Конспект урока географии 7 класс по теме "ПРиродные зоны Южной Америки или путешествие натуралиста"
Оценка 5

Конспект урока географии 7 класс по теме "ПРиродные зоны Южной Америки или путешествие натуралиста"

Оценка 5
docx
01.02.2023
Конспект урока географии 7 класс по теме "ПРиродные зоны Южной Америки или путешествие натуралиста"
Конспект урока географии Природные зоны Южной Америки или путешествие натуралиста 7 класс.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Потьминская средняя общеобразовательная школа»

Зубово-Полянского района Республики Мордовия

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по географии на тему

«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ или путешествие натуралиста»

 

 

 

 

Провела учитель географии

                                                                                                        Алексеева Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

 

Урок географии с применением ИКТ.

География , урок усвоения новых знаний.

Тема.  «Природные зоны Южной Америки или путешествие натуралиста».

7 класс

Цель:

Формирование знаний о природе материка Южная Америка.

 

Задачи урока:

Образовательные

Формировать знания учащихся о природных зонах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны; как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека; совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы и природных комплексов.

Развивающие

Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной источниками информации.

 

Воспитательные

   Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

 

Оборудование: карта «природные зоны Южной Америки», мультимедиакомплекс, бланки «Дневник натуралиста», черный ящик, картофель, шоколад и какао, сечки подсолнечника, кофе растворимый, томат, тыква.

Форма работы: групповая

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ш. Изучение нового материала.

IV. Закрепление нового материала

V. Рефлексия

VI. Подведение итогов «путешествия» и д.з.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

«Игра «Третий лишний»

1.     Лимпопо, Парана, Замбези

2.     Анды, Атлас, Капские горы

3.     Ньяса, Танганьика, Титикака

4.     Америго Виспуччи, Давид Ливингстон, Христофор Колумб.

5.     Байрон, Гальинас, Фроуард

6.     Дарлинг, Ориноко, Муррей.

Ш. Изучение нового материала.

 (слайд №2)

В 1799 г. фрегат «Писарро» бросил якорь близ самой  северной оконечности Юж. Америки. Прибывшую экспедицию возглавлял человек удивительного ума и таланта - Александр фон Гумбольдт.(цитата на экране-слайд №3).

«-Я буду собирать растения и окаменелости…Взаимодействие сил в природе, влияние неживой части творения на растительный и животный мир, вся эта гармония природы – вот на что всегда должен быть устремлен мой взор!» -такие слова произносил Гумбольдт вступая на южноамериканский континент.

(Выступление учащейся с краткой биографической справкой об А. Гумбольдте)

-Ребята, давайте подумаем, как называется тема нашего сегодняшнего урока?

-Какие цели и задачи мы сегодня будем достигать и решать?

-Давайте и мы, ребята, отправимся в путешествие по материку, подобно известному ученому, устремим свой взор на уникальный мир природы материка.

Как настоящие путешественники, мы заведем дневники натуралиста, в которых отметим все то, замечательное, что увидим, услышим, узнаем. Работать будем сообща, как говорилось в эпиграфе к уроку. Вы должны проявить качества настоящего путешественника – наблюдательность, внимание. А теперь мы начинаем заполнять дневники (лежат на столе у каждого учащегося). Подпишите имя и фамилию на своих дневниках.

-Но отправляясь в путешествие мы собираем багаж… И самое важное в нашем багаже – это знания, которые мы имеем.

(беседа)

-Ребята, что мы изучили на предыдущих уроках?

-Готов ли по-вашему, целый образ Южной Америки, или что-то нужно изучить для его создания?

-Почему после изучения рельефа, климата и внутренних вод мы изучаем природные зоны? (слайд №3)

-Давайте, вспомним, ребята, что такое природная зона? (слайд №7

- В каких условиях формируется зона пустынь?...саванн…влажных экваториальных лесов?

-Что такое высотная поясность?

-Итак, багаж собран, мы еще воспользуемся им. Без чего еще невозможно обойтись в путешествии? (ответ-«без карты») Они у нас есть. Какими картами мы будем пользоваться? Откройте атлас стр. 31– карта природные зоны Южной Америки.(слад №6)

Работа с картой

-Какие природные зоны есть на материке Южная Америка?

-Какие из них занимают наибольшую площадь?

Заполнение бланка «Дневник натуралиста» (Приложение 1)

Рассказ учителя о природных зонах.

(Демонстрация слайдов презентации № 9-№35)

(заполнение дневников натуралиста)

 Хочу рассказать вам легенду о вожде, который посылал юношей на вершину горы (тихо звучит музыка жителей Анд)

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», - говорил вождь.

Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму,  принесшему ветку серебристой полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, заслужил даже похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но его лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал ему самую большую дань признания: «тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

-Почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы? Но горы большие, как вы думаете, в какой части? В каких широтах это происходило? (или на вершину какой конкретно горы?) Давайте поднимемся в горы по рисунку 105 стр. учебника 182.

-Какие причины влияют на разнообразие природных зон в горах? (-высота гор, широта, на которой они находятся)

Работа с учебником. Анализ рисунка 105 на стр. 182.

    На материке большую площадь занимают области высотной поясности.

    - Что называют высотной поясностью?

    - Что можно сказать о высоте этих гор? (Анды относятся к высоким горам).

    - Какая существует закономерность между высотой гор, их ГП, сменой

       природных зон?

    (чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем разнообразнее  природные

      зоны).

А сейчас наш путь лежит в горы Анды, которые расположены на разных широтах. Высотная поясность в Андах отличается количеством высотных поясов. Число этих поясов зависит от географической широты и высоты гор. Наибольшее их число наблюдается на широте экватора. Так  подножия Анд близ экватора одеты густыми экваториальными лесами. На плоскогорьях Центральных Анд расположены сухие горные степи и полупустыни, называемые Пуной. Среди животных, обитающих в Андах, есть очень древние виды, например, очковый медведь, грызун шиншилла, дикая лама.

     Анализ схемы.

1.  У подножия гор располагаются  влажные экваториальные леса;

2 . С поднятием вверх они сменяются листопадными или переменно влажными

       лесами;

3. На высоте 2-3 км переходят в хвойные горные леса.

4. Далее начинаются альпийские луга, горная тундра

5. На высоте 4.500 м. зона оледенения.

-  Что  служит причиной изменения природных зон в горах? (климат-изменение

    соотношения тепла и влаги)

 

-Да, природа материка уникальна. В путешествии мы убедились в этом. Здесь есть такие растения и животные, которых нигде нет.

Но мне удалось в своем ботаническом саду собрать растения, родина которых -Южная Америка. Я всех вас приглашаю посетить мой ботанический сад. (выставка комнатных растений из Южной Америки)

(Приложение 2. Перечень и краткое описание комнатных растений, родина которых-Южная Америка)

IV. Закрепление нового материала

Внимание «Чёрный ящик!»

1.                 В Испании его называли по- индейски «папа», в Италии – «трюфель», во Франции – «земляное яблоко». На других языках название растения звучало так: «потатес», «потейтос», «путатис». В Россию мешок с плодами растения прислал из Голландии Петр 1. При царском дворе его называли «тартуфель» и подавали только на банкетах. В наши дни это растение растет чуть ли не в каждом огороде. Как же его называют? (Картофель)

2.                 Испанцы привезли из Америки цветок похожий на солнце и подарили его ботаническому саду в Мадриде. В Россию растение пришло из Голландии, где его увидел Петр 1. Его сажали в цветниках помещичьих усадеб. Немцы пробовали готовить из поджаренных семян этого растения кофе, но пить его никто не стал. Масло из семян используется сейчас в салатах, для приготовления консервов, маргарина. Из очищенных семян делают вкусную халву, козинаки. (Подсолнух)

3.                 В чёрном ящике находится всем известный продукт, который впервые появился в Бразилии в 1938 году. Что же внутри?

(Растворимый кофе. Его массовое производство было поставлено на конвейер, чтобы помочь Бразилии справиться с излишками кофейного зерна, которое тоннами пропадало из-за неправильной переработки и хранения. Специалисту Максу Моргенталеру удалось создать порошок, который сохранял свойства кофейных зёрен в напитке и долго хранился)

4.     Однолетнее травянистое растение. В зависимости от сорта растения форма и окраска плода могут значительно отличаться, например форма может быть колокольчатая или тарелочная; а окраска — белая, жёлтая, зелёная, иногда с пятнами и полосками. По вкусу плоды  напоминают спаржу или артишок. В Южной Америки их начали выращивать еще 5000 лет назад. Используются для профилактики и лечения атеросклероза, гипертонии и малокровия. (Патисон)

5.   Завезен этот овощ из Южной Америки два столетия тому назад. За красоту и сочность плодов французы назвали его “яблоко любви”, индейцы называли его “крупной ягодой”, а итальянцы “золотое яблоко”. Забавным является то, что европейцы долгое время не признавали овощ съедобным, а выращивали как декоративное растение. (Томат)

6.     Из плодов этого дерева индейцы готовили напиток, который назвали «Тео брома», то есть напиток богов, дающий силу, смелость и энергию. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар, получив при этом вкусное лакомство. (Какао)

7.     Древнейшая бобовая культура, которую человечество открыло для себя более 8 тысяч лет назад. В мире существует около 200 видов, например, есть стручковая, красная, спаржевая, фиолетовая и желтая, белая и черная. Польза  для здоровья человека очевидна, ведь в ней содержится внушительный набор витаминов и микроэлементов. В ней есть весь набор витаминов группы В, витамин С, витамине Е, а еще: железо, калий, кальций, магний сера, йод, хром, фосфор и другие минералы, необходимые для нормального функционирования организма.

