Тема: Открытие, изучение и преобразование Земли – планеты солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Тип урока |
Урок актуализация знаний и умений. |
|
Цели |
Способствовать формированию представлений учащихся о науке географии, основных этапах накопления знаний о Земле, современных исследованиях; создать условия для формирования умений работать с текстом учебника и картой. |
|
Образовательные ресурсы |
Учебник, атлас, электронное приложение к учебнику, контурные карты. |
|
План урока |
1. Как человек открывал Землю. 2. Изучение Земли человеком. Современная география. 3. Земля – планета Солнечной Системы. 4. Вращение Земли. Луна. |
|
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальный, фронтальный. |
|
Основные понятия |
Географические открытия и исследования, шарообразность Земли, Северный и Южный географические полюсы, экватор, земная ось. |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
Научиться: называть методы изучения Земли; основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»; приводить примеры географических следствий движения Земли. |
Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составляют план и последовательность действий, оценивают результат. |
Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность. |
Структура урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
«Рядом со входом в пещеру весело потрескивал костёр, и клубы дыма то и дело окутывали лица разместившихся вокруг огня людей , одетые в грубо выделанные шкуры, отворачиваясь и, вытирали ладонями слезящиеся глаза, но при этом очень внимательно слушали старика. А говорил он очень важные и интересные вещи.
Он рассказывал, что находится там, за их рекой и их лесом. Он рассказывал, что там далеко в темных углах пещер живут саблезубые тигры, что реки там так стремительны, что несут с собой камни и валуны, что растения та столь удивите льны и прекрасны, что трудно оторвать от них взгляд.»
Примерно так первобытные люди впервые начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремилась как можно глубже познать мир, который их окружал.
Постепенно возникли и стали развиваться науки, изучающие природу.
- Как называли природу в старину? (естество)
Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки.
1. Астрономия («астрон» - звезда, «номос» - закон) - наука о небесных телах.
2. Физика («физис» - природа) - наука о явления природы.
3. Химия (происхождение неизвестно) - наука о веществах и их превращениях.
4. Биология («биос» - жизнь, «логос» - наука, учение) - наука о живой природе.
5. Экология («экос» - дом, «логос» - наука, учение) - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.
6. Геология («гео» - земля, «логос» - наука, учение) – наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.
7. География («гео» - земля, «графо» - пишу) – «землеописание», наука о Земле.
II. Актуализация знаний.
- Каким образом накапливались знания о Земле? (путешествуя)
- Каких путешественников вы знаете?
III. Изучение нового материала.
Используя текст учебника, заполните таблицу.
Имя |
Дата |
Достижение |
Аристотель |
384-322 до н.э. |
Шарообразность Земли |
Эратосфен |
276-194 до н.э. |
Измерил окружность Земли. |
Геродот |
484-425 до н.э. |
Исследование южных областей Восточно-Европейской равнины. |
Марко Поло |
1271-1295г.г. |
В течении 24 лет путешествовал и изучал Азию. |
Васко да Гамма |
1497-1499 г.г. |
Первым проложил морской путь в Индию. |
Христофор Колумб |
12.10.1492 г. |
Открыл новую часть света – Америку. |
Фернан Магелан |
1519-1522г.г. |
Совершил первое кругосветное путешествие. |
М.П. Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен |
1820г. |
Открыли шестой континент – Антарктиду. |
Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.
Планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты.
Планеты земной группы намного меньше по размерам и самые близкие к Солнцу. Назовите их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс)
Планеты-гиганты состоят из газов, в первую очередь из водорода, не имеют твердых поверхностей, удалены от Солнца. Перечислите их. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
Ни в одну группу не входит Плутон – карликовая планета. Плутон пока мало изучен, он был открыт только в 1930г.
Работа по рис. 4 стр. 8.
Какая планета Солнечной системы самая большая? (Юпитер)
Назовите общее количество планет. (8)
Назовите самую близкую к Солнцу планету. (Меркурий)
Какая планета имеет кольца? (Сатурн)
Назовите соседей Земли. (Венера, Марс)
Какая планета занимает третью орбиту? (Земля)
Что является центром Солнечной системы? (Солнце)
Земля подобно другим планетам движется вокруг Солнца. Этот путь Земли называется орбитой. Орбита Земли – это эллипс.
Одновременно с движением вокруг Солнца Земля вращается вокруг своей оси (против часовой стрелки). Земная ось – это воображаемая прямая, проходящая через центр Земли.
Ось пересекает поверхность Земли в двух точках: Северном и Южном полюсах.
По поверхности Земли проходит экватор – воображаемая линия, равноудаленная от географических полюсов. Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария.
Покажите на рис. 5 стр. 9 новые понятия.
Используя текст учебника (§ 2, п. 2, с. 9) и рис., объясните смену времен года.
Луна -единственный естественный спутник Земли. Она находится на расстоянии 384 400 км от Земли. Вращается вокруг своей оси и вокруг Земли. Луна сама по себе не светится. Он отражает солнечный свет.
Еще в Древней Греции заметили связь приливов и отливов с движением Луны по небу. Лунное притяжение так велико, что поверхность океана выгибается навстречу спутнику. Луна движется вокруг Земли и за ней идет приливная волна. Когда она достигает берега, начинается прилив.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Работа с контурными картами. Нанесите на контурную карту маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба.
V. Итоги урока. Рефлексия.
- Какие примеры шарообразности Земли вам известны?
- Почему происходит смена дня и ночи, времен года?
- К чему приводит вращение Земли вокруг своей оси?
Домашнее задание.
§ 1,2. Записи в тетради
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.