Конспект урока в 8 классе
Подготовила учетель географии Лукашова Галина Васильевнв
МОБУ ССОШ №1
на тему: «Половой и возрастной состав населения России. Средняя продолжительность жизни»
Цели урока - сформировать представление о возрастном и половом составе населения России и причинах их определяющих.
Содержание урока: Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Возрастной состав населения России и определяющие его факторы. Средняя продолжительность жизни. Половозрастная пирамида.
Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Оборудование - компьютер, мультимедиа проектор, презентация, опорные листы для учащихся (Приложение 1, Приложение 2).
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Вводная беседа
Как показывает наблюдение, многие из нас любят посещать торговые центры, супермаркеты. Часто в больших магазинах мы становимся участниками промоакций.
Справка: промоакция (промышленная акция) – это совокупность действий, направленных на продвижение продукта и воздействуют на потенциального покупателя.
Возникает вопрос: почему та или иная промоакция проходит в торговом центре нашего города? По какому принципу выбираются регионы для проведения промоакций? Для ответа на эти вопросы предлагаю посмотреть на ситуацию не со стороны покупателей, а со стороны организаторов акции.
3. Получение новых знаний
Представим ситуацию: Одна из российских компаний по производству продуктов питания с целью продвижения новых продуктов на рынок проводит промоакции: 1 промоакция «Собери подруг в Париж». В акции разыгрываются 3 поездки в Париж и 500 флаконов французских духов. Для участия необходимо собрать 4 упаковки от шоколада и выслать их по адресу.
2 промоакция «Разгадай тайны пиратских кладов» - в акции разыгрывается 500 МР3-плееров и 50 игровых приставок. Для участия в акции необходимо отправить фрагмент от упаковки детского йогурта по указанному адресу.
3 промоакция «Дневные скидки» - в акции участвует весь ассортимент молочной и хлебобулочной продукции компании, предоставляются скидки от 10% до 15%. Акция проводится для пенсионеров и действует с 11-00 до 17-00.
Для промоакций были выбраны 3 субъекта РФ: Рязанская, Ивановская области и Чеченская республика.
Для эффективного проведения промоакции компания производитель обратилась за помощью в организацию, которая занимается изучением социально-демографических особенностей регионов. Какие данные о населении этих регионов планирует собрать организация по исследованию, чтобы помочь компании по проведению промоакции? (Если затруднение – дополнительный вопрос: Скажите, на какую группу населения промоакции рассчитаны?)
Учитель предлагает сформулировать тему урока.
Вернемся к условиям промоакции. Какими знаниями и умениями мы должны овладеть, чтобы определить группу потенциального покупателя в промоакциях?
Задачи урока: научиться определять, сравнивать и объяснять половой и возрастной состав населения России и отдельных регионов.
Исходя из темы, где в будущем пригодятся вам полученные знания? Какие практические задачи помогут решить?
Какими источниками информации мы воспользуемся для достижения поставленных задач? (Статистические данные, географические карты, данные переписи населения и соцопросов)
Вывод: полученные на уроке умения и знания будут иметь практическую значимость в жизни и профессиональной деятельности. Данные о населении можно получить из различных доступных источников информации.
В среднем по миру соотношение мужчин и женщин показывает, что доля мужчин чуть выше доли женщин. Однако, соотношение мужчин и женщин в различных станах неодинаково: есть страны, где преобладают женщины (н-р страны Европы), а где-то перевес мужчин (н-р: мусульманские страны Азии)
Как вы думаете, к какой группе стран относится Россия?
Данные переписи населения 2010 года показали, что доля женщин 54%, доля мужчин – 46%. (относительная величина). В абсолютных показателях это составляет: 76.262 женщин и 65.642 мужчин, т.е. женское население превосходит по численности мужское на 10 млн. чел. В России численный перевес женщин над мужчинами один из самых высоких в мире. (10 млн. чел – численность Москвы). Какой вопрос вы бы задали статистам, увидев эти данные? – Почему жм.
Для поиска ответа обратимся к данным рисунка 230на стр. 257 учебника. Определите соотношение мужчин и женщин по возрастам.
На рисунке показано соотношение мужского и женского населения в трех возрастных группах: дети и подростки (до 15 лет), люди в возрасте от 15 до 65 лет, пожилое население старше 65 лет. Какой факт вы обнаружили? (м ж только в возрасте до 15 лет, чем старше возрастная группа, тем доля мужчин уменьшается, в старших возрастах м˂˂ж)
Каковы причины подобных соотношений? Причин такому несколько. Определим их, используя текст учебника на стр. 256. Прочитайте 1 абзац назовите основные причины этого явления. Причины:
Данный факт подтверждается данными. Сравним продолжительность жизни в России с другими странами мира.
