Конспект урока географии 5 класс "Вода на Земле"
Оценка 4.9

Конспект урока географии 5 класс "Вода на Земле"

Оценка 4.9
docx
10.10.2024
Конспект урока географии 5 класс "Вода на Земле"
Конспект урока Вода на Земле..docx

Тема: Вода на Земле.

Класс: 5

Предмет: География.

Учитель: Денисова Юлия Владимировна, ГКОУ УР «СОШИ №19 г.Сарапула им. Ю.А. Перескокова»

Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации  средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

 

Цели по содержанию.

 

 Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как

                                   оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте

                                   Воды в природе.

 Развивающие:         создать условия для развития познавательной активности,

                                   интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

                                   способствовать развитию умений выделять, описывать и

                                   объяснять существенные признаки основных понятий темы;

                                   способствовать развитию навыков самостоятельной работы с

                                   географическими текстами, учебником, географической

                                   картой, с материалами мультимедийной презентации,  схемами,

                                   создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие

                                   навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала;

                                   делать  обобщения и выводы.

 Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры,

                                   культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного

                                   отношения к окружающей среде, способствовать развитию

                                   коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому

                                   предмету.

Коррекционные:      развитие коммуникативных навыков, контроль за произношением звуков.

Планируемые результаты.

 

Личностные: осознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

 

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

 

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

 

Универсальные учебные действия (УУД).

 

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

 

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

 

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из  источников ЭОР, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

 

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

 

Формы организации деятельности обучающихся – парная, индивидуальная, фронтальная .

 

Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;

                                                    - видеофильм « Гидросфера Земли»;

                                                    - компьютер, интерактивная доска, проектор;

                                                    - физическая карта полушарий;

                                                    - глобус, вода в стакане.

 

Оборудование для учеников: компьютер и файловая папка с заданиями на столе у каждого ученика; учебник  для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, 2018 г.;  тетрадь с печатной основой, оборудование, необходимое для опытов: мерный стакан,  две бутылки с питьевой водой по 0,5л,  кусочек сахара-рафинада, столовые ложки,  тарелки.

Используемая методическая литература: 

1.Поурочные разработки по географии. Никитина Н.А.

2. Уроки географии с применением информационных технологий. Долгорукова С.В. Кугут   И.А.

Предмет исследования: вода – источник жизни;

Краткое описание: 

Обчающиеся знакомятся и изучают свойства воды, объясняют процесс круговорота воды на Земле; называют и показывают части гидросферы на карте; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека.

Словарь: гидросфера, мировой круговорот воды, подземные воды, вода в атмосфере.

 

                                                              Тема: Вода на Земле

Структура  и ход  урока:

 1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

Приветствие обучающихся, настраивание на урок. Проверка  готовности к уроку.

Организационный момент.

Слайд 1.

Учитель.    Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

                    Настройтесь и раскрепоститесь.

                    Урок начнем мы, как всегда,

                    С вопроса:    Все готовы?

Ученики.     Да!

Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации и загадка…

 

Слайд 2.

2.Самоопределение обучающихся на основе антитипации.

Отгадывание загадки (слайд 2)
« С горы сбегая без труда, она гремит как гром

 В морозный день она тверда – руби хоть топором!

Нагрей ее – и к небесам она взлетит

Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода»

 (Вода)

- Да, верно,  сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.

Слайд 3.

Откройте тетрадь с ПО (стр.63), запишите, пожалуйста, в  тетради  число.  

Слайд 4.

 «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»»

Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.

Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?

 

Слайд 5.

Сегодня на уроке мы должны:

         Научиться по памяти давать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды.

         Заполнить схему «Состав гидросферы»

         Уметь  описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.

            Приводить  примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

 

Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? ( Ответы детей.)
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!

 

 

Слайд 6.

Проблемный вопрос урока

А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь -  кто считает  - Много. И Вы – правы!)

Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши приходится 29%.

Слайд 7.

Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего  и на глобусе,  и на карте. Это так, потому что  значительную часть поверхности планеты занимают водные пространства. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.

Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется  одноцветным  – голубым. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Слайд 8.

Проблемный вопрос урока

Воды много, но     Хватит ли её всем? (выслушиваются мнения учащихся)

!!!!!!!!Сегодня в течение  урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Слайд 9. (стихи - Алёшкина Ан.)

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все - при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)

Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.

Слайд 10.

Но,  Какие сведения о воде  Вам  уже  известны?

Что мы знаем о воде?  Давайте вспомним основные свойства воды.  (На партах  стакан с водой.)

Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в другой стакан – она течёт. Подведём итог:  вода какая?

Слайд 11.

Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)

Слайд 12.

Ребята, как вы думаете, почему  существует выражение «Вода – самая загадочная жидкость на Земле?»  (выслушиваются мнения учащихся).