(Фасоль)

-А какие культурные растения, кроме картофеля, какао, подсолнечника,  кофе,    патисона завезли  в Россию? ( Тыква, арахис, фасоли, ананас)

2. Закончи предложение:

Сельва – это … .экваториальный лес

Патагония – это … пустыни.

Пампа – это … .степи

 

-С какими природными зонами Южной Америки мы познакомились?

-Какие новые понятии ввели?

-От чего зависит количество высотных поясов?

-Приведите примеры изменения природы Южной Америки человеком.

3.  Определите ПЗ по описанию (если останется время):

А) многие месяцы жарко и сухо. Искривленные низкорослые деревья и кустарники. Обитают мелкие олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду (саванны)

Б) климат влажный субтропический, плодородные красновато-черные почвы. Из растительности преобладают ковыли и дикое просо  (степи – пампа)

В) жарко и влажно в течение года. Почвы красно-желтые ферраллитные. Многоярусные леса Животные приспособлены  к   жизни на деревьях (сельва)

Г) умеренный климат с малым количеством осадков. Малоплодородные бурые почвы. Злаки, колючие кустарники. Много грызунов (полупустыни) 

V. Рефлексия

Дайте оценку своей работы на уроке («да», «нет»).

 1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?  _________

2.Было ли тебе интересно на уроке? ______________

3.Сумел ли ты приобрести новые умения?  ___________

4.Ты был активен на уроке?  _____________

5.Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? ___________

6.Ты сумел показать и применить свои знания? ___________

VI. Подведение итогов «путешествия» и д.з.

Природа материка неповторима. В настоящее время человек оказывает на природу  разрушающее действие. Поэтому  природа Южной Америки нуждается в охране. Наше  путешествие я хотела закончить словами:

Любите ребята природу!

Пустыни, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою ,

Навеки родная земля.

Домашнее задание: п. «Природные зоны Южной Америки», составить памятку туриста, который хочет отправиться в сельву.

Приложение 1

Дневник натуралиста

Ф.и………………………………………………………………………………………

Самая большая природная зона в северной части материка Юж.Америка………………………………………………………………………

Она сформировалась в условиях………………………………………

…………………………………………………………………………………………….

Эт природная зона богата различными видами растений. Здесь можно увидеть такие деревья как, ………………………… ……………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………….

Мы услышали голоса многих животных сельвы (каких?)

………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………….

Кроме того, здесь обитают насекомые……………………………

………………………………………………………………………………………………..

птицы…………………………………………………………………………………..

Оказалось, что почвы этой природной зоны ……………………………………………………………………………………………….

Природная зона в опасности потому, что …………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………...

По обе стороны Амазонии расположились …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………Зону пустынь и полупустынь формируют ……………………………………………………….. воздушные массы.

В Южной Америке находится самая засушливая пустыня мира …………………………………………………………………………

Сегодня мы « поднимались» в горы. Они отличаются разнообразием высотных………………………………………………………..

Мы узнали, что коренные жители Южной Америки …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

На склонах Анд гнездятся самые крупные хищные птицы нашей планеты…………………………………………………………………………

А еще мне запомнилось……………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………………………

 

Приложение 2

Ботанический сад родом из Южной Америки

1.Антуриум-У этого таинственного растения есть и еще известные названия – «чертов язык», «цветохвост». Цветок-фламинго считается самым капризным растением среди остальных цветов. Поэтому требует к себе особого внимания и ухода. Его называют «Мужское счастье». (субтропики)

2.Сингониум (тропическая лиана)-Если поставить сингониум в дом, где живет больной человек, то недуг отступит. Растение способно поставить на ноги тех, кто страдает патологиями, неизлечимыми, по мнению официальной медицины.

(тропические леса)

3.Амазонская лилия (эухарис)- родиной этого вида являются берега реки Амазонки, где она течёт по Амазонке Колумбийских Анд, насчитывается около 20 видов.

4.Рэо (Моисей в лодке, ладья Моисея), традесканция покрывальческая -    Народные приметы и суеверия гласят, что этот цветок оберегает своих владельцев от колдовских чар, защищает от приворотов.