Рис.231, стр.258. Средняя продолжительность жизни в России и развитых странах мира (число лет)
Страны |
Все население |
В том числе |
|
Мужчины |
женщины |
||
Россия |
65 |
61 |
74 |
Великобритания |
77 |
74 |
79 |
Германия |
76 |
73 |
80 |
Италия |
78 |
75 |
81 |
Япония |
80 |
77 |
83 |
США |
76 |
73 |
80 |
Статистика показывает, что средняя продолжительность жизни в России ниже, чем в развитых странах мира. Продолжительность жизни у женщин – 77 года, у мужчин – 67 лет. Разница в 10 лет! (один из самых высоких показателей в мире). Иными словами до преклонного возраста доживает малая доля мужчин.
Для подтверждения проведем мини-социологический опрос: поднимите 1-2 руки, у кого на данный момент жива (живы) бабушки? У кого живы дедушки? (соотношение пожилого мужского и женского населения подтверждается)
От чего зависит продолжительность жизни? (рис.232 , стр.258)
Есть еще одна причина, о которой не говорится в параграфе. В одном учебнике по географии мне попался текст, фрагмент зачитаю.
Представим себе такую картину. На конвейере автомобильного завода собирается новенькая машина. Заводы-смежники поставили сотни узлов и деталей: мотор, шины, стекло и многое другое. Все это собирается, готовая машина съезжает с конвейера, доставляется на торговую базу. Туда приходит покупатель, опробует ее, покупает, едет на ней домой, но по дороге заезжает на склад металлолома, где ставит новую машину под пресс и выбрасывает на свалку. Вы скажите – это невозможно! А теперь сравните: женщина вынашивает ребенка, в муках рожает его, выкармливает, воспитывает, тратя на это лучшие годы жизни, здоровье, деньги… Затем ребенок идет в школу, много лет в ней учиться, и все это время родители его содержат, учителя учат, вкладывают в него знания и умения. После школы он получает профессию, начинает работать, но вскоре гибнет из-за несчастного случая. Огромный труд многих людей, годы жизни родителей – все зря…
О какой проблеме заставляет задуматься этот отрывок? (Ответственность за продолжительность жизни). Нельзя забывать, что жизнь и здоровье человека в его руках! Все зависит от образа жизни, а образ жизни, поведение самосохранения формируется с юности.
О значимости этого фактора говорят и данные Всемирной организации здравоохранения, которые проанализировали возможные факторы, влияющие на жизнь и здоровье людей и оценили их удельный вес:
50-55% - образа жизни (включает в себя: трудовая деятельность человека, ведение ЗОЖ, отказ от вредных привычек, поведение самосохранения)
20% наследственных (генетических) факторов
20-25% экологические факторы
10% состояния здравоохранения в стране
Итак, подведем итог. Обобщите полученные сведения о половом составе населения и причинах. (Под влиянием определенных факторов в среднем по России доля женщин превышает долю мужчин. Одна из главных причин – продолжительность жизни в стране). Везде в стране ли сохраняется это соотношение?
Соотношение мужчин и женщин в России меняется по регионам страны. Исследования показали: в тех регионах, где активно развиваются отрасли, требующие преимущественно мужского труда, доля мужского населения высока. В России такими регионами являются районы добычи полезных ископаемых, лесозаготовки, строительство (районы нового освоения). Совершенно другая картина там, где в результате оттока мужского населения и развития отраслей, где заняты в основном женщины (текстильные районы), преобладают женщины (старопромышленные районы).
Возьмём на заметку этот факт. Обратимся к промоакции. К какой группе (старопромышленные и районы нового освоения) относятся регионы, выбранные для промоакции (Ивановская и Рязанская области, Чеченская республика)
Иваново – «город невест», получил такой неформальный статус за счет развития текстильной промышленности и высокой занятости женщин. Можно предположить, что в Ивановской и Рязанской областях Центральной России доля женщин выше доли мужчин. В Чеченской республике наоборот.
Исходя из вышесказанного, какие данные о населении необходимо учитывать при планировании промоакций? (половой состав населения)
Значит, 1 этапом подготовки к промоакции может стать анализ полового контингента региона. Информацию по этому вопросу мы изучили. Идем далее.
При характеристике возрастного состава, население делят на 3 возрастные группы:
1 группа - Дети и подростки – до 16 лет
2 группа - Взрослое население – 16-65 лет
3 группа - Пожилое население – старше 65 лет
Какая возрастная группа должна преобладать структуре населения страны? Почему? Каково должно быть соотношение между 1 и 3 группами? Почему?
Проанализируем данные возрастного состава России. Обратимся к статистическим данным.