Вы близки к ответу.  Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.

 

Слайд 13.

Итак,  вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)

Слайд 14.

В природе …....Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода 

                          в жидком состоянии

                         Туман, пар, облако – это вода

                         в парообразном состоянии

                         Снег, град, иней, лёд – это вода

                         в твёрдом состоянии

Слайд 15.

2 ученик. Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед - замерзшая вода.
Прошел - и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда. (С. Олегова)

Да, по воде, находящейся в твёрдом состоянии, можно ходить и даже кататься на коньках.

Слайд 16.

Вода обладает  и другими уникальными свойствами

         Вода – единственное вещество, существующее в природных условиях Земли в трёх агрегатных состояниях: лёд, вода и пар.

         Вода – единственное вещество, плотность которого повышается с понижением температуры лишь до +4°С, а затем понижается (т.е. при температуре +4°С вода самая «тяжёлая»; опускаясь на дно рек, озёр, она препятствует их промерзанию до дна и позволяет их обитателям дожить до весны).

         Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).

 

Слайд 17.

«Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» Вы согласны с данным выражением?

3 ученик. Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. (С. Олегова)

Каково же, по-вашему, значение воды?

 

Слайд 18 - 21. Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.

Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Слайд 22.     Практикум « Подсчет содержания воды в организме  школьника»

                                                        mводы= mтела х 0,65

 

Слайд 23.

Минутка отдыха

 

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево. 
А теперь плечами  крутим —
И для них разминка будет. 

Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.

Повороты вправо-влево,
Плавно производим. 

Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. 

Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. 

Шаг на месте. Ходим  строем,
Сейчас дыханье успокоим. 

Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.

 

Учитель.     Все, закончили разминку.

                    Сели прямо, держим спинку.

                    Чтобы уложиться в срок,

                    Мы продолжим наш урок.

 

Слайд 24.

Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?

Слайд 25. Гидросфера – это водная оболочка Земли. (запись в тетрадь).

Она состоит из трёх частей. Каких? ( Самост. работа с учебником  параграф 23, пункт 1).

Дополните схему в тетради.

Слайд 26. Проверим, справились ли вы с заданием  - вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере.

Слайд 27.

Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.

 

Слайд 28. Он подразделяется на 4 океана.

Слайд 29. 

Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

Некоторые исследователи выделяют пятый океан - Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.

 

А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься

Длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)

 

Слайд 30.  Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.

А теперь - Постарайтесь озвучить представленную  схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.

Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.

В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!

Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.

Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.

В тетрадь!

 

            Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

            Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.  

Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.

Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.

 

4.Закрепление нового материала:

Слайд 31.

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока

Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)

Проблемный вопрос:

На планете Земля -71% воды, суши-29%.  Но во многих регионах и городах мира, России, в том числе в Удмуртии множество киосков по продаже питьевой воды. Почему?

 

Слайд 32.

(Загрязнение воды)

Выступление обучающихся:О  качестве  воды и её влиянии на здоровье человека  мы узнаем из презентации, подготовленной ученицами. Давайте послушаем их.

(  Во время работы  использовали такие методы исследования: – анализ; – наблюдение;  сбор информации из книг, журналов, газет; – сравнение; - обобщение.)

Спасибо за информацию. И мы подводим итог урока.

5.Рефлексия.  

Слайд 33

Что нового Вы сегодня узнали?

Что понравилось на уроке?

Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Слайд 34.  Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов теста.

На своих листах Вы ставите № вопроса и букву ответа.

Поставьте себе отметку, на которую Вы  думаете ответили.

Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте. Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям оценивания. Сверяйтесь с правильными ответами.

 

Слайд 35.   Правильные ответы

Слайд 36. Домашнее задание

Заполнить задания в тетради на печатной основе (стр.63-65)

Слайд 37.

У меня на столе – магниты.  

Я вас прошу:  Уходя с урока  сдать мне Ваши тесты и прикрепить к доске

 - жёлтый смайлик с улыбкой, если  на уроке Вам было интересно, и Вы всё поняли,

 - синий  - если урок Вам не понравился  было скучно.

Слайд 38.

Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!

 


 

Тема: Вода на Земле. Класс: 5

Тема: Вода на Земле. Класс: 5

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Ученики. Да! Как всегда

Ученики. Да! Как всегда

Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым

Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым

Слайд 14. В природе …....Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода в жидком состоянии

Слайд 14. В природе …....Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода в жидком состоянии

Слайд 22. Практикум «

Слайд 22. Практикум «

Мириады водяных пылинок Поднимаются над океаном,

Мириады водяных пылинок Поднимаются над океаном,

Во время работы использовали такие методы исследования: – анализ; – наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; – сравнение; - обобщение

Во время работы использовали такие методы исследования: – анализ; – наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; – сравнение; - обобщение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2024