(в тропических лесах Антильских островов))

5.Зигокактус Шлиссенберга  (Варварин сарафан, декабрист)- На дворе стоят трескучие морозы, а на окне наперекор зиме пышно цветет любимец – декабрист. К нам попал чудесный цветок из сельвы, там его родина, он остался верным своим летним месяцам. Родина-Южная Америка, в частности Бразилия (ведут эпифитный образ жизни).                                                                                       Эпифи́ты — растения, произрастающие на других растениях,  или постоянно прикреплённые к ним, при этом не получающие от них питательных веществ.

6.Орхидея- По легенде, орхидея появилась на земле "из осколка радуги". Более 90% видов этого растения произрастают в тропическом климате Южной Америки. (ведут эпифитный образ жизни).

7.Сеткреазия (пурпурная королева)- Уроженка высокогорья субтропического климата. Её народное прозвище «пурпурное сердце» лучше всего описывает внешность этого растения.

8.Спатифиллум («белый парус» и «женское счастье»)-Происхождение спатифиллума — джунгли Колумбии и Эквадора.
9.Рипсалис кампос-порто-Оригинальный эпифитный кустарник с палочковидной зеленью. Из семейства кактусовых.

10. Глоксинья  - растет в листопадных лесах Бразилии и Перу, в Андах или на берегах рек. Давным-давно, больше двух веков назад, в 1785 году, молодой немецкий ученый-натуралист Беньямин Петер Глоксин отправился в экспедицию в Бразилию, где в скалистых окрестностях рек обнаружил интересное растение. Питер привез растение в Европу, назвав его своим именем.

11 .Циссус (комнатный виноград)-в тропиках и субтропиках Южной Америки.  Если смотреть на него, глаза начнут отдыхать, что считается офтальмологическим эффектом.

12.Монстера-в переводе означает «Монстр», хотя ничего монстрического в ней нет.  Ареал цветка охватывает большую часть Бразилии.

13.Бегония-насчитывает 1550 видов. Этот цветок растёт в тенистых и влажных тропиках, реже — в субтропиках. У водоёмов любое растение из семейства бегониевых чувствует себя максимально хорошо.

Бегония Бовери (Клеопатра), бегония Бауэра (тигровая) ,бегония Макулатта Редди (крапчатая), бегония «Фиста» (краснолистная).

Первым открыл этот прекрасный цветок в природных условиях монах-ботаник по фамилии Плюмьер в XVII веке. Он был приглашён в экспедицию на Гаити под руководством губернатора Бегона

14.Алоэ Вера (столетник) -родина о. Барбадос. Благодаря методикам использования цветка в медицине, его назвали «растение, дарующее бессмертие». С этим статусом может быть связано и то, что его применяли при бальзамировании умерших.

15.Пуансеттия (рождественская звезда)- в природе достигает 3 м высотой

16.Филоденндрон лазающий (дословный перевод «любящий дерево»)-лиана тропических лесов.

17.Циссус ромболистный (комнатный виноград)-лиана, растёт в тропиках и субтропиках Бразилии и Чили.

18.Каланхоэ («Цветок жизни»)- известно более 200 видов. Обладает множеством целебных свойств.


19. Хатиора - многолетний суккулент, который еще называют «танцующие кости», что полностью оправдывает внешний вид цветка. Хатиора образует цилиндрические мясистые побеги, которые немного утолщаются к верху. Родиной кактуса хатиоры  является Бразилия, а точнее, ее тропические леса.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Потьминская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Потьминская средняя общеобразовательная школа»

Урок географии с применением ИКТ

Урок географии с применением ИКТ

Я буду собирать растения и окаменелости…Взаимодействие сил в природе, влияние неживой части творения на растительный и животный мир, вся эта гармония природы – вот на…

Я буду собирать растения и окаменелости…Взаимодействие сил в природе, влияние неживой части творения на растительный и животный мир, вся эта гармония природы – вот на…

Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины

Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины

IV . Закрепление нового материала

IV . Закрепление нового материала

В, витамин С, витамине Е, а еще: железо, калий, кальций, магний сера, йод, хром, фосфор и другие минералы, необходимые для нормального функционирования организма

В, витамин С, витамине Е, а еще: железо, калий, кальций, магний сера, йод, хром, фосфор и другие минералы, необходимые для нормального функционирования организма

Ведь это же наша с тобою , Навеки родная земля

Ведь это же наша с тобою , Навеки родная земля

На склонах Анд гнездятся самые крупные хищные птицы нашей планеты…………………………………………………………………………

На склонах Анд гнездятся самые крупные хищные птицы нашей планеты…………………………………………………………………………

Беньямин Петер Глоксин отправился в экспедицию в

Беньямин Петер Глоксин отправился в экспедицию в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2023