
Слайд 14.
В природе …....Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода
в жидком состоянии
Туман, пар, облако – это вода
в парообразном состоянии
Снег, град, иней, лёд – это вода
в твёрдом состоянии
Слайд 15.
2 ученик. Я по воде могу
ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед - замерзшая вода.
Прошел - и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда. (С. Олегова)
Да, по воде, находящейся в твёрдом состоянии, можно ходить и даже кататься на коньках.
Слайд 16.
Вода обладает и другими уникальными свойствами
• Вода – единственное вещество, существующее в природных условиях Земли в трёх агрегатных состояниях: лёд, вода и пар.
• Вода – единственное вещество, плотность которого повышается с понижением температуры лишь до +4°С, а затем понижается (т.е. при температуре +4°С вода самая «тяжёлая»; опускаясь на дно рек, озёр, она препятствует их промерзанию до дна и позволяет их обитателям дожить до весны).
• Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).
Слайд 17.
«Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» Вы согласны с данным выражением?
3 ученик. Что такое вода? Это струйка из
крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. (С. Олегова)
Каково же, по-вашему, значение воды?
Слайд 18 - 21. Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.
Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Слайд 22. Практикум « Подсчет содержания воды в организме школьника»
mводы= mтела х 0,65
Слайд 23.
Минутка отдыха
Физкультминутка
Голова
чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем
наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты
вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся
легко,
Достаём руками пол.
Потянули
плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Шаг
на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.
Хоть
приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
Учитель. Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Мы продолжим наш урок.
Слайд 24.
Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?
Слайд 25. Гидросфера – это водная оболочка Земли. (запись в тетрадь).
Она состоит из трёх частей. Каких? ( Самост. работа с учебником параграф 23, пункт 1).
Дополните схему в тетради.
Слайд 26. Проверим, справились ли вы с заданием - вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере.
Слайд 27.
Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.
Слайд 28. Он подразделяется на 4 океана.
Слайд 29.
Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
Некоторые исследователи выделяют пятый океан - Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.
А теперь я предлагаю вам подумать над
вопросом: Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься
Длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)
Слайд 30. Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.
А теперь - Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.
Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.
В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!
Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.
Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.
В тетрадь!
Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?
Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.
Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.
Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.
4.Закрепление нового материала:
Слайд 31.
Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока
Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)
Проблемный вопрос:
На планете Земля -71% воды, суши-29%. Но во многих регионах и городах мира, России, в том числе в Удмуртии множество киосков по продаже питьевой воды. Почему?
Слайд 32.
(Загрязнение воды)
Выступление обучающихся:О качестве воды и её влиянии на здоровье человека мы узнаем из презентации, подготовленной ученицами. Давайте послушаем их.
( Во время работы использовали такие методы исследования: – анализ; – наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; – сравнение; - обобщение.)
Спасибо за информацию. И мы подводим итог урока.
5.Рефлексия.
Слайд 33
Что нового Вы сегодня узнали?
Что понравилось на уроке?
Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами
загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и
экономить ее.
Слайд 34. Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов теста.
На своих листах Вы ставите № вопроса и букву ответа.
Поставьте себе отметку, на которую Вы думаете ответили.
Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте. Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям оценивания. Сверяйтесь с правильными ответами.
Слайд 35. Правильные ответы
Слайд 36. Домашнее задание
Заполнить задания в тетради на печатной основе (стр.63-65)
Слайд 37.
У меня на столе – магниты.
Я вас прошу: Уходя с урока сдать мне Ваши тесты и прикрепить к доске
- жёлтый смайлик с улыбкой, если на уроке Вам было интересно, и Вы всё поняли,
- синий - если урок Вам не понравился было скучно.
Слайд 38.
Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.