Тема урока «Природные зоны Южной Америки»
Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации о природе Южной Америки.
Задачи урока:
1.Образовательная:
познакомить учащихся с природными зонами Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны; показать взаимосвязь компонентов природы материка, как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека;
2. Развивающая:
развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, сравнивать Южную Америку с Африкой, находить информацию в учебнике, картах атласа, анализировать, делать выводы
3. Воспитательная:
воспитывать любознательность, самостоятельность, толерантное отношение друг к другу, бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование:
Карта природных зон мира, атласы для 7 класса, учебник 7 класса, видеофрагменты, электронные презентации, задания для самостоятельной работы, листы самооценки.
Ход урока:
1. Организационный момент .
Учитель Ребята! Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Урок - путешествие.
Скажите, Вы любите путешествовать? Мы с вами сегодня отправляемся на какой материк? Для этого не обязательно покупать путёвку и лететь через весь Атлантический океан. Достаточно окунуться в море знаний.
2. Актуализация знаний
Повторим,что мы уже знаем о материке Южная Америка
Дополните фразу:
Ю. А. – это самый …..(влажный, зелёный материк)
На этом материке находятся самые длинные по протяжённости горы суши….. (Анды)
- Самая высокая вершина Анд……. (Аконкагуа)
- Самая многоводная река ……… (Амазонка)
- Самый высокий водопад в мире…….. (Анхель)
- Самое высокогорное озеро?\............. (Титикака)
На этом материке много природных рекордов и сегодня мы ещё узнаем о них.
А сейчас, чтобы начать наш урок-путешествие давайте посмотрим небольшой фильм.
Короткий документальный фильм о Южной Америке
-Подумайте, что будем изучать во время путешествия?
- Назовите тему урока?
Природные зоны Южной Америки
Запишем тему в тетрадь.
3.Целеполагание
Учитель
-Что мы должны узнать и чему научиться во время путешествия?
-Давайте вместе сформулируем цели нашего урока.
Цели и задачи:
-узнать, какие ПЗ есть на материке
- какие растения и животные обитают в разных природных зонах
- показать взаимосвязь компонентов природы материка
Учитель
Ещё одна задача, которую мы выполним на уроке – создание портретного образа тех ПЗ, с которыми мы будем знакомиться на уроке, через моделирование. И эту работу вы будете выполнять в группах.
- Что возьмём с собой в путешествие? Учебник, из которого будем получать знания.
А ещё обязательно возьмём с собой … карту.
4. Изучение нового материала
Проведём анализ карты « Природные зоны Южной Америки»
(Работа с картой )
- Что такое природная зона?
- Какие ПЗ есть на материке Южная Америка?
- Какие из них занимают наибольшую площадь?
- Какие ПЗ занимают наименьшую площадь на территории материка?
Отправляемся в путешествие в эти природные зоны по группам.
1 группа – в зону экваториальных лесов
2 группа – в зону саванн
3 группа – в зону степей
4 группа – в зону пустынь и полупустынь
5 группа – в Анды
Задание группам: собрать информацию о климате, почвах, растительном и животном мире природной зоны и создать образ своей природной зоны путём моделирования.
На столе у вас лежит лист бумаги, маркеры. Распределите обязанности, кто в группе будет климатологом, почвоведом, ботаником, зоологом. Изучите текст учебника и создайте образ своей природной зоны на листе бумаги, приготовьтесь защитить свою работу.
Природные зоны |
Климат |
Почвы
|
Растения
|
Животные |
Экваториаль-ные леса
|
|
|
|
|
Саванны
|
|
|
|
|
Степи
|
|
|
|
|
Полупустыни и пустыни
Высотная поясность в Андах
|
|
|
|
|
Отчёты групп о проделанной работе
5. Закрепление учебного материала
В Южной Америке природные зоны имеют свои специфические названия
- Какие?
Определите ПЗ по описанию и запишите её название в тетрадь.
1) В этой природной зоне природа зависит от сезона: летний сезон дождей переходит в зимний период жарких дней
Среди трав растут искривленные низкорослые деревья и кустарники. Обитают мелкие олени, броненосцы, муравьеды, страус нанду (саванны)
2)В этой природной зоне климат влажный субтропический, плодородные красновато-черные почвы. Из растительности преобладают ковыли и дикое просо (степи – пампа)
3) Эта природная зона отличается малым количеством осадков. Малоплодородные бурые и серо-бурые почвы. Растут злаки, колючие кустарники. Много грызунов (полупустыни- Патагония)
4) В этой природной зоне жарко и влажно в течение года. Почвы красно-желтые ферраллитные. Многоярусные леса. Животные приспособлены к жизни на деревьях (экваториальные леса - сельва)
- Почему эту природную зону ещё называют Амазонией?
-Австрийский писатель Цвейг об этой природной зоне сказал так: «Кто видел Амазонию, тому хватит красот на всю жизнь»
- Что же там такого удивительного? Много природных рекордов.
ВИДЕОВОПРОСЫ: ПРИРОДНЫЕ РЕКОРДЫ АМАЗОНИИ
- Самое большое водное растение, диаметр листьев достигает 2м-Виктория Регия.
- Самая маленькая птица (вес - 1,6-1,8 г, длина - 5,5 см) - колибри.
- Самый большой паук - Птицеед - достигает в длину 28 см.
- Самый большой жук в мире - Жук-геркулес, длина его тела - до 20 см.
- Анаконда - самая большая змея. Она достигает длины 8,5 м и весит до 230 кг.
- Самая опасная рыба Амазонки - пиранья.
- Самый большой грызун - Капибара - весом до 100 кг и длиной до 1 м.
- Самая маленькая обезьяна - карликовая игрунка - 50-75 г и до 30 см в длину.
- Самое медленное млекопитающее - ленивец. Скорость его передвижения 2,5 м/мин.
- Сделайте вывод о взаимосвязях компонентов природы в этой природной зоне.
(- Почему здесь богатый и разнообразный растительный и животный мир?.........много тепла и влаги
- Почему здесь много тепла и влаги?.......территория находится у экватора
- Географическое положение, климат, растительность и животный мир – всё взаимосвязано)
Мы познакомились с природными зонами Южной Америки.
- Сравните природные зоны Южной Америки и Африки.
(По количеству видов растений и животных экваториальные леса
Ю. Америки превосходят экв. леса Африки.
Растительный и животный мир саванн беднее африканских, степей в Африке нет, пустынь в Африке больше)
- Какая природная зона наиболее благоприятна для жизни человека? Почему?
- Родиной каких культурных растений является Южная Америка?
(картофеля, томатов, хлопчатника)
- Как вы считаете, уничтожение какой природной зоны материка вызывает наибольшую тревогу у человечества? (Экваториальные леса) Обоснуйте свой ответ.
Работа с экологической картой
- Как изменилась природа материка под влиянием деятельности человека?
- Что предпринимается для сохранения природы?
(охраняемые территории занимают 1% площади материка_
Одна из заповедных территорий – Галапагосские острова в Тихом океане у самого экватора.
ВИДЕОФИЛЬМ
- Какие редкие животные встречаются на этих островах? (гигантские морские черепахи, морские ящерицы игуаны длиной до 1,5 м)
6. Итог урока
Наше путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями о путешествии по Южной Америке
- Что нового узнали?
- Что было интересно?
- Оцените свою работу на уроке (заполните лист самооценки)
Состав группы |
Самооценка |
Оценка руководителя группы |
Твоё настроение (нарисовать смайлик) |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
7. Домашнее задание
§34, вопросы, записать в тетрадь не менее 6 природных рекордов материка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.