Таблица 2. Соотношение разных возрастных групп населения (в %)
Возрастные категории |
мир |
Россия |
Дети и подростки – до 16 лет |
30% |
22% |
Взрослое население – 16-65 лет |
60% |
57% |
Пожилое население – старше 65 лет |
10% |
21% |
Какие особенности в возрастной структуре населения России вы видите на фоне данных по миру?
Россию по праву считают страной «со стареющей нацией». О проблемах этой ситуации мы поговорим на следующем уроке. Наша задача выявить причины данного соотношения. Вспомните материал прошлых уроков и назовите причины, вызвавшие снижение доли детей и увеличение доли пожилых в России.
С учетом этих особенностей, «стареет» сильнее всего население Дальнего Востока и Центральной России. Остальные регионы – «молодые».
Учитывая этот факт, перейдем ко 2 этапу промоакции – определите, к какой группе («молодеющих» или «стареющих») относятся субъекты Федерации?
О возрастном и половом составе регионов мы догадывались, а значит, наши предположения могли быть не точными. Но наша компания-производитель серьезная организация и не можем строить свою экономическую политику на предположениях. Вопрос: где взять точные данные о возрастно-половом составе регионов? На помощь приходят половозрастные пирамиды, составленные на основании переписи населения.
Пирамиды выглядят следующим образом (на слайде изображение и на опорных листах на столе). Какую неизвестную информацию о населении регионов мы можем получить из пирамид? (количество женщин и мужчин, число женщин на 1000 мужчин, доля населения разных возрастных групп – условные обозначения под рисунком).
Задание: Используя половозрастные пирамиды, определите особенности полового и возрастного состава населения субъектов РФ и заполните таблицу в опорных листах. Но для начала прочитайте инструкцию по работе с половозрастными пирамидами.
Таблица 3 . Половозрастной состав населения регионов России
Показатели |
Ивановская область |
Рязанская область |
Чеченская республика |
Число женщин на 1000 мужчин |
1230 |
1189 |
1072 |
Доля (%) детей и подростков в общей численности населения |
15,7 |
15,8 |
35,1 |
Доля (%) взрослого населения (в возрасте от 15 до 55(60)лет) в общей численности населения |
59,2 |
57,9 |
56,7 |
Доля (%) пожилого населения старше 55(60) лет |
25,1 |
26,3 |
8,2 |
На основании статистических данных (таблицы) дайте характеристику половозрастного состава регионов.
Еще раз проанализируйте данные о регионах и данные условий промоакций и определите целесообразность их проведения. В каком из регионов эффективнее пройдет одна из промоакций.
Какую промоакцию эффективнее провести в Чеченской республике? В Ивановской области? В Рязанской области?
4. Подведение итогов урока
Итак, сегодня на уроке мы научились определять данные о возрастно-половом составе отдельных регионов РФ, сравнивать их и объяснять. Задачи, поставленные в начале урока, достигнуты.
На примере проведения промоакций мы показали значимость полученных знаний в экономике предприятия и страны в целом. На основе полученных знаний о половозрастном составе населения сформулируйте проблемы, требующие решения на уровне региона и отдельно взятой семьи (вспомните проблемы и предложите пути решения, например: доступность занятий спортом, широкая сеть спортивных учреждений, ограничение распространения психоактивных веществ, увеличение культурно-досуговых мероприятий для всех слоев населения)
Задание на дом: §47 изучить (прочитать, ответить на вопросы параграфа), доп.задания. школа географа-исследователя стр.260
Список литературы:
Приложение 1.
Половозрастные пирамиды
Приложение 2.
Опорный лист к уроку «Возрастно-половой состав населения России»
Задание 1. Прочитай инструкцию к работе с половозрастными пирамидами:
Задание 2. Заполни таблицу «Половозрастной состав населения регионов»
Показатели |
Ленинградская область |
Псковска область |
Карелия республика |
Число женщин на 1000 мужчин |
|
|
|
Доля (%) детей и подростков в общей численности населения |
|
|
|
Доля (%) взрослого населения (в возрасте от 15 до 55(60)лет) в общей численности населения |
|
|
|
Доля(%) пожилого населения старше 55(60) лет в общей численности населения |
|
|
|
Задание 3.Соедини стрелками название промоакции и регион, в котором наиболее эффективно проведение каждой из промоакций. |
«Разгадай тайны пиратских кладов» |
«Собери подруг в Париж» |
«Дневные скидки» |
Задание 4. Проанализируйте данные Всероссийской переписи населения о половозрастном составе регионов РФ (http://www.perepis2010.ru) и предложите другие субъекты РФ, где проводимые промоакции были бы также успешны. Объясните свой выбор.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.